Программа внеурочной деятельности Волшебная иголочка (изонить) 1-2 классы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Северодвинская прогимназия №1»
«ВОЛШЕБНАЯ ИГОЛОЧКА»
Программа внеурочной деятельности
Составитель: воспитатель ГПД Мудракова Анна Сергеевна
Г. Северодвинск
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа весьма актуальна, поскольку позволяет совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику, стабилизировать психоэмоциональное состояние, стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетическую чувствительность, развивать речь, пространственную ориентацию, стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в основном у городских детей. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, ткать, вышивать. Сейчас же большинство видов деятельности за людей делают машины. Результатом этого и является слабое развитие моторики как общей, так и мелкой моторики пальцев руки. Вследствие этого появляются проблемы в речевом развитии, в координации движений. Зачастую о данных проблемах у детей родители узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш и ручку.
Одним из способов решения данной проблемы является знакомство и обучение детей различным видам декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство – самое древнее искусство на земле. Рукоделие всегда и у всех народов было в большом почете. Один из самых распространенных и любимых его видов – вышивание. Вышивка отражала жизнь конкретного народа, украшала одежду, жилище, быт.
Очень интересным представляется плетение с помощью нитки и иголки, т. е. нитяная графика или изонить – это один из видов искусства, в котором изображение дается в виде рисунка нанесенного нитями на какую-либо плоскость в линейных формах. Достоинство его в том, что изделие выполняется быстро и аккуратно.
Истоки творчества «изонити» принадлежат английским мастерам. Основной материал для работы – картон, бархатная бумага, нитки различных цветов и оттенков. Иногда основой для работы служит наждачная бумага. Основные элементы натяжения нитей – угол, круг, эллипс и заполнение фигур частями со смещённым центром.
Освоение техники «изонити», позволяет выполнять поздравительные открытки, сувенирные обложки, декоративные панно. Работа не требует дорогостоящих материалов, проста в исполнении и оригинальна. Ребёнок, увидевший «изонить» впервые, сразу же задается вопросом – как это делается?
При выполнении работ по «изонити» у детей развивается наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук. Дети, занимающиеся «изонитью», приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремлённость, развивают собственный творческий потенциал. В ходе работы ребёнку необходимо запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы натяжения нитей – всё это стимулирует, совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда.
В познавательном плане: расширяется круг знаний, умений, навыков в технике «изонить»; расширяется кругозор, повышается интерес к культуре декоративно – прикладного искусства. Все данные качества необходимо в первую очередь развивать и воспитывать у ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Особенностью программы является то, что «изонитью» занимаются с удовольствием и мальчики и девочки. Вот почему эти занятия позволяют в совместно-творческой деятельности объединить разнополых исполнителей.
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего школьника посредством овладение ими технологией нитяной графики (изонити).
Задачи:
познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами техники «изонить», сформировать умения и навыки работы в новой технике.
пробудить желание совершенствования в данном направлении декоративно-прикладного творчества;
формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
способствовать развитию у ребенка: мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорного восприятия, глазомера;
воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени;
развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Программа адресована учащимся начальной школы (1-2 классы), составлена из расчета 33-34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю в течение учебного года, в рамках кружка. Количество детей в группе 10-12 человек.
Отличительные особенности программы
Программа рассчитана на 2 года. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в календарно-тематическое планирование, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение технике, но и создание индивидуальных сюжетно-тематических композиций. Во время занятий для создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки, что способствует эмоциональному развитию детей.
Образовательный процесс предполагает использование различных методов обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (наглядный);
проблемный (педагог вместе с детьми и ищет пути ее решения);
эвристический (ребята сами находят проблему и ищут пути ее решения).
Учебно-методическое обеспечение программы
Дидактические материалы:• инструкционные карты и схемы базовых форм;• инструкционные карты сборки изделий;• схемы создания изделий;• образцы изделий;• альбом лучших работ детей; • таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
Инструменты, необходимые для работы:
плотный картон или бархатная бумага;
нити различного цвета (швейные, мулине, ирис);
игла с широким ушком;
нитковдеватель;
шило короткое;
ножницы;
скотч или клей ПВА;
кусок линолеума или толстого картона.
