Мастер-класс для слушателей ВОИПКиПРО Мой дом — Земля. Старшая группа.
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 137»
Конспект учебно-воспитательного мероприятия (мастер-класс)
в старшей группе №5 «Полянка»
Тема: «Мой дом - земля»
Составила: Макарова Е.В.
Направления: духовно-нравственное и познавательно-речевое развитие дошкольника.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, здоровье.
Воронеж.
Сентябрь 2011г.
Программное содержание:
Формирование у детей первоначальных представлений о творении мира Богом;
Формирование и закрепление положительного отношения к окружающему миру, живой и неживой природе;
Развитие стремления выразить свою радость, доброжелательность в коллективной творческой работе;
Содействие развитию речи детей; обогащению словаря, повышению выразительности, навыкам речевого общения в совместной деятельности;
Привитие навыков художественной деятельности и элементарных ручных умений работы с тестом, пластилином.
Воспитание любви, заботливого, бережного отношения к растительному и животному миру.
Материал к занятию:
Выставка, составленная из рисунков детей подготовительной к школе группы на тему: «Живая и неживая природа». Часть рисунков потребуется для одноимённой дидактической игры в процессе занятия.
Макет ландшафта из солёного теста (на макете – речка, бережок, маленькая гора, полянка, животные, деревья, рыбки и др.).
Пластилин, дощечки для лепки.
Карточки для дидактической игры «Четвёртый лишний».
Простые карандаши на каждого ребёнка.
Магнитная доска.
Коврограф.
Конспект занятия.
План занятия:
Приветствие гостей. Настрой на занятие в ходе непосредственно-образовательной деятельности детей.
Стихотворение Л. Дайнеко «Есть на земле огромный дом».
Рассматривание рисунков детей подготовительной к школе группы, обсуждение изображения на них, дидактическая игра «Живое – неживое».
Рассматривание макета ландшафта Земли из солёного теста. Беседа.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
*Физкультминутка «Я хочу построить дом».
Продуктивная деятельность – лепка цветов и грибов из пластилина для украшения «планеты».
Заключительное слово воспитателя. Подведение итогов занятия.
Ход занятия:
Дети на ковре стоят в кругу вместе с воспитателем. Приветствуют друг друга:
Собрались все дети в круг
Ты – мой друг, а я – твой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
- А теперь ребята давайте поздороваемся с нашими гостями и тоже им улыбнёмся, ведь улыбка приносит радость не только вам, но и окружающим нас людям, и поднимает настроение на целый день.
Дети здороваются с присутствующими взрослыми.
– Сколько всего замечательного, удивительного и красивого на Земле! Сама Земля – это общий чудесный дом для всех людей, для всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений. Ко всему на Земле человек должен относится бережно, с любовью. Послушайте, какое красивое стихотворение об этом написал поэт Л. Дайнеко:
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели.
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Обсуждение с воспитанниками стихотворения.
- Вам понравилось стихотворение? Как вы думаете, о чём оно? (о природе).
- Что такое природа? (Ответы детей).
- Какая бывает природа? Давайте посмотрим. Ребята из подготовительной группы нарисовали рисунки, они изображали природу. Посмотрим, какая бывает природа. (Дети рассматривают рисунки на выставке, совместно с воспитателем делают вывод, что природа бывает живая и неживая).
Дидактическая игра «Живое – неживое».
- Всё живое в природе питается, растёт, развивается, дышит, движется, умирает. К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения.
- Есть ещё неживая природа. Это вода, земля, Солнце, камни, песок, воздух, глина, Луна.
- Давайте мы рисунки разделим на две группы. Те рисунки, где нарисована живая природа, мы поместим слева под буквой «Ж», а изображения с неживой природой – справа под буквой «Н». (Дети совместно с воспитателем классифицируют изображения предметов живой и неживой природы).
Рассматривание макета ландшафта Земли из солёного теста.
– Ребята, как вы думаете, а человек может прожить без природы? Что даёт человеку природа? (Ответы детей).
