Доклад на тему: Интеграция арт-терапии в воспитательный процесс в начальной школе


Государственная бюджетная образовательная организация
Республиканское учебное заведение «Феодосийская санаторная
школа-интернат I-III ступеней Министерства образования и науки,
молодежи и спорта РК
Интеграция арт-терапии
в воспитательный процесс
в начальной школе
Воспитатель: Саюк Т.Б.
2014г.
Цель: внедрение арт-терапевтических техник
(кукольного театра) в воспитательный
процесс для выявления и коррекции
эмоционального состояния детей, форми -
рование мотивационной сферы и успеш –
ной учебной деятельности.
Задачи:
- раскрыть и изучить внутренний мир каждого ре –
бенка;
- организовать работу с детьми с применением арт-
терапевтических техник (кукольного театра);
- раскрыть творческие способности личности и со –
действовать их развитию;
- организовать условия для успешной адаптации каж -
дого ученика с учетом личностно ориентированного
подхода;
- научить детей распознавать и контролировать свои эмоции;
- закрепить коммуникативные навыки;
- развить основы произвольной психической регу –
ляции.
Ожидаемые результаты:
Арт-терапия эффективна при работе со всеми возрастными
группами. Она позволяет избавиться от негативных эмоций,
учит расслабляться, принимать важные решения, способствует повышению самооценки, развивает мышле –
ние и память.
Последние годы современная система образования находится в состоянии реформ и постоянного поиска луч –
ших систем и методов обучения и воспитания детей. Конечно же, интерес к познанию у ребенка заложен с самого рождения, а мотивация формируется в процессе развития ребенка.
Каждый ребенок – маленькая планета, полная тайн, которую мудрый педагог (воспитатель) начальной школы должен открыть для себя с целью создания благоприятной атмосферы для формирования мотивации и познаватель-
ного интереса к учебному процессу, успешной адаптации. Как же открыть дверцу во внутренний мир ребенка?
Очень часто свои эмоции и переживания, связанные с учебной деятельностью и отношениями с одноклассниками ребенок прячет от всех, боится поделиться с кем-нибудь своими мыслями. Этим вопросом задается не один педагог.
Сегодня есть путь, который поможет мудрому педагогу познать, понять и принять каждого ученика, прикоснуться к его душевным переживаниям. Это примене-
ние арт-терапии.
Арт-терапия – излечение человеческой души искусст-
вом. К арт-терапии относятся такие виды творчества, как: рисование, музыка, хореография, лепка, сказкотерапия, игротерапия, театр и др.
Техники арт-терапии используются для преодоления психологических травм, кризисных состояний, конфликтов.
Искусство помогает гармонизации душевного состояния человека.
Арт-терапия не имеет ограничений, не требует специальных дарований и навыков. Этот способ невербаль-
ных отношений помогает разрешить многие проблемы, по-
могает сблизить людей, самореализоваться. Мобилизует творческий потенциал каждой личности, дает высокий по-
зитивный заряд, формирует активную жизненную позицию,
уверенность в своих силах.
По сути техники арт-терапии опираются на веру в творческие способности каждого человека. Не каждый может стать великим актером или художником, но всем присуща тяга к прекрасному.
Один из видов арт-терапии – это кукольный театр, который играет большую роль в воспитании и развитии ребенка.
Цели кукольного театра:
- воспитание творчески активной личности;
- обеспечение эстетического развития;
- развитие актерских, литературных, оформительских спо-
собностей.
Задачи:
- играя, воспитывать, развивать эстетический вкус, общес-
твенную активность детей с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;
- формировать характер зрителя;
- воспитывать волю, память, мышление, развивать интерес
к чтению;
- формировать дружеские отношения в коллективе.
Ожидаемые результаты:
- приобретение известной свободы в обращении;
- обучение живой разговорной речи;
- умение сотрудничать в коллективе в процессе совместной
деятельности.
Виды кукольного театра:
- пальчиковый;
- настольный;
- театр теней;
- театр рукавичек;
- театр игрушек;
- театр картинок.
Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с раннего детства. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное и познавательное значение. В начальной школе у ребенка начинает формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия. В процессе спектакля воспитываются и развиваются не только актеры, но и зрители. Если вы будете рассказывать младшим шко-
льникам, как беречь природу, то толк от этого, наверное,
будет небольшой. А вот после нашего спектакля «Однажды в лесу» ученики точно будут бережно относится к природе.
Кукольный театр может стать тем волшебным окном, через которое дети видят, как борются добро и зло, как по-
беждает правда. Ведь преимущество кукольных постановок в том, что все они основаны на известных и любимых сказ-
ках и баснях. А без сказки невозможно полноценное разви-
тие ребенка. Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие челове-
ческие ценности.
Театр кукол обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества. Выступления спо –
собствуют расширению кругозора детей, повышению эсте –
тической культуры, культуры мышления, формированию убеждений и идеалов. Здесь объединяются ребята, обла –
дающие способностями, навыками, умениями.
Этапы работы.
До выступления перед зрителями происходит дли –
тельный процесс: выбор произведения, чтение пьесы, обсуждение персонажей, распределение ролей, изготов –
ление декораций, репетиции, подготовка спектакля.
Репетиция – это самая интересная и трудная работа.
Слово репетиция произошло от франц. «репете»- повторять.
И каждое повторение, каждая репетиция – это ступенька к совершенному воплощению театрального действа.
Участие в изготовлении кукол, декораций помогает развивать у детей усидчивость, мелкую моторику, взаимо-
помощь.
Кукольный театр закладывает в душу ребенка те морально-этические, эстетические нормы, на которые впоследствии будет опираться личность человека.
Подводя итог, можно поставить вопрос: что же дает ребенку игра в кукольный театр? И ответ будет всеобъем-
лющим:
- формирует эмоциональную стабильность и положитель-
ные эмоции;
- развивает познавательные процессы: внимание, память,
мышление, воображение;
- развивает уверенность в себе и своих силах;
- способствует коррекции нежелательных черт поведения
( снижение агрессии, ослабление негативных эмоций);
- снижает уровень тревожности;
- развивает способности к совместной деятельности и игре;
- формирует у детей умения и навыки практического вла-
дения выразительными средствами речи, увеличивает
словарный запас;
- развивает общительность и коммуникабельность ребенка.

Главная задача театра – средствами образного мыш –
ления сделать сердце умным, а ум добрым. Очень важно в детстве как можно раньше получить больше добрых впечат-
лений, которые будут охранять человека всю жизнь. Закон-
чить я хочу словами известного актера, режиссера и драма-
турга театра кукол Евгения Вениаминовича Сперанского:
« Взять бы всех родителей и мам, и пап за руку и повести их в театр кукол, сказать им – смотрите, вот что может развить в душах ваших детей эсте-
тическое восприятие мира, понимание прекрас-
ного, сделать их добрыми, отзывчивыми, смелыми, честными – настоящими людьми».