Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК Планета знаний ФГОС

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа
имени Героя Советского Союза В.И.Ерменеева с. Сабакаево муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»


Рассмотрено на Согласовано: Утверждаю:
заседании МО Зам. директора по УВР Директор МКОУ «Средняя школа
имени В.И.Ерменеева
с. Сабакаево


Протокол №___ от __________ Л.А.Головина ___________ Г.А.Булычева

«_____»_______ 2016г. «_____»________ 2016г. «____»________ 2016г.

Рабочая программа
по окручающему миру
2 класс



2016/2017 учебный год.
Учитель: Мадьянова З.Н.

Пояснительная записка
к рабочей программе по окружающему миру 2 класс
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф-3
«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». – Москва, 2010
Примерные программы начального общего образования. – М., 2011
Образовательная программа НОО по ФГОС на 2015-2017 г.
Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа 2 класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний». Примерная основная образовательная программа (сборник). М., АСТ: Астрель, 2013 рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
Учебного плана школы на 2016-2017 г.










Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального образования, авторской программы И.В. Потапова, ГГ. Ивченковой, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина «Окружающий мир» (УМК «Планета Знаний»).
Цель изучения курса: формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру, формирование целостной картины мира.
Задачи курса:
- систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
- формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, (моделирование, измерение и др.);
- социализация ребёнка;
- развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
- воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
- формирование самостоятельной познавательной деятельности;
- развитие мышления, воображения и творческих способностей;
- формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
- формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, су- венные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следвенные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
- формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и иного состава);
- формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание его продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и уме-
- формирование основ экологической культуры;
- патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
Кроме общедидактических, в преподавании окружающего мира используются специфические предметные принципы:
- краеведческий;
- сезонный;
- экологический.
Виды деятельности учащихся в процессе ознакомления с окружающим миром Наблюдение. Это основной вид деятельности на уроках окружающего мира. На первом этапе используются в основном общеклассные, кратковременные, эпизодические наблюдения Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом. Опыт. Для ознакомления с окружающим миром используются различные по протяженности опыты. Кратковременные опыты занимают урок или часть урока. Длительные опыты занимать несколько дней. Главный принцип использования этого вида деятельности детям инструментарий для познания, сформировать представление о способности познавать окружающий мир опытным путем.
Эксперимент. При проведении эксперимента выдвигается гипотеза, проводится ее проверка, отбор информации, соответствующей изучаемому объекту или явлению. Учащиеся проводят наблюдения за явлениями, происходящими во время эксперимента, учатся делать выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.
Практические работы. Учащиеся работают с картами, планами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами.
Игры. Использование ролевых и дидактических игр определяется преобладанием при переходе от дошкольного периода игровой ведущей деятельности, которая постепенно, по мере формирования познавательных интересов, заменяется практико-ориентированной деятельностью.
В вариативной части курса, обеспечивающей дифференцированный подход к изучению материала, предполагаются такие виды работ, как творческая работа, интеллектуальный марафон, проектная деятельность. Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся, владение на доступном уровне методами исследования.
Основная форма организации учебной деятельности учащихся - урок.
Для ознакомления учащихся с объектами и явлениями окружающего мира предлагаются:
Уроки - практические занятия - организация работы учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя,
Уроки-экскурсии - посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии - формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Уроки с демонстрацией объектов или их изображений - проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов или руководствуется техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.
В программе для 2 класса предполагаются экскурсии для наблюдений за жизнью природных сообществ леса, пресного водоема. В связи с отсутствием условий, в черте города тематика экскурсий заменена на более доступное наблюдение за сезонными изменениями в природе, направленное на обучение наблюдению, фиксации наблюдений, формированию умения обобщать и делать выводы.
На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях:
- умение организовать свою деятельность, определив её цели и задачи;
- взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности;
- оценивать достигнутые результаты.
В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.
Реализация программы
Ежеурочно учитель уделяет 5 минут в начале урока заполнению дневника наблюдений - это часть долгосрочного исследовательского проекта по наблюдению за сезонными изменениями в природе, в ходе которого учащиеся обучаются использованию различных методов и приемов исследования, учатся наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать информацию. В конце года учащиеся на основе наблюдений подготавливают обобщение своих исследований.
Кроме обязательного домашнего задания репродуктивного характера, направленного на закрепление новых знаний, используются дополнительные задания творческого или исследовательского характера: пронаблюдать, подготовить сообщение, подумать и сделать
вывод, сравнить, изготовить прибор для опыта и т.п. Эти домашние задания ориентированы на детей с высокой познавательной мотивацией, их выполнение должно быть добровольным и соответствовать возможностям учащихся.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
1) Ивченкова ГГ., Потапов И.В. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. - М.: АСТ, Астрель, 2012.
2) Ивченкова ГГ., Потапов И.В. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. -М.: АСТ, Астрель, 2015.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Окружающий мир» во втором классе отводится 2 часа в неделю. Итого 68 часов.

учебно-тематический план

Содержание программного материала
Количество часов

1.
Как люди познают мир
16

2.
Мы живём на планете Земля
14

3.
Природа вокруг нас
23

4.
Люди вокруг нас
13


Резерв
2


Итого:
68


содержание программы (68 часов)
Как люди познают мир (16 часов)
Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки (учёные), разнообразие их профессий.
Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.
Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.
Искусство как способ познания мира.
Мы живём на планете Земля (14 часов)
Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.
Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли Луна.
Глобус модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.
Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.
Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.
Природа вокруг нас (23 часа)
Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.
В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.
Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.
Растения и животные обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.
Растения и животные обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.
Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.
Люди вокруг нас (13 часов)
Первые представления о человеке как социальном существе: человек член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.
Семья - ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.
Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.
Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.
Резерв (2 часа)
требования к уровню подготовки учащихся
Знания, обязательные для второклассника:
значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
строение и назначение термометра; ч
назначение справочной литературы;
названия планет земной группы: Меркурий, Венера, Марс;
название нашей планеты (Земля) и нашей звезды (Солнце);
Луна - спутник Земли;
глобус - модель Земли;
названия материков и океанов;
об источниках звука;
о вреде шума;
правила безопасного обращения с электроприборами;
о значении камня в жизни человека;
условия жизни растений и животных;
характерные признаки времен года (продолжительность дня, положение Солнца на небосклоне, состояние неба, температура воздуха, вид осадков, состояние растений и животных);
о значении совместного труда в обществе;
о значении бюджета;
правила поведения в общественных местах.
Умения, обязательные для второклассника:
приводить примеры приборов и инструментов;
пользоваться термометром;
различать тела природы и изделия;
приводить примеры тел и веществ;
приводить примеры источников энергии;
приводить примеры растений суши и водоемов (3-4 примера);
приводить примеры животных суши и водоемов (3-4 примера);
различать времена года по характерным признакам;
правильно вести себя дома, на улице, в гостях.
Знания повышенного уровня для второклассника:
имена некоторых ученых и изобретателей (3-4 примера);
о путешествии как способе познания мира;
о великих географических открытиях;
названия планет Солнечной системы; отличие планеты от звезды;
об использовании электрической энергии в жизни человека;
о значении звука, света и цвета в жизни человека;
о значении окружающей среды;
о приспособленности растений и животных к условиям жизни на суше и в воде;
некоторые взаимосвязи в живой природе;
о влиянии деятельности человека на живую природу.
Умения повышенного уровня для второклассника
приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком и газообразном);
проводить наблюдения и простейшие опыты, фиксировать их результаты;
определять время по часам;
приводить примеры признаков приспособленности растений и животных к условиям жизни на суше и в воде.

