Конспект внеурочного мероприятия по литературе на тему Вечной памятью живы (7-9 классы)
К 70-летию Великой Победы
Внеклассное мероприятие для учащихся 7-9 классов МОБУ «ООШ № 58», подшефных ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов педагогического труда.
Учитель: Мосягина И.Р.
«ВЕЧНОЙ ПАМЯТЬЮ ЖИВЫ»
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Звучит музыка: К.-В. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».
Чтец.
Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы -память по утрам поют,
И ветер-память по ночам гудит,
Деревья -память целый день лепечут.
..
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит
Шумит, не умолкая, память-дрожь,
И память-снег летит и пасть не может.
Д. Самойлов. «Я зарастаю памятью.».
Учитель:.
Течет река времени. Минуло 70-лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.
Чтец.
Самый светлый,
самый летний день в году,
самый длинный день Земли-
двадцать второго.
Спали дети,
зрели яблоки в саду.
Вспоминаем,
Вспоминаем это снова.
Вспоминаем эту ночь и в этот час
взрыв,
что солнце погасил в кромешном гуле,
сквозь повязки неумелые сочась,
кровь народа заалела в том июне.
Шаг за шагом вспоминаем,
день за днем,
взрыв за взрывом,
смерть за смертью,
боль за болью,
год за годом, опаленные огнем,
год за годом, истекающие кровью.
М. Луконин. «Напоминание»
Учитель:.
Когда я вижу пожилого человека с колодочками наград на лацкане пиджака – за подвиги в той войне, мне хочется уловить в его лице нечто, характерное для него тогда, в далекой молодости. Это «нечто», наверное, легче представить себе, листая сводки фронтовых донесений в военных архивах, читая пожелтевшие письма с фронта, слушая воспоминания ветеранов. Как трагично было то время! Сколько слез и горя, боли и отчаяния! Сколько надежд на скорую победу, веры в свою страну и свой народ!
Звучит песня Б. Окуджавы «Вы слышите, грохочут сапоги».
Чтец.
«Учебная рота кремлевских курсантов шла на фронт.
В ту пору с утра до ночи с подмосковных полей не рассеивалась голубовато-призрачная мгла, как будто тут сроду не было восходов солнца, будто оно навсегда застряло на закате, откуда и наплывало это пахучее сумеречное лихо – гарь от сгибших там «населенных пунктов». Натужно воя, невысоко и кучно над колонной то и дело появлялись «юнкерсы». Тогда рота согласно приникала к раздетой ноябрем земле, и все падали лицом вниз, но все же кто-то непременно видел, что смерть пролетела мимо, и извещалось об этом каждый раз по-мальчишески звонко и почти радостно. Рота рассыпалась и падала по команде капитана – четкой и торжественно напряженной, как на параде.
Рота шла вторые сутки, минуя дороги и обходя притаившиеся селения. Впереди – и уже недалеко – должен быть фронт. Он рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти, и они шли не к нему, а в него, чтобы заселить и оживить один из его временно примолкших бастионов» (К. Воробьев. «Убиты по Москвой»)
Чтец.
Я помню страны позывные,
Они раздавались везде_
На пункты идти призывные,
Отечество наше в беде.
Живыми вернуться просили.
Живыми вернуться не все,
Вагоны идут по России,
По травам ее, по росе.
И брат расставался с сестрою,
Покинув детей и жену.
Я юностью связан с войною,
И я ненавижу войну.
Я знаю, я понял, как важно
Веслом на закате грести,
Сирени душистой и влажно
Невесте своей принести.
Я видел и радость и горе,
И я расскажу молодым,
Как дым от пожарища горек
И сладок Отечества дым.
Г. Шпаликов. «Я жизнью своею рискую»
Звучит песня Б. Окуджавы «Ах, война, что ты сделала, подлая».
Чтец.
Важно с девочками простились,
На ходу целовали мать,
Во все новое нарядились,
Как в солдатики шли играть.
Ни плохих, ни хороших, ни средних
Все они по своим местам,
Где ни первых нет, ни последних,
Все они опочили там.
А. Ахматова.
«Важно с девочками простились»
Чтец.
Не знаю, где я нежности училась, -
Об этом не расспрашивай меня.
Растут в степи солдатские могилы,
Идет в шинели молодость моя.
