Доклад «Использование заданий в формате PISA для формирования читательской компетенции учащихся»
Министерство науки и образования
Республики Казахстан
Общеобразовательная средняя школа № 42 имени Хамзы
ДОКЛАД Использование заданий в формате PISA для формирования читательской компетенции учащихся
Подготовила: Нарметова С.А.,
учитель русского языка
Шымкент - 2012
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы образование в мире претерпевает значительное изменение приоритетов. Изучение материалов национальных исследований в странах ОЭСР, позволило экспертам обобщить ожидания от результатов школьного образования родителей, работодателей, общественности. Образование связывают с такими понятиями, как "хорошая работа", "экономический успех", "квалифицированный персонал", "здоровье", "благополучие", "качество жизни". Эти выгоды связаны с приобретенными в процессе учебы компетенциями.
Теории, ориентированные на компетенции образования формировались с 70-ых годов XX века. Понятие "компетентность" отличается открытостью, поэтому успешно проецируется на различные учебно-психологические, учебно-организационные и образовательно-политические концепции, а также наполняет цели и содержание образования на всех его этапах на протяжении всей жизни человека. Для образования важно было определить значение этого понятия, разделить термины "компетентность" и "компетенция", разработать критерии и инструменты их измерения, ответить на вопрос можно ли научить компетентности и как это сделать.
Сегодня наше образование стоит перед решением задачи, которую решают образовательные системы всех развитых стран - формирование ключевых компетентностей граждан средствами образования.
Рынок труда должен получать от системы образования специалиста обладающего высоким уровнем компетенции. Компетенция как результат образования выражается в готовности субъекта эффективно организовать внутренние (например, знания, умения, ценности) и внешние (например, людей, информацию) ресурсы для достижения конкретной цели. Компетенция проявляется в освоении субъективно новой деятельности, в процессе которой необходимо выполнять алгоритмизированные действия.
Выстраивание профессиональной и личной компетенции обучающихся осуществляется на основе сформированных у них ключевых компетентностей. Компетентность - непосредственный результат образования, выражающийся в овладении определенным набором способов деятельности, который социально востребован, является предметом запроса работодателей и государства. Перечень ключевых компетентностей, приведенных ниже, является, в настоящее время актуальным в социально-экономической ситуации.
рефлексивная компетентность позволяет самостоятельно ставить задачи; осваивать знания и умения, необходимые для их решения; выявлять пробелы в своих знаниях и умениях; позволяет гибко изменять свою индивидуальную образовательную траекторию, строить собственную профессиональную карьеру.
технологическая компетентность позволяет осваивать и грамотно применять технологии, технологически мыслить в различных ситуациях.
проектная компетентность позволяет моделировать образ будущего и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь, способствует продуктивной деятельности.
коммуникативная компетентность позволяет использовать ресурс коммуникации для решения вопросов.
информационная компетентность позволяет принимать осознанные решения на основе осмысленной информации
социальная компетентность позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач
Казахстанская школа пока в незначительной степени ориентирована на формирование ключевых компетенций. Есть дисциплины, которые в силу своего содержания имеют компетентностное наполнение. Однако, смысл компетентностного образования в том, чтобы все школьные предметы в комплексе решали некоторые общие задачи.
Один из способов реализации компетентностного подхода - составление и использование заданий в формате PISA. Специфика задач PISA заключается во многом в том, что условия и вопросы заданы, как самостоятельные, и на первый взгляд не связаны друг с другом. Связать условия и вопросы - задача ученика. Для подобного "связывания" необходимо привлечение личного опыта, дополнительной информации, необходима работа с контекстом. Отсюда и дизайн задач PISA они чаще всего представляют собой описание ситуации (кейс), взятые из реальной жизненной практики. Ни условия задачи, ни форма вопроса не привязаны жестко к предметной ситуации. Напротив, перевод жизненной ситуации в предметную и составляет трудность задач. Каждая задача, ситуация, случай, требующий решения вопрос, условия задачи соотносятся с личным опытом, дополнительной информацией из других разделов, следовательно, задачи PISA являются интегрированными.
Составляя задачи в формате PISA необходимо учитывать их следующие признаки:
условия представлены в зашумленном виде, есть условия, которые не требуются для ответа на вопрос; много лишних деталей, а часть необходимой информации может отсутствовать, она обнаруживается, например в вопросе:
необходимая информация представлена в разных форматах (текст, графики, таблицы и т.д.).
необходимая информация задана в логике отнесения ее не к конкретному предмету (учебному или научному), а к конкретной жизненной ситуации,
форма требуемого ответа не задана или задана в зашумленной форме. Ответ, согласно вопросу, должен соответствовать требованиям, которые даже не были сформулированы четко.
Задания в формате тестов PISA позволяют учителю решить одновременно несколько задач:
оценить уровень развития письменной компетенции учащихся, г. е насколько ученик в состоянии разобраться в тексте и дослать из него необходимую информацию
оценить уровень развития предметных знаний и умений
оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т. д.)
оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимые для успешной адаптации в современном мире. т. е результативно действовать в нестандартных ситуациях;
формировать познавательный интерес к предмету через развитии исследовательской компетенции.способствует сравнению прогресса учащихся в отношении каждого учебного предмета и образования в целом; определяют пути для понижения различий между текущими и ожидаемыми результатами.
Чтобы ясно понимать, что измеряет тест PISA, вникнем в каждое слово этого определения «Читаиельская компетенция или читательская грамотность».
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением5 для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Почему используется термин «читательская грамотность» вместо термина «чтение»? Чтение (особенно в педагогическом контексте) нередко понимается как декодирование – перевод букв в звуки. Часто умение читать ассоциируется с чтением вслух. Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций – от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире. Читательская грамотность также включает метакогнитивные компетенции: понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне. Желаемый уровень понимания зависит от задачи, которую ставит перед собой читатель.
Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста. Говоря о читательской грамотности, мы хотим подчеркнуть активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей.
КАКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧИТЫВАЮТСЯ ТЕСТОМ PISA?
Чтение – это сложноорганизованная деятельность, и не все ее элементы поддаются измерению. Для теста PISA важнейшими составляющими читательской деятельности признаны следующие три:
Ситуации – разнообразные цели чтения и контексты, в которых необходимо ориентироваться с опорой на текст.
Текст – разнообразные материалы для чтения.
Читательские умения – когнитивные стратегии и способы работы с текстом.
Последние две составляющие в тесте PISA представлены на разных уровнях сложности.
Для того чтобы создать измерители этих трех составляющих читательской деятельности, их надо операционализировать: определить через специфические характеристики, которые позволяют разработчикам теста относить тестовые материалы и задания к определенным категориям. С помощью этих же категорий осуществляется анализ результатов тестирования. Ясно, что чтение – это целостная деятельность, и отдельные ее составляющие не существуют изолированно – каждый в своем ясно очерченном отделении. Принятое в исследовании PISA деление текстов и вопросов к ним на отдельные категории не означает строгой разделенности этих категорий. Представленные далее классификации созданы для того, чтобы разработать сбалансированный тест и задать рамку для описания результатов тестирования.
Ситуации функционирования текстов
Полезная классификация коммуникативных ситуаций, в которых чтение необходимо, Первоначально эта классификация была предназначена для обучения иностранным языкам, но она пригодна и для родного языка – как основа разработки диагностического инструментария. Классификация предлагает различать следующие ситуации и цели чтения: личные, общественные, деловые и учебные.
В личных ситуациях тексты обслуживают частные интересы человека – и практические, и эмоциональные, и интеллектуальные. Такие тексты предназначены как для поддержки и развития личных отношений между людьми (письма, беллетристика, биографии), так и для удовлетворения любопытства (информационные тексты), а также для приятного досуга. Электронные формы текстов, используемых в личных ситуациях, включают персональные электронные письма, СМС, блоги дневникового типа.
В общественных ситуациях функционируют тексты, описывающие дела и заботы общественных организаций. Таковы, к примеру, официальные документы, информация об общественных событиях, газетные новости, форумы в Интернете. Такие тексты предполагают более или менее анонимные человеческие связи.
В учебных ситуациях тексты предназначаются, прежде всего, для сообщения информации, необходимой при решении каких-либо образовательных задач. Это так называемое «чтение для обучения». Обычно эти тексты назначаются преподавателем, а не являются предметом свободного выбора читателя. Классическими примерами таких текстов являются школьные учебники или электронные интерактивные обучающие программы.
Многие пятнадцатилетние учащиеся через один-два года будут заняты поиском работы, и вынуждены будут обращаться к текстам в деловых ситуациях. Здесь текст обслуживает выполнение какого-либо безотлагательного дела. Таковым может быть поиск работы в соответствующем разделе газеты или в Интернете, инструкция о том, как приступить к работе и т.д. Это так называемое «чтение для дела». Такие тексты включены в тест PISA, направленный, прежде всего, на то, чтобы оценить готовность молодых людей успешно функционировать за порогом обязательного школьного образования, применяя свои знания и умения в реальной жизни.