планируемые результаты освоения предмета
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Окружающий мир». У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к изучению природы и человека;
осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями;
способность к самооценке;
осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свою родину;
знание основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение;
понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения;
чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.
У учащихся могут быть сформированы:
устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны;
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
установка на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении;
осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
основы экологической культуры;
осознанное положительное отношение к культурным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Регулятивные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы.
Познавательные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Учащиеся научатся:
находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы;
использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений;
осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий;
устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Учащиеся научатся:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;
строить монологические и диалогические высказывания;
обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий.
Учащиеся получат возможность научиться:
распределять обязанности при работе в группе;
учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.
Предметные результаты освоения программного материала.
Человек и природа.
Учащиеся научатся:
проводить под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты;
давать характеристику погоды по результатам наблюдений;
устанавливать связи между объектами и явлениями природы;
рассказывать о форме Земли, ее движении вокруг своей оси;
выполнять правила поведения в природе.
Учащиеся получат возможность научиться:
приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
участвовать в мероприятиях по охране природы.
Человек и общество:
выполнять правила поведения в обществе;
понимать значение денег и планирования бюджета для жизни общества и семьи;
характеризовать основные научные достижения ученых.

система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Изучение окружающего мира является специфическим предметом, так как подразумевает умение делать выводы, классифицировать материал, формулировать понятия, владеть исследовательским инструментарием. Именно проверка уровня усвоения этих умений и навыков является целью контроля.
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
1) ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
2) оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
3) осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
4) включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
5) использование критериальной системы оценивания;
6) оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
7) разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».

Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету

Уровень
Отметка
Комментарий

Материал не усвоен









(неудовлетворительно)
Учащийся не владеет информацией об изученных объектах и явлениях, взаимосвязях в окружающем мире, не знает терминологии, не умеет владеть приборами, инструментарием, учебными материалами, предусмотренными программой данного уровня обучения.

Минимальный уровень





(удовлетворительно)




Минимальные знания об объектах и явлени- ях окружающего мира, слабое владение терминологией, учебными материалами и инструментами.










(хорошо)
. Умение оперировать терминологией, обязательной для усвоения, объяснять простейшие взаимосвязи объектов, явлений окружающего мира, неуверенное владение инструментарием и учебными материалами

Программный уровень (решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях)
(очень хорошо)
Владение обязательной терминологией, понимание сути явлений и взаимосвязи явлений и объектов окружающего мира, умение объяснять причинно-следственные связи объектов, явлений с незначительной помощью, владение материалами и инструментами по предмету с незначительной помощью.


(отлично)

Свободное владение обязательной терминологией, умение объяснять суть, взаимосвязи изучаемых явлений, объектов окружающего мира, свободное владение изучаемыми учебными материалами и инструментами, умение применять полученные знания и умения при решении нестандартных задач.


Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков)
(превосходно)
Владение знаниями, умениями и навыками, терминами, учебными материалами, инструментами , выходящими за границы материала, включенного в образовательный минимум.

Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выполнения письменных заданий в рабочей тетради на обобщение усвоенных знаний и проверку знания новых понятий, выполнения мини-тестов, самостоятельных работ (задания типа «вставь пропущенное слово», «допиши определение» и т.п.), подготовленных учителем.
Тематический контроль осуществляется в виде обязательной проверочной работы (тестирования), которая предусмотрена в рабочих тетрадях либо составляется учителем, а также в форме защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).
Итоговый контроль осуществляется в виде итоговой проверочной работы (тестирование), а также защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).

Критерии оценки тестовой, письменной работы учащихся по окружающему миру
Если ученик выполнил основную часть работы на 50%-65%, значит, он достиг базового уровня,
Более 65%-100% - достиг повышенного уровня.
Выполнение заданий дополнительной части на 50% и более подтверждает достижение повышенного уровня обучения.
Критерии формирующего оценивания устного ответа:
выразительный связный рассказ;
умение отвечать на вопросы учителя и учащихся по изученной теме;
знание терминологии, понятий по теме;
умение ориентироваться в демонстрационных материалах: картах, схемах, плакатах, на глобусе, в использовании моделей и инструментов исследований;
выполнение обязательных дополнительных заданий по теме (в учебнике, в рабочей тетради).
Выставляемая отметка соответствует количеству набранных баллов.
Дополнительные необязательные задания творческого характера, а также участие в проектной деятельности являются добровольными, и оценивание этих работ не должно вызывать негативные эмоции у детей, а лишь обучать их адекватно оценивать результаты своего труда, формировать навыки контроля и самоконтроля. Поэтому для характеристики таких работ также применяется критериальное оценивание.
Критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проекта).
1. Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.
2. Разнообразие источников информации.
3. Выразительный устный рассказ.
4. Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
5. Умение отвечать на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.




календарно-тематическое планирование по предмету «окружающий мир»

Дата
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания урока
Результаты











Предметные
Личностные
Метапредметные

Как люди познают мир (16 часов)

1

О науке. Инструктаж по проектной деятельности.
Урок ознакомления с новым материалом.
Дать детям первоначальное представление о науке. Формировать умение планировать свою исследовательскую деятельность, отбирать источники информации, материал в соответствии с целями и задачами исследования.
Умение рассказывать о значении науки в жизни людей. Умение планировать свое участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).
Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека.
Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, понимать информацию, представленную в виде текста.

2

Науки бывают разные.
Комбинированный урок.
Показать необходимость совместной работы разных ученых в процессе изучения окружающего мира, познакомить с различными отраслями науки.
Умение приводить примеры разных наук.
Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека.
Умение выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.

3

Ученые России.
Комбинированный урок.
Познакомить детей с деятельностью некоторых знаменитых учёных России, показать их вклад в науку; воспитывать уважение к научному познанию мира и людям науки ученым. Продолжить формирование информационной грамотности.
Знание имен и фамилий наиболее знаменитых российских ученых и их достижений.
Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека, осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свою родину.
Умение выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.

4

Человек-изобретатель.
Комбинированный урок.
Дать представление о постепенности развития научного знания в обществе.
Представление об этапах развития научного знания.
Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека.
Умение выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.

5

Как ученые изучают мир. Практическая работа.
Комбинированный урок.