В моих глазах – обугленные трубы.
Пожары полыхают на Руси.
И снова нецелованные губы
Израненный парнишка закусил.
Нет! Мы с тобой узнали не из сводки
Большого отступления страду.
Опять в огонь рванулись самоходки,
Я на броню вскочила на ходу.
А вечером над братскою могилой
С опущенной стояла головой
Не знаю, где я нежности училась, -
Быть может, на дороге фронтовой.
Ю. Друнина.
«Не знаю, где я нежности училась»
Звучит песня В.Высоцкого «Темная ночь»
Ведущий.
Войны остаются в памяти грядущих поколей главными своими битвами. Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мерз, война была войной, и каждый день ее был длиннее многих жизней.
Чтец.
Проснемся, уснем ли – война, война.
Ночью ли, днем ли – война, война.
Сжимает нам горло, лишает сна,
Путает имена.
О чем ни подумай – война, война.
Наш спутник угрюмый – она одна.
Чем дальше от битвы, тем сердцу тесней,
Тем горше с ней.
Восходы, закаты – все ты одна.
Какая тоска ты – война, война!
Мы знаем, что с нами
Рассветное знамя,
Но ты, ты, проклятье, - темным-темна.
Где павшие братья, - война, война!
В безвестных могилах
Мы взыщем за милых,
Но крови святой неоплатна цена.
Как солнце багрово! Все ты одна.
Какое ты слово: война, война
Как будто на слове
Ни пятнышка крови,
А свет все багровей во тьме окна.
Тебе говорит моя страна!
Мне трудно дышать, - говорит она, -
Но я распрямлюсь, и на все времена
Тебя истреблю, война!
М. Петровых.
«Проснемся, уснем ли – война, война»
Чтец.
«Я познакомился с тобой, война. У меня на ладонях большие ссадины. В голове моей – шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык? Ты хочешь научить меня подчиняться тебе беспрекословно? Крик командира – беги, исполняй, оглушительно рявкай «Есть!», падай, ползи, засыпай на ходу. Шуршание мины – зарывайся в землю, рой ее носом, руками, ногами, не испытывая при этом страха, не задумываясьГибнут друзья – рой могилу, сыпь землю, стреляй в небо – три раза.
Я многому уже научился. Как будто я не голоден. Как будто мне не холодно. Как будто мне никого не жалко» (Б. Окуджава. «Будь здоров, школяр!»)
Звучит музыка Дж. Каччини «Ave, Maria».
Чтец.
«Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. И не только запоминаются. Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом.
Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскину руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас – смерть». (В. Некрасов. «В окопах Сталинграда»)
Чтец.
«Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умереть. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову – и все? И мое горячее тело уже не будет горячим? Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это дома я много боялся. дома. А теперь я все уже узнал, все попробовал. Я ведь пригожусь для жизни. Ведь это даже смешно – убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не кончилЯ все пройду. До самого конца. Я буду стрелять по фашистам, как снайпер, буду единоборствовать с танками, не спать, мучиться» (Б. Окуджава. «Будь здоров, школяр!»)
Чтец.
В лесах смоленских под Вязьмой
Свинцовый дождичек во ржи.
Братишка мой в рубашке бязевой
Убитый пулею лежит.
И в гимнастерочке зеленой,
В пилотке с красною звездой,
Не знавший женщин, несмышленый,
Теперь навечно молодой.
Ах, сорок третий, сорок третий,проклятый сорок третий год, -
Когда убитый – каждый третий,
Когда и взвод – уже не взвод.
А после боя на поверке
Хрипит усталый старшина,
Когда солдатская манерка
За недосчитанных полна.
Потом схоронят под пробитой
Чужими пулями сосной,
С последним словом замполита
Их путь окончится земной.
Под залп за мальчиков военных
Хлебнут казенного вина.
«За всех невинно убиенных»-
Так тихо скажет старшина.
В. Туриянский. «В лесах смоленских»
Звучит музыка: Т. Альбиони. «Адажио».
Чтец.
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,-
Точно в пропасть с обрыва-
И ни дна, ни покрышки.
И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.
Чтец.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.
Нам свои боевые
Не носить ордена,
Вам – все это, живые,
Нам – отрада одна:
Что недаром боролись
Мы за Родину-мать.
