Урок по литературе Сергей Есенин. Личность поэта.
Урок-знакомство по литературе в 11 классе.
Тема. Сергей Есенин. Личность поэта.
Цели: познакомить учащихся с Есениным – человеком и поэтом; проследить , каков его жизненный путь; развивать навык составления в ходе урока плана биографии; показать своеобразие лирики Есенина, её связь с устным народным творчеством; развивать речь учащихся в ходе выступлений с сообщениями, умение выразительно читать наизусть; воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: портрет С. Есенина; фото поэта с матерью; домик Есенина на родине.
Вопросы:
Что больше всего взволновало вас в судьбе поэта?
Что замечательного содержится в услышанных стихах поэта, что затронуло ваше сердце?
На доске запись: «Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!»
Ты живёшь, и люди благодарны
правде сердца твоего.
Н. Тихонов
Ход урока.
Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
Чтение стихотворения Н. Тихонова «Здравствуй, дорогой Сергей Есенин».
Сообщение темы и цели урока.
Основная часть урока. Встреча с поэтом и человеком.
- Слово учителя о С. Есенине. Есенин прожил недолгую жизнь, всего 30 лет, но сумел оставить много прекрасных стихов. Может, кто-то впервые услышит стихи Есенина, и он войдёт в его сердце. С. Есенина любят потому, что стихи его искренни, правдивы, они просты по своей форме. Творчество поэта привлекает своей романтичностью и выражением лучших чувств.
Задание учащимся: по ходу урока составить план биографии поэта.
- Заочная экскурсия в село Константиново.
Учитель. Широкой прямой улицей пролегло село Константиново вдоль крутого правого берега Оки. Было оно тихое, утопающее в зелени. В центре села – церковь, окружённая стройными многолетними берёзами с множеством грачиных гнёзд. За церковью, на высокой горе, - старое кладбище. Часто отсюда любовался Есенин чудесным видом на приокские раздолья. Это Родина С. Есенина.
- Сообщение учащегося «Детство и юность С. Есенина».
- Чтение стихов «Низкий дом с голубыми ставнями», «Эта улица мне знакома». - «Начало». Слово учителя . Стихи начал писать с 9 лет. Читать книги – с 5 лет. После окончания школы с 16 до 17 лет жил в селе. Потом учился в Москве в университете 1,5 года. В 1915 году поехал в Петербург, познакомился с А. Блоком и прочитал ему свои стихи. Блок первым помог Есенину в становлении его как поэта. Есенин обосновался в Петербурге, завязывает связи с литераторами. В 1916 году выходит первый сборник стихов «Радуница». Главное достоинство стихов – лирическое изображение природы, в которых мы видим привязанность и любовь Есенина к Родине. Наступил 1917 год. Есенин с радостью встречает революцию, но воспринимает её по-своему., больше стихийно, чем осознанно. И это отразилось на его творчестве
- Чтение стихотворения «Я последний поэт деревни».
Учитель. Стихи 1919 -1921 гг. ярко запечатлели болезненные противоречия Есенина. От этих стихов и лежал путь к печально известному циклу «Москва кабацкая».
- Личная драма поэта.
Учитель. В августе 1917 года Есенин женился на Зинаиде Рейх. Она служила секретарём в редакции газеты «Дело народа». Позже стала актрисой. Оба любили друг друга, в браке родилось двое детей. Однако через 4 года , в 1921 году, брак был расторгнут В мае 1922 года Есенин уехал за границу.
- Сообщение ученика «Роль заграничной поездки в жизни Есенина».
- Чтение стихотворения «Я покинул родимый дом».
Учитель. ( О Дункан, Галине Бениславской).
- Последние годы жизни. (Сообщение учащегося).
Проверка плана биографии.
- Чтение стихотворения В. Маяковского «Сергею Есенину».
Обобщение. Подведение итогов.
- Что больше всего взволновало вас в судьбе Есенина?
- В чём сложность духовных поисков поэта?
15