Переменные: тип, имя, значение
Тема урока: Переменные: тип, имя, значение
Цель:ввести понятия переменные
Задачи:
Образовательные – дать определение понятию переменная, рассказать о типах переменных, значениях переменных и взаимосвязи между ними.
Развивающие – развитие внимательности, памяти, алгоритмического мышления школьников.
Воспитательные – развитие познавательного интереса, логического мышления.
Тип урока: формирования новых знаний.
Форма урока: мультимедиа – урок, практикум, лекция.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал
План урока:
Организационный момент
Сообщение темы, цели урока
Актуализация знаний
Ознакомление с новым материалом
Закрепление знаний
Домашнее задание
Ход урока:
Организационный момент Сообщение темы, цели урока
(слайд 1) Тема урока: Переменные: тип, имя, значение
Цель: познакомиться с понятием переменные
Задачи: дать определение понятию переменная, рассказать о типах переменных, значениях переменных и взаимосвязи между ними.
Актуализация знаний
(слайд 2) Что такое алгоритм?
Какими свойствами он обладает?
Как записывается алгоритм?
Какие алгоритмические структуры вы знаете?
Ознакомление с новым материалом
(слайд 3)
Отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и пр.) называется величиной.
Величины в программировании, как и в математике, делятся на переменные и константы. Значение переменной величины может изменяться. Значение константы остается неизменной в течение всей программы.
(слайд 4) Понятие переменной является важным понятием программирования.
Для того чтобы программа обладала универсальностью, действия в ней должны совершаться не над постоянными, а над переменными величинами.
Переменная в программе представлена именем и служит для обращения к данным определенного типа, конкретное значение которых хранится в ячейке оперативной памяти.
(слайд 5) В зависимости от типа переменной в памяти компьютера будет выделена определенная область. Данные различных типов требуют для своего хранения в оперативной памяти компьютера различное количество ячеек (байтов).
(слайд 6) У каждой переменной есть имя, тип и текущее значение.
Имя переменной (идентификатор) уникально и не может изменятся в процессе выполнения программы.
В качестве имен переменных могут быть буквы, цифры и другие знаки. Причем может быть не одна буква, а несколько.
Примеры идентификаторов: a, b5, x, y, x2, summ, bukva...
Количество символов не может быть больше1023.
(слайд 7) Наглядно переменную можно представить как коробочку, в которую можно положить на хранение что-либо.
Имя переменной – это надпись на коробочке,
значение – это то, что хранится в ней в данный момент,
а тип переменной говорит о том, что допустимо класть в эту коробочку.
(слайд 8) Тип переменной определяется типом данных, которые могут быть значениями переменной.
Существуют три основных типа величин, с которыми работает компьютер(Visual Basic 2005):
числовой (значения переменных типа Byte, Short Integer, Long, Single, Double в виде чисел);
строковый (строковый тип String – последовательность символов);
логический (значения логического типа-«истина»(True) или
«ложь» (False))
(слайд 9) Тип переменной Возможные значения Объем занимаемой памяти
ByteЦелые числа от 0 до 255 1 байт
IntegerЦелые числа от -32768 до 32767 2 байта
Real Десятичные числа 2.9e-39..1.7e38 6 байт
BooleanЛогическое значение True(истина) или False (ложь) 2 байта
StringСтрока символов 1 байт на каждый символ
Char Символьный тип 'а', '4', '+', '-', либо код символа #126 CurrencyЧисло в денежном формате 8 байтов
DateДата от 1 января 100г. до 31декабря 9999г. 8 байтов
ObjectСсылки на любой объект 4 байта
VariantЛюбые значения >=16 байтов
(слайд 10) Присваивание переменным значений. Задать или изменить значение переменной можно с помощью оператора присваивания. При выполнении оператора присваивания переменная, имя которой указано слева от знака равенства, получает значение, которое находится справа от знака равенства. Например:
А = 255(целое число)
В = -32768(целое число)
С = 3.14(десятичное число)
D = "информатика"(Строка символов)
G = True(Логическое значение)
Значение переменной может быть задано числом, строкой или логическим значением, а также может быть представлено с помощью арифметического, строкового или логического выражения.
Закрепление материала:
(слайд 11)
Задание 1.“Ответить на вопросы”.
Переменная – это область оперативной памяти компьютера, которая может … во время работы программы(хранить данные);
Зависит ли имя переменной от её типа? (нет:X(имя): Real(тип));
Зависит ли значение переменной от её имени? (нет:X(имя): Real(тип); Х:=2.6 (значение););
Зависят ли хранимые в переменной данные от её типа? (да:X(имя):Real(тип); Х:=2.6 (значение)).
(слайд 12) Задание 2.“Определите тип величины”.
Определите тип величины, если её значение равно:
25 - integer целый;
36,6 –real вещественный;
'нет' – string строковый;
#13 – char символьный;
48,2 - real вещественный;
'число' – string строковый;
'29' – string строковый;
't' – char символьный.
(слайд 13) Задание 3.“Выберите значения, допустимые для величин целого типа ”.
-5 (Byte)
3,7
38 (Byte,Integer)
'три'
20,2
'23'
6,0
589 (Integer)
(слайд 14) Задание 4.“Сопоставьте величинам, подходящие им типы ”.
Величина Тип
Число учеников в классе integer(целый)
Название дня недели string (строковый)
Фамилия студента string (строковый)
Знак умножения char(символьный)
Дробное число real (вещественный)
Масса Земли real (вещественный) 5,9736·1024 кг
Знак умножения char(символьный)
Домашняя работа:
(слайд 15) Домашняя работа:
Выучить типы переменной.
Определите тип для величин
Величина Тип
Высота здания Число этажей в здании Количество игроков в команде Температура человека Название вида дерева Скорость машины Название фильма Подведение итогов урока
(слайд 16)