Дать первое представление о методах научного познания (наблюдение, эксперимент). Учить детей проводить простейшие опыты и фиксировать их результаты; развивать наблюдательность, учить оценивать результаты полученные в

Уметь отличать наблюдение, опыт и эксперимент, подготавливать и провдить простейшие опыты, фиксировать результаты, само
Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека, способность к самооценке, чувство ответст-

Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, осуществлять по-






стоятельно прово-
венности за вы-
шаговый и итоговый





ходе опыта. Развивать творче-
дить наблюдения за
полнение своей
контроль, осуществлять





ские способности учащихся.
комнатным расте-
части работы при
анализ (описание) объ-






нием, домашним
работе в паре.
ектов природы с выде-






животным (по плану

лением существенных и






в рабочей тетради).

несущественных при-








знаков, устанавливать








причинно-следственные








связи изменений в при-








роде, обобщать резуль-








таты наблюдений за








погодой, неживой и жи-








вой природой, делать








выводы.

6

Умей
Урок примене-
Формирование умения видеть
Умение наблюдать
Положительное
Умение принимать и



видеть.
ния знаний и
необычные явления и объекты
за объектами и яв-
отношение и ин-
сохранять цель позна-



Экскурсия в
умений.
в окружающем мире, наблю-
лениями окружаю-
терес к изучению
вательной деятельно-



сад.

дать, фиксировать результаты,
щего мира; фикси-
природы и
сти, планировать свои





познакомить учащихся с днев-
ровать результаты
человека.
действия в соответст-





ником наблюдений и правилами
наблюдений; рас-

вии с поставленной це-





работы с ним.
сказывать о наблю-

лью, осуществлять по-






даемых объектах и

шаговый и итоговый






явлениях.

контроль, осуществлять








анализ (описание) объ-








ектов природы с выде-








лением существенных и








несущественных при-








знаков, устанавливать








причинно-следственные








связи изменений в при-








роде, обобщать резуль-








таты наблюдений за








погодой, неживой и жи-








вой природой, делать








выводы.

7

Тренируй
Урок примене-
Целенаправленно развивать
Представление об
Положительное
Умение сотрудничать с



свою наблю-
ния знаний и
внимание и наблюдательность
упражнениях по
отношение и инте-
одноклассниками при



дательность.
умений.
учащихся; тренировать наблю-
тренировке памяти
рес к изучению
выполнении заданий в



Практиче-

дательность учащихся в ходе
и внимания.
природы и челове-
паре.



ская работа.

выполнения заданий учебника

ка, понимание





.
и рабочих тетрадей.

важности наблю-








дательности и хо-








рошей памяти в




1



жизни, чувство от-








ветственности за








выполнение своей








части работы при








работе в группе.


8

Приборы и
Комбинирован-
Познакомить учащихся с назна-
Умение объяснять
Положительное
Умение понимать ин-



инструменты.
ный урок.
чением различных приборов и
назначение прибо-
отношение и ин-
формацию, представ-





инструментов; показать, как раз-
ров и инструментов.
терес к изучению
ленную в виде текста,





личные технические приспособ-

природы и чело-
выделять существен-





ления облегчают труд ученых.

века.
ную информацию из








учебных и научно-








популярных текстов.

9

Измерение
Урок ознаком-
Познакомить с устройством и
Умение различать
Положительное
Умение принимать и со-



температуры.
ления с новым
назначением термометров; вы-
виды термометров,
отношение и ин-
хранять цель познава-



Практиче-
материалом.
полнить практическую работу
знать их устройство
терес к изучению
тельной деятельности,



ская

по измерению температуры во-
и назначение, уме-
природы, способ-
планировать свои дейст-



работа.

ды; учить фиксировать темпе-
ние измерять тем-
ность к самооцен-
вия в соответствии с по-





ратуру условными знаками.
пературу воды, воз-
ке, чувство ответ-
ставленной целью, осу-






духа и тела челове-
ственности за вы-
ществлять пошаговый и






ка; записывать ре-
полнение своей
итоговый контроль, уста-






зультаты измерения
части работы при
навливать причинно-






температуры возду-
работе в паре.
следственные связи из-






ха в дневнике 'на-

менений в природе,






блюдений.

обобщать результаты








наблюдений за неживой








и живой природой, де-








лать выводы.

10

Измерение
Урок ознаком-
Познакомить учащихся с уст-
Понимать назначе-
Положительное
Умение принимать и со-



времени.
ления с новым
ройством для измерения вре-
ние различных видов
отношение и инте-
хранять цель познава-




материалом.
мени - часами. Учить детей
часов, определять
рес к изучению
тельной деятельности,





измерять время по часам.
время по часам.
природы, способ-
планировать свои дейст-







ность к самооценке.
вия в соответствии с по-








ставленной целью, осу-








ществлять пошаговый и








итоговый контроль, уста-








навливать причинно-








следственные связи из-








менений в природе,








и живой природой, де лать выводы.-

11

Справочники,
Урок ознаком-
Продолжить развивать инфор-
Умение пользовать-
Положительное
Умение понимать ин-



словари, эн-
ления с новым
мационную грамотность уча-
ся специализиро-
отношение и ин-
формацию, представ-



циклопедии.
материалом.
щихся, познакомить учащихся с
ванными изданиями
терес к изучению
ленную в виде текста,





различными справочниками,
справочников, сло-
природы, истории,
выделять существен-





учить пользоваться ими.
варей, энциклопе-
человека.
ную информацию из






дий для детей (с

учебных и научно-






помощью взрослых),

популярных текстов.






рассказывать о зна-








чении библиотек,








Интернета и воз-








можностях их ис-








пользования. Пред-








ставление об уст-








ройстве словарей.



12

Знаки и
Урок ознаком-
Дать представление о знаках и
Умение различать
Положительное
Умение понимать ин-



символы.
ления с новым
символах, их значении в жизни
символы и знаки,
отношение и ин-
формацию, представлен-




материалом.
человека. Развивать творче-
пользоваться схе-
терес к изучению
ную в виде текста, услов-





ские способности учащихся.
мами и рисунками
природы, истории,
ных знаков, выделять






для получения ин-
способность к са-
существенную информа-






формации.
мооценке.
цию из учебных и научно-








популярных текстов.

13

Об искусстве.
Урок ознаком-
Показать, что искусство, как и
Умение рассказы-
Положительное
Умение понимать ин-




ления с новым
наука, является средством по-
вать о назначении
отношение и инте-
формацию, представ-




материалом.
знания окружающего мира; по-
искусства; приво-
рес к изучению
ленную в виде текста,





казать отличие искусства от
дить примеры раз-
природы и челове-
выделять существен-





науки; раскрыть значение ис-
личных видов ис-
ка, способность к
ную информацию из





кусства в жизни человека. Раз-
кусства, характери-
самооценке, рас-
учебных текстов.





вивать эмоциональную сферу
зовать свое отно-
ширение эмоцио-






учащихся.
шение к ним.
нальной сферы,








формирование








чувства прекрасно-








го на основе зна-








комства с природой








и культурой родно-







/'
го фая, положи-








тельное отношение








к культурным цен-








ностям.


14

Провероч-
Урок проверки и
Проверить уровень усвоения
Умение применять
Способность к са-
Умение осуществлять



ная работа.
коррекции зна-
изученных тем, умение ориен-
полученные знания
моконтролю и са-
пошаговый и итоговый



Работа №1
ний и умений.
тироваться в полученной ин-
и умения в само-
мооценке.
контроль, самостоя-





формации, в показаниях прибо-
стоятельной работе,

тельно адекватно оце-





ров (часов, термометра).
контролировать

нивать правильность






свою деятельность.