Эта классификация ситуаций чтения описывает контексты и цели, для которых текст был написан. Иными словами, эта классификация отражает не место, в котором реальный текст реально читается, а ту аудиторию, которой он был адресован автором. Так, многие тексты, которые читаются в классе, не писались для класса. К примеру, ученики по заданию учителя могут читать в классе стихи, но поэты писали эти стихи вовсе не для учебных целей, а (чаще всего) для личного удовольствия читателей, для их духовного и эстетического самосовершенствования. В PISA художественные тексты отнесены в категорию «личные ситуации» именно потому, что таково было их исходное предназначение. В школе также часто присутствуют тексты, предназначенные для общественных ситуаций (например, правила для членов клуба). Такие тексты в PISA отнесены в категорию «общественные ситуации», вне зависимости от того, о школьном или внешкольном клубе идет речь. В то же время учебники часто читают и в школе, и дома, тем не менее, они предназначены для учебных ситуаций, и именно к ним отнесены в PISA.
Следует заметить, что четыре названных типа ситуаций чтения не строго изолированы, они пересекаются. Например, автор предназначает свой текст одновременно и для того, чтобы восхитить читателя, и для того, чтобы его просветить. Такой смешанный текст мы отнесем к «учебным и личным ситуациям».
Создатели теста PISA стремились включить в исследование читательской грамотности самые разнообразные читательские ситуации. Распределение текстов по типам читательских ситуаций в печатном варианте теста PISA-: личные – 30%, общественные – 30%, учебные – 25% деловые – 15%.
Строение теста PISA не позволяет построить отдельную шкалу для измерения каждого из пяти названных умений. Поэтому эти пять шагов к полному и глубокому пониманию текста укрупнены в три читательских умения и соответствующие им действия:
1. Найти доступ к информации и извлечь ее.
2. Сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя.
3. Размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его.
Далее будут использованы сокращенные названия этих трех действий:
1. найти и извлечь (сообщение или информацию),
2. интегрировать и интерпретировать (сообщение), или – по-русски: связывать и толковать,
3. осмыслить и оценить (сообщение).
Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста. Выполняя второе действие, читатель соединяет эти фрагменты в общую картину. Выполняя третье действие, читатель соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией. На рис. представлены связи всех названных выше читательских умений. Читательская грамотность Опора на текст Опора на внетекстовое знание осмыслить и оценить (сообщение) осмыслить и оценить содержание текста осмыслить и оценить форму текста найти и извлечь (информацию) интегрировать и интерпретировать (информацию) извлечь (информацию) сформиро- вать общее понимание текста толковать текст
УМЕНИЕ ПЕРВОЕ: НАЙТИ и ИЗВЛЕЧЬ (информацию из текста)
Здесь речь пойдет об извлечении из текста одного или нескольких фрагментов информации. Таким фрагментом может быть, к примеру, качество работника, требуемое работодателем, или местный телефонный код, или факт, подтверждающий (опровергающий) высказанную точку зрения.
В обыденной жизни читатели регулярно извлекают информацию из текстов. Чтобы это сделать, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится. Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части текста, но иногда она занимает несколько предложений, или несколько клеточек таблицы, или несколько строк списка.
Отвечая на вопросы теста, которые требуют извлечения информации, учащиеся должны связать существенные детали вопроса (искомое свойство объекта, время, место или обстоятельства действия) и соответствующие детали текста. Иногда эта связь прямая, буквальная – по совпадающим ключевым словам, иногда косвенная – синонимическая. Искомая информация всегда содержится в тексте в достаточно явном виде. В формулировке вопроса также эксплицитно указано – что (какую именно информацию) требуется найти.
Вопросы на извлечение информации могут иметь разную степень определенности. Пример предельно определенного вопроса: определить по тексту или по таблице, в какое время или в каком месте нечто происходит. Еще раз подчеркнем – текст или таблица содержат эту информацию в явном виде. Несколько более трудны вопросы, ответ на которые содержится в тексте в синонимическом виде. Поиск такой информации требует навыков категоризации. Например, два понятия надо отнести к общей категории или, напротив, различить между двумя сходными понятиями, относящимися к разным категориям. Разные уровни читательской опытности могут быть измерены за счет систематического варьирования элементов вопроса, которые определяют его сложность.
Извлечение информации – это процесс выбора искомого сообщения. Поиск информации – это процесс определения места, где эта информация содержится. Некоторые вопросы теста предполагают только извлечение информации. В большей степени это относится к печатному тексту, все части которого читатель может увидеть непосредственно. (В электронном тексте читателю при поиске информации зачастую приходится обращаться к гиперсвязям.) При поиске информации в печатном тексте читатель может ориентироваться на подзаголовки и таким образом определить часть текста, содержащую искомое сообщение. Трудность поиска информации определяется числом страниц, которые надо просмотреть для определения нужного места в тексте, объемом искомого сообщения, а также тем, сообщает ли вопрос о месте локализации искомого сообщения в тексте.
УМЕНИЕ ВТОРОЕ: ИНТЕГРИРОВАТЬ И ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ
(сообщения текста)
Чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо связать друг с другом и истолковать.
Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Иногда для этого нужно установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст. Истолковывая текст, читатель делает явными скрытые допущения или утверждения как всего текста, так и любой его части. Толкование опирается на целый ряд умственных действий. К примеру, для ответа на вопрос учащимся приходится иногда делать выводы из сообщения текста, различать главные и второстепенные детали, кратко формулировать основные мысли или на основе сказанного в тексте умозаключать о предшествующем событии.
Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы текста – от отдельных предложений или абзацев до частей составных текстов. В каждом случае связать единицы информации означает определить их общую роль в тексте, к примеру, показать сходство или различие, обнаружить причинно-следственные связи и т.п.
И связывание отдельных сообщений текста, и их истолкование необходимы для того, чтобы построить общее, целостное понимание текста. Учащиеся могут продемонстрировать начальное понимание целостности текста, назвав его главную тему или основное назначение. Определение главной идеи предполагает установление иерархии высказанных в тексте мыслей, показывает, может ли читатель отделить главное от второстепенного или узнать главную идею в определенном высказывании или заглавии текста. Примеры вопросов на связывание и истолкование текста: учащихся просят придумать название или сочинить вступление к тексту, объяснить порядок действий в простой инструкции, восстановить названия осей на графике или столбиков в таблице, дать характеристику герою повествования или объяснить назначение карты или рисунка. Некоторые вопросы фокусируют читателя на определенной части текста, другие обращены ко всему тексту. И связывание единиц информации, и их истолкование необходимы для того, чтобы построить более глубокое, полное и детализированное понимание прочитанного. Вопросы, выясняющие глубину понимания, требуют чаще всего логики – например, чтобы учесть способ организации информации в тексте, определить намерения автора, пояснить значение слова или эпизода, которые придают общему значению текста особые оттенки.
В процессе чтения между связыванием и истолкованием информации устанавливаются тесные двусторонние отношения. Связыванию единиц информации в значащее целое всегда предшествует акт толкования значения каждой из соединенных единиц. Объединение единиц текста в целое инициирует новый акт толкования этой более крупной единицы, которая в свою очередь ждет связи с другими единицами текста.
УМЕНИЕ ТРЕТЬЕ: ОСМЫСЛИТЬ И ОЦЕНИТЬ (сообщение текста)
Читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом. Осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом. Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниям для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать. Вопросы на оценку предлагают читателю высказать суждение, основанное на его личных нормах и мерах.
Чтобы осмыслить и оценить содержание текста, читатель должен связать информацию текста с другими внетекстовыми источниками информации, например – согласиться или не согласиться с утверждением текста. Часто читателя просят высказать и обосновать свою собственную точку зрения на предмет, обсуждаемый в тексте. Чтобы это сделать, читателю нужно, во-первых, создать собственное толкование текста, во-вторых, соотнести его со своими убеждениями или знаниями, почерпнутыми из других текстов. Чтобы справиться с такой работой, читателю необходимо обладать как общими, так и специальными знаниями, а также способностью к абстрактному мышлению.
Примеры вопросов на осмысление и оценку содержания текста: подтвердить какое-либо утверждение текста на основе собственного опыта или оценить утверждение текста с точки зрения собственных моральных или эстетических представлений; высказать свое мнение о качестве приведенных в тексте доказательств. Внетекстовая информация может содержаться в явном виде в формулировке вопроса, но нередко составители вопросов исходят из того, что пятнадцатилетние учащиеся располагают нужным опытом (например, ходили в кино).
Чтобы осмыслить и оценить форму текста, читатель должен посмотреть на текст со стороны, оценить его объективно и высказаться по поводу качества и уместности текста в целом и отдельных его элементов. Для того чтобы это сделать, необходимо иметь чувство стиля, жанра, структуры текста и коммуникативных ситуаций, в которых текст функционирует. При оценке того, удался ли автору портрет героини или насколько авторские высказывания убедительны, важно обращать внимание не только на главные характеристики текста, но и на детали
СВЯЗЬ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
Читательские умения взаимозависимы: невозможно какие-либо единицы информации связать между собой и истолковать до тех пор, пока они не будут извлечены из текста; невозможно осмыслить и оценить сообщение текста до тех пор, пока единицы его информации не будут связаны между собой и истолкованы.
Тем не менее, для задач диагностики читательской грамотности каждый вопрос теста PISA отнесен к одному из трех читательских умений – по его преобладающим характеристикам. При этом мы отдаем себе отчет в том, что в ответе на любой вопрос теста в той или иной мере участвуют все три читательских умения как составляющие единого процесса понимания. Вне зависимости от уровня читательской грамотности, любой учащийся имеет возможность продемонстрировать определенный уровень владения каждым читательским умением. Все три читательских умения входят в репертуар читателя любого уровня компетентности.
