Организация воспитательной работы по формированию духовно-нравственных ценностей обучающихся в условиях введения ФГОС


Организация воспитательной работы по формированию духовно-нравственных ценностей обучающихся в условиях введения ФГОС Цель курса: научиться проектировать технологию организации воспитательной работы по формированию духовно-нравственных ценностей обучающихся в условиях введения ФГОС Задачи:изучение теоретических и технологических аспектов, связанных с организацией работы по формированию духовно-нравственных ценностей обучающихся;осмысление сущности и возможностей формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся на основе диалога культур;изучение опыта организации работы по формированию духовно-нравственных ценностей во внеклассной деятельности;формирование навыков разработки проективных предложений, направленных на реализацию технологии организации воспитательной работы по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся;приобретение опыта планирования комплекса воспитательной работы по формированию духовно-нравственных ценностей обучающихся как составной части общей программы образовательного учреждения в условиях введения ФГОС. В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества Основы духовно-нравственной культуры народов России: готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.  Программа духовно-нравственного развития на ступени НОО: в основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно обеспечить (ФГОС ООО): воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;формирование представлений об исторической роли традиционных  религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Программа воспитания и социализации на основе ФГОС СОО должна содержать: 1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания, социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования;2) основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации;3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;4) модель организации работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся;5) описание форм и методов организации социально значимой деятельности обучающихся. Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся: вопросы теории и практики Духовность Духовность – понятие весьма сложное и многогранное, охватывающее различные аспекты сознания, мышления, убеждений человека, культурное наследие, художественные ценности, обычаи, традиции, ритуалы и религиозную практику«Духовность – состояние духовного. Духовный, бесплотный, не телесный, из одного духа и души состоящий... все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля» (В.И.Даль)«Духовность» как «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» (С.И.Ожегов)«Духовность» в виде «специфического человеческого качества... характеризующего мотивацию и смысл поведения личности... Духовность – позиция ценностного сознания, свойственная всем его формам – нравственной, политической, религиозной, эстетической, художественной, но особенно существенная в сфере моральных отношений. Духовность характеризуется бескорыстностью, свободой, эмоциональностью, оторвавшейся от физиологически детерминированных переживаний (словарь по Этике) Духовность В словаре нового педагогического мышления духовность рассматривается в трех аспектах: 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск его нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения – сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом (Словарь нового педагогического мышления [Текст] / ред. B.C. Безрукова. – Екатеринбург: ИУУ, 1999. – С. 94.).С философской точки зрения духовность включает три начала – познавательное, нравственное и эстетическое, которым соответствуют духовные ценности, относимые в разряду высших – истина, добро, красота, чувство долга и совесть.Т.о. в современной научной литературе не существует единой, целостной концепции духовности. «Чаще всего основными объявляются такие компоненты духовности как вера, знание, ценностные ориентации, используемые мыслителями для построения модели духовности, где выстраиваются связи между различными сферами деятельности (общение, творчество), социальными институтами (семья, образование, церковь) и формами общественного сознания». Нравственность духовность личности проявляется в ее потребности и способности познавать мир, себя и свое место в мире, в стремлении и способности создавать новые формы общественной жизни в соответствии с нравственными ориентирами«Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение» (С.И.Ожегов)«область практических поступков, обычаев, нравов... сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами...». Этика: Энциклопедический словарь [Текст]: ред. А.А. Гусейнов. – 6–е изд. – М.: Гардарики, 2001. – С. 287.нравственность - способ социального контроля, ценностного отношения к миру, общественная форма отношений между людьми, как то, что имеет место в межчеловеческих отношениях, если изъять из них все предметно обусловленное содержание. Это мера гуманности, человечности общественных отношений. Отношения людей имеют нравственный облик тогда, когда они ориентированы на человека как высшую ценность. Нравственные отношения фиксируются в понятиях морального сознания (добро, долг, совесть, справедливость); без апелляции к формам морального сознания вообще нельзя идентифицировать нравственные явления (Гусейнов А.