Мастер-класс Использование коллажирования в логопедической работе
Использование коллажирования в логопедической работе
Коллаж - это наглядное вспомогательное средство обучения, методический прием, который предполагает последовательное наращивание лексического фона какого-либо ключевого понятия. Коллаж напоминает плакат или стенгазету. В центре находится ключевое понятие-ядро, а вокруг него располагаются понятия-спутники, составляющие его фоновое окружение. Заранее готовятся к занятию наглядные материалы: ватман, картинки или фотографии, а также карточки с лексическими единицами по пройденной теме, фломастеры, цветные карандаши, кисточка, клей, ножницы.
Коллаж включает в себя не только определенное количество реалий, но также вопросы, грамматические формы, необходимые опоры для ответов. Созданные схемы-коллажи могут быть использованы и на последующих занятиях, при повторении пройденного материала.
С помощью приема коллажирования у ребенка расширяется словарный запас, развивается связная речь, зрительная память и словесно - логическое мышление, стимулируется познавательный интерес, создается положительная мотивация. Кроме того, коллаж это один из эффективных методов в работе с современными детьми, у которых преобладает клиповое мышление. Работа с коллажем сама по себе подразумевает быстрое переключение с одного смыслового объекта на другой.
Коллаж «Еж»
с использованием мелового рисунка на классной доске на логопедическом занятии в средней группе. Рисунки выполнены схематично.
Разбор коллажа, установление ассоциативных связей.
Логопед: Ребята, вы узнали, кто нарисован в центре? (Ежик)А почему около ежа нарисован лес?Дети: Еж – дикое животное. Он живет в лесу.
Установление аналогичным путем других ассоциативных связей:
Человек – у ежика есть голова, туловище, 4 лапки.Иголки – все тело ежа покрыто иголками.Лягушка, мышь, ягоды – еж питается лягушками, мышами, ягодами.Снежинка и гнездо – всю зиму еж спит в гнезде.Большой кружок и 2 маленьких – у ежа есть детеныши – ежата.
Рассказ – описание
Еж – дикое животное. Он живет в лесу. У ежика есть голова, туловище, 4 лапки. Все тело ежа покрыто иголками. Еж питается лягушками, мышами, ягодами. Всю зиму еж спит в гнезде. У него есть детеныши – ежата.
Коллаж «Характеристика звука «К»
с использованием рисунков - символов и сюжетной картинки на логопедическом занятии по подготовке к обучению грамоте в средней группе. Рисунки выполнены на карточках, обтянутых скотчем.
Разбор коллажа, установление ассоциативных связей.
Логопед: Ребята, посмотрите на картинку в центре. Чья это песенка? Дети: Песенка дождя: кап – кап – кап.Логопед: Какой звук принес дождик? (К – К – К)Почему рядом со звуком К картинка « Преграда»?Дети: При произношении звука «К» воздух на пути встречает преграду.
Установление аналогичным путем других ассоциативных связей:
Песенка не поется: Со звуком «К» песню спеть нельзя, мешает преграда.Колокольчик не звенит: В горлышке колокольчик не звенит. Звук «К» - глухой.Мальчик звук в синей рубашке: Звук «К» - согласный.Характеристика звука «К» - согласный, глухой, обозначается синим цветом.