В реальном мире читательские задачи, предполагающие поиск информации, решаются в практически безграничном пространстве. В мире печатных текстов мы отправляемся в библиотеку, роемся в каталоге, просматриваем тома на полках, откладываем то, что нам показалось подходящим, «сканируем» оглавление, пролистываем страницы и лишь после этого выбираем один или несколько источников. В электронном мире это процесс еще более изощренный и разнообразный, но в любом случае поиск информации требует ее оценки и интеграции.
В практике тестирования, основанного на печатных текстах, мы не имеем возможности измерить сноровку читателя в поиске источников информации. Широкомасштабные исследования чтения традиционно имеют дело с короткими, четко структурированными текстами.
В рамках эксперимента по развитию исследовательских умений учащихся, работающих по проблеме компетентностно-ориентированного обучения мною были разработаны задания в формате PISA.
Для решения поставленной задачи все тексты, использованные в заданиях PISA, были определены с точки зрения сферы их функционирования и жанровой принадлежности.
В результате получился следующий список основных сфер функционирования текстов:
1) СМИ (научно-популярные тексты, тексты с общественно-значимой тематикой, реклама);
2) бытовая, или повседневная сфера (услуги, покупки, передвижение, здоровье);
3) деловая, или официальная;
4) эстетическая, или художественная;
5) учебная.
Аналогичный список на основе анализа наших учебников состоит из двух основных пунктов: учебной сферы и художественной. Обращение к текстам повседневной, деловой сфер общения и к текстам из СМИ предполагается при изучении функциональных стилей в курсе русского языка. Кроме того, можно встретить неучебные тексты и в курсах обществознания, истории, права, но их функция значительно отличается от функции аналогичных текстов в рассматриваемых материалах PISA.
Основные отличия можно сформулировать следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Тексты в заданиях PISA Тексты в отечественной учебной литературе
1. Тексты группируются вокруг человека, т.е. исходным является представление о том, с какими текстами и в каких ситуациях сталкивается современный человек, какие коммуникативные, организационные, инфор-мационные задачи ему приходится решать. Иными словами, исходным является пред-ставление о текстовом окружении совре-менного человека, принадлежащего опре-деленной культуре, и соответственно, пред-ставление о функциональной грамотности.
2. Привлеченные тексты «тянут за собой» ситуацию их функционирования: задачи, которые ставятся по отношению к этим текстам, аналогичны реальным задачам, возникающим в жизненных ситуациях встречи с подобным текстом. Происходит, если можно так сказать, «примерка» раз-личных коммуникативных ролей. 1. Тексты группируются вокруг предме-та, вокруг концепции авторов учебника, в лучшем случае – вокруг проблемы. Привле-ченные из других сфер тексты иллюстрируют утверждения, ход мыслей авторов учебника.
2. Привлеченные тексты «отрываются» от ситуации, в которой они возникают, и становятся материалом для постановки и решения иных, не свойственных им задач (Самый простой пример: вставить про-пущенные буквы в отрывок из худо-жественного текста). Косвенным свиде-тельством такого отрыва и использования неучебных текстов как материала для «рассуждений по поводу» является мас-совая практика преподавания литературы, при котором оказывается возможным не читать самого произведения, но быть ус-пешным в этом предмете.
Коммуникативная роль ученика остается неизменной.
Тексты, включенные в задания PISA, представляют собой не специально созданные для учебных целей тексты (так называемые учебные), а тексты, взятые из «реальной жизни», из других сфер. Это отличие носит принципиальный характер, так как даже при общности тематики мы имеем дело с совершенно разными «текстовыми устройствами» и установками на адресата.
При анализе материалов PISA, были выделены общие типы задач. Основанием выделения были цели чтения и соответствующие им действия читателя (в данном случае – учащегося).
Аналитические (конструирующие) задачи. Основой задачи является некое информационное поле (набор фактов, более или менее упорядоченный), которое задано в виде текста (текстов).
задачи этого типа требуют определенной стратегии чтения: сначала беглого знакомства со всей представленной в текстах информацией (в процессе этого знакомства происходит определение общей тематики, информационной ценности каждого фрагмента, специфики содержащейся в нем информации и т.п.), затем уже прицельное, возможно, неоднократное, возвращение к текстам, анализ содержащейся в них информации с определенной целью. В общем виде схема выглядит так.
Информационные задачи. Задачи этого типа направлены на поиск точной информации в тексте. Запрос на определенную информацию возникает в конкретной ситуации: нужно узнать, как установить компьютерную программу, когда высаживать данный сорт растения, когда и с какого вокзала отправляется поезд, какими последствиями грозит нарушение правила и т. п. Для такого типа задач характерна поисковая стратегия чтения. Поиск точной информации может быть частью и аналитической задачи и интерпретационной задачи.
Главные умения, требующиеся при решении подобных задач: формулировать за-прос на информацию, ориентироваться в структуре (устройстве) разного рода текстов.
Задачи этого типа в основном строятся на деловых текстах (инструкция, памятка, объявление, договор и т.п.).
Примером подобных задач может служить задача «Плагиат».
Интерпретационные задачи. В задачах этого типа (рис. 3) не работает понятие информационного шума. Все, что есть в тексте, является значимым для реконструкции замысла автора, смыслового плана текста.
Позиционные задачи. Задачи этого типа (рис. 4) предполагают 1) определение позиции автора, реконструкцию аргументов, на которые он опирается; 2) определение собственной позиции, ее аргументацию. Текст содержит материал для реконструкции позиции автора. Возможны случаи, когда позиция сознательно завуалирована («зашумлена»). Одним из важных умений, требующихся для решения подобных задач, является умение отделять фактологическую составляющую текста от интерпрета-ционной.
Задача «Полиглот»Общая характеристика задачи
Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:
работа с текстами разных типов (в задаче представлены тексты научного, публицистического стилей);
овладение разными способами чтения (подробное, просмотровое, выборочное);
работа с поиском и выявлением необходимой информации (ряд заданий ориентирован на поиск в тексте и вычленение определенных деталей и фактов);
интерпретация текста (задания, ориентированные на понимание общего содержания текста и отдельных его фрагментов);
выявление точек зрения, содержащихся в тексте, их аргументация, сопоставление, сравнение;
удерживание фрагментов в памяти и соединение их в общую информационную картину;
формулирование своей собственной точки зрения и ее обоснование.
Текст задачи
До сих пор никто точно не установил, каким количеством языков человек может овладеть. Но на протяжении всей человеческой истории находились люди, которые могли в разной степени изъясняться не только на родном языке, но и на нескольких (или многих) иностранных языках. Прочитайте размышления известного филолога, полиглота, Евгения Михайловича Чернявского. Используйте текст для ответов на вопросы-задания.
Полиглот, -а, м. (фр. polyglotte < гр. polyglottos – многоязычный < poly – много + glotta – язык). Тот, кто владеет многими языками.
(«Словарь иностранных слов»)
«Вы знаете 38 языков? Видимо, у вас поразительные способности или феноменальная память. Или вам известен какой-то хитроумный приём, секрет…»
Всё это я слышу довольно часто. И на все подобные предположения отвечаю отрицательно. Должен сразу сказать, что изучение языков для меня не самоцель и даже не цель, а средство. Средство приобщения к духовным ценностям других народов, познания их культуры. Язык ради языка – это не моя стихия. Язык ради познания, язык как ключ к другим мирам и жизням – да. Ради этого имеет смысл затратить время и труд.
А. Грибоедов с юности владел французским, немецким, английским и итальянским языками, изучал латинский и греческий. Позже овладел персидским, арабским и турецким.
Н. Чернышевский уже в 16 лет весьма основательно изучил девять языков: латинский, древнегреческий, персидский, арабский, татарский, древнееврейский, французский, немецкий и английский.
С точки зрения изучения языков люди распадаются на четыре типа. Первый тип (к которому отношусь и я сам) – это те, кто любит языки. Для них занятие ими – не мука, не труд даже, а радость. Ко второму типу отношу людей, которые к самим языкам относятся спокойно или даже равнодушно, но понимают, что без знания языков они не добьются поставленной цели, поэтому готовы регулярно трудиться над их изучением. Третий тип – это те, кто не прочь позаниматься языком, если только это не будет слишком обременительно, а кроме того, будет результативно. И наконец, четвёртая, к сожалению, самая многочисленная, – необозримое море людей, которые к языкам равнодушны, и палец о палец не ударят, чтобы чего-нибудь добиться.
Так вот: люди первого типа добьются успеха в изучении языков при любых обстоятельствах.
Люди четвёртого типа, наоборот, ничего не добьются ни при каких условиях. Поэтому в деловых советах, на мой взгляд, нуждаются люди второго и третьего типов. Адресуюсь главным образом к ним.
Изучить язык можно только одним способом: каждодневным трудом. С чем можно сравнить этот древний, проверенный метод? Пожалуй, с обучением игре на музыкальном инструменте. Если вы желаете стать пианистом или скрипачом, вам мало понять нотную грамоту, сольфеджио, вам недостаточно заучить систему обозначений, принятую в нотах, музыкальной литературе. Вам непременно нужно регулярно, настойчиво, ежедневно, без перерывов в течение ряда лет упражняться, играть на своём инструменте. В этом смысле овладение иностранным языком весьма похоже на процесс становления музыкантом.