Учебно-тематический план:
1 год обучения
№ Тема Содержание Кол-во часов
1 «Волшебная иголочка» Знакомство с техникой «изонить». Показ и анализ готовых изделий. Необходимые материалы и инструменты. Условные обозначения. Техника безопасности при работе с инструментами на занятиях. Перевод рисунка на фон. Виды переводов рисунка. 1 час
2 Заполнение углов. Основные приемы работы в технике «изонити». Введение понятий: «угол», «вершина», «левая сторона угла», «правая сторона угла». Заполнение угла. Последовательность выполнения работы и оформление закладок для книг. Основы цветоведения. Понятие композиции. 1 час.
3 «Зонтик» Выполнение работы «Зонтик». Узор тупого угла. Отличие лицевой и изнаночной стороны изделия. Закрепление понятий – «угол», «вершина», «левая и правая сторона». Дорисовка изображение после вышивки. 1 час
4 «Морковка для зайца» Выполнение работы «Морковка». Закрепление умения отличать лицевую и изнаночную стороны изделия. Вдевание нитки в иголку, закрепление нити с изнаночной стороны. 1 час
5 Заполнение окружности
Приём в технике «изонити». Заполнение окружности. Последовательность выполнения работы и оформление открыток. Профессия художник-оформитель. 1 час
6 «Солнышко» Окружность в технике «изонити». Правила и последовательность работы с окружностями. Выполнение работы «Солнышко». 1 час
7 «Уточка» Создание изображения используя разные по величине окружности.
Умение правильно пользоваться иголкой. Учить самостоятельно подбирать цвета ниток. 2 часа
8 Заполнение дуги Основы композиции. Композиция в работе, ее особенности. Основные этапы проектирования и создание изделия в технике «изонить» – заполнения дуги. Орнамент в основном приеме «изонити». Основные приемы работы в технике «изонити». Заполнение дуги. 1 час
9 «Рыбка золотая» Подготовка эскиза рисунка в технике «изонити». Выполнение схемы. Прием в технике «изонить» - окружность, дуга. Продолжать самостоятельно подбирать цвета ниток. 2 часа
10 «Елочки в лесу» Выполнение работы «Ёлочки в лесу». Закрепление навыков выполнения углов. Формирование чувства цвета. Чтение пословиц и поговорок о труде. Дорисовка изображение после вышивки. 2 часа
11 «А снег идет…» Создание композиции в круге. Прием в технике «изонить» - окружность, угол, дуга. Выполнение работы «снежинка». Открытки на Новый Год. 3 часа
12 «Домик в лесу» Создание сюжетных композиций.
Обучение умению из углов и окружностей составлять изображение. Воспитание умение доводить начатое дело до конца. 3 часа
13 «Открытка папе» Выполнение в технике «изонить» военной техники. Работа с трафаретом, создание отверстия по отметкам на трафарете. Техника безопасности при пользовании шилом. Продолжать учить подбирать цветовую гамму ниток для определенного фона. 3 часа
14 «Весенние цветы» Составление изображений цветов из углов и окружностей. Введение понятия «зеркальное изображение». Открытки на 8 Марта. 3 часа
15 «Бабочка» Продолжать тренировки по прокалыванию отверстий. Выполнение работы «Бабочка». Выбор техники исполнения. Оформление изделия. 2 часа
16 «Черепашка» Заполнение квадрата, многоугольника. Создание изображения используя различные приемы «изонити». Оформление изделия. 3 часа
17 Чему мы за год научились Изготовление работ для выставки в галерее школы. Подготовка материалов, инструментов. Выбор изображение, создание шаблона. 3 часа
Итого: 33 часа
Учебно-тематический план:
2 год обучения
№ Тема Содержание Кол-во часов
1 Введение в программу Техника безопасности. Знакомство с планом работы. Анализ готовых изделий. Выбор тем на год. 1 час
2 Заполнение спирали Основные приемы работы технике «изонить». Последовательность выполнения работы. Способы заполнения спирали. 1 час
3 «Точка за точкой» Виды перевода рисунка и определение количества точек (сквозных отверстий) и их нумерация. Рассматривание схем и готовых работ. Выбор рисунка. 1 час
4 «Волшебное превращение» Обучение созданию схемы по выбранному рисунку. Деление рисунка на круги, овалы, углы, спирали. Зарисовка схемы. Прокалывание основы. 1 час
