«Уральский край. Образовательная деятельность с дошкольниками в мини-музее».
Лукьянова Ольга Георгиевна, воспитатель
МДОУ «Детский сад № 39 комбинированного вида» города Магнитогорска, Челябинской области
«Уральский край. Образовательная деятельность с дошкольниками в мини-музее».
Музейная педагогика решает задачи гармонизации личности дошкольников с учетом региональных особенностей Южноуральского края. Образовательная деятельность с детьми планируется в контексте реализации различных тем, которые охватывают культуру народов Южного Урала.
Мини-музеи, по праву, являются зоной активного взаимодействия воспитателя с детьми. На их базе дети знакомятся с различными экспозициями, отражающими быт, природу, культуру различных народов, регионов России.
Образовательная деятельность с дошкольниками осуществляется с учетом основной общеобразовательной программы, которая не исключает наличие дополнительной. Музейная педагогика предполагает использование разнообразных видов музеев, в том числе этнографических, раскрывающих обычаи, традиции определенного народа. Этнографический подход позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры. На основе этнографических сведений решаются задачи этнопедагогики и этнопсихологии, что способствует этнопедагогизации образовательного процесса дошкольного учреждения.
Одной из важных задач воспитания детей определяется приобщение их к духовным истокам, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонационального Урала, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если:
- педагогическая технология обеспечивает взаимодействие в системе «педагог – ребёнок – родитель»;
Паспорт мини – музея «Знакомство с жилищем русского народа»
Работа мини - музея осуществляется воспитателем.
Наименование: мини – музей «Знакомство с жилищем русского народа»
Тип музея: макет русской избы
Профиль музея: этнография
Музейные разделы: включает в себя 2 экспозиции: «Русская изба», «Подворье».
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа посредством знакомства с основами русской избы.
Задачи:
1) Формирование представлений о специфике традиционной русской избы, ее элементов.
2) Воспитание интереса к народным традициям, обычаям через участие в народных праздниках.
3) Ознакомление с прекрасными образами народного
декоративно-прикладного искусства.
4) Формирование у детей умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности (игры-драматизации, игры с куклами, постановка художественных произведений, сказок).
5) Обеспечение полноценного физического развития через использование народных игр, досугов, спортивных развлечений.
6) Формирование художественно-эстетической культуры во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.
В экспозицию входит разнообразный наглядный и практический материал:
макет самой изба, русская печка, деревянная мебель, посуда, утварь, ковры и конечно куклы в национальных костюмах. В музее так же находятся книги, книжки – малышки, дидактические игры.
Периодически музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы воспитателей, совместные работы детей и родителей.
Содержанием работы музея русского быта является:
- проведение тематической НОД для дошкольников;
- посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;
- организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.
- организация экскурсий для детей и их родителей.
Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: вышивка, шитье», «народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники» и др.;
оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта»,
«Народный костюм», «Горница» и другие;
Формы деятельности музея русского быта:
- НОД (знакомство с предметами);
- тематические досуги («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», Подблюдные вечерки» и др.).
- Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников:
- Беседа с родителями на тему «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка» (музыкальный руководитель).
- Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая колыбельная» (родители детей)
- Создание мини-музеев (совместно с педагогами)
- Консультации для родителей
Перспективный план образовательной деятельности с детьми 5-6лет на осень
Сентябрь
Тема: «В гостях у хозяюшки»
Цель: Знакомство детей с жилищем русского народа.
Программное содержание: Познакомить детей с тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами. Воспитывать интерес к познанию прошлого.
Методы, приемы: Экскурсия в комнату русского быта. Встреча Хозяйки. Осмотр избы. Беседа «Такие разные избы».Рассказ воспитателя. Объяснение.
(слайды с изображением избы разных областей). Моделирование «Кто быстрей построит избу».Повторение новых слов: изба, бревно, мох, наличники окна. Обучение детей умению придумывать загадки, давая описание избы.
Дидактическое упражнение «Дорисуй недостающие части избы и раскрась». Итоговое заключение через детский рассказ «Как строилась русская изба?»
Октябрь
Тема: «Мир старинных вещей»
Цель: Знакомство детей с музейными экспонатами.
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, рубель, колода, валик, чело, кут, матица, люлька, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы. Воспитывать интерес к народному быту.
Методы, приемы: Экскурсия в комнату русского быта. Беседа «Мир старинных вещей» Рассказ воспитателя. Словарная работа через показ, объяснение экспонатов. Народная подвижная игра «Кто быстрее принесет воду на коромысле»Разучивание поговорок, пословиц. Обобщение через познавательно-игровую презентацию «Старинная утварь».
ноябрь
Тема: «Вечера долгие – руки умелые (женское ремесло)»
Цель: Знакомство с традиционным женским и девичьим ремеслом.
Программное содержание: Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Формировать у детей познавательные качества. Познакомить детей со сказкой «Три дочери». Воспитывать трудолюбие
Методы, приемы: Экскурсия в комнату русского быта. Встреча Хозяйки, знакомство с экспонатами. Познавательно-дидактическая игра «Помоги ткачам подобрать орудия руда». Чтение русской народной сказки «Три дочери».