И вот об этом важнейшем обстоятельстве, как ни странно, не помнят, его сбрасывают со счетов. Как же можно освоить язык, если не тренироваться, не упражняться в нём?! А на это нужно несколько лет.
Удачливый художник, поэт и музыкант, Вилли Робертович Мельников изобретает новые литературно-художественные жанры, устраивает выставки, печатается в журналах.
Он изучил множество вещей, но самое главное для него и самое любимое – это языки. Этот человек знает 98 языков, а в этом году число языков приближается к 102.
(«Московский Комсомолец», апрель, 2004 г.)
Но перехожу к части более приятной, так сказать оптимистической. Начну с «закона Чернявского», простите за нескромность. Формулируется он так: каждый новый язык требует лишь половины усилий, потраченных на изучение предыдущего…Таким образом, если вы на первый язык потратили, допустим, четыре года, то соответственно четвертым вы овладеете за полгода. Правда, все это действует, пока мы остаемся в пределах одной языковой группы. Но даже если брать языки не близкого родства, то всё равно следующий язык много легче предыдущего.
И ещё одно. Часто говорят: «Я очень хочу изучить такой-то язык, начал было заниматься, но времени не хватает». Я берусь утверждать, что жалоба не имеет под собой почвы. Дело не в нехватке времени, а в недостатке дисциплины. Для того чтобы изучение языков успешно продвигалось, достаточно затрачивать в день по полчаса, что, в принципе, доступно каждому. Но нужно иметь силу воли этот режим выдерживать, не уговаривать себя что-де «с понедельника начну новую жизнь».
В заключение скажу: я потому знаю несколько десятков языков, что всю жизнь не тратил время зря. И это с учетом того, что занимался разными видами спорта, любил танцевать, любил театр, кино, очень много читал, да ещё много чего. Вот только попусту не тратил время, не тратил его «в никуда». Это и есть мой «секрет».
Задания
Задание 1. Как бы вы озаглавили текст? Выберите один из вариантов.
«Талантливый человек».
«Секреты успешного овладения языками».
«Е.М. Чернявский – полиглот».
«Закон Е.М. Чернявского».
Задание 2. Е. М. Чернявский писал, что «человек проживает столько жизней, сколько знает языков». Что «толкает» автора на то, чтобы изучать много языков? Найдите в тексте ответ на этот вопрос.
Задание 3. Автор говорит о разных типах людей, с точки зрения изучения языков. Используя текст, заполните данную таблицу.
Тип людей Отношение к языкам и их изучению
Первый Второй Третий Четвертый Задание 4а. Двое учеников, прочитав этот текст, завели разговор о необходимости изучения иностранных языков. К каким типам людей вы отнесете каждого?
Первый утверждал, что на изучение языков имеет смысл тратить время только в том случае, если они необходимы тебе для достижения поставленных целей в жизни, например профессионального роста, карьеры, стабильного и достойного материального положения.
Второй говорил, что язык – это удивительное средство познания мира. Через язык можно прикоснуться к жизни других народов, можно многое узнать об их культуре. А это очень интересно и увлекательно. Ради этого, прежде всего, стоит трудиться и изучать языки.
Задание 4б. Мнение какого из учеников совпадает с позицией автора?
Задание 5. В седьмом абзаце текста говорится о «законе Чернявского». Выпишите, как формулируется этот закон.
Задание 6а. Используя «закон Чернявского», определите, сколько времени потре-буется, чтобы изучить 14-й язык.
Задание 6б. Насколько, по-вашему, реалистичен этот закон? Объясните ваш ответ.
Задание 7а. В чем суть «закона Чернявского»?
Задание 7б. Что изменится в тексте, если в рассуждении о «законе Чернявского» (строки 47–53) оставить только следующие строки: «Но перехожу к части более приятной, так сказать оптимистической. Начну с «закона Чернявского», простите за нескромность. Формулируется он так: следующий язык много легче предыдущего?»
Задание 8. Автор сравнивает процесс изучения иностранных языков с обучением игре на музыкальных инструментах. В следующем предложении вставьте недостающие слова:
Если изучать иностранные языки, то мало _________________________________,
_____________________________________________________________________________
нужно _______________________________________________________________________
Задание 9. Кому адресованы размышления Е. М. Чернявского? Обоснуйте ответ.
Задание 10 (домашнее). Соберите материал и предложите заметку (статью) о людях (человеке), владеющих несколькими иностранными языками.
Задание 11. Напишите изложение. Расскажите о своем опыте изучения иностранного языка. Подходят ли вам «рецепты» Е.М.Чернявского?
Вариант: Расскажите о человеке, владеющем несколькими иностранными языками. Есть ли у него другие «рецепты»?
Общий комментарий к задаче
Тип задачи: позиционная.
Тип текста: публицистика (основной текст), мемуары, энциклопедическая статья, художественный текст (возможные дополнительные источники); составной; сплошной.Структура задачи: задания 1–4 связаны с пониманием текста на уровне содержания (что именно написано, что главное, что второстепенное). Задание 4 позволяет проверить, насколько понят один из содержательных фрагментов текста, так как предполагает применение, «примерку» классификации, содержащейся в тексте. Задания 5–7б помогают выйти за рамки текста, обратиться к замыслу автора, адресату текста. Прямо вопрос об адресате ставится в задании 9. Предполагается, что материал предшествующих заданий поможет учащимся ответить на этот вопрос и обосновать свой ответ. Задание 10 предполагает самостоятельную работу с информацией по теме задачи, что вписывает размышления Чернявского в более широкий контекст. В задании 11 учащимся предлагается не только изложить содержание текста Чернявского, но и в свободной форме по рассуждать о данных в тексте «рецептах».
Лист ответов и рекомендации к оцениваниюЗадание 1
Деятельность: Понимание общего содержания текста, «сворачивание» текста.
Уровень сложности (грамотность чтения): 2.
1 балл – ответ B.
0 баллов – другие ответы.
Задание 2
Деятельность: Поиск и выявление информации.
Уровень сложности (грамотность чтения): 2.
1 балл – в ответе содержатся следующие примеры из текста: «изучение языков для меня не самоцель и даже не цель, а средство. Средство приобщения к духовным ценностям других народов, познания их культуры… Язык ради языка – это не моя стихия. Язык ради познания, язык как ключ к другим мирам и жизням».
0 баллов: – другие ответы (недостаточные, неясные, не относящиеся к вопросу).
Задание 3
Деятельность: Поиск и выявление необходимой информации.
Уровень сложности (грамотность чтения): 1
1 балл – в ответе-таблице приведены правильные характеристики людей разных типов. Характеристики могут быть сформулированы кратко, но эти формулировки обязательно должны соответствовать тексту.
Тип людей Отношение к языкам и их изучению
Первый Те, кто любит языки. Для них занятие языками – радость.
Второй Те, которые к самим языкам относятся спокойно или даже равнодушно, но понимают, что без знания языков они не добьются поставленной цели, поэтому готовы регулярно трудиться над их изучением.
Третий Те, кто непрочь позаниматься языком, если только это не будет слишком обре-менительно, а кроме того, будет результати-вно.
Четвертый Те, которые к языкам равнодушны и па-лец о палец не ударят, чтобы чего-нибудь до-биться.
0 баллов – неверные характеристики, не соответствующие типологической характеристике автора.
Дополнительный балл может быть добавлен за переформулирование, «сжатие» исходного текста, если собственный вариант не искажает суть классификации, содержащейся в авторском тексте.
Задание 4а
Деятельность: Выявление и сопоставление информации.
Уровень сложности (грамотность чтения): 2.
Уровень сложности (ОУУН): 2 (необходимо использовать ответы на 4 и 2 вопрос).
1 балл – первый ученик – второй тип; второй ученик – первый тип.
0 баллов – другие ответы.
Задание 4б
Деятельность: Выявление и сопоставление информации.
Уровень сложности (грамотность чтения): 1.
Уровень сложности (ОУУН): 1.
1 балл – мнение второго ученика совпадает с авторским.
0 баллов – другие ответы.
Задание 5
Деятельность: Поиск информации.
Уровень сложности (грамотность чтения): 1.
1 балл – в ответе содержится следующая формулировка «закона Чернявского»: «Каждый новый язык требует лишь половины усилий, потраченных на изучение предыдущего…»
0 баллов – другие ответы.
Задание 6а
Деятельность: Установление связей и выполнение математических действий.
Уровень сложности (ОУУН): 2.
1 балл – по данному закону на изучение 14-го языка потребуется чуть больше 4 ч. (точные данные: 4,3 ч.).
0 баллов – другие ответы. Отсутствие ответа.
Задание 6б
Деятельность: Критическая оценка информации, аргументированное изложение собственной точки зрения (рефлексия и оценка).
Уровень сложности (ОУУН): 1.
2 балла – из ответа следует, что ученик понимает и ставит под сомнение бесспорность данного закона. Ответ аргументирован (ученик объясняет, почему он так считает, приводит собственные доводы, размышляет над поставленным вопросом).
1 балл – ученик ставит под сомнение реалистичность данного закона, но не объясняет, почему он так считает. Ответ не аргументирован.
