Система работы по организации,совершенствованию интеллектуальных умений при написании изложения,сочинения-рассуждения при подготовке к ОГЭ


Система уроков по проектно-исследовательской деятельности учащихся
в рамках подготовки к ОГЭ учителя ГБОУ ЦО№173 Зеленцовой А.И.
Организация, совершенствование интеллектуальных операций в процессе наращивания умений написания изложения, сочинения-рассуждения и сочинения эссе. Компетенция в способах умственной деятельности.
Обучая других, обучаешься сам…
Ян Коменский
Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять того человека,
которому ты пишешь все лучшее,
что накопилось у тебя на душе и на сердце.
Тогда придут сильные и свежие слова.
К. Паустовский
Исследование – один из основных видов деятельности наравне с проектированием, конструированием, управлением.
Исследовательский метод – метод привлечения обучающихся к самостоятельным непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений, делают выводы, познают закономерности.
Исследовательский метод обеспечивает:
глубинное понимание, а не просто знание материала;
овладение методами научного познания;
наличие творческой деятельности;
мотивацию, активизацию всех участников процесса.
Актуальность проблемы  исследования определяется потребностью в разработке научно обоснованного подхода к речевому развитию школьников, который направлен на решение задач духовно-нравственного становления личности, преодоления фрагментарности мышления современного ученика, разрыва между интеллектуальностью и эмоциональностью, формирования речевых способностей ребенка, развития чувства на более осознанном и рефлексивном уровне.
Объект исследования – процесс речевого развития учащихся 5 – 11 классов основной и профильной школы на основе освоения базовых концептов русской культуры, формирующих мировоззренческие основания языковой личности школьника.
Предмет исследования – закономерности, условия и методы речевого развития школьников в условиях реализации лингвоконцептоцентрического подхода.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что эффективность речевого развития учащихся может быть достигнута путем реализации лингвоконцептоцентрического подхода, который обеспечит изучение языка и овладение речью в контексте культуры путем координации всех уровней владения языком.
Методологической основой исследования явились: концепция единства языка, мышления и речи, культурологические концепции в науке; теория смысла и ценности в гуманитарном знании; теория языковой личности и исследования, посвященные формированию когнитивного уровня языковой личности школьника; учение о роли языка в становлении сознания и формировании картины мира.
Проект представляет собой  комплексное исследование содержания и процесса речевого развития школьников на разных этапах обучения.
Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системах образования разных стран мира.
Причин тому несколько:  
необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами (собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения).
Исследовательские проекты часто основаны на интеграции знаний из разных областей и ориентированы на практическую деятельность.
Компетенция  — это одна из характеристик, служащая для определения степени соответствия поставленным задачам. Для того чтобы учащиеся в полном объеме могли овладеть компетенциями, целенаправленную систематическую работу по развитию устной и письменной речи детей надо начинать с самого начала пребывания в школе. Это позволит обеспечить преемственность в обучении русскому языку при переходе из начальной школы в среднюю, из средней в старшую. Под компетенцией в современной методике понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку и обеспечивают овладение им и, в конечном счете, служат развитию личности школьника. Целью становится не просто усвоение суммы знаний и формирование умений, но и развитие личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентаций, мотивов, интересов. Формированию языковой компетенции придается особое значение, так как в ней залог успешного формирования социально активной личности. Таким образом, выделяются цели и задачи, которые нужно решать в первую очередь, чтобы добиться высокого уровня развития языковой компетенции:
создать условия для развития познавательной активности учащихся через использование новых образовательных технологий, активных форм обучения;
содействовать развитию устной и письменной речи школьников посредством активных форм обучения;
способствовать раскрытию и реализации творческого потенциала каждого ученика.
совершенствование языковой компетенции, включающей овладение богатством самого языка, владение всеми нормами литературного языка, включая нормы правописные (орфографические и пунктуационные).Обучение рефлексивному слушанию при написании сжатого изложения.
Известно, что примерно 70-80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет – занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и её созданием. Трудно переоценить значение речи в жизни человека и общества в целом как средства передачи знаний и опыта, накопленного человечеством, как средства духовного развития, воспитания, образования, как средства установления межличностного и группового контакта, средства воздействия и влияния друг на друга. Приведённая ниже таблица представляет содержание и логику обучения школьников слушанию текста и написанию сжатого изложения.
№ Этапы учебной деятельности Содержание учебной деятельности Процесс учебной деятельности
Первое чтение текста
1. Этап определения темы текста Ответ на вопрос: «О чём текст?» Как определить тему?
- по началу текста;
- по ключевым словам;
- по ключевым эпизодам;
- по поступкам или размышлениям героев (автора);
- по заглавию текста.
2.
Этап определения идеи текста.
Ответ на вопросы: «Зачем автор написал текст?» «Какую мысль хотел выразить?» «Чему учит текст?»
Что помогает сформулировать идею?
- общая тональность звучания текста;
- настроение, которое вызывает прочтение текста;
- отношение автора к событиям, героям;
-наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).
3.
Определение структуры текста.
Назовите композиционные части текста. Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса. Основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение. Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль текста. Формулирование тезиса – один из приёмов сжатия текста.
4. Определите стилистическую принадлежность текста. Определить стиль текста и тип речи.
Способы:
- в повествовании - по началу событий, ходу событий, кульминации, концу текста;
- в описании – по предмету речи и его значимым, существенным признакам;
- в рассуждении – по общему положению, аргументам, доказательствам, выводу.
Второе прочтение текста
5.
Этап абзацного членения текста: определение микротем как частей общей темы.
Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего. Определите микротему каждого абзаца. Запишите её кратко. Абзацы пронумеруйте. Как определить микротемы текста?