Пусть не слышен наш голос,-
Вы должны его знать.
Вы должны были, братья,
Устоять, как стена.
Ибо мертвых проклятье-
Эта кара страшна.
Чтец.
Я убит подо Ржевом.
Тот еще под Москвой.
Где-то, воины, где вы,
Кто остался живой?
В городах миллионных,
В селах, дома в семье?
В боевых гарнизонах
Не на нашей земле?
Ах, своя ли, чужая.
Вся в цветах и в снегу
Я вам жить завещаю,-
Что я больше могу?
А. Твардовский.
«Я убит подо Ржевом»
Я не был убит на войне.
Так значит – и вправду везло мне.
Но братья стучатся ко мне,
И помни, - твердят мне, - и помни
- И помни, что были у нас
И матери наши, и дети
- Я умер в погибельный час
- А я был убит на рассвете
А жизнь мы любили и в ней
Стремились к единственной цели.
И чем мы любили сильней,
Тем песни счастливее пели.
- Простите меня, что живу,
И я – никуда – ниоткуда.
Вы видите сны наяву.
Какое вам видится чудо?
Арс. Тарковский.
«Я не был убит на войне»
Звучит песня Ю. Визбора «Рассказ ветерана»
Чтец.
Опять бинты промокли, опять кидает в жар,
И снится что-то грустное соседу,
А дума, как на фронте, кромсает без ножа:
Эх, как бы дотянуть до Дня Победы!
Уж кажется, войну мы выпили до дна,
Она ж нас поименно проверяет
Из тех кровавых дней в нас целится война
И старые осколки ковыряет.
И вновь немилосердно в палаты входит боль:
Эх, подсоби, эх, подсоби, сестренка!
Здесь снова канонада и партизанский бой,
А для кого-то, может, похоронка.
Сквозь серый бинт дождя багрянится закат,
День остывает стреляною гильзой
«Ну, как дела, моряк?» - «Продержимся, солдат!
Нам не впервой перетерпеть и выжить».
«Ну что ж подай костыль». – И ты мне помоги!
Не верится, но кажется, воскресли.»
«Да, худо без руки». – «Да худо без ноги».
Но лучше, чем без совести и чести!»
Ведь как-то разговор я слышал стороной:
«Ну, что вы про войну, мол, то и дело?»
Кому-то надоели мы с нашею войной.
По знали б, как она нам надоела!
Б. Щеглов. «Ветераны»
Песня в исполнении Б.Окуджавы «Бери шинель»
Ведущий.
«Часто спрашивают, почему я все время обращаюсь к военной теме Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда нас будет волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто владеет пером. Во-вторых, у меня военная семья. Отец – военный связист, прошел всю войну. И у нас было много друзей – военных, я в детстве часами слушал их рассказы и разговоры, многое из этого я в своих песнях использовал. В-третьих, мы дети военных лет – для нас это вообще никогда не забудется. Мы «довоевываем» в своих песнях Я вот отдаю дань этому времени своими песнями. Это почетная задача – писать о людях, которые воевали.
И самое главное, я считаю, что во время войны просто есть больше возможности, больше пространства для раскрытия человека тут уж не соврешь, люди на войне всегда на грани, за секунду, за полшага до смерти». (Из интервью Владимира Высоцкого)
Чтец.
Вцепились они высоту, как свое,
Огонь мимолетный, шквальный
Свинец и железо кромсали ее,
Словно кулич пасхальный.
Ползли к высоте в огневой полосе,
Бежали и снова – ложились
Как будто на этой высотке вдруг все
Дороги и судьбы скрестились.
И крики «ура!» застывали во рту,
Когда мы пули глотали.
Семь раз занимали мы ту высоту,
Семь раз мы ее оставляли.
А может ее стороной обойти?
Ну, что мы к ней прицепились?
Но, видно, уж точно – все судьбы-пути
На этой высотке скрестились!
И снова в атаку не хочется всем,
Земля- как горелая каша
Восьмой раз возьмем мы ее насовсем-
Свое возьмем, кровное, наше!
Все наши деревни, леса, города
В одну высоту эту слились-
В одну высоту, на которой тогда
Пути наши, судьбы скрестились!
Вцепились они высоту, как в свое,
Огнем высоту поливая
А мы упрямо ползли на нее,
Товарищей оставляя
В.Высоцкий. «Высота
Звучит «Песня о Земле». В.Высоцкого.
