Сборник лабораторных и практических работ к УМК Сердечно — сосудистая система.Кровообращение( 9 класс)
...2
Государственный стандарт выполнения лабораторных работ по биологии за 9 класс (раздел «Анатомия и физиология человека»).....3
БАЗОВЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1. Лабораторная работа № 10 «Микроскопическое строение крови человека»4
2. Лабораторная работа № 11 «Последствия перетяжки указательного пальца; застой крови в венах опущенной руки из-за закрытия венозных клапанов». ......7
3. Лабораторная работа № 12 «Измерение пульса на лучевой артерии; проведение сердечно - сосудистой функциональной пробы путём сравнения количества пульсовых ударов до и после дозированной нагрузки (20 приседаний)».......8
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
1. Микроскопическое строение крови человека и лягушки .....10
2. Проведение инструментальных анализов и функциональных проб. Оценка изменения артериального давления ....11
3. Измерение артериального давления ...12
4. Минутный и систолический объем крови.. ....13
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
1. Работа сердца ....14
2. Измерение скорости кровонаполнения капилляров ногтевого ложа...15
3. Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга кровообращения.16
4. Первая помощь при кровотечениях.17
5. Функции венозных клапанов....17
Задачи к практическим и лабораторным работам...18
Список используемых источников.. ......21
Введение
к сборнику лабораторных и практических работ
по теме
«Сердечно-сосудистая система. Кровообращение».
Современное казахстанское образование ставит перед учителями естественно - математического цикла целый ряд задач, важнейшей из которых являются формирование у учащихся целостной картины мира и понимание выпускниками своей роли в обществе, осознание своей нужности в стремительно меняющемся и консолидирующемся мире.
Педагогический процесс не может считаться успешным без развития у учащегося стойкого интереса к познанию мира и сформированных учебных компетенций. Эти задачи можно решить только через углубленную, целенаправленную самостоятельную работу во время урока и при проведении дополнительных занятий.
Когда учащийся работает самостоятельно, сам добывает знания, экспериментирует и берет на себя ответственность за полученные результаты, он не только приобретает опыт и навыки, но и раскрывает свои творческие способности, формирует умение видеть ситуацию под другим углом зрения.
Уроки биологии позволяют учащимся выполнять самостоятельно лабораторные работы по разработанным учителем инструктивным картам. Таким образом, происходит развитие навыков саморегуляции, формируется дисциплина научного труда, повышается мотивация к изучению предмета.
Сборник лабораторных и практических работ, предлагаемый авторами, направлен на решение данных задач. Цель его создания: обеспечить научно-исследовательскую поддержку уроков по анатомии и физиологии человека, помочь учащимся, углубленно занимающимся биологией, профессионально самоопределиться, формировать умение ставить перед собой цели и анализировать полученные результаты.
Помимо трех базовых работ, авторы предлагают расширенный практикум, который можно проводить при подготовке к ЕНТ, занятиях с одаренными учащимися, во время дополнительной работы с учащимися. Кроме работ, в сборник включены задачи, выполнение которых поможет в проверке знаний учащихся для комплексного понимания процессов кровообращения.
Работы соответствуют материальной базе школ, предусматривают парную и групповую формы деятельности, их структура может быть изменена в зависимости от уровня развития учащихся.
Помогая учащимся во время проведения работ, учитель выступает в роли фасилитатора знаний, консультируя учащихся и координируя процесс в целом.
Государственный стандарт выполнения лабораторных работ по биологии за 9 класс (раздел «Анатомия и физиология человека»).
№
Название работы
1
Лабораторная работа № 1.
Просмотр под микроскопом строение клетки и эпителиальных, соединительных, мышечных и нервных тканей. Либо электронной версии «Строение тканей».
2
Лабораторная работа № 2.
Изучение коленного рефлекса.
3
Лабораторная работа № 3.
Получение мигательного рефлекса и его торможение.
4
Лабораторная работа № 4.
