Конспект интегрированного занятия Путешествие в страну Красивой речи
Путешествие в страну Знаний.
(интегрированное психолого-логопедическое занятие для детей школьного возраста).
Задачи:
Развивать слуховую память, внимание, логическое мышление, речевое дыхание;
Упражнять в звуковом анализе и синтезе слов, в определении и устранении аграмматизмов в предложении;
Развивать связную речь.
Оборудование: карта путешествия, карточки с цепочками слов, со слогами, цветные карандаши, листы бумаги, сюжетные картинки.
Ход занятия.
Логопед Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что это такое? Да, это карта острова.
Сколько неразгаданных мест здесь изображено! Сможем ли мы их разгадать? Для этого мы отправимся в путешествие, где нас ждут интересные открытия и забавные приключения. Кто сможет выдержать все испытания, тот получит то, что дороже всякого клада. А что это такое, вы поймёте в конце занятия.
Психолог Ребята, любые трудности можно преодолеть только с хорошим настроением. На острове Эмоций давайте поиграем в игру!
Игра «Отгадай эмоцию».
Ведущий показывает детям карточки с изображением какого-либо сказочного или мультипликационного героя, а они мимикой и жестами передают настроение этого героя. Предлагаются карточки со следующими героями: Буратино, Красная Шапочка, Чебурашка, Пьеро, Вини-Пух, и др.
Поиграли, ребята, настроились на положительные эмоции, а ведь именно они помогают человеку в самых сложных ситуациях.
Логопед. Итак, приведём дыхание в порядок перед путешествием.
Дыхательная гимнастика.
Вдох носом – выдох носом.
Вдох ртом – выдох ртом.
Вдох носом – выдох ртом.
Вдох ртом – выдох носом.
Вдох правой ноздрёй – выдох ртом.
Вдох левой ноздрёй – выдох ртом.
Вдохнуть носом – задержать дыхание – медленно выдохнуть через рот.
Дыхание в норме, настроение замечательное, отправляемся в путь.
Психолог Чтобы забраться на корабль, нужно пройти по мостику слов. Да вот беда – все буквы слились, выстроились в цепочку. Кто слова соберёт, тот на мостик попадёт.
СТОЛМИСКАСАШАСТИШОК
КРАНКОШКАГОРОДСУШАСЫНИШКА
БРАТКРОТЫЗАВОДСУШКИСОЛНЫШКО
ХВОСТМАРКАКЛАДЫСПЕШУСМЕШНОЙ
АРКАЯРКОЕОКОШКОПУШИСТЫЙ
Молодцы! Вот мы и на корабле. Но на каждом корабле есть капитан, а как выбрать капитана? Капитан должен обладать очень многими качествами, и одно из них – хорошая память. Я предлагаю вам набор из десяти слов, кто запомнит больше всех, тот и будет капитаном. Слушайте внимательно:
КАРТА ОКЕАН МЕЛЬ КОМПАС КОК ШТУРВАЛ ОСТРОВ ШТОРМ
Логопед Теперь, когда у нас есть капитан, мы можем отправляться в путешествие. Посмотрите, что за слоги здесь разложены? Чем быстрей мы слова из слогов соберём, тем скорей корабль заведём.
Итак, начали:
КА – СУМ, ГО – ВА – ЛО, ТИ – ПАР – ЗАН, БА – ТРУ, ДЫ – СА,
НА – ЛУ, КА – РЕ, ГОН – ВА, КЕТ – БУ, КА – МАР, ЧА – ЗА – ДА, ЖИ – ДРУ – НА, ВА – КРО – ТИ, ШИ – НИК – ПОВ.Ребята, какие вы молодцы!
Психолог А теперь вам необходимо научиться делать правильный выбор. Это умение пригодится вам на острове для того, чтобы правильно выбрать путь следования. Ваша задача – исключить лишнее слово.
ЯБЛОКО, МОРКОВЬ, КАПУСТА, ПЕРЕЦ.