выполнения задания и








вносить коррективы.

15

Защита ми-
Урок примене-
Формировать навыки публич-
Умение готовить
Положительное
Умение планировать



ни-проектов
ния знаний и
ных выступлений, умения за-
устные и письмен-
отношение и ин-
свои действия в соот-



по теме
умений.
щищать свое мнение, отвечать
ные сообщения о
терес к изучению
ветствии с поставлен-



«Знание -

на вопросы, представлять ре-
какой-либо науке,
природы, истории,
ной целью, строить мо-



сила».

зультат своего труда.
изобретении или об
способность к са-
нологические и диало-






ученом России, уча-
мооценке.
гические высказывания,






ствовать в коллек-

обосновывать свою по-






тивной подготовке

зицию, аргументировать






выставки творче-

выбор действий, аргу-






ских работ (проект-

ментированно и тактич-






ная деятельность по

но критиковать допу-






выбору).

щенные ошибки, обос-








новывать свое реше-








ние, задавать вопросы.

16

Экскурсия
Урок обобщения
Обучение методам наблюде-
Умение наблюдать
Положительное
Умение принимать и



«Наблюде-
и системати-
ния, фиксации результатов,
за объектами и яв-
отношение и инте-
сохранять цель позна-



ния за
зации знаний.
обобщению полученной ин-
лениями природы;
рес к изучению
вательной деятельно-



осенними

формации.
фиксировать ре-
природы, способ-
сти, планировать свои



изменения-


зультаты наблюде-
ность к самооценке.
действия в соответст-



ми в при-


ний; рассказывать о

вии с поставленной це-



роде».


наблюдаемых объ-

лью, осуществлять по-






ектах и явлениях.

шаговый и итоговый








контроль, анализ (опи-








сание) объектов приро-








ды с выделением суще-








ственных и несущест-








венных признаков, ус-








танавливать причинно-








следственные связи






/

изменений в природе,








обобщать результаты








наблюдений за погодой,








неживой и живой при-








родой, делать выводы.

Мы живём на планете Земля (14 часов)

17

Что такое
Урок ознаком-
Выявить имеющиеся у детей
Представление об
Положительное
Умение находить необ-



космос.
ления с новым
знания по данному разделу; с
устройстве космоса,
отношение и инте-
ходимую информацию в



Звезды и
материалом.
опорой на них сформировать
космических объек-
рес к изучению ок-
учебнике, справочной



созвездия.

первые научные представления
тах, нашей галакти-
ружающего мира.
литературе; понимать



Падающие

о космосе, звездах, созвездиях.
ке. Умение называть

информацию, представ-



«звезды».

Продолжить формирование
наиболее известные

ленную в виде текста.





представлений о возможных
созвездия, узнавать







источниках информации, спо-
их очертания на ри-







собах ее поиска. Тренировать
сунках-схемах, на







наблюдательность, развивать
небе.







внимание, воображение, па-








мять, коммуникативные спо-








собности учащихся.




18

Солнечная
Урок ознаком-
Сформировать научные пред-
Умение рассказы-
Положительное
Умение принимать и



система.
ления с новым
ставления о Солнечной систе-
вать о составе Сол-
отношение и ин-
сохранять цель позна-



Виртуальная
материалом.
ме, ее составе. Раскрыть со-
нечной системы;
терес к изучению
вательной деятельно-



экскурсия.

держание понятий «звезда»,
объяснять различие
окружающего ми-
сти; планировать свои





«планета». Учить работать со
между Солнцем-
ра, чувство ответ-
действия в соответст-





схемами. Развивать интеллек-
звездой и планета-
ственности за вы-
вии с поставленной це-





туальные способности учащих-
ми; находить плане-
полнение своей
лью; выделять из текста





ся, их творческую инициативу,
ты на рисунке-
части работы при
информацию в соответ-





навыки сотрудничества.
схеме, моделиро-
работе в группе.
ствии с поставленной






вать положение

задачей, организовы-






планет Солнечной

вать работу в группе,






системы относи-

выслушивать и прини-






тельно Солнца.

мать мнение собесед-








ника, соблюдать прави-








ла группового общения.

19

Голубая
Комбинирован-
Сформировать представление о
Умение объяснять,
Положительное
Умение находить необ-



планета
ный урок.
Земле как планете. Сформиро-
почему Землю на-
отношение и ин-
ходимую информацию в



Земля.

вать представление о значении
зывают «голубой
терес к изучению
учебнике, справочной





Солнца для жизни на Земле.
планетой», почему
природы.
литературе; понимать





Развивать умение сравнивать,
Солнце кажется нам

информацию, представ-





обобщать, делать выводы.
больше других

ленную в виде текста.






звезд/'



20

Как устроена
Комбинирован-
Сформировать представление
Знание истории
Положительное
Умение находить необ-



Земля.
ный урок.
о взглядах древних на устрой-
представлений об
отношение и ин-
ходимую информацию в





ство Земли, сформировать ос-
устройстве Земли.
терес к изучению
учебнике, справочной





новы научного знания о внут-
Представление о
природы, истории.
литературе; понимать





рением устройстве земного
внутреннем устрой-

информацию, пред-





шара.
стве нашей

ставленную в виде тек-






планеты.

ста, рисунка, схемы.

21

Спутник
Комбинирован-
Сформировать у учащихся на-
Представление об
Положительное
Умение находить необ-



Земли -
ный урок.
учное представление о естест-
устройстве и место-
отношение и ин-
ходимую информацию в



Луна.

венном спутнике Земли Лу-
положении Луны по
терес к изучению
учебнике, справочной





не. Развивать интеллектуаль- ,
отношению к Земле,
природы.
литературе; понимать





ные способности учащихся, их
свойствах Луны.

информацию, пред-





творческую инициативу, навыки
Умение объяснять,

ставленную в виде тек-





сотрудничества.
почему Луну назы-

ста, умение составлять






вают спутником

монологические выка-






Земли, почему

зывания на заданную






Солнце и Луна ка-

тему, умение коорди-






жутся нам почти

нировать действия с






одинаковой вели-

партером при работе в






чины.

паре.

22

Исследова-
Комбинирован-
Расширить представления
Умение рассказы-
Положительное
Умение находить необ-



ние космоса.
ный урок.
учащихся о способах познания
вать об исследова-
отношение и ин-
ходимую информацию в





мира. Способствовать патрио-
нии космоса, прибо-
терес к изучению
учебнике, справочной





тическому воспитанию, показав
рах исследования
природы, истории,
литературе; понимать





достижения ученых России в
космоса, искусст-
осознание себя
информацию, пред-





области космонавтики. Пока-
венных спутниках
как гражданина
ставленную в виде тек-





зать, как изобретение телеско-
Земли, исследова-
России, чувства
ста.





пов, аппаратов для космиче-
телях космоса, зна-
гордости за свою






ских полетов увеличило воз-
менитых космонав-
родину.