Штриховое раздражение кожи (наблюдается сужение сосудов под действием симпатического подотдела: появление белой полосы) и последующее расширение кожных сосудов под воздействием парасимпатического подотдела вегетативной нервной системы (появление красной полосы).
5
Лабораторная работа № 5.
Определение остроты зрения. Выявление функций радужки и хрусталика, нахождение слепого пятна.
6
Лабораторная работа № 6.
Определение остроты слуха.
7
Лабораторная работа № 7.
Изучение свойств прокаленной и декальцинированной кости.
8
Лабораторная работа № 8.
Определение гибкости позвоночника, место положения мышц и костей.
9
Лабораторная работа № 9.
Антропометрический метод определения уровня роста и развития организма.
10
Лабораторная работа № 10.
Микроскопическое строение крови человека.
11
Лабораторная работа № 11.
Последствия перетяжки указательного пальца; застой крови в венах опущенной руки из-за закрытия венозных клапанов.
12
Лабораторная работа № 12.
Измерение пульса на лучевой артерии; проведение сердечно - сосудистой функциональной пробы путём сравнения количества пульсовых ударов до и после дозированной нагрузки (20 приседаний).
13
Лабораторная работа № 13.
Действие слюны на вареный крахмал.
14
Лабораторная работа № 14.
Примерное определение энерготрат по числу пульсовых ударов. Определение норм питания, составление пищевых рационов.
15
Лабораторная работа № 15.
Оценка загрязнённости воды из талого снега путём определения её прозрачности.
16
Лабораторная работа № 16.
Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти с помощью лупы. Выявление тактильных и холодовых рецепторов кожи. Определение жирности кожи на различных участках лица с помощью бумажной салфетки.
БАЗОВЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Лабораторная работа №10
«Микроскопическое строение крови человека».
Цель: познакомиться с методами исследования крови; сформировать умение дифференцировать клетки крови в мазках и на микрофотографиях; продолжать формирование умений микроскопии.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Форма урока: урок–практикум с элементами деловой игры.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Основные методы: проблемный, частично–поисковый.
Средства обучения: Презентация «Методы исследования крови», микроскопы на каждого учащегося, микропрепараты крови человека, бланки анализов крови, инструктивные карты.
Ход урока.
Вводно–мотивационный блок.
Изучая тему «Внутренняя среда организма. Кровь», мы выяснили, что каждый из параметров гомеостаза является показателем функционального состояния человека, поэтому исследование состава крови является важным этапом в диагностике различных заболеваний.
В клинической практике при исследовании крови определяют количество гемоглобина, скорость оседания эритроцитов (СОЭ), количество эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов, процентное соотношение лейкоцитов в крови (лейкоцитарную формулу) и другие показатели гомеостаза. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с основными этапами исследования крови и научимся определять – дифференцировать форменные элементы крови на основе их морфологических особенностей.
Операционный блок. Учащимся предлагается самостоятельная работа по инструктивной карте.
Задания для самостоятельной работы (включаются в инструктивную карту).
Задание 1. Внимательно посмотрите, как осуществляются основные этапы исследования крови в лаборатории. По ходу фильма запишите, основные этапы анализа крови.
Задание 2. Лаборант, осуществляющий анализ крови, должен хорошо знать все показатели гомеостаза. На сегодняшнем занятии вы выполните часть работы лаборанта, поэтому проверьте свои знания, заполнив свободную часть бланка «Общий анализ крови».
Анализ крови
Дата:
ФИО:
РЕЗУЛЬТАТ
НОРМА
Гемоглобин
М
Ж
Эритроциты
М
Ж
Тромбоциты
Лейкоциты
Скорость оседания эритроцитов
Заключение:
Задание 3. Вспомните правила микроскопии и подготовьте микроскопы к работе. (В это время учителем проверяются бланки “Общий анализ крови” с ответами учащихся).
Ход работы:
Тщательно вымойте руки водой с мылом. Те, у кого будут брать кровь, должны хорошо промыть место взятия крови. Руки вытирать только полотенцем одноразового пользования.
