Урок От анализа текста к сочинению (Подготовка к ЕГЭ, часть С)


Конспект урока русского языка
Учитель: Вайсилова Лена БулатовнаКласс: 10
Тема: От анализа текста к сочинению (Подготовка к ЕГЭ, часть С)
Цели: - подготовка к ЕГЭ: умение писать сочинение - рассуждение;
- совершенствование практических умений и навыков анализа текста;
-воспитание заботливого отношения к родителям, милосердия к людям, нуждающимся в вас.
Задачи урока:
1.Поработать с отрывком из текста известного рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма".
2.Проанализировать проблемы текста, выявить авторскую позицию, выразить собственное мнение по прочитанному тексту.
3.Написать сочинение - рассуждение.
Оборудование:  
1)записи на доске;
2)памятка  «План сочинения ЕГЭ по русскому языку» (приложение 1); 3)речевые клише для подготовки к написанию сочинения- рассуждения (приложение 2);
4)рекомендации по написанию сочинения-рассуждения (приложение 3);
5)рабочие листы с текстами для каждого учащегося (приложение 4);
6)электронная презентация (приложение5);
7)слайд к тексту(приложение 6).
Основные термины и понятия: милосердие, сочувствие, нравственность.
Ход урока.
 I. Организационный   момент.
II. Этап  актуализации   субъективного  опыта  учащихся.
- Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом. Запишите тему урока: «От анализа текста к сочинению». Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной. (Ответы учеников).
-Вспомним алгоритм написания сочинения - рассуждения задания С. Нам предстоит поработать с отрывком из текста известного нам рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма», проанализировать проблемы текста, выявить авторскую позицию, выразить собственное мнение по прочитанному тексту и написать (дома) сочинение-рассуждение. (На партах – листы с памятками, речевыми клише, рекомендациями по написанию сочинения-рассуждения).
Алгоритм написания сочинения по русскому языку (часть С)
1. Вступление.
2. Постановка проблемы.
3. Комментарий к поставленной проблеме.
4. Позиция автора.
5. Собственная позиция.
6. Аргумент.
7. Литературный аргумент.
8. Заключение.
III. Работа с текстом  К. Г. Паустовского.  На экране – слайд (приложение 6).
1.Чтение  текста  учителем.
- Ребята, перед вами лежат рабочие листы, на которых даны вопросы и варианты ответов. (Приложение 4)
Прослушайте текст, озаглавьте его и запишите заголовок в тетради.
2.Многоаспектный  анализ  текста для  подготовки  к  сочинению.
Учитель: - Ребята, назовите выразительные эпизоды рассказа?
Ученики: - Старенькая мать уже долгое время ждёт свою дочь Настю. Она давно не встаёт с постели, но, услышав какой-то шум в саду, поднимается и бредёт к калитке в надежде встретить дочь. Так и не дождавшись её, она умирает. В конце рассказа мы видим позднее раскаяние Насти.
Учитель:- Почему Настя равнодушна к самому родному человеку – к матери?
Учитель:- Равнодушный человек всегда несчастен. Д.С. Лихачев считал: «Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим». Попытайтесь сформулировать главные «жизненные правила», которые помогут вам жить так, чтобы милосердие согревало вашу жизнь.
Учитель: - Сделаем выводы по тексту.
Учитель: - Какие проблемы подняты в данном тексте? Сформулируйте одну из основных проблем, выдвинутых в тексте.
Учитель: - Здесь подняты нравственные проблемы современного общества. В тексте речь идет о бесконечной родительской любви, о чувстве долга детей перед родителями, о страданиях людей, проживших долгую и прекрасную жизнь, но оказавшихся на склоне лет никому не нужными.
Учитель: - Как бы вы, ребята, прокомментировали проблему отцов и детей, высказанную в данном отрывке рассказа «Телеграмма»?
Ученики: - В начале повествования говорится о терпении и мужестве Катерины Ивановны, которая «никогда никому не жаловалась». Поражает контраст: глубокая любовь матери к Насте и равнодушие дочери. Описание природы не только украшает текст («висел серп месяца», «на зеленеющей заре зажглась звезда»), но и создает тревожную атмосферу: «листья палые», «сад облетел». И «обветренная липа», и весь сад подчеркивают состояние слабости, одиночества и безысходности героини.
Учитель: - Где, ребята, кульминация повествования?
Ученики: - Кульминационным моментом повествования является плач Катерины Ивановны. Слова «заплакала», «плакала», «слез» и слово «старость» сливаются воедино и заставляют сопереживать ей. Финал грустен, но не вселяет тревогу, так как мечта автора иметь такую маму говорит о милосердии окружающих.