5 «Осенние дары» Зарисовка изделия, подбор иллюстрации. Выполнение трафарета к выбранному рисунку. Подбор материалов, инструментов. Прокалывание отверстий по трафарету. Подбор цветовой гаммы. Выполнение работы. Оформление изделия. 3 часа
6 «Зима идет, аукает» Экскурсия в парк, на выставку картин местных художников-пейзажистов. Выполнение эскиза, схемы и трафарета. Подбор цветовой палитры ниток. Выполнение работы. Прослушивание классических произведений на зимнюю тематику, чтение стихов. 4 часа
7 Открытка к Новому году. Закрепление различных приемов «изонити». Выбор схемы. Разработка карты цветовой гаммы. Подбор инструментов. Выполнение работы. Оформление изделия. 2 часа
8 Натюрморт с цветами Рассматривание различных видов цветов. Зарисовка изделия, подбор иллюстрации. Выполнение трафарета к выбранному рисунку. Подбор материалов, инструментов. Прокалывание отверстий по трафарету. Выполнение изделия. Прослушивание музыкального произведения «Вальс цветов» Чайковского. 4 часа
9 «Космические дали» Экскурсия в музей. Рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов о космосе. Построение плана работы. Разработка схемы, трафарета. Выполнение работы. 4 часа
10 «Красная книга нашей области» Экскурсия в музей и библиотеку. Рассматривание иллюстраций. Разработка трафарета, подбор материалов и инструментов. Выполнение и оформление работы. 3 часа
11 «Гордимся, помним» Выполнение различных приемов в технике «изонить». Схемы огня, звезды, гвоздики, георгиевской ленты, медали. Разработка сюжета. Выполнение работы. 2 часа
12 «По тропинкам любимой сказки» Выполнение изображения любимого сказочного героя в технике «изонить». Экскурсия в библиотеку. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Подбор материала и инструментов. Разработка трафарета-схемы. Выполнение работы. 3 часа
13 «Чему мы научились» Творческая работа. Закрепление полученных навыков и умений создавать работы в технике «изонить». Выбор темы, разработка схемы, подбор цветовой гаммы. Выполнение работы. 3 часа
14 Выставка работ Оформление вставки. Выбор изделий, подготовка к выставке. 1 час
Второй год обучения посвящен закреплению уже полученных знаний, умений, навыков, овладение более сложными приемами нитяной графики. Обучению самостоятельно составлять схему, пользуясь правилами техники «изонить». Создание более сложных сюжетных композиций.
Тематика зависит от способностей и творчества детей и педагога, их желания выполнить определенную работу. Кол-во часов, отведенных на каждую тему: 3-4 часа, в зависимости от сложности работы.
Работа проводится в основном индивидуально. Коллективно выбирается тема работы, обговариваются способы выполнения, просматривается наглядный материал, проводятся экскурсии. После выполнения работ всеми детьми на одну тему, проводятся выставки.
Ожидаемые результаты
приобретение практических навыков по владению шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами;
овладение техникой «изонить»;
приобретение умения планировать свою деятельность;
обогащение активного и пассивного словаря детей;
закрепление полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте.
Примерные требования к знаниям и умениям учащихся
В результате обучения по данной программе учащиеся должны знать:
термины основных изучаемых понятий (угол, вершина угла, сторона угла, овал, круг, центр круга, дуга, завиток, лицевая сторона, изнаночная сторона) ;
правила техники безопасности по работе с ножницами, иглой, шилом;
цвета спектра и их оттенки;
правила и последовательность выполнения работ в технике «изонить»;
порядковый и количественный счет.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны уметь:
изготовить работу в технике «изонить»;
выполнять основные элементы в технике «изонить»;
подбирать материал и нужный инструмент;
анализировать и изготавливать схему, работать по схеме;
вдевать нить в иглу, закреплять нить на работе;
анализировать работу товарища и свою;
самостоятельно дополнять и изменять свою работу;
оборудовать рационально рабочее место.
Оценка результатов освоения программы
Знание основных геометрических понятий и базовых форм. Заполнение угла, овала, круга, спирали.