можности ученых в исследова-
тах; использовать







нии космоса.
информацию, полу-








ченную из дополни-








тельных источников.



23

Что такое
Комбинирован-
Сформировать представления
Представление об
Положительное
Умение использовать



глобус.
ный урок.
о глобусе как модели Земли,
устройстве и назна-
отношение и ин-
готовые модели (гло-



Практиче-

материках и океанах. Продол-
чении модели Зем-
терес к изучению
бус) для объяснения



ская работа.

жить формирование представ-
ли - глобусе, уме-
окружающего ми-
природных явлений,





ления о научных методах по-
ние объяснять, что
ра, чувство ответ-
находить необходимую





знания окружающего мира.
такое модель, по-
ственности за вы-
информацию в учебни-





Развивать пространственное
чему глобус мо-
полнение своей
ке, справочной литера-





воображение учащихся.
дель З&мли, назы-
части работы при
туре; понимать инфор-






вать и показывать
работе в паре.
мацию, представленную






на глобусе материки

в виде текста.






и океаны, столицу








России.



24

Почему день
Комбинирован-
Углубить знания о движении
Умение объяснять,
Положительное
Умение использовать



сменяет
ный урок.
Земли вокруг оси; опытным пу-
почему происходит
отношение и ин-
готовые модели (гло-



ночь. Прак-

тем сформировать первые
смена дня и ночи на
терес к изучению
бус) для объяснения



тическая

представления о причине сме-
Земле; выполнять
природы, чувство
природных явлений,



работа.

ны дня и ночи на Земле. Разви-
опыт, демонстри-
ответственности
находить необходимую





вать коммуникативные способ-
рующий смену дня и
за выполнение
информацию в учебни-





ности учащихся.
ночи на Земле.
своей части рабо-
ке, справочной литера-







ты при работе в
туре; понимать инфор-







паре.
мацию, представленную








в виде текста, умение








координировать с парт-








нером действия при ра-








боте в паре.

25

Как изучали
Комбинирован-
Познакомить учащихся с исто-
Знание и умение
Положительное
Умение находить необ-



земной шар.
ный урок.
рией географических открытий.
объяснить различие
отношение и ин-
ходимую информацию в






в исследованиях
терес к изучению
учебнике, справочной






учеными земного
природы, истории.
литературе; понимать






шара в прошлом и

информацию, пред-






настоящем; расска-

ставленную в виде тек-






зывать о знаменитых

ста, умение координи-






путешественниках.

ровать с партнером








действия при работе в








паре.

26

Знаменитые
Урок ознаком-
Познакомить учащихся с наи-
Знание истории гео-
Положительное
Умение находить необ-



путешест-
ления с новым
более известными первооткры-
графических откры-
отношение и ин-
ходимую информацию в



венники.
материалом.
вателями и путешественника-
тий, знаменитых
терес к изучению
учебнике, справочной





ми. Развивать умственные и
путешественников,
природы, истории.
литературе; понимать





творческие способности уча-
умение объяснять

информацию, пред-





щихся.
значение открытий

ставленную в виде тек-






для человечества.

ста, умение координи-








ровать с партнером








действия при работе в








паре.

27

Исследова-
Урок ознаком-
Продолжить формирование
Знание истории ис-
Положительное
Умение находить необ-



ния глубин
ления с новым
представлений о познаваемо-
следования подвод-
отношение и ин-
ходимую информацию в



морей и
материалом.
сти мира методами научного
ного мира морей и
терес к изучению
учебнике, справочной



океанов.

познания.
океанов, умение
природы, истории.
литературе; понимать






объяснять значение

информацию, представ-






исследований глубин

ленную в виде текста.






морей и океанов для








человечества.



28

Проверочная работа.
Работа №2
Урок проверки и коррекции зна-
нии и умении.
Проверить уровень усвоения изученных тем, умение ориен-
тироваться в полученной информации, применять ее при решении учебной задачи.
Умение применять полученные знания
и умения в самостоятельной работе, контролировать
свою деятельность.
Способность к самоконтролю и са-
мооценке.
Умение осуществлять пошаговый и итоговый
контроль, самостоятельно адекватно оценивать правильность
выполнения задания и








вносить коррективы.

29

Защита
мини-проектов по теме «Мы живем в
космосе».
Урок примене-
ния знании и умений.
Формировать навыки публич-
ных выступлении, умения защищать свое мнение, отвечать на вопросы, представлять результат своего труда.
Умение готовить
устные и письменные сообщения о космических объектах, истории освое-
ния космоса; участвовать в коллектив-
ной подготовке выставки творческих работ (проектная
деятельность по выбору).
Положительное
отношение и интерес к изучению природы, истории, способность к са-
мооценке.
Умение планировать
свои действия в соответствии с поставленной целью, строить монологические и диало-
гические высказывания, обосновывать свою по-
зицию, аргументировать выбор действий, аргументированно и тактич-
но критиковать допущенные ошибки, обос-
новывать свое реше-
ние, задавать вопросы.










30

Инструктаж по проектной деятельности.
Урок обобщения
и систематизации знаний.
Формировать умение планиро-
вать свою исследовательскую деятельность, отбирать источники информации, материал в соответствии с целями и задачами исследования.
Умение планиро-
вать свое участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).
Положительное
отношение и интерес к изучению природы, истории, способность к самооценке.
Умение планировать
свои действия в соответствии с поставленной целью, составлять план работы, подбирать источники информации.




Природа вокруг нас (23 часа)

31

Тела и вещества.

Урок ознакомления с новым материалом.
Сформировать представление о телах и веществах, их разнообразии. Развивать умение работать со схемами, наблюда-
Умение различать естественные и искусственные тела и вещества; приво-
Положительное отношение и интерес к изучению природы.
Умение осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущест-





тельность и внимательность.
дить примеры тел и веществ, живых и неживых тел приро-

венных признаков; проводить сравнение и классификацию объек-






ды и изделий; сравнивать и классифи-цировать тела и вещества.

тов природы по заданным признакам, понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы.

32

Что такое
Комбинирован-
Углубить представление о ве-
Умение приводить
Положительное
Умение осуществлять



вещество.
ный урок
ществах, их разнообразии и
примеры веществ,
отношение и ин-
анализ объектов при-





формах (твердое, жидкое, газо-
различать формы
терес к изучению
роды с выделением су-





образное).
веществ (твердое,
природы.
щественных и несуще-






жидкое, газообраз-

ственных признаков,






ное).

проводить классифика-








цию объектов природы








по заданным призна-








кам, понимать инфор-








мацию, представленную








в виде текста.

33

Об энергии.
Комбинирован-
Дать первые представления о
Умение объяснять
Положительное
Умение понимать ин-



Практиче-
ный урок.
значении энергии, познакомить
значение энергии
отношение и ин-
формацию, представ-



ская работа.

с разнообразными источниками
для жизни; приво-
терес к изучению
ленную в виде текста,





энергии. Продолжить знакомст-
дить примеры ис-
природы, чувство
схемы, таблицы, коор-





во с правилами безопасного
точников энергии.
ответственности
динировать свои дейст-





поведения в быту.
Правильно обра-
за выполнение
вия с партнером при






щаться с различны-
своей части рабо-
работе в паре.