Несколько раз встряхните кисть опущенной руки, чтобы кровь прилила к пальцам.
Протрите спиртом участок мизинца на расстоянии 5 – 10 мм. от нижнего края ногтя с помощью ватного тампона, смоченного 70% спиртом, дайте ему просохнуть.
Непосредственно перед использованием извлеките новый стерильный ланцет одноразового пользования, ни к чему не прикасайтесь острым концом ланцета.
С помощью ланцета проколите кожу в намеченном участке пальца, а затем уберите ланцет в контейнер. Ланцеты должны использоваться не более одного раза.
Перенесите каплю выступившей крови на конец стерильного предметного стекла. Избегайте при этом всякого контакта между проколотым участком пальца и стекла.
Протрите место укола чистым ватным тампоном, смоченным 70% спиртом.
Возьмите второе предметное стекло и держа его под углом 45о, прикоснитесь им к капле крови, а затем проведите по первому стеклу в направлении от капли, чтобы получить мазок.
В течение нескольких секунд подсушите мазок, чтобы клетки приклеились к стеклу.
Добавьте 6 капель красителя и оставьте на 60 сек.
Добавьте 6 капель дистиллированной воды и, покачивая стеклом, перемешайте ее с красителем.
Оставьте мазок на 15 мин, а затем всполосните его водой.
Добавьте к препарату каплю глицерина, накройте его покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом.
Эритроциты будут окрашены в красный цвет , а тромбоциты и ядра лейкоцитов в синий.
Задание 4. Рассмотрите мазок крови человека. Определите клеточные элементы крови. Найдите эритроциты, обратите внимание на их форму. Найдите зернистые лейкоциты (гранулоциты): нейтрофилы и эозинофилы. Отметьте отличительные особенности цитоплазмы этих клеток и формы их ядер. Найдите лимфоциты. Зарисуйте мазок крови, подпишите клетки крови. (Учитель контролирует правильность микроскопии, консультирует учащихся при определении клеток крови с использованием таблиц).
Задание 5. Заключительный этап исследования крови – это анализ полученных результатов. Давайте вернемся к бланку «Общий анализ крови». Рядом с заполненным вами столбиком цифровых показателей выписаны реальные результаты проведенного исследования. Что вы можете сказать о функциональном состоянии организма?
Блок подведения итогов. Сдайте инструктивные карты, с выполненными заданиями. Какие вопросы у вас есть к учителю? Безусловно, исследование крови – работа врачей и лаборантов, однако знание основ жизнедеятельности позволят вам сохранить на долго свое здоровье и молодость. Хочется в конце урока привести пример из реальной жизни: в ходе диспансеризации сотрудников химического завода у рабочих одного из цехов в мазках крови была выявлена значительная вариабельность форм и размеров эритроцитов. Содержание гемоглобина варьировало от 8,7 до 11,9 г / %. О чем свидетельствуют показатели гемограммы? Что необходимо предпринять на данном производстве?
Сделайте вывод о проделанной работе
Примечание: если невозможно выполнить работу из – за отсутствия необходимых инструментов, можно использовать микропрепараты ,приготовленные в лабораториях поликлиник или больниц.
Лабораторная работа №11
«Последствия перетяжки указательного пальца; застой крови в венах опущенной руки из-за закрытия венозных клапанов».
Цель: изучить признаки кислородного голодания тканей.
Оборудование: аптечное резиновое кольцо или нитки.
Пояснение. Перетяжка конечности затрудняет отток крови по венам и лимфы по лимфатическим сосудам. Расширение кровеносных капилляров и вен приводит к покраснению, а затем к посинению части органа, изолированной перетяжкой. В дальнейшем эта часть органа становится белой из-за выхода плазмы крови в межклеточное пространство. Тканевая жидкость накапливается, сдавливая клетки. Орган становится плотным на ощупь. Начинается кислородное голодание тканей, которое ощущается как «ползание мурашек», покалывание. Работа рецепторов нарушается.