А.) Духовно-нравственные ценности Ценности являются связующим звеном между духовностью и нравственностьюЦенность – представления, убеждения и предпочтения, нормы и идеалы социального субъекта, выраженные в его поведении. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом всех людей. Духовно-нравственные ценности – это совокупность внутренних возможностей, потребностей, идеалов, которые приводят к гармонии отношения между личностью и окружающей средой, определяют совокупное проявление нравственной и духовной составляющих жизни. Духовно-нравственные ценности придают жизни человека высший и утонченный смысл, выражают его особо чуткое отношение к миру, людям, самому себе (ценность – отношение), проявляются в духовно-нравственной деятельности (ценность – деятельность) и основываются на знании духовно-нравственных ценностей (ценность – знание). Основные принципы организации духовно-нравственного  воспитания: Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).Принцип творчества и успеха. Создание ситуации успеха, обстановки общей увлеченности и творчества, воспитывающей добрые чувства, умение сопереживать и радоваться вместе. Социоцентрическая модель формирования духовно-нравственных ценностей (по Л.А. Беляевой): Социоцентрическая модель (человек рассматривается как продукт социальной среды, а его назначение заключается в служении обществу и государству).Основные черты социоцентрической модели воспитания являются: наличие четко заданной, поддающейся проверке (измерению) цели воспитания. Эта цель выражена в форме модели личности (универсальной, единой, исключающей возможности вариаций);cуществование системы критериев, показателей и уровней сформированности духовно-нравственных ценностей старшеклассников;авторитаризм – достаточно жесткая (единообразная: «делай как я») траектория развития, выраженная в системе построения этапов развития и в логике их содержания;выход на методологический уровень с попыткой на универсальность применения подобной схемы в процессах как обучения, так и воспитания с обоснованием правил, принципов предлагаемой структуры. Антропоцентрическая модель формирования духовно-нравственных ценностей (по Л.А. Беляевой): она проявляется в отсутствии крайних педагогических проявлений, выражаясь в гуманистической нацеленности образования, опирается на поликультурные основания, представляющие собой сложную систему идей о человеческой культуре как комплексе этических, деятельностных, коммуникативных, эстетических и других норм. Основополагающий тезис приверженцев данной модели – учащиеся разные, но все от рождения наделены талантом, причем каждый своим, индивидуальным и неповторимым. Идея самоценности, уникальности и неповторимости каждого человека является определяющей в данной модели. Цель воспитания и обучения заключается в том, чтобы выявить и впоследствии развить талант личности путем: 1) совместной деятельности педагогов, родителей и учащихся; 2) обращение к духовному опыту разных культурАнтропоцентрическая модель педагогической деятельности отличается от других моделей тем, что развитие идей антропоцентризма больше относится к теории, нежели к практике. Натуроцентрическая модель формирования духовно-нравственных ценностей (по Л.А. Беляевой): связана с возрождением этнопедагогических традиций, исходящих из связи человека с миром природы, ее одухотворением и принятием зависимости человека, его судьбы от многообразных («злых» и «добрых») духовных сущностей, наполняющих мир. Ориентирована на максимальное развитие в человеке того, что заложено природой, компенсацию природных недостатков и помощь каждому в определении его места во взрослой жизниНеобходимо делить всех учащихся на типологические группы и для этих групп разрабатывать индивидуальные способы воспитания. Исходя из натуроцентристского подхода, разрабатывается система тестирования, которая позволяет определять уровень развития школьника и подбирать соответствующий этому уровню комплекс обучения и воспитания. Уровни сформированности духовно-нравственных ценностей старшеклассников (по Э.М. Молчан): низкий (эмпирический) – учащиеся зачастую не задумываются над своим нравственным поведением, имеют низкую (или завышенную) самооценку, пассивны в общественной деятельности; средний (пассивный) – учащиеся характеризуются ситуативной потребностью в нравственной деятельности, приспособленческой реакцией во взаимодействии с другими, осознание потребности в уважительном отношении к другим, выполнение нравственных норм в зависимости от ситуации; высокий (деятельностно-творческий) - учащиеся проявляют чуткость, чувство долга, умение отвечать за свои поступки, уважительное отношение к окружающим, активное участие в творческих делах классного и школьного сообщества, проявление гуманности и милосердия по «велению души и сердца», доброта.Молчан, Э.М. Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников: диалогический аспект [Текст] / Э.М. Молчан / Автореф. ди с. к. пед. н.. – Брянск, 2007. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-duhovno-nravstvennyh-tsennostey-starsheklassnikov. – Дата обращения 10.02.16. Основные направления духовно нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся Гражданско-патриотическое воспитание Нравственное и духовное воспитание Интеллектуальное воспитание Здоровьесберегающее воспитание Социокультурное и медиакультурное воспитание Культуротворческое и эстетическое воспитание Правовое воспитание и культура безопасности Воспитание семейных ценностей Формирование коммуникативной культуры Экологическое воспитание