Чтец.
Ну, что с того, что я там был.
Я был давно. Я все забыл.
Не помню дней. Не помню дат.
Ни тех форсированных рек.
Я неопознанный солдат.
Я рядовой. Я имярек.
Я меткой пули недолет.
Я лед кровавый в январе.
Я прочно впаян в этот лед-
Я в чем как мушка в январе.
Ну, что с того, что там был.
Я все забыл. Я все забыл.
Не помню дат. Не помню дней.
Названий вспомнить не могу.
Я топот загнанных коней.
Я хриплый окрик на бегу.
Я миг непрожитого дня.
Я бой на дальнем рубеже.
Я пламя Вечного огня
И пламя гильзы в блиндаже.
Ну, что с того, что я там был,
В том грозном быть или не быть.
Я это все почти забыл.
Я это все хочу забыть.
Я не участвую в войне-
Война участвует во мне.
И пламя Вечного огня
Дрожит на скулах у меня.
Уже меня не исключить
Из этих лет, из той войны,
Уже меня не излечить
От той зимы, от тех снегов,
И с той землей, и с той зимой
Уже меня не разлучить
До тех снегов, где вам уже
Моих следов не различить.
Ну, что с того, что я там был!..
Ю. Левитанский.
«Ну, что с того, что я там был»
Ведущий. «Идут года, сменяются десятилетия, и многое из того, что у нас Превозносилось как славные деяния, которые переживут века, померкло. Но этому подвигу- подвигу народа в Отечественно войне- суждено навсегда остаться в Истории.
Все меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной остается среди нас. Миллионы ушли, не ощутив даже малой заботы о себе.
Вначале и взять было неоткуда – полстраны разрушено. А потом за гигантскими нашими панами – все не до них было; не до них- постепенно старящихся, теряющих здоровье и силы, и до сих пор – не до нихКто же теперь наш солдат – победитель в войне или жертва войны? Нежели должно минуть еще лет двадцать, уйти из жизни последнее поколен6ие ветеранов, чтобы тогда-то мы смогли отдать им долг памяти и уважения?» (Г.Бакланов. «Высота духа»)
Островская
Чтец
И убивали, и ранили
Пули, что были в нас посланы.
Были мы в юности ранними.
Стали от этого поздними.
Вот и живу теперь – поздний.
Лист раскрывается –поздний.
Свет разгорается – поздний.
Снег меня будит ночами.
Как я их скину со счета?
Две у меня за плечами.
Были ранения ранние.
Было призвание раннее.
Трудно давалось прозрение.
Поздно приходит признание.
Я все нежней и осознанней
Это люблю поколение.
Жесткое это каление.
Светлое это горение.
Сколько по свету кружили!
Вплоть до победы – служили.
После победы – служили.
Лучших стихов не сложили.
Вот и живу теперь – поздний.
Лист раскрывается –поздний.
Свет разгорается – поздний.
Снег меня будит ночами.
Лист мой по ветру не вьется-
Крепкий, уже не сорвется.
Свет мой спокойно струится-
Ветра уже не боится.
Снег мой растет, нарастает-
Поздний, уже не растает.
Ю.Левитанский
«И убивал, и ранили»
Звучит песня Б. Окуджавы «Простите пехоте» и
«Журавли»
Чтец.
Как призывной набат, прозвучали в ночи тяжело влаги. –
Значит, скоро и нам уходить и прощаться
без слов.
По нехоженым тропам протопали лошади,
лошади.
Неизвестно, к какому концу унося
седоков.
Наше время – иное, лихое, но счастье как
встарь, ищи!
И в погоню летим мы за ним, убегающим,
Вслед
Только вот в этой скачке теряем мы
лучших товарищей,
На скаку не заметив, что рядом товарищей нет.
И еще будем долго огни принимать
за пожары мы,
Будет долго зловещим казаться на скрип
Сапогов,
О войне будут детские игры с названьем
старыми,
И людей будем долго делить на своих и
врагов.
А когда отгрохочет, когда отгорит и
отплачется,
И когда наши кони устанут под нами
скакать,
И когда наши девочки сменят шинели на
платьица,-
Не забыть бы тогда, не простить бы и не
потерять.
15