Ход работы.
Накрутите на палец резиновое кольцо или перетяните палец ниткой. Обратите внимание на изменение цвета и формы пальца.
Наблюдения запишите в тетрадь. Дотроньтесь перетянутым пальцем до какого-нибудь предмета. Наблюдения запишите в тетрадь.
Снимите перетяжку и помассируйте палец по направлению к сердцу. Что достигается этим приемом?
Вывод.
Почему при перетяжке изменялся цвет пальца?
Почему ткани пальца уплотнены?
Как проявляются признаки кислородной недостаточности? Почему нарушена чувствительность?
Почему вредно туго затягиваться ремнем, носить тесную одежду?
Лабораторная работа №12
«Измерение пульса на лучевой артерии; проведение сердечно - сосудистой функциональной пробы путём сравнения количества пульсовых ударов до и после дозированной нагрузки (20 приседаний)».
Цель: определить частоту пульса здорового человека в состоянии покоя и после нагрузки с целью выявления особенностей работы сердца.
Оборудование: часы с секундной стрелкой.
1 вариант.
Ход работы:
Прочитайте параграф учебника. Ответьте на вопрос: что такое пульс, где его можно обнаружить? Объясните, почему пульс можно прощупать в этих местах тела у человека?
Подсчитайте число ударов за минуту: а) в положении сидя; б) в положении стоя; в) после 20 приседаний.
Заполните таблицу:
Различное состояние организма
пульс
Положение сидя
Положение стоя
После 20 приседаний
Отчетное задание:
Запишите, о чем говорит частота пульсовых ударов.
Сравните полученные результаты и сделайте вывод о работе собственного организма в состоянии покоя и при нагрузке.
2 вариант.
Ход работы:
Найдите пульс на руке около кисти.
Лежа с расслабленными мышцами, подсчитайте, сколько ударов в 1 минуту.
Подсчитайте пульс, сидя за столом.
Попрыгайте или побегайте ( 2 – 3 минуты на месте) и сразу после окончания работы подсчитайте количество ударов в течение 1 минуты.
После 5 минутного отдыха снова проверьте пульс.
Проделайте в течение 2 – 3 минут упражнения с грузом и сразу подсчитайте пульс.
Различное состояние организма
пульс
Положение сидя
Положение лежа
После бега на месте
После отдыха
После физических упражнений
После отдыха.
сделайте вывод о различной работе своего сердца.
РАБОТЫ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Лабораторная работа №1
«Микроскопическое строение крови человека и лягушки»
Цель: изучить особенности строения эритроцитов человека.
Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскопы.
Ход работы:
Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроцитах и наличие его в лейкоцитах. Занесите свои наблюдения в таблицу.
Рассмотрите микропрепарат крови лягушки, обратите внимание на величину и форму, количество лейкоцитов и эритроцитов. Занесите наблюдения в таблицу.
Признаки
Кровь человека
Кровь лягушки
эритроциты
лейкоциты
эритроциты
лейкоциты
Особенности строения
2. Основные функции
Сделайте выводы из работы.
Каковы черты сходства и различия в строении эритроцитов человека и лягушки? Объясните связь строения эритроцитов человека и лягушки с выполняемой ими функцией.
Чья кровь - человека или лягушки - переносит больше кислорода? Почему?
В каком направлении шла эволюция эритроцитов позвоночных животных?
Лабораторная работа №2
«Проведение инструментальных анализов и функциональных проб. Оценка изменения артериального давления».
Цель: оценить скорость восстановительных процессов после нагрузки.
Оборудование: секундомер, ступенька высотой 50 см., аппарат для измерения артериального давления, метроном.
Ход работы:
Измерьте артериальное давление в состоянии покоя. Результат занесите в таблицу.
В течение 30 минут испытуемый восходит на ступеньку с частотой 30 раз в минуту.
Испытуемый отдыхает в положении сидя, начиная со второй минуты у него три раза подсчитывают пульс.