- по ключевым словам и ключевым предложениям абзаца;
- по выделению главной мысли в абзаце;
- по соотношению нескольких абзацев в соответствии с главной мыслью.
6.
Этап работы с микротемами.
Отметьте в каждой микротеме существенное и дополнительное.
Как это сделать?
- по содержанию (существенное раскрывает тему и идею текста, дополнительное содержит подробности, детали, описательные элементы, которые можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения).
7. Этап моделирования сжатого изложения. Соедините микротемы в текст, сохраняя абзацное членение. Как это сделать?
- использовать лексические и лексико - грамматические средства соединения частей текста:
- лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;
- лексико-грамматические: местоимения, союзы и союзные слова, частицы.
Таким образом, рефлексивное слушание состоит в установлении обратной связи слушателя с говорящим. Слушатель не только внимательно слушает, но и сообщает , как он его понял. Говорящий оценивает это понимание и при необходимости вносит поправки, стремясь добиться точного понимания слушателем.
Серьёзное внимание нужно уделять культуре поведения при слушании. Ученики должны знать, что умение слушать не менее важно, чем умении говорить, что слушание и говорение одинаково важны в межличностном и групповом общении. Хорошее слушание облегчает усвоение информации, способствует установлению контактов между людьми. Человек, который умеет слушать, не перебьёт другого и легче его поймёт, он не будет спорить по пустяку, не разобравшись в сути дела. В умении слушать проявляется воспитанность собеседника, уважение к другому человеку, т.е. его культура.
Основные требования к сжатому варианту изложения
1. Учащийся понимает тему и идею (общий смысл текста).
2. Учащийся понимает основное содержание текста, выделяет главное в нем, умеет исключать второстепенное.
3. Выделяет главные мысли основных микротем, которые развивают тему речи.
4. Проявляет умение найти факты, которые можно обобщить,
выразить более кратко.
5. Содержание излагает последовательно. Проявляет умение логично и связно строить высказывание.
6. Учащийся умеет заменять синтаксические конструкции синонимичными (например, однородные члены обобщающим словом).
7. Работа соответствует требованиям нормативности и правильности речи.
Современные приёмы обучения должны способствовать осуществлению познавательной деятельности. Среди приёмов обучения русскому языку можно использовать на уроках русского языка следующее: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, классификацию и дифференциацию, лингвистический эксперимент, создание проблемной ситуации и использование наглядности. Они играют определённую роль в приобретении знаний учащимися.
Анализ и синтез. При изучении курса русского языка анализ и синтез являются необходимыми элементами всякого действия, направленного на рассмотрение любого языкового явления. Например, чтобы дать учащимся понятие о лексическом значении числительного одиннадцать, работу можно начать с морфемного анализа. Затем проанализированные части слова объединяются и делается вывод, что в данном случае лексическое значение слова складывается из значений составляющих его морфем. Это индуктивный путь познания, обеспечивающий большую активность класса и потому наиболее часто используемый в практике.
Сравнение и сопоставление. «Приём сопоставления, - отмечает А. В. Пикучев, - буквально пронизывает всю работу по русскому языку, всю её методику». При изучении темы «Имя числительное» учащимся можно предложить сравнить, сопоставить, сделать выводы о количественных и порядковых числительных, их склонении.
Классификация и дифференциация. Выделяя общее в языковых фактах и явлениях, а вместе с тем вскрывая и различие между ними, ученик получает возможность распределить их по группам, объединить в отдельные классы. Обычно в систему приводятся уже известные сведения. Например, можно дать задание ученикам: распределить в группы числительные и слова с числовым значением; распределить по группам разряды числительных.
Создание проблемной ситуации. Чтобы добиться активной мыслительной работы учащихся, необходимо вызвать у них потребность в знаниях. Потребность в знаниях возникает в тех случаях, когда на пути ученика появляется препятствия, затруднения, преодолеть которые без необходимых для этого сведений он не может.
Проблемная ситуация создаётся даже такими простыми на первый взгляд заданиями, как, например:
1) разберите по составу числительные двое, пятеро, двухтысячный;
2) правильно ли употребление сочетания «двое учениц»?
Лингвистический эксперимент. Сущность этого приёма заключается в том, что одни морфологические формы и синтаксические конструкции заменяются другими. Лингвистический эксперимент помогает учащимся убедиться в правильности трактовки языковых фактов. Например, поставить сочетание «порядковое числительное + существительное» в родительном, дательном, творительном падежах. К лингвистическому эксперименту можно отнести и «немой» диктант. На листе бумаги цифрой написано числительное, рядом нарисован предмет. Надо поставить числительное и существительное в определённый падеж. Например, нет 97, к 132.
Использование наглядности. Это один из эффективных приёмов обучения русскому языку. Зрительное восприятие материала уже само по себе облегчает его запоминание. Кроме того, наглядные пособия помогают организовать поиск, вынуждают учеников мыслить, делать самостоятельные открытия. На уроках используются зрительные наглядности (таблицы, схемы, картины (рисунки), графические диктанты). Например, таблица «Ь знак в середине и конце числительных». 
Проблемное обучение - фактор интеллектуального развития школьников. Каждый урок должен быть направлен не только на изучение теоретического материала и формирование умений, но и на организацию умственной деятельности учащихся, которая способствует интеллектуальному развитию. 
Цель исследования:
Создание методической системы, направленной на интеллектуальное развитие учащихся на основе организации различных видов самостоятельной деятельности при изучении русского языка.
Объект исследования:
образовательно–воспитательный процесс по русскому языку с акцентом на самостоятельную деятельность как средство интеллектуального развития учащихся.
Предмет исследования:
выявление влияния различных способов организации самостоятельной деятельности на интеллектуальное развитие учащихся.