0 баллов – демонстрируется непонимание материала. Дан неверный или неясный ответ.
Задание 7а
Деятельность: Интерпретация, доопределение вопроса.
Уровень сложности (грамотность чтения): 2.
Уровень сложности (ОУУН): 2.
1 балл – в ответе есть указание на то, что каждый последующий язык легче предыдущего в изучении. Жесткой зависимости (см. формулировку «закона Чернявского») между количеством изучаемых языков и временем, требующимся на изучение, нет.
0 баллов – дан недостаточный, неясный, неверный ответ.
Задание 7б
Деятельность: Анализ отношения «форма-смысл текста», доопределение вопроса.
Уровень сложности (грамотность чтения): 3.
Уровень сложности (ОУУН): 3.
1 балл – если говорится о том, что текст стал менее интересным, на этом фрагменте внимание читателя не задерживается, если есть любая попытка связать изменение формы текста с читательским восприятием.
0 баллов – читательское восприятие не учитывается, даются ответы вроде «текст станет короче», «неправильная формулировка будет заменена правильной» и т.п.
Задание 8
Деятельность: Интерпретация, выявление связей, доопределение вопроса.
Уровень сложности (грамотность чтения): 3.
Уровень сложности (ОУУН): 3.
Код 1 – если изучать язык, мало выучить алфавит, овладеть грамматикой и нормами письма этого языка, мало запомнить слова, нужно регулярно в течение продолжительного времени тренироваться и упражняться в нем.
Код 0 – недостаточные и неясные ответы.
Задание 9
Деятельность: Анализ формы и содержания текста с точки зрения его адресованности, обоснование гипотезы.
Уровень сложности (грамотность чтения): 3.
Уровень сложности (ОУУН): 3 (требуется обращение к материалу предшествующих заданий).
2 балла – в ответе учитывается авторское желание привлечь, заинтересовать читателя (например, с помощью формулирования парадоксального закона), форма «советов» или «рецептов», достаточно простой язык и т.п.1 балл – в ответе содержится только указания на «советы», на некоторую назидательность текста (призыв к дисциплине, труду, осуждение бесцельной траты времени и т.п.).
0 баллов – ответ не содержит аргументации.
Задача «Хочу быть кроликом»Общая характеристика задачи
Дефициты:
поиск информации;
выявление авторской позиции;
сравнение разных авторских позиций;
реконструкция авторского замысла;
умение дать развернутый ответ на вопрос с обоснованием собственной позиции и привлечением для этого личного опыта.
Текст задачи
Статья школьницы из Калининграда Юлии Садовской получила Гран-при Третьей телекоммуникационной олимпиады юных журналистов. Прочитайте статью и ответьте на вопросы.
Хочу быть кроликом!
Что делать, если ты на полтора года младше своих одноклассников, да еще и новенькая в школе. А если при этом ты до сих пор не обкорнала длинные косички и не вытравила русые волосы в белый цвет, то какая-нибудь милая кличка тебе просто обеспечена. Но если при таком букете достоинств у тебя еще и два передних зуба выпирают, делая похожей на кролика, то все – пиши пропало. Но ведь безвыходных ситуаций не бывает, а опустить руки и поплыть по течению – далеко не лучший выход. Эта история о том, как мне на личном опыте пришлось убедиться в правильности фразы знаменитого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете: «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них идет на бой». Но бороться ведь тоже можно по-разному. Можно делать это с ожесточением и обидой на весь мир, а можно стать проще, чтобы люди сами потянулись к тебе, как к костру в зимний вечер. О том, что река начинается с голубого ручейка, а дружба – с улыбки, я вспомнила в девятом классе.
Однажды на уроке биологии мы изучали млекопитающих, и Боре Гусеву, одному из заводил нашего класса, почему-то захотелось сделать сообщение именно о кроликах. Он очень настойчиво, и с каким-то явно нездоровым интересом, расспрашивал нашу преподавательницу Марину Ишигидеевну Третьякову об этих милых животных. Даже она удивилась такой любознательности. И с каждым его вопросом, касающимся кроликов, класс смеялся все сильнее и сильнее. Причина столь бурного восторга из-за этих представителей млекопитающих открылась мне лишь на следующий день, когда Боря окрестил меня кроликом! Ну что ж, кролик так кролик. Отчаиваться и замыкаться в себе я не привыкла, поэтому решила создавать свой собственный кроличий стиль. А кто сказал, что кролики не могут быть красивыми?!
Дома, среди старых вещей, я нашла серый свитер с изображением веселого кролика, грызущего огромными белыми зубами ярко-оранжевую морковку. Свитер, конечно, был немного маловат (я носила его классе в пятом), но красота, как известно, требует жертв, так что можно и потерпеть небольшие неудобства ради такого случая! Одного свитера с собственным портретом на груди оказалось недостаточно. Еще для создания кроличьего имиджа мне понадобилось немного потрудиться на кухне: достать штучек пять морковок, помыть их, очистить, и готовый к употреблению завтрак настоящего кролика бросить в портфель вместе с учебниками.
И вот начинается цирковое представление. Я захожу в кабинет, снимаю куртку и достаю из портфеля первую морковку. До звонка на урок остается еще минут десять, поэтому даже самые активные учащиеся нашего класса сейчас заняты столь ответственным делом, как списывание домашнего задания из чужих тетрадей. Ну что ж, подождем. Наконец-то, Егор Киричков, мой сосед по парте, не поднимая глаз от тетради, говорит: «А, привет, кролик!». Я, громко хрустя морковкой, весело отвечаю ему: «Привет!». Он, должно быть, удивленный этим хрустом, посмотрел на меня, и вдруг безудержный хохот овладел им. Через минут десять смеховая волна прокатилась по всему классу, а я по-прежнему со спокойным видом сидела на парте и жевала морковку. Оля Егорова и Ира Бахтеева, ранее никогда не интересовавшиеся новенькими, подошли поближе, чтобы рассмотреть, что нарисовано у меня на свитере. Кристинка Виноградова попросила угостить ее морковкой. Борька Гусев был чуть ли не на седьмом небе оттого, что так верно подобрал мне кличку, Егор, закинув в сторону тетрадь с домашним заданием, перебивал всех и орал: «Это я, я первый заметил!!!».
Мое настоящее знакомство с классом началось лишь с этого дня. Ребята стали подходить на переменах толпами. Сначала просто смеялись, потом Кристина Виноградова сказала, что у них в модельном агентстве занимается девчонка, которая тоже очень похожа на кролика. Эту тему одноклассницы охотно подхватили, и каждая стала перечислять актрис, фотомоделей и поп-звезд, похожих на меня, то есть, тех, у кого также выпирают два передних зуба. Егор, в свою очередь, заметил, что у Рональдо, мега-звезды бразильской сборной по футболу, тоже большие передние зубы. Ну а своего экстремума наш разговор достиг, когда стали обсуждаться жевательные резинки Дирол и Орбит, с помощью которых, по мнению Кристины, можно сделать зубы не только белее, но и больше! И пускай я не слышала в жизни ничего более абсурдного, чем это утверждение, для поддержания разговора пришлось согласиться. Когда тема зубов, кроликов, Орбитов и Диролов была исчерпана, и каждый высказал все, что он думает, наступила минута молчания, которую Егор прервал своим предложением сходить в столовую за булками с кокосовой крошкой. Все охотно согласились. По дороге девчонки расспрашивали, из какой я пришла школы, нравится ли мне здесь, какие у меня любимые предметы. Причем кроликом меня уже никто не называл. Егор даже сказал мне откровенно: «Слушай, понимаю, что неудобно спрашивать у соседки по парте такое, но все-таки, как тебя зовут?» Девчонки, бывало, оговаривались: «Кро...Ой! Юлька, извини».
На обратном пути, из столовой в кабинет, мы ели булки, обменивались телефонами и обсуждали ассортимент школьного буфета. Эти булки с кокосовой крошкой были особенно вкусные в тот день, когда я впервые попробовала их. И вряд ли Кристина, Егор, Ира или Оля могли почувствовать это так же, как и я. Ведь это был не просто вкус кокоса, но и вкус победы. И сейчас, когда с тех пор прошло уже два года, когда с Кристиной мы каждые выходные ходим в кино, когда Оля помогает мне на контрольных по алгебре, и когда мы все вместе помогаем Ире с Егором помириться после очередной размолвки, я благодарю кроликов и тот счастливый день.
Юлия Садовская
Задания
Задание 1. В начале статьи обрисована ситуация, в которой оказалась героиня – автор статьи Юля Садовская. В подобной ситуации можно вести себя по-разному. Как именно? Дайте ответ на вопрос, опираясь на текст статьи.
Задание 2. Как сложились отношения Юли с одноклассниками в дальнейшем? Можно ли считать их прочными? Обоснуйте свой ответ.
Задание 3. В конце статьи Юля пишет: «Это был не просто вкус кокоса, но и вкус победы». Как вы думаете, о какой победе идет речь?
Задание 4. Почему Юля назвала свою статью «Хочу быть кроликом!»?
Задание 5. Перед вами фрагмент статьи «Недоразумение с косичками». Автор этой статьи – одна из красноярских журналисток. Как вы думаете, отличается ли отношение к проблеме и ее решение, данное в этой статье, от отношения и решения Юли? Обоснуйте свой ответ.
