РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности Кружок «В гостях у сказки»
Краснодарский край
Муниципальное образование Тбилисский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 29 августа 2014 года протокол №8
Председатель ________ Ильченко Т.А.
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Кружок «В гостях у сказки»
Срок реализации: 4 года
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Составитель: Кузнецова Л.В.
Пояснительная записка
В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Потребность общества в личности нового типа творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни.
В подобной системе особо заметное место занимает курс «В гостях у сказки».
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители И. А. Ильин и Е. Н. Трубецкой видели в сказке отражение души русского народа.В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки. Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты. Данная инновационная культурно-образовательная программа построена на глубоком, осмысленном прочтении детьми русских народных и авторских сказок с использованием на занятиях краеведческих материалов.
Цель программы:
формирование духовной культуры и эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа;
формирование второклассников как квалифицированных читателей;
формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти;
расширение читательского кругозора второклассников;
формирование навыков исследовательской работы.
Задачи:
приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир русской народной и авторской сказки.
воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей.
развивать навыки исследовательской работы: собирать информацию, анализировать, делать выводы и т.д.
Содержание программы
В качестве учебного материала для формирования второклассников – читателей – кружковцев выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор сделан не случайно. Второклассник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя второклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей семи-восьми лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
Важно заметить, что данная программа ставит своей целью проведение литературоведческого анализа (раскрытие замысла, подтекста, авторского отношения, составление образа, работа над средствами интонационной выразительности) для последующего синтеза – драматизации. Тематическая ценность данной программы: воспитанники на занятиях кружка «В гостях у сказки» знакомятся с произведениями не только русской культуры, но и с культурой других народов.
Осознать духовный мир русских народных и авторских сказок детям помогает использование на занятиях таких современных форм и методов, как беседа-диалог, познавательные и сюжетно-ролевые игры, инсценирование, музейные экскурсии, а также просмотр видеофильмов с последующим их обсуждением, что способствует формированию у детей способности интерпретировать сказку, извлекая из нее нравственный смысл и накапливая собственный духовный опыт. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность, на самостоятельный творческий поиск детей в различных формах: рисование, аппликация, сочинительство, постановка спектаклей, работа с литературой, сбор информации, опрос. Программа имеет интегрированный характер. Она может быть использована на уроках чтения, русского языка, при проведении классных часов, бесед с участием родителей, школьных праздников. Подведение итогов занятий рекомендуется провести в различных формах общественной презентации: выставка творческих работ и поделок, путешествие в сказку, литературный аукцион, конкурс, спектакль, исследовательская работа. В ходе занятий младшие школьники будут не только овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы, но и смогут проявить себя в духовно привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они собирают информацию, наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы.
Описание места учебного курса в учебном плане.
Программа рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 7-9 лет (1-3 класс) в объеме 34 часа в год (один час в неделю).
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны уметь:
– определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
– давать характеристику основным действующим лицам произведения;
– высказывать своё отношение к прочитанному;
– выделять в тексте слова автора, действующих лиц;
- работать с дополнительной литературой (под руководством взрослых).
Учащиеся должны знать:
– виды сказок (о животных, волшебные, бытовые);
– народные и авторские сказки;
- признаки сказки как жанра;
– пословицы, поговорки, крылатые выражения ( усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно кстати их употребить).
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№
Тема занятия
Содержание занятия
Дата
Проведения
1
Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых»
Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка».
2
Украинская народная сказка «Колосок».
Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания.
3
Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик».
Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок.
4
Русская народная сказка «Заяц – хваст». Сравнение с авторской сказкой Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки.
5
Адыгейская сказка «Кто сильнее» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».
Чтение сказок. Анализ содержания. Действующие лица.
6
Сказки про зайцев.
Подбор сказок про эайцев. Викторина.
7
Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках.
Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка.
8
Чукотская сказка «Хвост».
Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование.
9
Русская народная сказка «Три медведя». Русская народная сказка «Вершки и корешки»
Чтение сказок. Составление вопросов по содержанию сказок.
10
Ненецкие народные сказки «Белый медведь и бурый медведь»,Как медведь хвост потерял» Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе.
Чтение сказок. Иллюстрирование. Викторина.
11
Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко»
Чтение сказки. Работа над пересказом.
12
Русская народная сказка «У страха глаза велики».
Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки.