В соответствии с целью исследования была выдвинута рабочая гипотеза: если в основу методической системы изучения языку, образующим выделить самостоятельную деятельность с целью их мотивации, то это будет способствовать повышению уровня общей информированности, развития памяти, интеллектуальных умений.
Практическое значение исследования состоит в том, что разработать систему работы, направленную на интеллектуальное развитие учащихся при изучении русского языка и работы с текстом.
Цель: - научить использовать приобретенные теоретические знания в практической деятельности: создании текстов различных типов, стилей и жанров;
- развивать навыки диалогического и монологического высказывания
Урок в 7 классе «Типы речи. Рассуждение»
Целевые установки: - показать учащимся отличие рассуждения от повествования и описания, познакомить с планом-схемой рассуждения,
- научить строить текст-рассуждение по плану, развивать связную речь и коммуникативную активность учащихся.
Слово учителя. Перечислим известные вам типы речи. (Повествование, описание, рассуждение). В нашей жизни нам часто приходится рассуждать, что-то доказывать. Чтобы убедить другого человека, необходимо свое высказывание строить логично, последовательно.
В этом нам поможет план:

В любом рассуждении есть две части: в первой части содержится тезис (мысль, которую нужно доказать), во второй части приводятся доказательства (доводы, примеры, аргументы). В рассуждении бывает третья часть – вывод (доказанная мысль).
Работа с текстом. Все вы знаете сказку “Царевна – лягушка”. Прочитайте текст на доске. (Учащийся громко читает).
Василису назвали Премудрой, потому что она все умела делать: испекла пышный каравай, соткала за ночь чудесный ковер, превратила комнату в озеро с белыми лебедями. Словом, была мастерица на все руки, поэтому и получила такое прозвище.
Ответьте на вопросы:
1. Найдите мысль, которую нужно доказать.
2. Укажите доказательства и примеры.
3. Какое предложение в тексте будет выводом?
Итак, мы видим, что в отличие от описания и повествования, рассуждение строится по иному, так как его содержание – связи между предметами и явлениями, которые устанавливает сам человек, а не окружающая действительность, как при описании и повествовании. Следовательно, будет отличаться и план. (План дан на доске).
План.
1. Тезис (мысль, которую нужно доказать).
2. Доказательства (доводы, примеры):
а)_________________________,
б)_________________________,
в)_________________________.
3. Вывод (доказанная мысль).
Запишите план в тетрадь.
Работа над языковым оформлением рассуждения.
Обычно тезис и доказательства связываются союзами потому что, так как. Это обосновано вопросом, на который мы отвечаем – почему? Вывод присоединяется словами поэтому, следовательно, таким образом, так как мы отвечаем на вопрос: что из этого следует?
Прочитайте на доске слова и выражения, при помощи которых обычно связываются части рассуждения.
(Ученик громко читает).
Я считаю, что..., докажем это.., это можно доказать так.., обобщим все сказанное.., следовательно.., по моему мнению.., это объясняется следующим…
Задание.
1. Запишите слова, с которых можно начать первую часть - тезис? (Я считаю.., по моему мнению…)
2. Какие слова используются для связи тезиса и доказательств? Запишем их. (Докажем это.., это можно доказать.., это объясняется следующим).
3. Какие слова связывают доказательства и вывод? Запишем их. (Обобщим все сказанное.., следовательно.., таким образом…)
Рассуждение может входить в другие типы речи, например, в повествование. Сценка. (Опережающее творческое домашнее задание).
4 учащихся – Весна, Лето, Осень, Зима по очереди рассказывают о себе, доказывая свое превосходство над другими. Свои доказательства иллюстрируют выразительным чтением наизусть стихотворений Пушкина – о зиме, Баратынского – об осени, Берггольц – о весне, Дудина – о лете и репродукциями картин.
Домашнее задание. Конечно, спор Осени, Лета, Зимы и Осени разрешить трудно, каждое время года хорошо по-своему. Но у каждого человека есть любимое время года.
Вам предстоит дома написать сочинение-рассуждение на выбор. Кто хочет блеснуть фантазией, пишите на тему: “Времена года рассказывают о себе”. Здесь рассуждение должно входить в повествование. Вы можете использовать сценку, спор времен года.
Кто хочет рассказать о своем любимом времени года, пишет на тему: “Мое любимое время года”. При написании сочинения вам поможет план рассуждения и слова-связки.
Вывод.
Итак, на какой вопрос мы отвечаем при доказательстве нашей мысли? (Почему?)
Почему именно это время года ваше любимое? Дома вам предстоит над этим подумать.
2 этап. Осмысление.
а) Работа с определением.
Задание: отметьте, что вам знакомо в этом определении, например, (+) -да, что нет (-), что у вас вызывает вопросы (?). Обсудите в паре, расскажите друг другу, затем в группе.
“Рассуждение” – это объяснение или доказательство какой-то мысли. Изложение содержания этой мысли (основной тезис) является главной частью рассуждения. Ей может предшествовать часть, в которой формулируется вопрос, ответом на который является тезис. Основное место в рассуждении занимают сообщения, в которых приводятся доказательства или опровержения тезиса. В заключительной части обычно формулируется вывод о правильности или ошибочности тезиса. В любом рассуждении имеются две части. В первой части содержится тезис, т.е. утверждение, которое нужно доказать. Во второй части дается обоснование высказанной мысли: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.
Обычно обоснование и тезис связываются союзами потому что и так как; вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, итак, следовательно.
Схема полного рассуждения

Схему рассуждения записать в тетрадь.
Задание. Определить тип каждого текста. Найти среди них рассуждение, доказать, используя определение, схему.