Высокий уровень – делает самостоятельно,
Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
Низкий уровень – не может сделать.
II. Умение создавать изделия, пользуясьинструкционными картами и схемами.
Высокий уровень – делает самостоятельно,
Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
Низкий уровень – не может сделать.
III. Когнитивное развитие.
Высокий уровень – почти полное совпадение контура с протянутыми нитями;
Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
IV. Творческое развитие:
Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню возрастной группы;
Низкий уровень – явные диспропорции, нарушение цветовой гаммы.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков,
оцениваются умения: – организовать свое рабочее место, – рационально использовать необходимые материалы, – аккуратность выполнения работы.
Литература
Андреева И. Рукоделие. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
Большая советская энциклопедия. – М.: ВТО, 1992 – 1997.
Бурундукова Л. Волшебная изонить. АСТ-Пресс Книга, 2010.
Вышивание, вязание, поделки из кожи. – М.: Знание. – 1993, 1997.
Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
Гусарова Н.: Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – С.-П.: Дество-Пресс, 2007.
Косминская В. Основы изобразительного искусства и методика изобразительной деятельности детей. – М.: Просвещение, 1981.
Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - С.-П.: Литеро, 2005.
Мульи А. Рукоделие в школе. – М.: Просвещение, 1974.
Энциклопедический словарь юного художника, изд-во «Большая Российская энциклопедия». – М.: 1997.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендации к организации работы
Перед началом работы необходимо вымыть руки с мылом, чтобы не оставлять следов на картоне;
Работа выполняется в одну нить, длина которой определяется классически: от запястья левой руки до правого плеча;
Нитка закрепляется на изнаночной стороне скотчем, узелки не используются;
Закреплять нитку следует на свободном от отверстий месте;
Чтобы нитка не выскальзывала, держать иголку следует за ушко вместе с ниткой;
Если нитка закончилась, необходимо закрепить ее скотчем, а новую вывести на лицевую сторону через соседнее отверстие, не меняя направления движения;
На первых работах можно с изнаночной стороны пометить 1-й и 2-й уколы иголки, стрелкой показать направление движения и написать длину стежка (напр.:1- 25 – это означает, что надо соединить 1-е и 25-е отверстия);
По окончании работы изнаночную сторону заклеить чистым листом картона или бумаги.
Трафарет на картоне закреплять при помощи 4 канцелярских скрепок. Отверстия наносить шилом сверху вниз, подложив под картон кусок линолеума или многослойного картона.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1. Изонить - это …..
А) вязание спицами
Б) техника напоминающая вышивку
В) аппликация
2. Для работы в технике «изонить» необходимо иметь:
А) Иголку
Б) Нитку
В) Картон
Г) Крючок
3. На какой стороне картона наносится рисунок для выполнения работы в технике «изонить»
А) на дополнительном листе
Б) изнаночной стороне
В) лицевой стороне
4. Можно ли выполнять вышивку нитками разных цветов
А) да
Б) нет
5. Как вид искусства изонить появилась в:
А) Индии Б) Китае
В) Англии
Ответы не тест 1. Б) техника напоминающая вышивку 2. А) иголку
Б) нитку
В) картон 3. Б) на изнаночной стороне
4. А) да 5. В) Англии
Оценки: «5» – 0 ошибок, «4» – 1 ошибка, «3» – 2-3 ошибки
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Техника безопасности
Ножницы держать закрытыми или в специальном чехле.
Передавать ножницы следует кольцами вперед, удерживая их за лезвия в закрытом состоянии.
Иголку, шило, булавки хранить в специальном футляре или салфетке.
Нитки и скотч отрезать только ножницами.
Иголки, булавки в рот не брать.
Во избежание порезов проводить пальцами по краю картона, листа бумаги, лезвиям открытых ножниц нельзя.
Изделие держать так, чтобы во время продевания иглы с ниткой в отверстие не нанести травму себе или товарищу.
В процессе работы не крутиться, не размахивать руками и быть внимательным.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Схемы
КРУГИ
УГЛЫ
ДУГА
ЗАВИТОК
ОВАЛ
ТРЕУГОЛЬНИК
ЛЕПЕСТКИ
ЗАВИТОК