13
Русская народная сказка «Бабушка, внучка да курочка».
Чтение сказки. Иллюстрирование.
14
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Чтение сказки. придумывание вопросов к тексту.
15
Сказки про лису. Русская сказка «Думы».
Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки.
16
Сказки про зайца, лису и медведя.
Выставка книг. Чтение сказок. Викторина.
17
Мордовская сказка «Разудалый петушок».
Чтение сказки. Чтение по ролям. Пересказ.
18
Калмыцкая сказка «Петух и павлин». «Весёлый воробей»
Чтение. Сравнение с мордовской сказкой.
19
Удмуртская сказка «Синица и старый воробей»
Чтение сказки. Работа по содержанию сказки.
20
Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».
Чтение сказки. Анализ прочитанного.
21
Праздник «В гостях у сказки»
Литературный праздник
22
Ингушская сказка «Сокол и ворона»
Чтение сказки. Работа над текстом.
23
Русская народная сказка «Байка про тетерева»
Чтение сказки. Сравнение с другими сказками про птиц.
24
Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев».
Чтение и инсценирование сказки.
25
Русская сказка «Лиса и тетерев».
Чтение сказки, чтение в лицах. Анализ сказки.
26
Сказки про птиц.
Выставка книг. Чтение. Сравнение.
27-28
Моя любимая сказка о животных.
Чтение и пересказ любимых сказок.
29-32
Подготовка и защита проектов: «В гостях у сказки»
Рисунки, поделки, презентации
33
Итоговое занятие
Литературная викторина
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п
Наименование разделов, блоков, тем.
Всего часов
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
план
факт
1
Русские народные сказки. Рассказывание. Путешествие в сказку.
1
Знакомство с выставкой народных сказок и иллюстрациями к ним. Беседа-диалог: «Твоя любимая сказка. Чем она тебе нравится?» Посещение спектакля кукольного театра.
2-3
Инсценирование русской народной сказки «Теремок».
Работа над художественной выразительностью языка.
2
Сюжетно-ролевая игра по мотивам русской народной сказки «Теремок». Беседа-диалог: «Хвастовство и самонадеянность до добра не доведут». Распределение и пробы ролей в спектакле «Теремок». Разучивание ролей с применением голосовых модуляций.
4-5
Творческий пересказ любимых сказок.
Иллюстрирование русских народных сказок.
2
Беседа-диалог: Доброе слово доброе дерево добрый плод. Знакомство с русской сказкой «Лиса и журавль» и «Гуси-лебеди». Игра в «Вежливое слово» (участники передают мячик друг другу, сказав при этом доброе, вежливое слово, не повторяясь). Практическая работа: выписать в рабочую тетрадь вежливые, добрые слова, которые встретились при чтении сказок; выбрать одно (любое) вежливое слово и рассказать историю его происхождения, придумать сказку с этим словом.
6
Чтение сказок о животных. «Медведь – сказочный герой».
1
Мордовская сказка «Благодарный медведь». Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе. Беседа о доброте. Сочинить загадки про медведя.
7-8
Инсценирование любимых сказок.
Работа над содержанием сказки. Составление картинного плана.
2
Путешествие по пушкинским сказкам. Знакомство с выставкой сказок А. С. Пушкина разных лет изданий с иллюстрациями разных художников. Просмотр и обсуждение «Сказки о рыбаке и рыбке». Беседа-диалог о смирении и гордости, бескорыстии и жадности, послушании и своенравии. Твое понимание поговорок: «Чего нет, того и хочется», «Кто много желает, тот и мало видает». Практическая работа: прочитать любую из сказок А. С. Пушкина, выписать в рабочую тетрадь пушкинские термины, обозначающие чувства: отрицательные и положительные; написать письмо-совет одному из отрицательных героев сказки, после которого ему захотелось бы совершить добрый поступок.
9-10
Ориентирование в книге (на развороте, в оглавлении).
Слушание аудиозаписи сказки, рисование героев.
2
Знакомство со сказкой В. Катаева «Цветик-Семицветик». Выразительное чтение сказки. Просмотр мультфильма «Цветик-Семицветик» с последующим обсуждением. Практическая работа: написать мини-рассказ о том, на что бы ты использовал последний лепесток? Подобрать пословицы, поговорки о взаимовыручке, добром сердце, сострадании.
11-12
Чтение сказки по ролям. Лепка героев сказки.