Живая метель
Был жаркий день. Я позвал лесника купаться. Он велел мне идти вперед и обещал вскоре догнать. Я потихоньку вышел к озеру.
На берегу я в изумлении замер: под ярким солнцем над водой бушевала метелица! Легкие хлопья носились в воздухе, опускались, опять взмывали вверх, падали в воду, но почему-то не таяли, а плыли по поверхности.
Я ничего не понимал. Но вот одна снежинка опустилась рядом со мной. Я осторожно взял ее и ахнул: да ведь это крохотная бабочка! Что же за беда приключилась? Почему гибнут бабочки?
За моей спиной послышались шаги. Это был лесник. Взглянув на реку, он сказал: “Поденка!” И объяснил, что эти водяные бабочки живут всего один день.
Я понял, что никакой беды не случилось. Но купаться почему-то расхотелось, и я долго сидел на берегу, молча наблюдая за живой метелью.
Поденка
Этих бабочек можно увидеть летом на речке. Как легкие снежинки, кружатся они над водой. То одна, то другая замирает в полете, плавно опускается на воду и плывет по течению.
Если возьмешь бабочку в руки и внимательно посмотришь, то увидишь две пары тонких крылышек и три хвостовые ниточки. А вот рта у поденки нет совсем.
Поденка живет всего один день. Она появляется из личинки, взмывает вверх, а потом, опустившись на воду, откладывает яички и погибает. За свою короткую жизнь бабочка не успевает даже проголодаться.
Странное имя
Однажды в жаркий день я увидел над рекой множество крохотных бабочек. “Поденка”, – сказал знакомый лесник. “Что за странное название?” – подумал я и спросил у своего спутника, не знает ли он, почему так назвали этих легкокрылых бабочек.
Оказывается, это имя дали не случайно.
Поденка живет всего один день. Появится из личинки, покружится над водой опустится на нее, отложит яички – и погибает. У нее даже рта нет. За свою короткую жизнь она не успевает проголодаться.
“Да, точное имя у этой беззаботной крохи”, – подумал я.
3 этап. Рефлексия.
Задание. Написать небольшое рассуждение на одну из тем (индивидуально).
Показатели оценивания сочинения в соотвествии с их типами
Общие показатели
Знание текста художественного произведения
Знание социокультурного контекста произведения.
Владение литературоведческой терминологией, специальными навыками анализа художественного произведения. Понимание авторской проблематики.
Соблюдение тематического единства текста-сочинения, соотнесение основной мысли с темой и сохранение его на протяжении всего текста.
Отражение логики раскрытия темы в композиции текста сочинения, связь обобщений различного уровня между собой и их нацеленность на раскрытие основной мысли.
Целесообразность выбранных языковых средств, их соответствие требованиям стилистической чистоты, точности, ясности, богатства, выразительности.
Проявление активной личностной позиции в осмыслении темы, мотивированность и корректность выражения отношения к событиям, героям, к позиции автора анализируемого произведения.
Грамотность (по действующим нормам оценки).
Дополнительные показатели оценивания сочинения
в соответствии с типом
Сочинение, раскрывающее образ одного героя
Понимание концепции образа (зачем создан образ, как он раскрывает идею произведения); природы конфликта, раскрываемого в произведении;
знание приемов создания образа героя (мастерство писателя).
Сочинение - сопоставительная характеристика
Выявление основного критерия сопоставления образов (критерий должен быть связан с проблематикой произведения и концепцией образов);
определение сходных и различных черт образов героев (портрет, речь, поступки, черты характера, мировоззрение, отношение автора, взаимоотношения с другими героями и т.д.) в зависимости от степени их выраженности в произведении.
Сочинение – характеристика группы образов
Выявление типичных черт, характеризующих группу образов;
понимание особенностей создания коллективного портрета и индивидуальных характеристик.
Для того чтобы деятельность учащихся была успешной, они должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Важно помнить, что только в том случае, когда учащийся сам чётко знает,
о чём и что он хочет сказать в сочинении, его работа будет понятна и интересно читателю. В сочинении, определив анализируемую проблему, необходимо чётко сформировать своё отношение к ней и продумать аргументацию собственной точки зрения. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но обязательно нужно обосновать свою позицию, привести доказательство (не менее двух). Если в качестве аргументов приводится факты из жизни, они не должны быть частными случаями, значимыми только для автора сочинения. Необходимо продуманные, интересные, содержательные наблюдения. Если используется читательский опыт, то примеры из художественных, публицистических произведений или исторические факты должны передаваться без искажений, кратко (нельзя увлекаться пересказом) и соответствовать той позиции, которую доказываете. Очень важно свою точку зрения излагать этически корректно. Если текст построен на несогласии с автором, то читающему сочинение должны быть понятно, что это делается не потому, что «играют в оригинальность», а потому, что есть основания для такой позиции. На практике можно использовать несколько способов для решения педагогической задачи: научить учащихся грамотно выражать свою позицию и уверенно строить аргументационную базу при написании части «С».
Грамотная аргументация суждения - показатель умственной и культурной зрелости учащихся. К сожалению, сегодня мы наблюдаем общее снижение уровня образованности среди молодых людей.
У современных школьников зачастую отсутствует культурный опыт,
нет необходимой широты кругозора, а мотивация к познавательной деятельности очень низкая. Как следствие, у учащихся возникают сложности с подбором аргументов. Необходимо учитывать, что задача ученика не может заключаться в том, чтобы обосновать истинность заявленного тезиса (личностной позиции) в безупречной – с точки зрения формальной логики - форме. Истинность каких-либо положений зачастую подтверждается не только соответствием реальной жизни, но и эмоциональной убеждённостью в их справедливости. Смысл аргументации заключается в том, чтобы показать актуальность, важность, жизненность, нравственную состоятельность, незыблемость этической аксиомы. В работе экзаменуемый может использовать, например, следующие типы аргументов.