ми источниками
ты при работе в







энергии (газовыми
паре.







плитами, электри-








ческими приборами








и т.п.).



34

От костра до
Урок ознаком-
Дать представление об источ-
Представление о
Положительное
Умение понимать ин-



котла.
ления с новым
никах тепла, истории отопи-
разнообразии ис-
отношение и ин-
формацию, представ-




материалом.
тельных приборов.
точников тепла.
терес к изучению
ленную в виде текста,







природы, истории,
умение строить моноло-







способность к са-
гические высказывания,







мооценке.
аргументированно вы-








сказывать свое мнение








об изучаемом явлении.

35

Свет.
Урок ознаком-
Познакомить с различными ис-
Знать примеры при-
Положительное
Умение понимать ин-




ления с новым
точниками световой энергии.
родных и искусст-
отношение и ин-
формацию, представ-




материалом.
Учить работать со схемами.
венных источников
терес к изучению
ленную в виде текста,






Света, объяснять
природы.
схемы.






действие света на








прозрачные и не-








прозрачные пред-








меты.



36

Театр теней. Практическая работа.
Комбинированный урок.
Показать опытным путем, как образуются тени от предметов. Развивать творческие способности учащихся.
Умение объяснять причину образования тени от предметов.
Положительное отношение и интерес к изучению природы.
Умение координировать свои действия с партнером при работе в паре, группе, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

37

Зеркала.
Комбинированный урок.
Познакомить с особенностями отражения света блестящими предметами и зеркалами. Развивать внимательность и наблюдательность, творческие способности детей.
Понимание и умение объяснить на доступном уровне механизм отражения в зеркалах.
Положительное отношение и интерес к изучению природы.
Умение понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

38

О цвете.
Урок ознакомления с новым материалом.
Дать первое представление о причинах цветового разнообразия предметов; учить воспринимать красоту окружающего мира.
Умение объяснять, от чего зависит цвет предметов; называть порядок цветов радуги. Рассказывать о красоте окружающего мира.
Положительное отношение и интерес к изучению природы.
Умение понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

39

В мире звука. Практическая работа.
Комбинированный урок.
Сформировать первые представления о причине возникновения звука. Учить детей получать знания о мире путем экспериментирования.
Представление и умение объяснить причину возникновения звука.
Положительное отношение и интерес к изучению природы.
Умение понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

40

Шум вредит здоровью.
Комбинированный урок.
Дать представление о вреде шума для здоровья людей, познакомить с мерами по охране здоровья от вредного воздействия шума.
Умение объяснять, почему шум вредит здоровью человека; рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения.
Положительное отношение и интерес к изучению природы, установка на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении.
Умение понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.

41

О музыке.
Урок ознакомления с новым материалом.
Дать представление об отличии музыки от шума, о музыкальных инструментах, развивать эмоциональную сферу учащих-
ся, эстетические предпочтения
Умению отличать произведения музыкального искусства от . шумовых эффектов,
Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с про-
Умение понимать информацию, представленную в виде текста.






знать исполнителей и
изведениями ис-






в искусстве.
композиторов.
кусства, осознан-








ное положитель-








ное отношение к








культурным цен-








ностям.


42

В мире
Урок ознаком-
Дать первое представление о
Умение приводить
Положительное
Умение находить необ-



камня.
ления с новым
горных породах и минералах;
примеры горных
отношение и ин-
ходимую информацию в




материалом.
показать значение камня в жиз-
пород и рассказы-
терес к изучению
учебнике, справочной





ни человека. Тренировать на-
вать об их исполь-
природы, осоз-
литературе; понимать





блюдательность, развивать
зовании.
нанное положи-
информацию, пред-





внимание, воображение, па-

тельное отноше-
ставленную в виде





мять. Развивать творческие и

ние к культурным
текста.





коммуникативные способности

ценностям.






младших школьников.




43

Экскурсия
Урок обобщения
Обучать наблюдениям, анализу
Умение характери-
Положительное
Умение принимать и



«Наблюде-
и системати-
и фиксации результатов. Под-
зовать зиму, выде-
отношение и ин-
сохранять цель позна-



ния за зим-
зации знаний.
вести итоги наблюдений за зи-
ляя существенные
терес к изучению
вательной деятельно-



ними изме-

му, используя дневники наблю-
признаки.
природы, способ-
сти, планировать свои



нениями в

дений; учить детей устанавли-

ность к самокон-
действия в соответст-



природе».

вать связи между явлениями и

тролю, основы
вии с поставленной це-




\
объектами природы, между

экологической
лью, осуществлять по-





природой и трудом человека.

культуры.
шаговый и итоговый





Воспитывать ответственное


контроль, осуществлять





отношение к объектам


анализ (описание) объ-





природы.


ектов природы с выде-








лением существенных и








несущественных при-








знаков, устанавливать








причинно-следственные








связи изменений в при-








роде, обобщать резуль-








таты наблюдений за








погодой, неживой и жи-








вой природой, делать








выводы.

44

В мире жи-
Урок ознаком-
Познакомить учащихся с раз-
Умение приводить
Положительное
Умение работать с тек-



вой приро-
ления с новым
нообразием живой природы.
примеры растений и
отношение и ин-
стом, осуществлять по-



ды. На
материалом.
Выявить некоторые признаки
приспособленности живых су-
ществ к условиям окружающей
среды и взаимосвязи между
ними. Показать необходимость
бережного отношения к живой
природе; воспитывать понима-
ние красоты природы средст-
вами искусства.
животных, встре-
чающихся на опуш-
ке леса, описывать
условия жизни и
особенности при-
способленности
конкретных пред-
ставителей данного
природного сооб-
терес к изучению
иск информации в соот-



опушке.



природы, основы
ветствии с учебной за-







экологической
дачей.







культуры.




















































щества.



45

Бабочки и
Комбинирован-
Познакомить учащихся с отли-
Представление о
Положительное
Умение анализировать



жуки.
ный урок.
чительными особенностями
строении бабочек и
отношение и ин-
объекты природы, срав-





бабочек и жуков. Развивать на-
жуков, их отличи-
терес к изучению
нивать, выделять суще-





блюдательность, память уча-
тельных особенно-
природы, основы
ственные признаки.





щихся, умение добывать ин-
стях.
экологической






формацию из различных источ-

культуры.






ников.




46

В мире жи-
Комбинирован-
На примере березового леса
Умение приводить
Положительное
Умение анализировать



вой приро-
ный урок.
показать влияние одних расте-
примеры растений и
отношение и ин-
объекты природы, срав-



ды. В бере-

ний на другие, влияние расте-
животных, встре-
терес к изучению
нивать, выделять суще-



зовой роще.

ний на животных. Учить детей
чающихся в березо-
природы, основы
ственные признаки, на-





характеризовать окружающую
вой роще, описы-
экологической
ходить необходимую





среду, выделять признаки при-
вать условия жизни
культуры.
информацию в учебни-





способленности живых существ
и особенности при-

ке, справочной литера-





к условиям окружающей среды.
способленности

туре; понимать инфор-






конкретных пред-

мацию, представленную






ставителей данного

в виде текста.