Действия испытуемого
Результат
Состояние мышц предплечья
Время наполнения вен кровью
В покое
При выполнении работы
Действия испытуемого
результат
Давление в состоянии покоя
Пульс ( 2 минута)
Пульс ( 3 минута)
Пульс ( 4 минута)
Результаты тестирования выражаются в условных единицах в виде индекса напряженности ( ИН)
Т х 100
ИН =
( f1 + f2 + f3 )
Т – время нагрузки; f1, f2, f3 - частота пульса за первые 30 секунд каждой минуты (начиная со второй) восстановительного периода.
Оценка результатов: величина индекса напряжения характеризует скорость восстановительных процессов после нагрузки. Чем быстрее восстанавливается пульс, тем выше величина индекса.
Лабораторная работа №3
«Измерение артериального давления».
Цель: изучить систолическое и диастолическое давление крови.
Оборудование: тонометр, фонендоскоп.
Ход работы:
Работа проводится в парах. Манжетку тонометра обворачивают вокруг левого плеча испытуемого ( предварительно обнажив левую руку).
В области левой ямки устанавливают фонендоскоп. Левая рука испытуемого развернута; под ее локоть подставляют ладонь правой руки.
Экспериментатор нагнетает воздух в манжетку до отметки 150 – 170мм.рт.ст. затем медленно выпускает воздух из манжетки и прослушивает тоны.
Появление первого звукового сигнала соответствует величине систолического давления (т.к. в этот момент, только во время систолы левого желудочка, кровь проталкивается через сдавленный участок артерии)
Фиксирует начала звукового сигнала.
Постепенно звуковой сигнал ослабевает и наступает затишье. Кровь начинает бесшумно протекать через пережатый участок. Этот момент соответствует величине диастолического давления. Зафиксируйте эту величину.
Отчетное задание.
Сравните полученные данные со среднестатистическими данными по артериальному давлению для вашего возраста. Сделайте вывод.
Оценка полученных результатов:
Показатели максимального и минимального давления крови
у детей школьного возраста.
Возраст, лет
мальчики
девочки
7 – 8 лет
88/52
87/52
9 - 10
91/54
89/53
11 - 12
103/61
106/62
13 - 14
108/61
106/62
15 - 16
110/62
108/62
Определите пульсовое давление (ПД) по формуле:
ПД = АДсист. – АДдиаст.
В норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45мм.рт.ст.
Вычислите среднее артериальное давление по формуле:
АДсист. – АДдиаст.
АДср.= + АДдиаст.
3
Вычислите ваше артериальное давление по формуле:
АД сист.= 1,7 х возраст + 83
АД диаст.= 1,6 х возраст + 42
5. Сравните расчетные данные с полученными в эксперименте. Сделайте вывод.
Лабораторная работа №4
«Минутный и систолический объем крови».
Цель: научиться вычислять минутный и систолический объемы крови.
Оборудование: тонометр, фонендоскоп.
Ход работы:
Работа выполняется в парах. Экспериментатор определяет АД у испытуемого, результат фиксируется.
Форма отчетности:
1. Определите систолический объем крови по формуле Старра:
СО = ( / 40 + 0,5ПД/ - / 0,6 ДД/) + 3,2А , где
Пд – пульсовое давление;
ДД – диастолическое давление;
А – возраст.
Определите минутный объем крови по формуле:
МО = СО х ЧСС, где ЧСС – частота сердечных сокращений.
Сравните данные, полученные расчетным путем, с табличными показателями. Сделайте вывод.
Показатели систолического и минутного объемов.
Девочки
возраст
СД
( мм.рт.ст.)
ДД (мм.рт.ст.)
МОК
Л/мин.
СО ( мл.)
До 12
94
60
3,8
47
13
106
62
3,7
47
14
106
62
3,8
57
15
108
62
3,9
59
Мальчики
Возраст
(лет)
СД
( мм.рт.ст.)
ДД (мм.рт.ст.)
МОК
Л/мин.
СО ( мл.)