Учитель: - О чём можно написать во вступлении?
Ученики: - О маме, о самом близком и родном человеке, о проблеме бескорыстной и искренней материнской любви.
Учитель: - Как относится автор к этой проблеме?
Ученики: - Автор обращает наше внимание на то, что человек, не способный откликнуться на чужую боль, постепенно черствеет. Он просит не забывать о самых близких, самых родных, которые в пожилом возрасте так нуждаются в нас, ибо нет ничего горше одинокой старости.
Учитель: - А теперь вспомним примеры из литературных произведений на данную тему.
Ученики:- 1) Произведение И.С.Тургенева «Отцы и Дети». Автор показывает, с какой большой любовью родители относятся к сыну. Евгений Базаров любит своих родителей, но он не может закрыть глаза на разницу взглядов и целей жизни. Так складывается конфликт с любимыми и любящими.
2) В стихотворении Сергея Есенина «Письмо матери» лирический герой сожалеет о разлуке с матерью, сожалеет о том, что доставил ей много переживаний, а теперь далёк от отчего дома, но судьбу уже не изменишь.
3) Примером заботы и любви матери, но непонимания и бесчувственности со стороны сына, является история, показанная в стихотворении Д. Кедрина «Сердце». Мать очень любила и заботилась о сыне; сын вырос, пришло ему время жениться, выбрал он девушку, и девушка была согласна на свадьбу при условии, что жених принесет ей сердце матери своей. Казак принес сердце, но, переступая через порог дома, споткнулся, и спросило тогда сердце матери: «Не ушибся ли ты, сынок?» Любовь матери была нескончаема, а сын не ценил ее, не понял всей ее глубины.
Учитель: - Каков может быть итог ваших рассуждений?
Ученики: - В вековечных спорах отцов и детей надо быть более добрыми, конечно же, нам, детям. Мы моложе и сильнее, лучше понимаем современные проблемы жизни. А родители всегда готовы прощать наши ошибки, так как нет ничего священнее родительской любви.
VI. Повторение и обобщение пройденного.
- Вспомним, какие цели, задачи мы ставили перед собой в начале урока. Что получилось? Над чем ещё необходимо поработать? (Над логическими переходами от одной части к другой.)
- Мы убедились, что мать нас любит такими, какие мы есть, и что мы должны заботиться о ней, помнить. Мамы знают, что мы их любим. Но наша любовь, даже очень большая, не сравнится с материнской любовью. Будьте благодарными и любящими детьми.
Чтение подготовленными учащимися стихотворения Валерия Панина «Не забывайте Матерей!» На экране - электронная презентация (приложение 5).
Исполнение ученицей песни Степана Булдакова «Мамы моей глаза».
VII. Итоги.
- Мы готовились к ЕГЭ, учились анализировать текст и писать сочинение – рассуждение. Домашнее  задание: написать сочинение по данному тексту, используя рабочие листы и памятки.
Приложение 1
План сочинения ЕГЭ по русскому языку
Короткий план к заданию C1 по русскому языку.1. Введение:Объем – 2-3 предложения.Задача: подвести читателя к проблеме2. Постановка проблемы Задача: четко и однозначно сформулировать ту из проблем текста, к которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста. Объем: 2-4 предложения. 3. Комментарий к проблемеЗадача: растолковать проблему, охарактеризовать ее .Объем: 4-7 предложений 4. Позиция автора Задача: рассказать о том, как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме. Объем: 1-2 предложения. 5. Ваша позицияЗадача: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце. Объем: 1-2 предложения. 6. 1-й аргумент+литературный пример.Аргументами могут быть:1) факты действительности, не подлежащие сомнению; законы природы; данные, полученные экспериментальным путем; заключения экспертов, статистические данные, мнения экспертов – все это СИЛЬНЫЕ аргументы;2) СЛАБЫЕ аргументы – доводы, основанные на личной уверенности или сомнении аргументатора, авторитете третьих лиц (ссылки на мнения известных людей, цитаты). 7. 2-й аргумент + литературный пример или 2 примера из жизни/науки. Лучше и здесь привести пример из литературы, чтоб уже наверняка. То же самое касается случая, когда у вас был только один нормальный пример, и вы его уже использовали. 8. Заключение. В заключении обобщаем все свои рассуждения, делаем вывод, подводим итог, возможно, призываем читателя к размышлению, используя риторический вопрос. 2-3 предложения.
