«Мелодическая фигурация. Задержание, предъём, проходящие и вспомогательные звуки»
«Мелодическая фигурация. Задержание, предъём, проходящие и вспомогательные звуки»
Мелодическая фигурация - мелодическое движение голосов, усложняющее гармонию неаккордовыми звуками. Приёмы мелодической фигурации - проходящие и вспомогательные звуки, задержания и т.д. — усиливают красочность гармонии, способствуют мелодизации её голосов.
В музыке далеко не каждый звук мелодии опирается на отдельный аккорд, особенно в быстром движении.
Звуки не входящие в состав аккорда называются неаккордовыми.
Их роль в музыке исключительно важна: неаккордовые звуки активно расцвечивают музыкальную ткань, они варьируют, альтерируют и усложняют даже простейшие гармонии. Главный признак неаккордовых звуков – нарушение терцовой структуры аккорда; другой - они всегда разрешаются и при их разрешении терцовая структура аккорда восстанавливается.
Неаккордовые звуки бывают:
Вспомогательные (в)
проходящие (п)
задержания (з)
предъемы (пр)
камбиаты (к)
Вспомогательные неаккордовые звуки помещаются на слабую долю между аккордовым звуком и его же повторением. Вспомогательные звуки бывают диатонические и хроматические (И. С. Бах «Токката и фуга ре минор»).
Рисунок 1. Проходящие неаккордовые звуки также помещаются на слабую долю, но между разными звуками. Они могут звучать в пределах одной гармонии, или связывать разные аккорды; бывают нисходящие и восходящие (И. С. Бах «Волынка»).
Рисунок 2. Задержание – неаккордовый звук, появляющий ся на сильную долю времени (В. А. Моцарт «Реквием. Лакримоза»). Задержание может быть приготовленным (это звук, оставшийся от предыдущего аккорда на той же высоте, в том же голосе); и неприготовленным; бывает нисходящим и восходящим.
Предъем – неаккордовый звук, возникающий на фоне аккорда, звучащего в данный момент; бывают одновременно в нескольких голосах (двойные, тройные предъемы). Обычно предъемы встречаются в каденциях.
Предъем (лат. anticipatio, нем. Antizipation), — так называется в гармонии преждевременное вступление на одном (предыдущем) аккорде одного или нескольких тонов, принадлежащих к другому (последующему) аккорду.
Рисунок 6. Камбиата – вспомогательный неаккордовый звук, не разрешенный в звуки той гармонии , к которой он взят.