БОТИНКИ, САПОГИ, ШНУРКИ, ВАЛЕНКИ.
РУЧКА, БУМАГА, КАРАНДАШ, ФЛОМАСТЕР.
КОРОВА, КОЗА, ЛОСЬ, ЛОШАДЬ.
ТЕРМОМЕТР, ВРАЧЬ, УЧИТЕЛЬ, МЕДСЕСТРА.
ОГУРЕЦ, ПОМИДОР, ЛУК, АПЕЛЬСИН.
ЦЫПЛЁНОК, КОТ, УТЁНОК, ЖЕРЕБЁНОК.
ШКАФ, СТУЛ, ЧАШКА, КРОВАТЬ, СТОЛ.
Логопед Вы хорошо справились с заданием. А теперь возьмите карандаш и бумагу, слушайте внимательно слова и записывайте те звуки в слове, которые я вас попрошу выделить. Посмотрим, что из этого выйдет.
Выделить 2-й звук слова:
БУФЕТ, ВДРУГ, РАДОСТЬ, УЧЕНИЕ, ЗАДАЧА – УДАЧА.
3-й звук слова:
СПУТАЛ, МОСТИК, СОПКА, СЛЕД, МОХНАТЫЙ – УСПЕХ.
2-й звук слова:
УДОЧКА, ЗОЛОТО, ОБНОВА, АРКА, НОРКА – ДОБРО.
3-й звук слова:
РАД, ХОРОМ, КРУГОМ, ЛУЖА, ДУБОК, КРАСНЫЙ – ДРУЖБА.
Добро, дружба, удача, успех делают вас настоящими волшебниками.
Психолог Но у нас препятствие – слова на карте зашифрованы. Для того, чтобы узнать, где клад, необходимо поставить буквы в таком порядке, чтобы получилось слово.
НЬКАМЕ ДЛАК ЦЕДНИЙЦЫ
УЧРЕЙ ИНЕПУСТ ШЛААШ
РОКПИГОР ЛНЕЦОС МАЯ
(камень, клад, индейцы, ручей, ступени, шалаш, пригорок, солнце, яма)
Молодцы! Вы настоящие следопыты!
Логопед Теперь посмотрите на эти предложения. Кто их сможет расколдовать?
КОРАБЛЬ КРУШЕНИЕ ШТОРМ В ТЕРПИТ
(корабль в шторм терпит крушение)
КАПИТАН ЛОДКА НА КОМАНДА СПАСЕНИЕ
(капитан на лодке спасает команду)
СУНДУК ТЯЖЁЛЫЙ ОСТРОВ НА ВЫКОПАЛ КАПИТАН
(на острове капитан выкопал тяжёлый сундук)
СУНДУКЕ СОКРОВИЩА В СТАРИННЫЕ НАХОДЯТСЯ ЗНАНИЯ
(в сундуке находятся старинные сокровища – знания)
ЗНАНИЯ ПРИНЕСУТ БОЛЬШЕ ЧЕМ ДРАГОЦЕННОСТИ ПОЛЬЗЫ
(знания принесут больше пользы, чем драгоценности)
Вы, ребята просто умнички, вам теперь любая шифровка нипочём!
Психолог Но на острове вам придётся нелегко, а с трудностями помогают справиться дружба и умение работать командой. Перед вами цветные карандаши и лист бумаги – положите его на середину. Первый участник рисует на листе бумаги круг, второй участник превращает круг в солнце. Третий участник рисует квадрат, четвёртый превращает его в дом. Следующий рисует прямоугольник, а другой превращает его в дерево.
Посмотрите, какой у вас получился красивый рисунок! А красив он потому, что вы его делали вместе, сообща!
Логопед Ребята, вы хорошо потрудились, и каждый нашёл свой клад. Что же за клад вы нашли? Правильно, это знания! Именно они помогут вам быть ещё более умными, сообразительными и смекалистыми. До следующих встреч!