I. Логические (рациональные) аргументы 1. Факты 2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы) 3. Статистика (количественные показатели) 4. Объективные показатели состояния дел (например, Волга длиннее Оки)5. Законы природы 6. Определение, задача которого – обобщить 7. Положение юридических законов 8. Данные экспериментов 9. Свидетельства очевидцев
II. Иллюстративные аргументы – примеры 1. конкретный пример (сообщение, событие )2. литературный пример 3. предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определенных условиях)
III. Ссылка на авторитет: 1. Мнение известного человека (учёного, философа) 2. Мнение специалиста 3. Обращение к опыту и здравому слову в аудитории 4. Мнение очевидцев 5. Мнение должностных лиц 6. Общественное мнение 7. Цитаты из авторитетного источника.
На уроках можно проводить учебные дискуссии на разные темы (например, «Патриотизм: знак вопроса», «Что такое милосердие?» и т.п.). Несмотря на то, что такой вид деятельности носит устный характер, он полезен в подготовке учащихся к написанию части С, так как подразумевает поиск и подбор материалов (аргументов) по поставленной проблеме, а также повышает интенсивность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.
Дискуссия - это своеобразный обмен знаниями.
Учитывая, что детям трудно правильно оформлять доказательства, можно использовать речевые клише в процессе подготовки написанию сочинения.
С2. Сочинение на лингвистическую тему
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
Структурные части сочинения
Варианты речевого оформления
1. Вступление - Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного языковеда (лингвиста, учёного, писателя, философа, филолога) (имя, фамилия автора), который утверждал: «…» (цитата из задания)- Известный писатель (лингвист, учёный и т.п.) (имя, фамилия автора) пишет: «…» (цитата из задания)- На мой взгляд, лингвист (филолог, учёный, литературовед, писатель) (имя, фамилия автора) был прав, утверждая, что «…» (цитата из задания)- Нельзя не согласиться с мнением известного учёного (имя, фамилия автора), полагавшего, что «…» (цитата из задания)
- По мнению российского лингвиста (писателя и т.п.), …
2. Основная часть
Переход к рассуждению - Я разделяю точку зрения …
- Я согласен с этим утверждением.
- Поразмышляем над этими словами.
- Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
- Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст … (фамилия, имя автора исходного текста)
Введение примеров - Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению … из текста (фамилия, имя автора исходного текста)
- Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере
предложения … из текста (фамилия, имя автора исходного текста)
- Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения …
- Во-первых, автор пишет … Во-вторых, …
- С одной стороны, … С другой стороны, …
- Например, в предложении …
- Так, в предложении …
3. Вывод - Итак, мы доказали, что…
- В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста (фамилия, имя автора исходного текста) доказывают справедливость утверждения (фамилия, имя автора цитаты)
Таким образом, …

Сочинение, предполагающее рассмотрение проблемы
Тема – частная проблема
Умение анализировать произведение с точки зрения заданной проблемы, понимание роли проблемы в общем контексте произведения;
умение аргументировано доказывать высказанные положения.
Тема – общая проблема
Понимание концептуальной идеи произведения, причин появления данной проблемы, ее роли в общей системе творчества писателя;
умение аргументировано доказывать высказанные предположения.
Сквозная тема (проблема)
умение отобрать литературный материал и отделить логику развития темы в творчестве писателей;
умение аргументировано доказывать высказанные предположения.
Сочинение, предполагающее анализ эпического произведения
Понимание концептуальной идеи произведения, его основной проблематики и осуществление всех этапов анализа с учетом раскрытия идеи и проблематики;
умение аргументировано доказывать высказанные положения.
Сочинение, предполагающее анализ драматического произведения
Понимание сути конфликта и осуществление всех этапов анализа с учетом раскрытия этого конфликта;
умение аргументировано доказывать высказанные положения.
Сочинение, предполагающее анализ лирического произведения
Анализ одного лирического произведения
Анализ стихотворения в единстве содержания и формы;
интеллектуально-эмоциональное восприятие.
Анализ нескольких лирических произведений одного автора,
связанных единой темой
Обоснование актуальности темы для творчества поэта и умение определить круг произведений, которые необходимо привлечь для анализа;
выделение основных аспектов развития темы в лирике поэта, их анализ.
Сквозная тема
Умение отобрать литературный материал и отследить логику развития темы в творчестве разных поэтов;
умение аргументировано доказывать сделанные умозаключения.
Сочинение, связанное с трактовкой литературоведческих понятий
Понимание функций литературоведческого понятия в произведении, особенно его роли в раскрытии идеи и проблематики;
понимание особенностей мастерства писателя.
Сочинение, предполагающее анализ эпизода
Место и роль эпизода в произведении;
осуществление всех этапов анализа с учетом влияния эпизода на раскрытие основной концептуальной идеи и проблематики произведения.
Самостоятельная деятельность учащихся как средство их интеллектуального развития.
Повышение качества знаний учащихся, развитие интеллектуальных способностей – один из актуальных вопросов школы.
Любой этап усвоения знаний должен вести к развитию умственных способностей и тем самым создавать новые возможности дальнейшего усвоения и применения знаний.
Одним из путей, призванных повысить эффективность учебно-воспитательного процесса и значительно влиять на качество знаний, умений и навыков учащихся и их интеллектуальное развитие, общепринято считать самостоятельную работу школьников.
«Самостоятельная работа вся та деятельность школьников, которая определяется заданием учителя и выполняется школьником при максимальном напряжении сил на основе приобретенных знаний, умений и навыков без непосредственной помощи учителя».