Инсценирование сказки. Игра «Догадайся, кто я».
2
Знакомство с выставкой сказки С. Аксакова «Аленький цветочек» разных годов издания. Портрет писателя. Выразительное чтение сказки по ролям. Инсценировка понравившихся отрывков. Практическая работа. Листки активности с заданиями: выписать в рабочую тетрадь добрые, красивые слова из сказки «Аленький цветочек» ; придумать и записать свое продолжение сказки, ответив на вопросы: если бы вместо младшей дочери к Чудищу отправились другие сестры, что было бы? Если бы Чудище превратилось в молодого человека, у которого не было бы богатства и дворца, что было бы?; нарисовать или сделать поделку аленького цветочка.
13
«Сказка в красках».
1
Моя любимая сказка. Любимый герой. Нарисовать иллюстрацию к любимой сказке, прокомментировать её. Развитие фантазии, творческой самостоятельности учащихся на основе сюжета любимой сказки.
14-15
Подготовка и проведение праздника «Духовный мир русской сказки».
2
Выставка детских творческих работ и поделок. Представление лучших работ. Награждение. Проведение конкурсов: «Из какой мы сказки?», «Подбери слова к сказке», «Продолжи, что произошло дальше?» Литературный аукцион «Кто больше назовет положительных героев русских сказок?» Инсценирование отрывков из любимых сказок, кукольный спектакль. Практическая работа: проверка знаний, умений, навыков обучающихся, оформление выставки, организация и проведение инсценировок сказок.
16
Знакомство с понятием «исследовательская работа».
1
Рассказать о значении и об этапах исследовательской работы. Показать пример исследовательской работы. Вызвать интерес к её выполнению.
17
Выбор темы для коллективной исследовательской работы.
1
Тему исследовательской работы связать с русской или мордовской народной сказкой, пословицами или поговорками. Учитывать интересы учащихся. Разделить детей на группы по заинтересовавшим их темам.
18
Выдвижение гипотезы, постановка целей и задач исследовательской работы.
1
Учить выдвигать гипотезы к предстоящей работе, определять цели и задачи.
19-22
Сбор информации по теме исследовательской работы.
4
Работа с дополнительной литературой. Обмен информацией между детьми в группах, её обсуждение.
23-26
Разработка практической части исследовательской работы.
4
Составление опросов, анкет.
27-28
Проведение опросов, анкетирований.
2
Дети проводят составленные ими анкетирования, опросы.
29-30
Обработка анкет, опросов.
2
Подведение итогов по анкетированию или по опросу.
31
Выводы по практической части.
1
Формулирование выводов по практической части.
32
Сопоставление гипотезы и выводов.
1
Выяснить, подтвердилась гипотеза или опроверглась. Обсуждение.
33-34
Оформление исследовательской работы.
1
Требования к оформлению исследовательской работы.
Календарно - тематическое планирование
3 класс
№ п/п
Наименование разделов, блоков, тем.
Характеристика деятельности учащихся.
Количество часов
Дата проведения
План
Факт
1-2
Вводное занятие. Ознакомление детей с особенностями занятия в кружке.
Сказки о животных в мультфильмах. Просмотр м/ф.
Рассказывание, чтение, пересказ, просмотр мультипликационного фильма.
2
05.09-12.09
3-4
Сказки о животных «У страха глаза велики», «Пирожок», «Хитрая ворона», «Лягушонок ищет папу».
Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование.
2
19.09-26.09
5
Сказки о животных. «Чужие следы»
Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.
1
26.09
6-7
Волшебные сказки. «Золотая птица», «Три голубя»
Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.
2
03.10-10.10
8
Волшебные сказки. «Молодильные яблоки»
Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.
1
17.10
9
Волшебные сказки. «Волшебное кольцо»
Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование.
1
24.10
10
Волшебные сказки. «Пойди туда не знаю куда»
Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью.
1
31.10
11-12
Бытовые сказки. Русская народная сказка «Царица Екатерина и сапожникова жена»
Слушание, чтение, пантомима, театрализованная постановка.
2
14.11-21.11
13-14
Бытовые сказки. Русская народная сказка «Умная внучка»
Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование.
2
28.11-05.12
15
Бытовые сказки. «Как мужик гуся делил», «Два лентяя»
Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.
1
12.12
16
Татарская народная сказка «Умная девушка»
Слушание, выборочный пересказ, театрализация.