«В чем состоит основная проблема человечка, которому 12 – 16 лет? Это не учеба и даже не отношения с родителями и учителями. Все гораздо прозаичнее: внешность… Да, да, эти уши, носы. А если ты надел в школу не те джинсы, то свою репутацию вряд ли вернешь делами праведными.
Примерно об этом «Недоразумение с косичками». Спектакль создан ребятами из театральной студии «Спутник» при краевом Доме детского творчества по сюжету автора одноименного произведения Александра Антакольского.
Коротко сюжет: Муха – Мухина Лена – девочка, которая считает себя некрасивой и, соответственно, страдает по этому поводу, а тут еще одноклассницы, которые покоя не дают, издеваются. Коля Морозов, мальчик, который нравится, но не обращает внимания на это «недоразумение», как называет себя сама Муха. В общем, проблема «мировая». Кто поможет отчаявшемуся существу?
Конечно, подруги и добрая волшебница – визажист. С новой прической и макияжем героиня тут же снискала всеобщую любовь…»
Задание 6. Статья Юли Садовской получила Гран-при (высшую награду) Третьей всероссийской телекоммуникационной олимпиады юных журналистов. Если бы вы были членом жюри, согласились бы вы с таким решением? Обоснуйте свой ответ.
Общий комментарий к задаче
Тип задачи: позиционнаяТип текста: публицистика; сплошной, несоставной.
Уровень сложности: высокий.
Содержание и структура задачи: задача в целом формирует грамотность чтения публицистического текста. Сложность ее решения заключается в реконструкции авторского замысла. Расположение заданий в блоке рассчитано на последовательное их выполнение, в ходе которого углубляется понимание авторского замысла. Уровень сложности заданий также последовательно возрастает.
Лист ответов и рекомендации к оцениваниюЗадание 1
Деятельность: Поиск информации, сопоставление фрагментов текста, реконструкция вопроса.
2 балла – в ответе перечислены все варианты поведения, о которых говорится в статье: в подобной ситуации можно «опустить руки и поплыть по течению», можно бороться «с ожесточением и обидой на весь мир», можно бороться «с улыбкой», можно «отчаяться и замкнуться в себе».
1 балл – в ответе содержится наиболее «заметная» информация: можно бороться по-разному, с ожесточением или с улыбкой.
0 баллов – ответ недостаточный, назван только один вариант поведения.
Задание 2
Деятельность: Поиск информации, интерпретация, аргументация.
2 балла – у Юли с одноклассниками сложились прочные дружеские отношения. Об этом свидетельствует не только взаимопонимание, взаимопомощь, но и время - рассказанная история произошла 2 года назад.
1 балл – ученик пишет о прочной дружбе, но факта времени не замечает. Приводит другие аргументы.
0 баллов – ответ верный, аргументации нет.
Задание 3
Деятельность: Понимание на уровне содержания и подтекста, интерпретация.
2 балла – ученик видит смысл победы Юли в том, что она сумела завоевать симпатии одноклассников, вызвать интерес к себе, оставаясь самой собой, не приспосабливаясь. Пишет о моральной победе.
1 балл – в ответе говорится о симпатиях, которые завоевала девочка и т.п., но не удерживается именно глубинный смысл произошедшего: победа в том, чтобы остаться самой собой.
0 баллов – ответ недостаточный, свидетельствует о непонимании прочитанного.
Задание 4
Деятельность: Интерпретация текста, реконструкция авторского замысла, использование результатов предшествующего задания.
2 балла – в ответе как главное содержится следующая интерпретация названия: быть кроликом - значит оставаться самой собой, подчеркивать свою индивидуальность.
1 балл – интерпретация: быть кроликом – значит смешить других, вызывать симпатию, улыбку, расположение.
0 баллов – интерпретация свидетельствует о непонимании авторского замысла, вопроса. Подмена ответа.
Задание 5
Деятельность: Реконструкция вопроса, реконструкция авторского замысла, сравнение разных позиций, обобщение, использование результатов предшествующих заданий.
2 балла – в ответе сравнивается отношение к ситуации двух героинь - Юли Садовской и Лены Мухиной, говорится о том, что Лена переживает больше, чем Юля. Но главное заключается в том, что решение проблемы, предлагаемое в статье красноярской журналистки, принципиально отличается от решения Юли Садовской: девочка меняет имидж, становится как все (макияж, модная прическа).
1 балл – ученик понимает, что статьи по авторскому замыслу отличаются друг от друга, но дает поверхностное объяснение.
0 баллов – ответ неверный, нет понимания.
Задание 6
Деятельность: Рефлексия на содержание и на форму текста, аргументация.
2 балла – ученик согласен с решением жюри, называет среди достоинств статьи актуальность проблематики, значимость ее для читателя-сверстника, указывает на поучительный смысл статьи. Здесь же говорится и о стиле, языке написанного, обращается внимание на юмор, легкую иронию и т.д.
Вариант ответа: Ученик может не согласиться с мнением жюри и предложить свою номинацию для статьи, но аргументы будут убедительными и все достоинства статьи перечислены.
1 балл – ученик согласен с мнением жюри, аргументирует его, но останавливается только на актуальности, жизненности статьи и не дает оценки стилю, языку.
0 баллов – ответ неубедительный, аргументация недостаточная.
Задача «Она»Общая характеристика задачи
Задача направлена на преодоление дефицитов, таких как:
выявление авторской позиции;
реконструкция авторского замысла.
Текст задачи
Прочитайте небольшую зарисовку немецкого журналиста из его книги очерков о современной немецкой молодежи.
***
На ней была юбка, не поддающаяся описанию, так как любое сказанное слово было бы слишком длинно для нее. Ее шаль, небрежно накинутая на шею, напротив, напоминала скорее двойной шлейф, широкими шерстяными потоками Ниагарского водопада устремившийся вниз. Казалось, что над этой шалью неустанно трудились три бабушки одновременно, не покладая рук в течение двух с половиной лет. Вероятно, она думает, что именно такая шаль должна демонстрировать ее жизненные идеалы. Кто бы мог подумать два с половиной года назад, что такие шали вновь войдут в моду.
К этой шали она носит кроссовки, на которых расписались все ее друзья и подруги. Ей исполнилось 15 лет, и она совершенно игнорирует мнение «древних ископаемых» – это все те, кому исполнилось тридцать. Разве кто-то из них в состоянии понять ее, даже если очень постараться? Мне уже перевалило за тридцать.
Когда она слушает музыку, дверные переплеты вибрируют даже в соседней комнате. Я понимаю, что такая громкая музыка поднимает ей настроение и одновременно является очередной формой протеста.
Вся мебель ее комнаты покрыта толстым слоем пыли. А под кроватью скопились уже целые валы пыли. Повсюду разбросаны заколки для волос, карманные зеркальца, огрызки яблок, пустой флакон из-под духов с надписью «…», стопки книг (Гессе, Карла Мая, Нолль, Гельдерлина), свитера, джинсы, колготки, использованные носовые платки.Я понимаю, что ей не хочется опускаться до мелочей повседневной жизни. Ее терзает страх, что тем самым она может сузить круг своих духовных интересов и притупить остроту своих жизненных идеалов. Она постоянно взвешивает свои поступки, мерилом которых является ее независимость и свобода.
Время от времени я убираю ее комнату, чтобы ее мать не хватил удар. Я знаю, что она испытывает отвращение к паукам, и однажды, чтобы как-то исправить положение, я сказал ей: «У тебя под кроватью пауки свили гнезда».
Она закатила свои ярко накрашенные глазки и стала охать, ахать и чертыхаться так, что учительница по английскому языку пришла бы в неописуемый восторг от ее межзубных звуков, произношения которых она тщетно пыталась добиться на уроке от своих учеников. «А почему они свили гнезда именно под моей кроватью?»
«Там их редко беспокоят». Я не хотел быть особенно прямолинейным, рассчитывая на ее интеллигентность. К вечеру она успокоилась и вновь обрела душевное равновесие. Лежа в кровати, она имела вид победительницы. Ее домашние тапочки расположились на пианино. «Теперь они будут всегда находиться здесь, – заявила она, – чтобы ни один паук не смог забраться сюда…»
Гессе Герман (1877 – 1962) – немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии.
Автор стихов, рассказов, романов, публицистических эссе на современные темы. Герои его произведений бросают вызов современной действительности, мучительно ищут себя, утверждаются в сфере искусства. В России широко известны его романы «Степной волк», «Игра в бисер».
Май Карл (1842 – 1912) – немецкий писатель, автор приключенческих романов об индейцах. В его произведениях воспеваются отвага и благородство романтических героев («краснокожих джентльменов» и их бледнолицых братьев). По романам Карла Мая была создана целая серия художественных фильмов. Среди них «Сыновья Большой Медведицы», «Верная Рука - друг индейцев» и др.
Нолль Ингрид (род. 1935) - немецкая писательница, одна из представительниц современного женского романа. Героини Ингрид Нолль, как правило, женщины зрелого возраста (сама писательница первую свою книгу написала в возрасте 55 лет), ищущие счастья и обретающие его в финале. В семейно-бытовые романы о любви Нолль вносит элементы детектива. На русский язык переведены романы «Аптекарша», «Благочестивые вдовы», «Прохладой дышит ветер».
