Устный журнал Пословица — всем делам помощница
МОУ Школа – детский сад с.КатравожИмени Героя Советского Союза А.М.Зверева
Устный журнал
"Пословица – всем
делам помощница"
Выполнила: Воспитатель Сязи О.Н.
Катравож 2016 год
Цель: познакомить детей с некоторыми пословицами; научить классифицировать пословицы; развивать связную речь детей; воспитывать любовь к чтению, доброту, отзывчивость.
Все мы знаем и любим народные сказки, песни, загадки и пословицы. Пословица – краткое народное изреченье, заключающее в себе какое-то поучение. Она умеет форму совета, поученья, наставления, предупреждения. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой, образной.
Оформление: На доске написаны пословицы:
1. Чтение - лучшее учение.
2. Дерево сильно корнями, а человек трудом.
3. Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
4. Родина - мать, умей за нее постоять.
Ведущий: Ребята, наш журнал состоит из 4 страниц.
I страница – Кто много читает, тот много знает.
Прочитайте первую пословицу, о чем будет идти речь?
Дети: О книге.
Дети читают пословицы: Книга – зеркало жизни. Кто много читает, тот много знает. Хорошая книга- лучший друг.
Ведущий: Книги рассказывают нам о многом: о Родине, о природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов.
(Дети читают наизусть выученные стихи).
Книга твой верный друг и товарищБереги ее вездеВедь она тебе поможетИ в учебе и в труде. У меня друзей немалоИ живут они вокругНо из всех друзей хорошихКнига - самый лучший друг.В каждом домеВ городах и на селеНачинающий читательДержит книгу на столе.Мы дружны с печатным словомЕсли б не было егоНи о старом, ни о новомМы не знали б ничего.Книгу всем понятнуюУмную, занятнуюМальчики и девочкиВсе читать хотят.
Игра “Ромашка”
На больших лепестках написаны названия книг, на маленьких- их авторы. Нужно совместить лепестки. Например: “Три медведя” - Л.Н.Толстой, “Золушка” - Ш.Перро, “Серебряное копытце” - П.Бажов, “Мороз Иванович” - В.Одоевский.
II страница «Дерево сильно корнями, а человек трудом»
Ведущий: Посмотрите на вторую пословицу. О чем будем говорить?
Дети: О труде.
Ведущий: Какие пословицы о труде вы знаете?
Учащиеся читают пословицы и стихи.
Дети: Землю красит солнце, а человека – труд.
Труд кормит, а лень портит.
Упустишь минуту - потеряешь час.
Птица крепнет в полете, а человек - в труде.
Без труда мечта мертва.
Без труда ничего не дается.
Человек живет век, а доброе дело – два.
Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах.
1. Стол, за которым ты сидишь, Кровать, в которой ты уснешь, Тетрадь, ботинки, пара лыж, Тарелка, вилка, нож…2. И каждый гвоздь, и каждый дом, И каждый ломтик хлеба - Все это создано трудом, А не свалилось с неба.
3. За все, что сделано для нас, Мы благодарны людям. Придет пора, настанет час, И мы трудиться будем.
Ведущий: Пока вы школьники, главный ваш труд – это учеба. Но кроме хорошей учебы, вы должны себя уметь обслужить, и помочь маме, брату, сестре. Давайте отгадаем загадки о профессиях.
Его приходу каждый рад,Когда на кухне водопад. (Водопроводчик)
Кто в дни болезни всех полезнейИ лечит нас от всех болезней? (Доктор)
Бывает же работа,Завидно от души!Свисти, когда охота,Да палочкой маши. (Милиционер)
Станет палочкой махать,Станет музыка играть. (Дирижер)
Ночью, в полдень, на рассветеСлужбу он несет в секрете,На тропе, на берегу,Преграждая путь врагу. (Пограничник)
Мне нужны такие вещи:Молоток, тиски и клещи,Ключ, напильник и ножовка,А всего нужней сноровка! (Слесарь)
Мастер, мастер, помоги -Прохудились сапоги .Забивай покрепче гвозди -Мы пойдем сегодня в гости! (Сапожник)
Он не летчик, не пилот,Он ведет не самолет,А огромную ракету,Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
Кто пасет овец и козТам, где луг травой зарос? (Пастух)
Мы учим детишек читать и писать,Природу любить, стариков уважать. (Учитель)
III страница – Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.
Ведущий: Посмотрите на третью пословицу на доске. О чем речь пойдет?
Дети: О дружбе. (Чтение и разбор пословиц )Друга ищи, а найдешь береги. Друзья познаются в беде. Старый друг лучше новых двух. Человек без друга - что земля без воды.
IV страница – Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Ведущий: Посмотрите на четвертую пословицу на доске. О чем речь пойдет?
Дети: О Родине.
(Дети читают стихи и пословицы о Родине или слушают песню о Родине).
С.Михалков.
Кремлевские звездыНад нами горят,Повсюду доходит их свет!Хорошая Родина есть у ребят,И лучше той Родины нет!
А. Прокофьев.
Нет на свете Родины красивей -Боевой страны богатырей.
Вот она, по имени Россия, от морей простерлась до морей.
Ведущий: Вот подошли мы к последней странице нашего журнала. Давайте, поиграем в игру.
Игра на сопоставление пословиц из двух предлагаемых слов. Выигрывает тот, кто быстрее других составит пословицы.
Шило - мешок (Шила в мешке не утаишь).
Язык - дело ( Не спеши языком, торопись делом)
Дело - мастер (Дело мастера боится)
Труд - лень (Труд человека кормит, а лень портит).
Минута - час (Упустишь минуту- потеряешь час).
Кто много читает… (тот много знает) 2. Книгу читать… (на крыльях летать) 3. Поздно встанешь… (мало сделаешь) 4. Мир освещается солнцем… (а человек знанием) 5. Что одному не под силу, то… (легко коллективу) 6. Не красна изба углами - … (красна пирогами)
Игра «Семь и один»
Назвать четыре пословицы, в которых употреблены числа «семь» и «один».
Семеро одного не ждут. 2. Семь раз отмерь, один раз отрежь. 3. Семь бед – один ответ. 4. Семеро с ложкой, один с сошкой.
Подведение итога устного журнала. Награждение победителей.
Литература.
В.Князев. Книга пословиц.
О.Н.Козак. Загадки и скороговорки. Санкт-Петербург, 1997
В.И.Даль. Толковый словарь русского языка