Ведущим признаком самостоятельной работы является не то, что ученик работает без посторонней помощи учителя, а то, что она выступает в процессе обучения в качестве педагогического средства организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся. В познавательной самостоятельности ученика сливаются стремление и умение действовать самостоятельно, в единстве выступают мотивационная и операционная стороны учения. Высокий уровень в познавательной деятельности учащихся отражается на организации работы, на характере педагогического руководства.
Учитель организует и направляет самостоятельную деятельность учащихся. При этом он приближает самостоятельную работу учащихся к началу изучения новой темы, увеличивает в работе учащихся элемент творчества. Соответственно сокращается объем однотипной тренировочной работы.
В других случаях с этой же целью, возможно использовать перестройку в системе дидактических средств. Возможно введение технических средств.
И, наконец, возможны изменения формы организации работы: переход от индивидуальной самостоятельной работы – к разбору под руководством учителя, к работе групп и так далее.
Под фронтальными работами подразумеваются такие работы, которые имеют своей целью расширение и углублений знаний учащихся, развитие их способностей и дарований и приобщение к творческой работе над избранными проблемами и вопросами. Учитель ставит общую цель и определяет одинаковые по объему и сложности задания всем учащимся одновременно. Данный вид учебной работы способствует расширению опыта познавательной работы школьников, стимулирует их учебную деятельность, способствует обогащению опыта своих товарищей.
Под групповыми самостоятельными работами понимают такие работы, которые выполняются школьниками, непосредственно взаимодействующими между собой, когда осуществляется «совместная согласованная деятельность» (Х.И.Лейметс).
Так, учитывая критерии оптимальности учебного процесса, к самостоятельным работам были предъявлены следующие требования:
Самостоятельные работы должны соответствовать основным целям и задачам обучения.
Сочетаться с другими видами деятельности.
Содержание и характер самостоятельных работ должны охватывать этапы познавательной деятельности: обеспечивать активное восприятие учебного материала, осмысление и применение знаний, умений и навыков.
Урок развития речи в 8 классе
Работа с текстом Б .Неменского, художника, писателя.
Показ картины художника Б.Неменского “Дыхание весны”.

Чтение текста.
“ Меня разбудил шорох. Лист, старый серый лист шевельнулся, приподнялся, и из-под него выглянул зеленый росток. Выглянул, выпрямился и потянулся вверх. И тут я заметил, что маленькие росточки раздвигают старую листву, поднимают черные головки и готовятся встретить свой первый солнечный луч.
А это что?
Огромный голубой цветок! Не было – и вдруг! Родился на голой холодной земле, без единого листочка, на маленьком пушистом розовом стебельке…Такой нежный, хрупкий, беззащитный!”
– О чем этот текст? Определите его тему.
– Как можно озаглавить этот текст? (Беззащитный цветок)
Объясните значение слова беззащитный (работа со словарем).
Беззащитный – лишенный защиты, не могущий защитить себя.
Разберите слово по составу.
Запись и анализ предложений о цветке.
– Найдите предложение, в котором описывается цветок. Выпишите его.
“ Огромный голубой цветок! Не было – и вдруг! Родился на голой холодной земле, без единого листочка, на маленьком пушистом розовом стебельке… Такой нежный, хрупкий, беззащитный!”
Итак, мы подходим к выводу, что обилие эпитетов – прилагательных делает текст очень эмоциональным.
Рефлексия.
Так как же рождается любовь к цветку? (Внимание к внутреннему состоянию, использование изобразительно – выразительных средств.)
Надо любить природу, восхищаться ее красотою. Природа – великий и мудрый воспитатель. К глубокому сожалению, еще многие равнодушны к красоте и гармонии природы. Может быть, оттого, что не представляют, как бедна была бы жизнь без обилия животных и растений, как они нужны, полезны, просто необходимы, наконец. Наша задача – научиться читать “книгу” природы. Все в окружающем взаимосвязано и взаимозависимо. Не быть бабочкам без цветов, а также цветам без бабочек. Мы должны любить и беречь природу.
Домашнее задание. Написать сочинение “Мой любимый цветок”
Урок систематизации и обобщения знаний при работе
с текстом в 9 классе
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и способов деятельности при работе с текстом
Форма проведения: урок-практикум
Обучающие цели:
-организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний при работе с текстом;
-создание условий для мыслительной, интеллектуальной деятельности
в процессе наращивания умений написания сочинения – рассуждения;
-обеспечение установления учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.
Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:
-создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить пути их решения, находить аргументы (доказательства)
-создать условия для развития умения формулировать свою точку зрения, высказывать и аргументировать ее, делать выводы.
Воспитательные цели:
-содействовать развитию умения общаться между собой;
-помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности
1. Перед вами текст Астафьева “Приветное слово”

2. Чтение текста учеником 
Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.
Иду. Кашляю... Надо мной пустынно шумят березы, никак не разрождающиеся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.
Но вот мне навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трехколесном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.
-Дляствуй, дядя! — сияя чернущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.
«Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко мое!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.
Мать в синем плащике, наглухо застегнутом, поравнявшись со мной, устало улыбнулась:
-Ей пока еще все люди-братья!
Оглянулся — мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всему радуется.
Много ли человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе.
-Наша задача выявить выразительные возможности языковых единиц, посмотреть, как художественно-изобразительные средства помогают раскрыть смысл содержания, поработать над орфографией и синтаксисом.
3. Комплексный анализ текста:
- Какова общая тональность рассказа?
- Сколько частей можно выделить в данном тексте? (Условно 2)
- Какая часть воспринимается глубже? (Ответы учащихся).