До 12
103
60
4,0
53
13
108
61
4,2
56
14
108
61
4,3
64
15
110
62
4,5
64
Практическая работа №1
«Работа сердца».
Цель: научиться рассчитывать собственную работу сердца.
Ход работы:
для вычисления работы сердца (левого и правого желудочков в отдельности) пользуются следующей формулой:
Р = МОК х АД
где Р – работа сердца;
МОК – минутный объем крови;
АД – артериальное давление.
для расчета работы за час или за сутки найденная величина умножается на 60 мин. Или на 1440.
Рассчитайте собственную работу сердца по предложенной формуле и переведите единицы измерения работы в Дж.
Практическая работа №2
«Измерение скорости кровонаполнения капилляров ногтевого ложа».
Цель: определить, какова скорость крови в небольших сосудах и капиллярах, через которые питательные вещества и кислород поступают к тканям.
Оборудование: сантиметровая линейка.
Ход работы:
Измерьте длину ногтя большого пальца от его корня до места, где кончается его розовая часть и начинается прозрачный ноготь, который обычно срезается.
Нажмите на ноготь большого пальца указательным пальцем так, как показано на рисунке. Ноготь при этом должен стать белым. (Этим приемом мы удаляем кровь из капилляров ногтевого ложа, она вытесняется в вены).
Уберите указательный палец с ногтя большого пальца.
Когда давление на него будет снято, кровь станет заполнять расширившиеся капилляры. При этом ноготь начнет краснеть.
В момент снятия давления начинайте считать и продолжайте счет до той поры, пока не покраснеет весь ноготь.
Определите скорость наполнения капилляров ногтевого ложа кровью по формуле V=-5-, где V - скорость кровенаполнения, S - длина капилляров ногтевого ложа, t - время наполнения капилляров кровью.
Результаты опыта занесите в таблицу.
Ответьте на вопросы и выполните задания:
а) Сравните скорость тока крови в аорте и в капиллярах ногтевого ложа. Для этого узнайте, во сколько раз кровь в капиллярах движется медленнее, чем в аорте, и объясните причину этого явления.
Длина ногтя
Время наполнения капилляров ногтевого ложа кровью (сек)
Скорость наполнения капилляров ногтевого ложа кровью (см/сек)
б) Установлено, что никотин, содержащийся в табаке, нарушает капиллярное кровообращение. Как узнать, отражается ли это на скорости кровенаполнения капилляров? (Если дома есть курящие люди, попробуйте провести соответствующие измерения у них утром до и после курения). Отрицательные результаты могут объясняться недостаточной точностью методики (подсчет времени велся с точностью до одной секунды). Подумайте, как простыми средствами можно уточнить результаты.
Практическая работа №3
«Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга кровообращения».
Цель: определить, когда кровенаполнение вен будет идти скорее - при покоящихся мышцах или при работающих.
Оборудование: резиновая трубка, секундомер.
Ход работы.
Перетяните предплечье резиновой трубкой примерно в средней части его. По секундомеру заметьте время. Когда рельеф вен четко обозначится, снова засеките время.
Повторите опыт, сжимая кисть в кулак и разжимая ее. В очень быстром темпе делать этого не следует, иначе кровь не будет успевать заполнять вены во время расслабления.
Подберите наиболее рациональный ритм работы.
Если получатся отрицательные результаты, попробуйте найти им объяснение. Нередко причина лежит в несовершенстве методики измерения. Найдите его. Попробуйте усовершенствовать технику опыта.
Результаты опыта занесите в таблицу.
Состояние мышц предплечья
Время заполнения вен кровью (сек)
В покое
При сжимании и разжимании кисти в кулак в среднем темпе
Практическая работа №4
«Первая помощь при кровотечениях».
Цель: научится отрабатывать приемы оказания первой помощи при различных видах кровотечений.
Оборудование: марлевые бинты, жгут, палочка, носовой платок, ремень.
Ход работы.
Описать различные виды кровотечений.