Гельдерлин Иоганн (1770 – 1843) - немецкий поэт-романтик. Друг Шиллера и Гете, представитель движения «Буря и натиск». Герои его творчества – романтические бунтари-одиночки с трагической судьбой, стремящиеся к борьбе ради торжества свободы.
Задания
Задание 1. Как вы думаете, с какой целью написана эта зарисовка? Выберите ответ, который кажется вам правильным.
Автор хочет:
А. Высказать свое отношение к современной молодежи.
B. Поделиться своими наблюдениями относительно современной моды.
C. Поделиться размышлениями о воспитании в современной семье.
D. Нарисовать портрет современного подростка.Задание 2. Один из читателей рассказа утверждал, что главные черты героини – отсутствие вкуса, неряшливость, эгоизм, лень. Согласны ли вы с таким мнением? Аргументируйте свой ответ.
Задание 3. Героиня рассказа считает, что все, кому за тридцать, не способны ее понять. Права ли она? Опираясь на текст, подтвердите или опровергните это мнение героини.
Задание 4. Из рассказа мы можем получить представление о круге чтения героини. Но в список авторов, произведения которых читает героиня (см. абзац 4), составители задачи внесли лишнее имя. Найдите этого автора, запишите его и объясните свой выбор.
Задание 5. В тексте рассказа составителями пропущено название духов. Выберите из следующего перечня наиболее подходящее и впишите его. Объясните свой выбор.
A. Аромат времени.
B. Белая сирень.
С. Мисс очарование.
D. Запах свободного мира.
Задание 6. Два читателя поспорили об отношении автора к героине. Первый говорил, что автор относится к ней насмешливо, хочет ее высмеять, а вместе с ней и всю современную молодежь. Второй утверждал, что автор симпатизирует героине и хочет вызвать эту симпатию у читателя. С кем из спорящих вы скорее согласитесь? Аргументируйте свой ответ. Если вы не согласны ни с одним мнением, то напишите свое и аргументируйте его.
Общий комментарий к задаче
Тип задачи: интерпретационнаяТип текста: художественно-публицистический, сплошной, составной.
Уровень сложности: высокий.
Содержание и структура задачи: сложность задачи заключается в необходимости постоянно удерживать авторскую позицию. Большая часть заданий требует умения аргументировать, ссылаясь на текст (часто деталь в тексте). Справочный материал помогает углубить понимание авторской позиции, его необходимо задействовать при решении некоторых заданий.
Лист ответов и рекомендации к оцениваниюЗадание 1
Деятельность: Реконструкция авторского замысла.
1 балл – ответ D.
0 баллов – другие ответы.
Задание 2
Деятельность: Интерпретация, аргументация собственной позиции, сопоставление ее с чужой читательской позицией.
2 балла – ученик не согласен с мнением читателя, потому что автор дает понять, что одежда, обстановка и т.п. характеризуют независимость героини.
1 балл – ученик согласен с читателем и ссылается на содержание текста (возможно, цитирует): в комнате пыль, беспорядок и т.д.
0 баллов – аргументация отсутствует.
Задание 3
Деятельность: Выявление авторской позиции, интерпретация, аргументация.
2 балла – героиня не права, ее понимает автор. Ученик ссылается на текст (возможно, цитирует): автор несколько раз повторяет «я понимаю…»
1 балл – героиня права. Ее не понимает мама, насмешливый тон автора также свидетельствует о непонимании.
0 баллов – аргументация отсутствует.
Задание 4
Деятельность: Поиск информации, сопоставление текстов, интерпретация, аргументация, привлечение личного опыта и знаний из других предметных областей.
2 балла – ученик выбирает верный ответ: Ингрид Нолль. Находит общее у Гессе, Гельдерлина, Мая: романтические герои, бунт, вызов. Обращает внимание на возраст героинь Нолль и пр.
1 балл – ответ верный, но аргументация недостаточная.
0 баллов – неверный ответ.
Задание 5
Деятельность: Работа с деталью, выявление ее роли по отношению к общему замыслу, интерпретация, аргументация.
2 балла – ответ D – «Запах свободного мира». Ученик объясняет, что название духов отвечает идеалам девочки: свободе и независимости.
1 балл – ответ верный, нет аргументации.
0 баллов – другое название.
Задание 6
Деятельность: Выявление авторской позиции, аргументация.
2 балла – ученик соглашается со вторым спорящим. Понимает, что, несмотря на иронию, содержащуюся в тексте, автор скорее симпатизирует героине. Приводит примеры выражения этой симпатии: автор старается понять девушку, он убирает ее комнату, он не допускает грубости по отношению к ней и т.д.
1 балл – ученик дает свой ответ: автор занимает нейтральную позицию, он скорее наблюдатель. Есть аргументы.
0 баллов – ученик соглашается с первым спорящим.
Задача «Кухонные часы»Общая характеристика задачи
Задача направлена на преодоление дефицитов, таких как:
соотнесение деталей и общего смысла текста;
реконструкция авторского замысла;
удержание разных точек зрения.
Текст задачи
Уже издали они заметили, как он подходит к ним: он сразу бросался в глаза. У него было лицо пожилого человека, но по его походке можно было определить, что ему едва исполнилось двадцать. Человек со старческим лицом присел к ним на скамейку и показал им то, что держал в руке.
«Это были наши кухонные часы», – сказал он и оглядел всех по очереди, всех, кто сидел под солнечными лучами на скамейке. «Да, да, мне удалось их найти. Только они и остались». Он держал перед собой круглые тарелкообразные кухонные часы и пальцами обводил голубые цифры.
«Теперь они не имеют никакой цены», – говорил он извиняющимся тоном. – «Я это понимаю. И они не особенно красивы. Они выглядят как тарелка, покрытая белым лаком. Но я нахожу, что голубые цифры выглядят довольно симпатично. Конечно, стрелки сделаны из простой жести. И к тому же они совершенно не ходят. Нет. Совершенно очевидно, что их внутренности повреждены. Но они выглядят как прежде. Хотя и не ходят».
Он осторожно провел кончиком пальца по краю тарелкообразных часов и тихо добавил: «Только они у меня остались».
Те, кто сидел под солнечными лучами на скамейке, не осмеливались посмотреть в его сторону. Один мужчина уставился на свои ботинки, а женщина смотрела в сторону детской коляски. Затем кто-то спросил:
«Вы, вероятно, все потеряли?»
«Да, да», – ответил он радостно, – «подумайте только, именно все. Только они и остались». И он высоко поднял часы над головой, как будто другие их увидели впервые.
– «Но они ведь уже не ходят», – заметила женщина.
– «Нет, нет, конечно, нет. Они испорчены, я знаю это наверняка. Но внешне они выглядят как и прежде: белые с голубым». И он вновь показал им свои часы.
– «И что самое примечательное», – продолжал он взволнованно, – «этого я вам еще вообще не рассказывал. Дело в том, что самое замечательное еще впереди: подумайте только, они остановились в половине третьего. Именно в половине третьего. Вы только подумайте!»
– «Тогда в половине третьего ваш дом и накрыло», – сказал мужчина, важно выпятив нижнюю губу. – «Об этом я уже не первый раз слышу. Когда бомба устремляется вниз, часы сразу останавливаются. Это происходит от давления».
Он посмотрел на свои часы и задумчиво покачал головой. «Нет, дорогой господин, вовсе нет, вот тут Вы ошибаетесь. Дело совсем не в бомбе. Не нужно все время говорить о бомбах. Нет. В половине третьего произошло нечто другое, этого Вы еще не знаете. В этом-то и весь фокус, что они остановились в половине третьего. Не в четверть пятого и не в семь. Дело в том, что именно в половине третьего я всегда приходил домой. Я имею в виду, ночью. Почти всегда в половине третьего. В этом и заключается весь фокус».
Он вновь посмотрел на сидящих, но они опустили глаза. Он не нашел их. Тогда он кивнул своим часам. «В это время я всегда испытывал чувство голода, не так ли? И тогда я сразу шел на кухню. И почти всегда была половина третьего. И тогда появлялась моя мама. И, как бы тихо я не старался открыть дверь, она всегда слышала меня. И когда я, не зажигая света, пытался на кухне найти что-нибудь поесть, тотчас зажигался свет И она появлялась в своей шерстяной кофте и красном шарфе. Босиком. Всегда босиком. А наша кухня была покрыта кафелем. Она жмурилась от яркого света, так как она уже спала. Ведь была ночь!
«Опять так поздно», – говорила она. Больше она ничего не говорила, только «опять так поздно». Затем она разогревала ужин и смотрела, как я ем. И потирала нога об ногу, так как кафельные плитки были такие холодные. Она никогда не надевала ночью туфли. И она все время сидела со мной, пока я ел.
Затем я слышал, как она убирала тарелки, когда в своей комнате я гасил свет. Это повторялось каждую ночь. И чаще всего в половине третьего. Это было так естественно. Она всегда так поступала. И она никогда больше ничего не говорила, лишь «опять так поздно». Но она это говорила каждый раз. И я думал, что это никогда не прекратится. Это было так естественно. Это было так всегда».
На мгновенье на скамейке воцарилась тишина. Затем он тихо сказал: «А теперь?». Он посмотрел на сидящих. Но они спрятали глаза. И тогда он обратился к часам, глядя в их голубовато-белое лицо: «Теперь, теперь я знаю, что это был рай. Это был настоящий рай». На скамейке было совсем тихо. Затем женщина спросила: «А Ваша семья?»
