Конспект урока физики в 8 классе. Тепловые явления. Температура
1 урок. Конспект урока физики в 8 классе.
Тепловые явления. Температура
Цели урока:
Охарактеризовать особенности движения молекул тела;
Ввести понятие температуры;
Познакомиться с основными характеристиками тепловых процессов;
Обозначить связь между температурой тела и скоростью движения его молекул;
Выделить тепловое движение как особый вид движения.
План урока:
1. Повторение;
2.Определение тепловых явлений;
3.Измерение температуры. Термометр;
4.Тепловое движение;
5.Закрепление изученного;
6.Выводы
Ход урока
Здравствуйте, мы продолжаем с вами изучать курс физики. В 7 классе вам говорили, что физика – это наука о природе и тех изменениях, которые в ней происходят. Изменения, происходящие в природе – это физические явления: механические, световые, тепловые, электрические, звуковые, магнитные (примеры). Именно о тепловых явлениях мы с вами и поговорим.
I. Повторение
-Как называются частицы, из которых состоят вещества? (молекула)
-Что такое диффузия? (диффузия – это явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого)
-Одинаково ли быстро протекает диффузия в газах, жидкостях и в твердых телах?
-Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные
молекулы? (существует взаимодействие друг с другом - притяжение)
-Что вы знаете о молекулах одного и того же вещества? Какие три состояния вещества вы знаете? (твёрдое, жидкое и газообразное)
-Как расположены молекулы газа (почти не взаимодействуют друг с другом), жидкости (взаимодействие сильное) и твердого тела (упорядоченное расположение молекул)?
II. Изучение нового материала
План изложения нового материала:
1. Определение тепловых явлений.
2. Измерение температуры. Термометр.
3. Тепловое движение.
1. В окружающем мире происходят различные физические явления, которые связаны с нагреванием и охлаждением тел.
Словами «холодный», «теплый», «горячий» указывают на различную степень нагретости тела и говорят о различной температуре. Для объективности измерений температуры были созданы различного рода термометры.
В повседневной деятельности мы часто встречаемся с понятиями «холодно», «горячо». Однако ощущение тепла и холода является субъективным фактором. В субъективности теплового ощущения учащиеся могут убедиться на следующих опытах:
а) на столе устанавливают три сосуда с водой: один с горячей водой, второй с холодной и третий с теплой. Предлагают одному желающему ученику поместить левую руку в сосуд с горячей водой, а правую в сосуд с холодной. Через некоторое время предлагают ученику обе руки опустить в сосуд с теплой водой. Ученик сообщает, что теперь правая рука чувствует тепло, а левая холод, хотя обе руки находятся в одной и той же воде;
б) учитель предлагает учащимся левой рукой дотронуться до деревянного предмета (например, стол, стул), а правой до металлического. Хотя предметы находятся в классе при одной и той же температуре, левая рука ощущает тепло, правая холод. Отсюда делается вывод: с помощью ощущений судить о температуре невозможно.
Температуру тел измеряют с помощью термометра и выражают в градусах Цельсия.
В 7 классе вам подробно объясняли, как находить цену деления измерительного прибора. Мы с вами сегодня вспомним правила нахождения цены деления и предела измерения.
1) Определить цену деления шкалы и предел измерения по карточкам – работа по группам (по 2 человека за партой)
(Цена деления – разность показаний двух соседних цифр на число делений между ними, предел измерения – max значение на шкале)
Важно отметить, что любое измерение температуры требует времени.
Время необходимо для того, чтобы термометр мог войти в состояние теплового равновесия с телом, температуру которого мы измеряем.
Фактически термометр показывает собственную температуру, которая в состоянии теплового равновесия равна температуре тела.
Вам уже известно, что диффузия при более высокой температуре происходит быстрее. Это означает, что скорость движения молекул и температура связаны между собой. При повышении температуры скорость движения молекул увеличивается, а при понижении – уменьшается.
Температура зависит от скорости движения частиц вещества.
Теплая вода состоит из таких же молекул, как и холодная, разница между ними лишь в скорости движения молекул. Каждая молекула движется по очень сложной траектории.
Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называют тепловым движением.
Явления, связанные с нагреванием или охлаждением тел, с изменением температуры, называются тепловыми.
Тепловое движение отличается от механического движения тем, что в нем участвуют много частиц и каждая движется беспорядочно.
Тепловоe движение никогда не прекращается. Оно может лишь менять интенсивность. Траектория одной молекулы ломаная линия. Чем больше частиц в веществе, тем более замысловатую форму имеет траектория отдельной частицы.
Температура это физическая характеристика состояния вещества, определяемая средней кинетической энергией хаотичного движения частиц вещества. С ростом температуры растет их средняя кинетическая энергия.
III. Закрепление изученного
1.По карточкам определить цену деления и предел измерения термометра (по группам за партой)
2. Игра “Отгадай загадку”.
Сейчас вы будете отгадывать загадки, о физических телах, веществах, явлениях.
1. Я в Москве, он в Ленинграде
В разных комнатах сидим.
Далеко, а будто рядом
Разговариваем с ним. (Телефон)
2. В нашей комнате одно
Есть волшебное окно.
В нем летают чудо - птицы,
Бродят волки и лисицы,
Знойным летом снег идет,
А зимою сад цветет.
В том окне чудес полно.
Что же это за окно? (Телевизор)
3. Чудо-птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд. (Ракета)
4. Сначала - блеск,
За блеском – треск,
За треском – плеск. (Молния, гром, дождь)
5. Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал.
Без тела, а живет оно,
Без языка – кричит. (Эхо)
6. Что с земли не поднимешь? (Тень)
7. Пушистая вата
Плывет куда – то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча)
8. Цветное коромысло
Над лесом повисло. (Радуга)
9. Белый дым тянул за чуб,
Раскачал на поле дуб,
Застучал в ворота:
– Эй, откройте! Кто там? (Ветер)
10. Летит – молчит,
Лежит – молчит,
Когда умрет, тогда заревет. (Снег)
11. И в огне не горит,
И в воде не тонет. (Лед)
12. Что за звездочки чудные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (Снежинки)
13. Две сестры качались,
Правды добивались.
А когда добились,
То остановились. (Весы)
14. Железный нос в землю врос.
Роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг)
15. Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно,
А когда – облака. (Барометр)
3. Перечислите физические явления + примеры
Домашнее задание
§ 1, вопросы после параграфа, заполнить таблицу «Агрегатные состояния вещества»:
Состояние вещества
Основные свойства
Расположение частиц
Пример (можно рисунок)
Жидкость
Твёрдое состояние
Газообразное состояние