Вид кровотечения
Особенности кровотечения
Приемы оказания первой помощи
1.капилярное
2.венозное
3.артериальное
Сделать вывод о значении своевременной помощи при артериальном и венозном кровотечениях. Обосновать.
Практическая работа №5
«Функции венозных клапанов».
Цель: изучить направление тока крови по венам.
Пояснение. Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в ниже лежащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие.
Ход работы.
Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту положите обе руки на стол. Наблюдения запишите в тетрадь.
Вывод.
Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела?
В какой руке венозные клапаны были закрыты?
Задачи к практическим и лабораторным работам.
Задача № 1. На препарате представлена стенка кровеносного сосуда, образованная только двумя видами клеток. Назовите сосуд и клетки, образующие его стенку.
Задача № 2. Внутреннюю оболочку кровеносных сосудов обработали солями серебра. Были выявлены клетки с неровными извилистыми границами. Назовите эти клетки и источник их развития.
Задача № 3. На препаратах представлено два сосуда одинакового диаметра - 20 мкм. Стенка одного из них образована двумя видами клеток, другого - одним. Какие это сосуды? Назовите клетки, образующие их стенки.
Задача № 4. На препаратах представлены срезы печени, селезенки, костного мозга. Эндотелий их кровеносных сосудов обладает защитными свойствами и относится к макрофагической системе. Назовите эти сосуды.
Задача № 5. На препарате хорошо видна густая сеть капилляров, расположенных между двумя артериолами. Дайте название этой структуре и в каком органе можно обнаружить эту сеть?
Задача № 6. Представлены два гистологических препарата, на одном хорошо видна капиллярная сеть, расположенная между двумя артериолами, на втором - между двумя венами. Дайте название капиллярной сети и в каких органах она находится?
Задача № 7. На препарате видны кровеносные сосуды, диаметр которых 20-30 мкм. Как называются эти сосуды? В каких органах они встречаются?
Задача № 8. На препарате представлены артериолы и гемокапилляры, диаметр которых 20 мкм. По какому признаку можно определить артериолы? К какому типу относятся данные капилляры?
Задача № 9. Известно, что И. М.Сеченов образно назвал артериолы "кранами" кровеносной системы организма. Какие гистологические и функциональные особенности артериол явились поводом для такого сравнения?
Задача № 10. В микропрепарате представлены кровеносные сосуды, вокруг которых в прилегающей соединительной ткани содержится большое скопление клеток, мигрировавших из крови. Цитоплазма этих клеток содержит базофильные гранулы, метахромазирующие при окрашивании толуидиновым синим. Как называются эти сосуды? Какие клетки крови мигрировали за их пределы?
Задача № 11. При изучении препарата в поле зрения светового микроскопа видны артерия мышечного типа и одноименная вена, окрашенные орсеином. Какие структурные элементы сосудов будут окрашены этим красителем? По каким признакам можно безошибочно определить артерию?
Задача № 12. Стенки артерий и вен состоят из трех оболочек. При описании двух оболочек было указано, что они содержат сосуды сосудов. Какие это оболочки?
Задача № 13. В микропрепарате видны кровеносные сосуды, содержащие мощный слой продольно расположенных гладких мышечных клеток, сокращение которых может вызвать закрытие просвета сосуда. Назовите эти сосуда.
Задача № 14. В стенке кровеносных сосудов и в стенке сердца различают несколько оболочек. Какая из оболочек сердца по гистогенезу и тканевому составу сходна со стенкой сосуда?
Задача № 15. В сосудах и в сердце средняя оболочка представлена одноимёнными тканями. Каким видом мышечной ткани она образована? Какой источник её происхождения?
Задача № 16. В стенке кровеносных сосудов и в стенке сердца различают несколько оболочек, представленных разными видами тканей. Какие виды тканей присутствуют в стенке сердца, нo отсутствуют в кровеносных сосудах?