Он смущенно ей улыбнулся в ответ. «Ах, Вы имеете в виду моих родителей? Да, их тоже уже нет. Ничего больше нет. Представьте себе, ничего больше нет». Смущенно улыбаясь, он глядел то на одних, то на других. Но они отводили глаза.
Он вновь поднял часы над головой и засмеялся. Смеясь он повторял: «Только они. Только они остались. И самое удивительное, что они остановились в половине третьего».
Потом он замолчал. У него было старческое лицо. И мужчина, сидящий рядом с ним, смотрел на свои ботинки. Но он не видел их. Он все время думал о слове «рай».
Вольфганг Борхерт, 1946г.
Задания
Задание 1. Какое впечатление герой рассказа производит на окружающих?
Это был молодой человек с лучезарной улыбкой.
Он выглядел старше, хотя держался молодцом.
У него было лицо пожилого человека, но по его походке можно было определить, что ему едва исполнилось 20.
Уже в 20 лет он выглядел как старик, и только глаза говорили о его молодости.
Задание 2. Прочитайте разговор двух читателей:
Первый: Я полагала, что молодой человек «со старческим лицом» не совсем здоров.
Второй: О чем вы говорите, если вы внимательно прочитали рассказ, то его речь и поведение совершенно адекватны описываемой ситуации.
Найдите цитаты и факты из рассказа, подтверждающие обе точки зрения.
Первый читатель:_________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Второй читатель:_________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Задание 3. Просмотрите часть текста, которая начинается со слов «И что самое примечательное…» (строки 25–63). Обратите внимание на то, что герой много раз повторяет слова «в половине третьего». Почему автор «заставляет» героя повторять эти слова?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. В рассказе несколько раз говорится о том, что собеседники молодого человека с часами не смотрят на него (строки: 16 – «не осмеливались посмотреть в его сторону»; 37 – «опустили глаза»; 54 – «спрятали глаза»; 58 – «отводили глаза»). Как вы думаете, почему?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Когда и где могли произойти события, описанные в рассказе? Выберите правильный(-ые), с вашей точки зрения, ответ(-ы) и обоснуйте свой выбор.
Весна 1996 года, Чечня.
Осень 2003 года, Ирак.
Лето 1944 года, Германия.
Август 2001 год, США.
Эта история могла произойти в любой стране, где идет война.
___________________________________________________________________________________Задание 6. Почему слово «рай» появляется в финале рассказа?
___________________________________________________________________________________
Задание 7. Актуален ли рассказ в наши дни? Обоснуйте ответ.
Общий комментарий к задаче
Тип задачи: интерпретационная.
Тип текста: художественный.
Уровень сложности: высокий.
Структура задачи: Задача предоставляет возможность через разные детали текста выйти на понимание общего смысла. Первые два задания представляют собой работу с собственно содержательным (фактологическим) уровнем текста. Задания 3, 4, 6 можно рассматривать как «входы» в текст (от содержательного уровня к смысловому), похожие по способу, но разные по конкретному материалу (текст насыщен символикой, и каждый такой «вход» позволяет понять текст глубже.Лист ответов и рекомендации к оцениваниюЗадание 1
Деятельность: Поиск информации.
Уровень сложности: 1.
Требуется найти в тексте рассказа фрагмент, полностью совпадающий с одним из предложенных вариантов ответа. Само задание достаточно просто для выполнения, но с его помощью акцентируется внимание на существенной для понимания смысла текста детали – несоответствии во внешности героя (лицо пожилого человека – походка молодого)
1 балл – ответ С.
0 баллов – другие ответы.
Задание 2
Деятельность: Поиск оснований для разных точек зрения.
Уровень сложности: 3.
Задание 3
Деятельность:Интерпретация, реконструкция замысла автора.
Уровень сложности: 3.
2 балла – любая попытка интерпретации. Например, это время, которое разделило жизнь героя на две части; возможна ссылка на слово «рай»; «половина третьего» -- это граница, с одной стороны, а с другой – напоминание о прежней жизни; застывшая, остановившаяся прежняя жизнь и т.п.
1 балл – поиск ответа на содержательном, сюжетном уровне рассказа. Например, потому что в «половине третьего» герой приходил домой, потому что в это время в его дом попала бомба, потому что много событий в его жизни связано с этим временем и т.п.
0 баллов – простая констатация. Например, часы показывают это время.
Задание 4
Деятельность: Интерпретация, реконструкция замысла автора.
Уровень сложности: 3.
2 балла – любая попытка интерпретации. Например, не смотрят, то есть они не понимают друг друга, их разговор только внешний; они – по ту сторону границы, они смотрят на обычные вещи (каждый – на свое): мужчина – на ботинки, женщина – в сторону детской коляски, у них есть жизнь, есть будущее, у него – все в прошлом и т.п.1 балл – объяснение поступков действующих лиц в рамках описанной ситуации, так же, как если бы это была история из жизни, а не художественный текст. Например, потому что трудно разговаривать с больным человеком, трудно разговаривать с человеком, пережившим такое горе; потому что он странный и т.п.
0 баллов – неаргументированный ответ, неразвернутый, констатирующий. Например, они не хотят смотреть на него.
Задание 5
Деятельность: Поиск конкретной информации (фактов), интерпретация.
Уровень сложности: 2.
2 балла – ответ С и Е. (Выбор двух ответов свидетельствует о понимании того, что художественный текст не просто описывает произошедшую с кем-то историю).
1 балл – один ответ: С или Е. Выбор одного ответа свидетельствует о том, что учащийся либо не обращает внимания на конкретные факты (дату написания рассказа, фамилию писателя), либо не удерживает общий смысл рассказа.
0 баллов – любой другой ответ. Свидетельствует о невнимании к конкретным фактам.
Задание 6
Деятельность: Интерпретация, реконструкция замысла автора.
Уровень сложности: 3.
2 балла – любая попытка интерпретации. Например, мы не замечаем многих вещей, которые кажутся нам обычными; только когда герой потерял свою привычную жизнь, он понял, как много она значила для него и т.п.
1 балл – объяснение поступков действующих лиц в рамках описанной ситуации, например, потому что рассказ молодого человека взволновал мужчину, потому что мужчина сочувствует ему и т.п.
0 баллов – констатирующий ответ. Например, потому что молодой человек произнес это слово и т.п.
Задание 7
Деятельность: Рефлексия.
Уровень сложности: 3.
Задание предполагает обращение к заданию 5.
2 балла – актуальность обосновывается связью между внутренним миром человека и событиями, которые приводят к изменению внутреннего мира. Например, говорится о личной трагедии человека, независимо от того, в какой стране, в какое время, в результате каких событий она произошла; актуален, потому что до сих пор существует зло и люди страдают; в качестве примера могут приводиться современные локальные войны.
1 балл – варианты частичных ответов могут появиться в результате апробации.
0 баллов – нет, не актуален, потому что это про войну, которая была давно. То есть в ответе существует привязка к конкретным событиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все педагоги знают, что наиболее и наименее успешные ученики – это две основные группы риска в любой выборке – от класса до страны. Наименее успешным нужна дополнительная помощь, в которой уже не нуждаются большинство их одноклассников. И главное не количество, а качество, характер дополнительной помощи, которая нужна таким ученикам. Это должна быть помощь, которую они в состоянии принять, которая соответствует их актуальному уровню развития. Наиболее успешным ученикам нужна, в сущности, такая же помощь: учитель должен работать в зоне ближайшего развития их незаурядных возможностей.
Тест PISA четко обозначил те качества, которые, с точки зрения международного образовательного сообщества, необходимы выпускнику школы для успешного функционирования в современном мире. Во многом под влиянием PISA работники образования заговорили на языке компетентностей. Естественно, каждая страна по-своему преломляет современные требования к желаемым результатам обязательного школьного образования. Однако едва ли кто-нибудь поставит под сомнение самые общие положения компетентностного подхода к качеству образования. Мы все хотим, чтобы выпускники школ, люди, от которых зависит экономическое и социальное благополучие нашей страны в ближайшем будущем, умели и стремились использовать школьные знания в новых условиях, не похожих на те ситуации уроков и экзаменов, где эти знания накапливались и предъявлялись.
В частности, мы все, разумеется, хотим, чтобы выпускники отечественных школ были вооружены одним из главных инструментов, необходимых для дальнейшего самообразования, саморазвития, самосовершенствования: чтобы они обладали читательской грамотностью. Тест PISA помогает нам не только определить этот планируемый образовательный результат в общем виде:
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Создав инструмент для измерения читательской грамотности, тест PISA помогает определить конкретные характеристики этой сложной способности. Так, уже первые результаты PISA-2000 продемонстрировали всему миру, и России в том числе, что 15-летним учащимся нелегко, к примеру, интегрировать информацию, часть которого сообщается вербально, а часть – невербально. Понимая тенденции современного информационного пространства и умея извлекать пользу из информации тестов, работники образования во всех странах, в том числе и в России, начали перестраивать способы подачи информации в школьных учебниках. Увеличилось коммуникативное и жанровое разнообразие текстов, на материале которых наши учащиеся осваивают основные читательские умения. Сама тестовая форма оценки этих умений стала привычной для большинства российских учеников, и для многих учителей.