- Человек – часть природы. Природа даёт человеку воздух, тепло, пищу, одежду. А ещё она даёт человеку радость. Любуясь красотой природы, он становится лучше, добрее.
- Нам с вами ведь тоже хочется стать лучше и добрее, мы хотим получить радость оттого, что есть на земле? (Ответы детей)
- Тогда пройдём к столу и посмотрим на наш маленький кусочек планеты, который вы мастерили вместе с Натальей Михайловной из теста. Что тут есть живого и неживого? (Дети с воспитателем рассматривают ландшафт, обсуждают, беседуют).
Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
После рассматривания макета, дети садятся полукругом за столы, получают по одной карточке.
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвёртый лишний». У вас на карточках есть четыре предмета, один из которых лишний, не подходит к другим. Вам этот лишний предмет нужно обвести в кружочек простым карандашом. Давайте задание с одной карточкой сделаем вместе.
- Что изображено на карточке (Ромашка, колокольчик, клевер и гриб. Лишний гриб, потому что остальные – цветы).
(Дети работают каждый со своей карточкой. Воспитатель выборочно спрашивает, что лишнее).
Карточки:
Бабочка, гусеница, пчёлка, шарик.
Гусь, собака, курица, утка.
Филин, попугай, кузнечик, ворона.
Дуб, осина, ель, одуванчик.
Черника, вишня, банан, клубника.
Жираф, слон, медведь, верблюд.
Золотая рыбка, дельфин, щука, утка.
Кошка, цыплёнок, лисица, заяц.
Поросёнок, козлёнок, жеребёнок, мышка.
Яблоко, лук, груша, апельсин.
*Физкультминутка «Я хочу построить дом».
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нём,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла,
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял.
Солнце было, дождик шёл,
И тюльпан в саду расцвёл.
Продуктивная деятельность.
- Посмотрите ещё раз на Ковролин, на моей карточке что изображено? (Цветы и гриб)
- А на нашей с вами планете нет цветов и грибов. Давайте украсим её. Вылепите из пластилина цветочек или грибочек по своему желанию, а потом мы разместим их на нашей Земле. (Дети лепят, с помощью воспитателя украшают макет).
Заключительное слово воспитателя. Подведение итогов занятия.
- Ребята, эту маленькую планету из теста и пластилина сделали мы сами, а кто же красиво и премудро устроил всё вокруг нас, на Земле? (Ответы детей)
- Земля – наш общий дом. Кто же сотворил весь мир?
Вот какой чудесный дом!
Много есть соседей в нём,
Только Кто его построил?
Кто порядок в нём устроил?
Так старательно, умело
Кто людей, зверюшек сделал?
Кто посеял мох, цветочки?
Кто деревьям дал листочки?
В реки Кто воды налил,
Кто в них рыбок поселил?
За весной послал к ним лето?
Кто же, Кто придумал это?
Кто всё так устроить мог?
- Ну, конечно, только . БОГ!
- Самого Бога мы видеть не можем, но то, что он создал, прекрасно и удивительно. Всё это окружает нас всех.
О мудрости и величии Бога, сотворившего весь мир, говорят нам красота и добро, существующие в мире. Мы тоже должны жить в мире, дружбе и согласии, потому что Земля – это наш общий дом.
(Дети стоят полукругом на ковре, три ребёнка впереди. Фоном, еле слышно звучит мелодия Эннио Морриконе «Le Vent Le Cri» ).
Маленький цветочек вдруг пробился,
Наградив всю Землю красотой.
Он на радость людям появился
На планете нашей голубой. (Илюша Ю.)
Маленькая птичка вдруг запела,
Умываясь утренней росой.
Песня колокольцем зазвенела
Над планетой нашей голубой. (Женечка Б.)
Маленький ребёнок вновь родился
С доброю, открытою душой.
Для чего он в этот мир явился?
Сохранить планету голубой! (Кирюша К.)
Земля – наш общий дом,
Ведь мы на ней живём.
Давайте охранять
И дом свой защищать. (Все)
- На этом заканчивается наша сегодняшняя встреча. До свидания, дорогие гости, приходите к нам ещё. Мы всегда рады вас видеть.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15