- Определим тему текста. Что такое тема? ( тема, идея, проблема)
Какова тема данного текста? (Человек и окружающий мир. Все люди – братья, для счастья многого не надо)4. Работа над художественно-изобразительными средствами языка и композицией текста
- Переходим к следующему этапу. Определим проблему текста.
Перед вами жанр миниатюры. Астафьев считал, что “миниатюры стоят вне жанра, они не скованы устоявшимися формами литературы”. В конце своей жизни писатель обращался именно к таким миниатюрам.
- К какому стилю относится миниатюра Астафьева? (К художественному). Докажите.
(Здесь использованы тропы). Найдите и укажите номера предложений, в которых использованы эпитеты? (9 – по вытоптанной тропинке, 11 – чернущими глазами).
- Какие художественно - изобразительные средства использованы в 6 предложении?
(метафоры - “пустынно шумят березы”, “осененные щепотками зеленых почек” олицетворение - эпитет – “разрождающиеся листом”).
- Для художественного стиля характерно использование просторечных слов. Какие это слова? (“чешет”, “шурует”)
Обратите внимание. Очень короткий текст, в котором автор напрямую не обозначил проблему. Она скрыта в подтексте. Как мы будем её находить? ( Обращаем внимание на композицию).
- Условно можно выделить 2 части. 1 – “Мрачное настроение”. 2 – “ Сделалось легче на душе”. Как автор соединяет эти части? (Союзом НО). Какой это союз? (Сочинительный, противительный)
5. Работа в тетрадях: (составление таблицы)
- Записываем в тетради ключевые слова каждой части.
“мрачное настроение” “сделалось легче на душе”
настроение мрачное настроение светлое
холодно радостное
ветрено позитивное – мне навстречу
прятаться сияя глазами
пустынно кричит, приветствует
конец света радуется
- Сравните обе части. Что можно сказать о них? (Здесь использованы антонимы. Текст построен на антитезе).Комментарий учителя: в 1 части у героя угнетенное состояние, которое подчеркивается таким же состоянием природы. Герою не хочется жить, потому что нет никого, кто сказал бы ему приветное слово.
2 часть, начинающаяся с союза НО, меняет настроение героя и его отношение к жизни.
- Что обозначает приветное слово? (Девочка произносит его мимолетом, оно словно вылетело из души.)
- Какую же проблему ставит автор? ( Записываем в тетрадь)
1. Проблема одиночества. Почему в большом густонаселенном городе человек одинок? Человеку необходимо внимание. Таким образом, проблема одиночества, отсутствие внимания.
2. Проблема воздействия слова на человека.
- Проблему определили. В каких словах текста выражена идея? (Все люди – братья)
6. Актуализация опорных знаний
- К решению идеи автор направляет все художественно-изобразительные средства. Приведите примеры и назовите номера предложений, где использованы фигуры речи. (Градация: холодно, ветрено, конец весны, конец света. Инверсия: 9, 11 предложения. Синтаксический параллелизм – 1,2; 4,5 предложения. Риторический вопрос – 17.)- Настроение передается через синтаксический строй стихотворения. Какие предложения использует автор в начале текста? (Односоставные – безличные. Они определяют состояние окружающего мира. Определенно-личные. Сокращают текст, дают глубокое описание состояния природы и человека.)- Вам много надо? А человеку в старости? (У него мало желаний. Он понял, что ему не хватает доброго, приветного слова, внимания).Вопрос задан для того, чтобы привлечь внимание читателя, а не получить ответ. К какому явлению привлечь внимание? (К одиночеству). Главную свою задачу Виктор Астафьев видел в том, чтобы заставить читателя почувствовать боль одинокого человека. (Записать в тетрадь)
IV. Закрепление ранее изученного материала. Навыки орфографической зоркости
Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Ветрено, пустынно, по-весеннему, обвешанные сережками, осененные, по вытоптанной тропинке, наглухо, поравнявшись.Задание (по вариантам) Из предложений: 18 (1 вар.), 3 (2 вар.), выпишите словосочетание со связью примыкание (сделалось легче, приходится прятаться) (Возможны другие примеры)
V. Рефлексия
Задача учителя: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию. Возможность оценки и самооценки, взаимооценки деятельности каждого ученика.
-  - Чему учит миниатюра Астафьева? Что хотел сказать автор? Какие проблемы затрагивает автор в тексте?
Это были наблюдения, взгляды на мир и на себя в этом мире. В основе организации деятельности учащихся – попытка создать диалог, сотрудничество, обсуждение результатов групповой работы, подведение итогов, формулирование учащимися самостоятельных выводов.
VI. Домашнее задание:
1. Написать сочинение – рассуждение на темы: “Роль односоставных предложений в тексте” или “Использование художественно-изобразительных средств в устной и письменной речи”
Проблемы, которые испытывает ученик, когда пытается обосновать то или иное утверждение, вызваны скорее не тем, что он не знает каких-то сведений, а тем, что известные ему сведения он не может нужным образом применить. Нет аргументов «от рождения», высказывание приобретает функцию аргумента, когда оно доказывает или опровергает истинность или ложность тезиса. Аргумент в сочинении на ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку выступает как определенная смысловая часть, которая следует после некоторого утверждения (всем известна логика любого доказательства: теорема - обоснование - вывод).Аргументом следует считать пример, который определенным образом оформлен и занимает соответствующее место в композиции текста.Пример - это факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения или для подкрепления сделанного обобщения.Пример представляет собой не просто факт, а типический факт, т.е, факт, обнаруживающий определенную тенденцию, служащий основанием для обобщения. Типизирующая функция примера объясняет широкое его использование в процессах аргументации.Чтобы пример воспринимался не как обособленное высказывание, представляющее некую информацию, а как аргумент, его необходимо композиционно оформить: он должен занимать подчинительное положение в смысловой иерархии по отношению к утверждаемому, служить материалом для выводимых положений. Проблемы
Утверждающие тезисы, которые необходимо обосновать Цитаты (они могут использоваться как для развертывания вступления, так и для создания финальной части сочинения). Примеры, которые могут быть использованы для аргументации генерального тезиса.