Отгадывание загадок об орудиях труда ткачих. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Моделирование прялки. Дидактическая игра «Кто быстрей намотает клубок».Мнемотаблица «Орудия труда ткачей». Итоговое заключение через составлении рассказа о орудиях руда ткачей.
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности
Тема: Экскурсия в мини - музей «Русская изба»
Участники: дети 4-6 лет
Вид деятельности: коммуникативный, игровой, познавательно-исследовательский
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить детей с бытом русского народа. Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т.д.).
Развивающие: Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
Воспитывающие:
Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Словарная работа: изба, печь, ухват, кочерга, чугун, баян, бубенцы, ложки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.
Демонстрационный материал и оборудование: “Русская изба”, оснащённая предметами русского быта, клубочек, шапочка-маска для р.н. игры « Пирог», русский народный костюм для хозяйки.
Ход образовательной деятельности:
Хозяюшка: Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу в мою избу!
Горница у меня небольшая
Да красивая какая!
Проходите хорошо всё обглядите.
Чтобы узнать о чём мы будем сегодня разговаривать. Отгадайте-ка загадку.
«Наша толстая Федора
Наедается не скоро
А зато, когда сыта
От Федоры теплота.»
Правильно, дети! Самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь получила своё зарождение и развитие на Руси около четырёх тысяч лет назад. Русскую печь можно по праву считать гордостью русского народа.
(Дети разглядывают печь, хозяйка показывает и называет её части)
Хозяюшка: Печь это очаг для приготовления пищи, варочная камера - горнило, и есть то место, в котором разводят огонь и готовят пищу. Какую пищу в ней готовили? (щи, каша, картошка, блины)
А ещё в ней сушили продукты и одежду, на ней спали, раньше даже мылись. То есть внутрь печи свободно пролезает взрослый человек При помощи разогрева тела внутри печи, на Руси изгоняли хворь, например, простудные заболевания. Зимой в мороз кур под печкой держали.
Хозяюшка: В нижней части печки остается свободное пространство подпечье части печи. Его используется для хранения печного инвентаря: ухватов, кочерги, совков и др. (показывает утварь)
Поверху горнило в русской печи располагается лежанка. Дети, как вы думаете, для чего служило это место? (Для отдыха и сна людей). Высота такой лежанки чаще всего позволяла человеку сидеть.
Хозяюшка: Под лежанкой есть печурки. Они использовались не только для ускорения нагревания избы, но и в качестве сушилок. Что можно сушить в печурках. (валенки, носки, чулки и т.д.)
Не зря в старину говорили:
« Печка кормит, печка греет, печка мать родная»
Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами»
По тому, какой мастерицей была хозяйка, судили люди и о семье. Все это хозяйство у печи называлось бабьим углом. Здесь было все, что нужно ей, чтобы приготовить обед и накормить скотину. А готовить приходилось много, ведь семьи были большие. Вот и брала хозяюшка в руки ухват и ворочала огромные чугуны.
Хозяюшка: Ох, заболталась, я с вами! А обед- то готовить надо! Может, поможете мне? А в чём же варили еду? ( Дети рассматривают чугун, горшок)
Игра «Варим щи» (дети складывают в чугун овощи, из которых варят щи)
Чтобы щи сварить, нужно печку истопить. Топится она дровами. Какие дрова вы знаете? (берёзовые, дубовые, липовые, еловые).
Дети дрова кладут в печь, хозяйка печь затапливает.
Хозяюшка: Чтобы не обжечься, нужно чугун в печь ухватом брать (ребёнок берёт чугун и ставит в печь).
А, чтобы угли не разгорались, их кочергой размешивали ( хозяйка показывает).
А пока, щи наши варятся, мы с вами поиграем.
Игра «Пирог»
(Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).
Все дружно начинают расхваливать «пирог»:
Вот он какой высоконький,
Вот он какой мяконький,
Вот он какой широконький.
Режь его да ешь!
После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.)
Хозяюшка: Русский народ очень трудолюбивый. Летом в поле, в огородах трудились. Зимой пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, рукодельничали, да лапти плели.
К кому клубочек попадёт, тот поговорку о труде назовёт.
Игра «Клубочек»
Хозяюшка: А пока мы играли, щи наши сварились. ( Хозяйка достаёт щи из печки). Помогли вы мне. Спасибо. А за это у меня для вас угощение есть.
Хозяйка угощает детей пирогом.
Хозяюшка: Вы, наверное, устали много интересного узнали. Пора вам отдохнуть. А мне делами заняться. До свидания!
Список литературы:
Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.
Знакомство детей с русским народным творчеством [ Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др.] – Спб: Детство-пресс, 2001. – 400с.
М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
Наш дом – Южный Урал:программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования [Бабунова Е.С. (научный редактор)].- Челябинск: Челябинское отделение Российского деского фонда, АБРИС, 2014.- 255с.
15