Задача № 17. На ветеринарную экспертизу представлены два препарата поперечно-полосатой мышечной ткани. На одном видны симпластические структуры, с расположенными по периферии ядрами. На другом - клеточные, ядра в их клетках располагаются в центре. Какой из препаратов относится к сердечной мышечной ткани?
Задача № 18. При изучении ультраструктуры кардиомиоцитов обнаружили, что одни содержат много миофибрилл и митохондрий, но мало саркоплазмы, а другие - мало миофибрилл и митохондрий и много саркоплазмы. Какой тип клеток выявлен в первом и во втором случае?
Задача № 19. При изучении ультраструктуры кардиомиоцитов в них обнаружили хорошо развитые миофибриллы с темными и светлыми дисками, многочисленные митохондрии и вставочные диски. К какому типу клеток они относятся?
Задача № 20. На ряде микрофотографий, сделанных с гистологического препарата стенки сердца, представлены: эндотелиоциты, клетки мезотелия, неисчерченные и исчерченные миоциты, мелкие кровеносные сосуды. Какие оболочки сердца имеют эти структуры?
Задача № 21. При сильном охлаждении [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] бледнеет. С какими гистофункциональными особенностями сосудистой системы это связано?
Задача № 22. В поле зрения микропрепарата виден кровеносный сосуд, внутренняя оболочка которого образует клапаны. Какие сосуды имеют клапаны и какими гистологическими структурами они образованы?
Ответы к задачам.
№ 1. Гемокапилляр. Эндотелиоциты и перициты.
№ 2. Эндотелиоциты. Мезенхима.
№ 3. Первый – гемокапилляр, второй – лимфатический капилляр. В первом случае – эндотелий и перициты, во втором – только эндотелий.
№ 4. Гемокапилляры синусоидного типа.
№ 5. Чудесная сеть. В почках.
№ 6. Чудесная сеть. В первом случае - в почках, во втором – в печени.
№ 7. Артериолы и венулы.
№ 8. По наличию эластических мембран между оболочками. К микроциркуляторному руслу.
№ 9. Наличие гладкомышечных клеток в их стенке, сокращение которых регулирует кровоток.
№ 10. Гемокапилляры. Тканевые базофилы.
№ 11. Эластические волокна. По наличию внутренней и наружной эластических мембран.
№ 12. Средняя и наружная.
№ 13. Артериоловенулярные анастомозы замыкающего типа.
№ 14. Эндокард.
№ 15. В сосудах – гладкой, развивающейся из мезенхимы, в сердце – исчерченной, развивающейся из висцерального листка мезодермы.
№ 16. Сердечная мышечная ткань, мезотелий.
№ 17. Второй.
№ 18. Первые – сократительные, вторые – проводящие.
№ 19. К сократительным.
№ 20. Эндокард - эндотелиоциты, гладкие миоциты; миокард - кардиомиоциты, кровеносные сосуды; эпикард - мезотелий, кровеносные сосуды.
№ 21. С сокращением артериол, набуханием эндотелия и перицитов гемокапилляров, что приводит к уменьшению кровотока в сосудах микроциркуляторного русла.
№ 22. Вены конечностей. Образованы структурами внутренней оболочки вен.
Список используемых источников.
Анисимов В.С. и др. «Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека», Москва, « Просвещение» 1987 г.
Блум Ф. И др. «Мозг, разум, поведение», «Мир», 1988 г.
Колесов В.Д., Маш Р.Д. «Основы гигиены и санитарии», Москва, «Просвещение», 1989 г.
Кузнецова В.И. «Уроки биологии», Москва, «Просвещение», 1991 г.
Кузменко В.С. «Программно – методические материалы. Биология 6–11класс»,
« Дрофа» , 2000 г.
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология: основные закономерности. 9 класс», « Дрофа», 1999 г.
Муртазин Г.А. «Активные формы и методы обучения биологии», Москва, «Просвещение», 1998 г.
Рохлов В.С. «Школьный практикум. Биология. Человек», 9 класс, «Дрофа» 1998 г.
Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология. Человек 8 класс», « Дрофа» 2001 г.
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915