природного сообще-








ства.



47

В низине.
Комбинирован-
Познакомить детей с особенно-
Умение приводить
Положительное
Умение понимать ин-




ный урок.
стями жизни растений и живот-
примеры растений и
отношение и ин-
формацию, представ-





ных в затененных влажных ус-
животных, встре-
терес к изучению
ленную в виде текста,





ловиях. Формирование умения
чающихся в заболо-
природы, основы
рисунка, сравнивать





корректно употреблять при
ченной местности,
экологической
объекты, выделять су-





описании объектов природы
описывать условия
культуры.
щественные признаки.





термины «влаголюбивый», «те-
жизни и особенно-







невыносливый».
сти приспособлен-








ности конкретных








представителей








данною природного








сообщества. Отли-








чать ядовитых змей








от неядовитых.



48

В ельнике.
Комбинирован-
На примере елового леса пока-
Умение приводить
Положительное
Умение понимать ин-



Листвен-
ный урок.
зать, как изменение условий
примеры растений и
отношение и ин-
формацию, представ-



ница.

жизни влияет на живые суще-
животных, встре-
терес к изучению
ленную в виде текста,





ства. Продолжить формирова-
чающихся в ельни-
природы, основы
рисунка, сравнивать





ние бережного отношения к
ке, описывать усло-
экологической
объекты, выделять су-





природе. Учить детей выделять
вия жизни и особен-
культуры, забота о
щественные признаки.





признаки объектов природы и
ности приспособ-
своем здоровье,






сравнивать их между собой.
ленности конкрет-
соблюдение пра-







ных представителей
вил поведения в







данного природного
природе.







сообщества. Разли-








чать съедобные и








несъедобные грибы,








знать правила их








сбора.



49

В мире жи-
Комбинирован-
Продолжить формирование
Умение приводить
Положительное
Умение понимать ин-



вой приро-
ный урок.
знаний о разнообразии условий
примеры растений и
отношение и ин-
формацию, представ-



ды. У лесно-

жизни живых существ; сформи-
животных, встре-
терес к изучению
ленную в виде текста,



го озера.

ровать представление о неко-
чающихся в пре-
природы, основы
рисунка, сравнивать



Лягушка.

торых растениях и животных,
сных водоемах,
экологической
объекты, выделять су-





типичных для неглубоких пре-
описывать условия
культуры.
щественные признаки.





сных водоемов, и их приспо-
жизни и особенно-







собленности к жизни у воды, на
сти приспособлен-







ее поверхности и в самой воде.
ности конкретных








представителей








данного природного








сообщества.



50

В сосновом
Комбинирован-
Учить детей описывать условия
Умение приводить
Положительное
Умение понимать ин-



лесу.
ный урок.
жизни в разных сообществах и
примеры растений и
отношение и ин-
формацию, представ-





сравнивать их между собой;
животных, встре-
терес к изучению
ленную в виде текста,





продолжить формирование
чающихся в сосно-
природы, основы
рисунка, сравнивать





умений выделять признаки
вом лесу, описывать
экологической
объекты, выделять су-





приспособленности живых объ-
условия жизни и
культуры.
щественные признаки.





ектов к условиям жизни.
особенности при-








способленности








конкретных пред-








ставутелей данного








при[х>дного сообще-








ства, объяснять








значение слов:








«светолюбивый»,








«теневыносливый»,








«влаголюбивый»,








«засухоустойчи-








вый», правильно их








применять при опи-








сании объектов.



51

Берегите
Урок примене-
Продолжить воспитание у де-
Знание правил по-
Основы экологи-
Умение планировать



лес! Мини-
ния знаний и .
тей бережного отношения к жи-
ведения в лесу, бе-
ческой культуры,
деятельность, распре-



проект.
умений.
вой природе; познакомить с
режное отношение к
знание основных
делять обязанности в





правилами поведения в лесу.
природе. Умение
правил поведения
группе, аргументиро-





Развитие умения обобщать
оформлять правила
в природе, ориен-
вать свою позицию, так-





информацию в художественной
поведения в знако-
тация на их вы-
тично и обоснованно





форме, развитие творческих
во-символьной
полнение, осозна-
высказывать несогла-





способностей учащихся.
форме.
ние ответственно-
сие с партнером, учи-







сти за качество
тывать мнение партне-







своей работы в
ра, строить монологи-







группе.
ческие и диалогические








высказывания, обосно-








вывать свою позицию,








аргументировать выбор








действий, аргументиро-








ванно и тактично крити-








ковать допущенные








ошибки, обосновывать








свое решение, задавать








вопросы.

52

Провероч-
Урок проверки и
Проверить уровень усвоения
Умение применять
Способность к са-
Умение осуществлять



ная работа.
Работа № 3
коррекции зна-
изученных тем, умения ориен-
полученные знания
моконтролю и са-
пошаговый и итоговый



Инструктаж
ний и умений.
тироваться в полученной ин-
и умения в само-
мооценке. Поло-
контроль, самостоя-



по проект-

формации; применять ее при
стоятельной работе,
жительное отно-
тельно адекватно оце-



ной дея-

решении учебной задачи. Фор-
контролировать
шение и интерес к
нивать правильность



тельности.

мировать умение планировать
свою деятельность.
изучению приро-
выполнения задания и





свою исследовательскую дея-

ды, основы эколо-
вносить коррективы,





тельность, отбирать в соответст-

гической культуры.
умение планировать





вии с целями и задачами источ-


свои действия в соот-





ники информации и материал.


ветствии с поставлен-








ной целью, составлять








план работы, подбирать








источники информации.

53

Защита
Урок примене-
Формировать навыки публич-
Умение готовить
Положительное
Умение планировать



мини-
ния знаний и
ных выступлений, умение за-
устные и письмен-
отношение и ин-
свои действия в соот-



проектов по
умений.
щищать свое мнение, отвечать
ные сообщения о
терес к изучению
ветствии с поставлен-



теме «Жизнь

на вопросы, представлять ре-
животных и расте-
природы, форми-
ной целью, строить мо-



леса».

зультат своего труда.
ниях леса, пользе
рование адекват-
нологические и диало-






леса, охране леса,
ной самооценки.
гические высказывания,






участвовать в кол-

обосновывать свою по-






лективной подготов-

зицию, аргументировать






ке выставки творче-

выбор действий, аргу-






ских работ (проект-

ментированно и тактич-






ная деятельность по

но критиковать допу-






выбору).

щенные ошибки, обос-








новывать свое реше-








ние, задавать вопросы.

Люди вокруг нас (13 часов)

54

Человек в
Урок ознаком-
Сформировать первоначальное
Осознание и умение
Знание основных
Умение понимать ин-



обществе.
ления с новым
представление об обществе.
доказывать (с опо-
правил поведения
формацию, представ-




материалом.
Формировать представление о
рой на текст учебни-
в обществе, ори-
ленную в виде текста,





биосоциальной сущности чело-
ка), что человек -
ентация на их вы-
аргументированно вы-





века; показать значение обще-
это часть природы и
полнение.
сказывать свое мнение.