1
19.12
17
Башкирская сказка «Бай и пастух»
Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.
1
26.12
18
Чувашская сказка «Умный портной»
Слушание, выборочный пересказ, театрализация.
1
16.01
19
Марийские сказки «Два брата», «Золотой пояс»
Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование.
1
23.01
20
Чувашская сказка «Алмас-батор»
Выразительное чтение, озвучивание героев, лепка.
1
30.01
21
Каракалпакская сказка «Клад Кырсыкбека»
Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью.
1
06.02
22
Туркменская сказка «Сорок небылиц»
Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.
1
13.02
23
Узбекская сказка «Бум-бум»
Чтение, краткий пересказ, рисование животных жидкой гуашью.
1
20.02
24
Чешская сказка «Молчаливая королевна»
Слушание, чтение, пантомима, театрализованная постановка.
1
27.02
25
Китайская сказка «Цзун – длинный день»
Чтение, краткий пересказ, иллюстрирование книги.
1
06.03
26
Вьетнамская сказка «Обманутый богач»
Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.
1
13.03
27
Немецкая сказка «Цена гороха»
Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью.
1
20.03
28
Датская сказка «Король змей»
Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.
1
03.04
29
Французская сказка «Плут – малыш»
Чтение, краткий пересказ, пальчиковый театр кукол.
1
10.04
30
Японская сказка «Тук-тук-тук, открой дверь!»
Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.
1
17.04
31
Испанская сказка «Горбатая принцесса»
Слушание, чтение, пантомима, театрализованная постановка.
1
24.04
32
Монгольская сказка «Гунан-батор»
Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол.
1
08.05
33
Корейская сказка «Как крестьянин спас Чечжу»
Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.
1
15.05
34
Праздник сказок. Защита проекта «В гостях у сказки»
Показ спектакля (по выбору детей)
1
22.05
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п/п
Наименование разделов, блоков, тем.
Характеристика деятельности учащихся.
Количество часов
Дата проведения
План
Факт
1-2
Э.Успенский «Вниз по волшебной реке»
Чтение, краткий пересказ, рисование клоунов жидкой гуашью.
2
3-6
Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»
Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.
4
7-10
А.Волков «Волшебник Изумрудного города»
Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.
4
11-14
А.Волков «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»
Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол.
4
15-16
М.Мокиенко «Как Бабы-Яги сказку спасали»
Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью.
2
17
О.Пройслер «Маленькое привидение»
Слушание, чтение, пантомима, театрализованная постановка.
1
18-19
В.Гауф «Карлик Нос»
Просмотр м/ф, выборочный пересказ, создание портрета главного героя.
2
20
Г.Х.Андерсен «Русалочка»
Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.
1
21
Г.Х.Андерсен «Пастушка и трубочист»
Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол.
1
22
Г.Х.Андерсен «Свинопас»
Слушание, чтение, пантомима, театрализованная постановка.
1
23
Г.Х. Андерсен «Огниво»
Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина
1
24-25
Л.Кэролл «Алиса в Стране Чудес»
Чтение, просмотр фрагментов м/ф, озвучивание.
2
26-27
Л.Кэролл «Алиса в Зазеркалье»
Инсценировка, иллюстрирование, коллективное панно «Зазеркалье»
2
28-31
А.Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне»
Просмотр м/ф, озвучивание героев, аппликация из пластилина «Карлсон»
4
32
Т. Янсон «Шляпа волшебника»
Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.
1
33
Т.Янсон «Мумми-троль и комета»
Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол.
1
34
Итоговый урок. Игра-путешествие «Что за прелесть эти сказки!»
НШ № 6, 2012 – сценарий урока
1
Литература.
Атрихалова Е. В., Ксенофонтов И. В. Использование потенциала фильмов духовно-нравственной направленности в современной школе. Калуга, КГИМО, 2010.
Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка. М., 2009
Газета «Педсовет» №11, 2012.
Газета «Школьные игры и конкурсы» №2, 2012.
Пушкин А. С. Сказки. М., 2002
Стрелкова Л. П. Уроки сказки. М.. 1989
Тумина Л. Е. Кружок «Сочини сказку». М., 1995
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей начальных классов «СОШ №3»
от 19 мая 2013 года № 4
_______________ Ющенко М.В.
подпись руководи теля МО Ф.И.О
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР___Пономарева А.А.
подпись Ф.И.О.
30.08. 2013 года
15