Приложение 2
Речевые клише для подготовки к написанию сочинения- рассуждения
Анализ содержания исходного текста
1.Актуальность проблемы, поднимаемой автором.В своей статье автор поднимает важную для нашего времени проблему…Автор статьи затрагивает актуальную проблему…Одна из проблем, которую поднимает автор, касается…Текст посвящен одной из животрепещущих проблем нашего времени…Проблема, поднятая автором, всегда актуальна: это проблема…Среди проблем предложенного текста наиболее актуальна, на мой взгляд,…Для человека всегда актуальна проблема…Автор неравнодушен к проблеме…Публицист подчеркивает важность…Автор не просто обозначает проблему…, но и подчеркивает ее актуальность…Злободневность темы выражается в…Почему же проблема эта так актуальна в наши дни?..Уже в начале статьи автор заявляет актуальную проблему…Проблема эта давно известна, но автор представляет ее в неожиданном ракурсе…Автор сам формулирует проблему текста…Мне близка проблема, которую поднимает автор…
2.Тема и идея (основная мысль) текста.Автор статьи рассуждает на тему…В статье говорится о…На первый взгляд, автор берется рассуждать на тему простую, даже банальную, всем известную…Любому становится близка тема…, которую развивает автор.Тема… никого не оставляет равнодушным…Тема текста мне близка и понятна…Пожалуй, никогда я так глубоко не думал на тему…Автор подводит читателя к своей главной мысли, что…Идея текста действительно выстрадана автором:…Автор мастерски убеждает нас в том, что…В этом и заключается главная авторская мысль: …Весомо и убедительно звучит главная мысль статьи: …Вывод словно напрашивается сам собой: …Что же можно считать потаенной мыслью автора, основной мыслью статьи?..Прав публицист: …Сложно не согласиться с автором в том, что…Думается, что главная мысль автора бесспорна…С главной мыслью автора можно согласиться лишь частично…С одной стороны, автор высказывает бесспорную мысль о том, что…
3.Обоснование точки зрения автора.Точку зрения автора, по моему мнению, можно выразить так…Позиция автора заключается в том, чтоАвтор убедительно обосновал свою точку зрения…На мой взгляд, автор приходит к выводу…Главное в авторской точке зрения – …Автор занимает человеколюбивую, гуманистическую позицию…
Призыв автора к...Эта мысль выражает точку зрения автора: …Позиция автора сформулирована в предложении…Точка зрения автора во многом продиктована опытом его жизни…Думаю, что точку зрения автора разделяют многие, ведь …Трудно спорить с точкой зрения автора: …Автор емко, лаконично выражает свою точку зрения…Публицист дал ясно понять читателю свою точку зрения на проблему…Автор не скрывает и собственного мнения…Позиция автора обоснована…Автор подводит читателя к однозначному выводу: …Вывод автора очевиден…Авторская позиция вызывает уважение…Автор текста не остался равнодушным к… и провозглашает…Как бы ты ни относился к …, трудно не согласиться с автором, что …Мудрость автора выражена в его позиции: …
4.Характеристика композиции исходного текста, стиля и типа речи.Само построение публицистической статьи помогает автору быть убедительным…На мой взгляд, даже композиция предложенного текста играет большую роль…Построение текста соответствует основному типу речи – рассуждение …В первой части текста автор утверждает, что…Автор ненавязчиво подводит нас к мысли, что…Яркие примеры… не только подтверждают авторскую мысль, но и помогают читателю…Публицист рассуждает о…Рассуждения публициста убеждают нас…Перед нами яркий, напористый публицистический текст…Неспешное авторское повествование перемежается описанием…Известный писатель… предстает пред нами как яркий публицист…Художнику слова удалось создать неповторимую картину…Элементы описания не только украшают текст, но и позволяют…Писатель не мог обойтись без живого диалога…Стилистическая палитра текста оживляется…
5.Выражение собственной точки зрения.Я полностью согласен с автором…По моему мнению, автор прав, когда рассуждает о…Хочется присоединиться к утверждению публициста…Действительно, трудно не согласиться с автором статьи…Мое мнение по вопросу… совпадает с авторским…Трудно спорить с автором, так убежденно и ярко представившим проблему…Я считаю, что с автором можно согласиться в том, что…Как не признать правоту автора…Хотя, на первый взгляд, мысль публициста кажется спорной, подумав над проблемой, стоит с автором согласиться…Автор ставит многие сложные вопросы, на которые, пожалуй, нет однозначного ответа…Мое отношение к главной мысли текста сложное, неоднозначное…С одной стороны, следует признать правоту автора…С другой стороны, не дает полностью согласиться с публицистом тот факт…Не могу полностью согласиться с автором предложенного текста…
Приложение 3
Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения
Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы: и комментарии, и аргументы должны соответствовать именно этой проблеме.Следите за абзацным членением текста.Избегайте громоздких предложений.Не уверен– не пиши! Заменяйте слова, в значении которых сомневаетесь.Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно-вопросной формой в комментариях (не более 2-3 раз).Проверьте сочинение: тавтология (повтор одного и того же слова в смежных предложениях) – самая распространенная речевая ошибка. Чтобы избежать тавтологии, используйте перифразы. Пример: автор статьи, публицист, фамилия автора (например, С.Львов), известный автор статей на морально-этические темы, критик, прозаик.Используйте синонимические ряды, эпитеты, риторические фигуры речи, фразеологизмы, фигуру умолчания, сравнительные обороты, вводные конструкции, ряды однородных членов – и ваше сочинение станет более выразительным.