ства в жизни человека.
часть общества.



55

Жизнь в
Комбинирован-
Показать, как развивалось об-
Представление о
Знание основных
Умение понимать ин-



первобытном
ный урок.
щество от первобытных времен
зарождении обще-
правил поведения
формацию, представ-



обществе.

до наших дней.
ственных отноше-
в обществе, ори-
ленную в виде текста,






ний, особенностях
ентация на их вы-
выделять существен-






жизни первобытных
полнение.
ную информацию, ана-






людей.

лизировать, делать вы-








воды, аргументирован-








но высказывать свое








мнение.

56

Труд в жиз-
Комбинирован-
Показать значение труда в об-
Понимание важно-
Уважение к людям
Умение понимать ин-



ни человека.
ный урок.
ществе и взаимозависимость
сти труда в жизни
труда, ценностное
формацию, представ-





всех членов общества друг от
общества и чело-
отношение к пло-
ленную в виде текста.





друга; воспитывать уважение к
века.
дам своего труда.






труду.




57

Семья.
Комбинирован-
Показать разнообразие состава
Понимание значе-
Понимание значе-
Умение строить моно-



Семейные
ный урок.
семей, распределение обязан-
ния семьи; расска-
ния семьи в жизни
логические высказыва-



ценности.

ностей в семье; воспитывать
зывать, как члены
человека и необ-
ния, аргументировать





заботливое отношение к чле-
семей учащихся за-
ходимости взаи-
свое мнение.





нам семьи.
ботятся друг о дру-
мопомощи в







ге; обмениваться
семье.







информацией о се-








мейных традициях.



58

Бюджет
Комбинирован-
Раскрыть значение денег в об-
Умение осознавать
Осознание важно-
Умение находить необ-



семьи.
ный урок.
ществе.
значение денег в
сти учета матери-
ходимую информацию в



О деньгах.


жизни общества,
ального состояния
учебнике, справочной






иметь представле-
семьи при установ-
литературе; понимать






ние об истории де-
лении уровня лич-
информацию, пред-






нег и денежных
ных притязаний.
ставленную в виде






взаимоотношений.

текста.

59

Что такое
Комбинирован-
Показать необходимость пра-
Умение объяснять,
Осознание важно-
Умение находить необ-



бюджет?
ный урок.
вильного распределения де-
что такое бюджет;
сти учета матери-
ходимую информацию в





нежных средств семьи.
значение слов «до-
ального состояния
учебнике, справочной






ходы», «расходы»,
семьи при установ-
литературе; понимать






«пенсия», «стипен-
лении уровня лич-
информацию, пред-






дия»; обсуждать
ных притязаний.
ставленную в виде тек-






необходимость пра-

ста, рисунка.






вильного распреде-








ления доходов в








семье.



60

Экскурсия
Урок обобщения
Подвести итоги наблюдений за
Умение давать об-
Положительное
Умение принимать и



«Наблюде-
и системати-
весну, используя дневники на-
щую характеристику
отношение и ин-
сохранять цель позна-



ния за ве-
зации знаний.
блюдений; учить детей уста-
весны, выделяя су-
терес к изучению
вательной деятельно-



сенними

навливать связи между явле-
щественные при-
природы, способ-
сти, планировать свои



изменения-

ниями и объектами природы,
знаки; называть ос-
ность к самокон-
действия в соответст-



ми в при-

между природой и трудом че-
новную причину ве-
тролю, основы
вии с поставленной це-



роде».

ловека; воспитывать ответст-
сеннего потепления
экологической
лью, осуществлять по-



Обобщение.

венное отношение к объектам
и увеличения про-
культуры.
шаговый и итоговый





природы. Сравнение результа-
должительности дня

контроль, осуществлять





тов годовых наблюдений. Под-
изменение поло-

анализ (описание) объ-





ведение итогов о сезонных из-
жения Солнца на

ектов природы с выде-





менениях.
небосклоне. На-

лением существенных и






блюдать, сравни-

несущественных при-






вать и обобщать

знаков, устанавливать






наблюдаемые явле-

причинно-следственные






ния, делать выводы.

связи изменений в при-








роде, обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы.

61

Будем вежливы. Правила этикета.
Урок ознакомления с новым материалом.
Продолжить формирование знаний о правилах культурного поведения в обществе.
Умение приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей; выполнять некоторые правила этикета; проявлять готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность.
Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение.
Адекватно оценивать свое поведение, осуществлять контроль над своими действиями, соблюдать правила коммуникации.

62

Разговор по телефону. Как дарить подарки. Урок-игра.
Урок применения знаний и умений.
Продолжить формирование знаний о правилах культурного поведения в обществе; познакомить с некоторыми правилами этикета.
Выполнение правил поведения на улице, в транспорте, в школе и дома.
Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре.
Адекватно оценивать свое поведение, осуществлять контроль над своими действиями, соблюдать правила коммуникации.

63

О друзьях-товарищах.
Комбинированный урок.
Показать значение дружбы во взаимоотношениях людей, ее ценность.
Умение оценивать свое поведение по отношению к друзьям, сопереживать им, помогать в трудных ситуациях.
Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение, осознание ценности дружбы, поддержки и взаимопомощи.
Адекватно оценивать свое поведение, осуществлять контроль над своими действиями, соблюдать правила коммуникации.

64

О привычках.
Комбинированный урок.
Показать влияние вредных привычек на взаимоотношения людей.
Осознание важности соблюдения правил поведения и избавления от вредных привычек для взаимоотношений людей.
Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение.
Адекватно оценивать свое поведение, осуществлять контроль над своими действиями, соблюдать правила коммуникации.

65

Проверочная работа.
Работа №4
Урок проверки и
коррекции знаний и умений.
Проверить уровень усвоения
изученных тем, умение ориентироваться в полученной информации, применять ее при решении учебной задачи.
Умение применять
полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать
свою деятельность.
Осознание своего
продвижения в овладении знаниями и умениями, способность к
самоконтролю и
самооценке.
Умение осуществлять
пошаговый и итоговый контроль, самостоятельно адекватно оценивать правильность
выполнения задания и
вносить коррективы.

66

Итоговый урок «Мы знаем!» За-
щита мини-
Урок применения знаний и умений.
Подведение итогов проектной и исследовательской деятельности за год.
Умение готовить устные и письменные сообщения о
домашних живот-
Осознание своего продвижения в овладении зна-
ниями и умения-
Умение планировать свои действия в соответствии с поставлен-
ной целью, строить мо-



проектов по теме «Наши питомцы».


ных, анализировать собственную деятельность.
ми, положительное отношение и интерес к изуче-
нию природы и человека.
нологические и диалогические высказывания, обосновывать свою по-
зицию, аргументировать выбор действий, аргу-
ментированно и тактич-
но критиковать допущенные ошибки, обос-
новывать свое решение,
задавать вопросы.

67

Итоговая
проверочная работа.







68

РЕЗЕРВ