Приложение 4
Рабочий лист для анализа текста
1) Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2) Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3) Дочь Настя вот уже четвертый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4) Не ровен час, так и умрет она, не повидав дочери, не приласкав ее, не погладив ее русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна). (5) Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6) Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно. (7) Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить ее в сад, где она не была с ранней весны, все не пускала слабость. (8) – Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9) Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10) В нем я еще девушкой зачитывалась Тургеневым. (11) Да и кое-какие деревья я посадила сама. (12) Она одевалась очень долго. (13) Надела старый теплый салопчик, теплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка. (14) Уже вечерело. (15) Сад облетел. (16) Палые листья мешали идти. (17) Они громко трещали и шевелились под ногами. (18) Далеко над лесом висел серп месяца. (19) Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала. (20) Я крепко держал ее, чтобы она не упала. (21) Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез. (22) – Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой старости! (23) Не дай вам бог! (24) Я осторожно повел ее домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! (по К.Г. Паустовскому)1. Какие проблемы поднимаются автором текста? Выберите подходящий вариант (поставьте галочку).
1) Проблема материнства.
2) Проблема формирования личности.
3) Проблема взаимоотношений в семье.
4) Проблема бессердечия и душевной черствости.
5) Проблема одиночества.
2. К какому разряду можно отнести данную проблему?
1) Философская.
2) Социальная.
3) Политическая.
4) Нравственная.
3. Выберите из предложенных вариантов вступлений то, которое сообщает об основной проблеме исходного текста.
1) Много людей встречается человеку на жизненном пути. Кто-то становится настоящим другом, с кем-то приходится расстаться. Но не будет никогда человека ближе, чем родная мать. Она дарит жизнь, отдает свое тепло, любовь и заботу.
2) Русская женщина... Ее образ воспет во многих произведениях русской литературы. Вряд ли что-то может сравниться по красоте, силе, стойкости с этим образом. Это заметил и писатель ______, который, обратившись к женскому образу, заставляет читателя задуматься над проблемой ______.
4. Прокомментируйте следующую ситуацию:
(22) – Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23) Не дай вам Бог.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Найдите 4 орфографические и 2 пунктуационные ошибки в комментарии к основной проблеме текста.
Человек может остатся одиноким, если у него небыло семьи, и он потерял друзей. Но особенно вызывает сочуствие женщина, выростившая ребенка, и оставшаяся в старости одна, без помощи, как героиня рассказа К.Паустовского.
6. Напишите, как К.Паустовский относится к проблеме (то есть какова его позиция). При необходимости используйте следующие языковые клише.
Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме ...
Автор считает, что ...
Автор подводит читателя к мысли о том, что ...
Автор стремится донести до читателя мысли о том, что ....
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Выберите из списка произведений те, в которых герои, как и Катерина Ивановна, одиноки и несчастны.
1) А.Чехов «Ванька», «Тоска».
2) А.Алексин «Раздел имущества».
3) В.Распутин «Уроки французского».
4) Э.Хемингуэй «Старик и море».
5) Л.Толстой «Война и мир».
6) М.Горький «На дне».
8. Выразите свое отношение к проблеме исходного текста, приведите доказательства (аргументы), подтверждающие ваше мнение.
Обратите внимание: без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной. Можно воспользоваться следующими клише:
- Нельзя остаться равнодушным ...
- К сожалению, ...
- Огорчает то, что ...
- Разделяя переживания автора, хочу сказать, что ...
____________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Напишите заключительную часть сочинения и используйте приведенную ниже цитату.
Сегодня человек, только он один, отвечает за все на земле... Поступки его должны быть разумны и человечны.
(Д.С. Лихачев)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Прочитайте фрагмент. Какой части целого экзаменационного сочинения соответствует его содержание (комментарий, позиция автора, собственная позиция, заключение)?
Мы покидаем отцовские дома в поисках собственного пути. А родители остаются позади, провожая нас любящим взглядом. Для них нет большего счастья, чем видеть своих детей здоровыми и радоваться их удачам.
Приложение 5 (презентация)
Приложение 6 (слайд)