Любая общественная проблема, в конечном счете, сводится к обнаженному противостоянию добра и зла, жизни и смерти, а эти универсальные категории втягивают в свою орбиту все многообразие человеческих проявлений. Поэтому, говоря, например, о необходимости беречь природу, мы должны говорить и о любви к родине, и о нравственных качествах человека.
СЛОВА-ПОМОЩНИКИ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ, ИЗЛОЖЕНИЯ И УСТНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА
1. Описание своего впечатления, отношения к прочитанному.
Трудно остаться равнодушным после прочтения…, по отношению к…
Чувства… вызывают отклик в (нашей) душе.
Герои (герой) рассказа вызывают сложные чувства (чувство восхищения, негодования, недоумения).
Поступки героя (сюжет рассказа) заставляют задуматься о…
Тема (проблема), затронутая в рассказе, близка сегодняшнему читателю.
Проблема (взаимоотношений…) в наши дни особенно волнует, потому что…
Автор призывает поразмышлять о…
Нельзя не согласиться с рассказчиком…
2. Анализ текста.
В произведении (в тексте, в рассказе) изображается; говорится о…
Автор (рассказчик, повествователь) показывает, как (что)…
изображает (выражает)…
указывает на…
психологически точно передаёт…
выделяет (такую особенность героя, как…)
подчёркивает…
акцентирует (сосредотачивает) внимание на…
Мы чувствуем, как (меняется настроение рассказчика (героя), авторское отношение)…
Обращает на себя внимание деталь…
Наблюдая за (поведением персонажей, картиной природы…), мы…
Нельзя не заметить (не почувствовать)… Очевидно (несомненно), что…
Читатель с интересом (с тревогой) следит, как…
Особенно трогательна картина (сцена)… Особенно взволновал меня эпизод (момент), когда…
3. Анализ эпизода.
Эпизод по типу речи представляет собой…
Данный эпизод можно озаглавить… потому что… Действующими лицами этого фрагмента являются…
Своеобразной экспозицией эпизода можно считать…
Завязкой (кульминацией) эпизода является…
Если бы я был режиссёром данного эпизода, я бы поставил его так…
Если бы не было этого эпизода, мы бы…
Эпизод развивает (затрагивает, завершает) тему…
4. Ввод новой мысли.
Хочется отметить особую… Необходимо подчеркнуть…
Интересно заметить… Любопытно взглянуть…
Очень важно, что… Можно предположить, что…
5. Доказательство своей мысли (примерами из текста, фактами, цитатами).
Можно проследить, как от сцены к сцене… Показателен момент (эпизод), когда…
Достаточно вспомнить (обратиться к)… Существенная деталь…
Обратимся к… Ещё раз перечитаем строки о… Вспомним (Не забудем о…)
Примечательно… Не случайно… Характерно, что… Интересно мнение критика (писателя, учёного)…
6. Дополнения, добавочные замечания, рассуждения.
Отдельно нужно сказать… Кроме того… К тому же… Помимо этого… Но это ещё не всё.
Добавим к этому, что… Вдобавок… (В дополнение к сказанному) стоит добавить…
7. Поворот мысли к противоположной; ввод противоречивого высказывания, спорной мысли.
Неожиданный (резкий) перелом в повествовании наступает, когда…
Вопреки первоначальному впечатлению… Несмотря на (невзирая на)…
На первый взгляд странно (кажется странным)…
Нельзя согласиться (с мнением, с характеристикой, со словами)…
Но в противоположность (такой точке зрения)…
С одной стороны…, с другой… Пусть (и хотя…), но…
Вряд ли (едва ли) можно согласиться… Хочется поспорить с (оспорить)…
Тем не менее (между тем…)…
8. Сравнительно-сопоставительная характеристика.
Напоминает, можно сопоставить, похож, подобно, такой же, сходный
И… и… ни тот, ни другой, то же самое, почти одинаково, повторяется
Разница между ними очевидна, различаются, не похож, в этом они не сходны
В отличие от, по сравнению с, если… то, первый… второй
В противоположность, по-иному, между тем, совершенно иной, иначе
9. Переход к выводам; заключение.
Вот почему… Как видим… Становится ясным (понятным), как…
Автор (писатель, рассказчик) напоминает нам о…
В финале рассказа проясняется авторская идея…
Становится очевидной позиция (героя, рассказчика)…
Произведение заставляет задуматься над вопросом (проблемой)…
В ходе учебного процесса обучаемый систематизирует полученную информацию, усваивает основные понятия и связи между ними. Процесс понимания представляет собой этап превращения полученных знаний в убеждения. Поскольку обучение предполагает взаимодействие обучающего и обучаемых, то важным моментом образовательного процесса выступает коммуникация и присущее этому взаимодействию его речевое сопровождение в процессе общения. В ходе углубленного чтения основное внимание уделяется анализу, оценке содержания текста. Такой способ чтения считается аналитическим, творческим. Текст не просто прочитывается и выделяются непонятные места, но и критически анализируется его содержание, сильные и слабые стороны в объяснениях и аргументах, дается самостоятельное толкование положениям и выводам. Для повышения эффективности чтения можно пользоваться определенным алгоритмом, включающим в себя определенные блоки. Применение алгоритма зависит от цели чтения, когда путем беглого просмотра текста можно определить: какую информацию нужно и можно извлечь из текста. Основную смысловую и эмоциональную нагрузку текста несут ключевые слова и фразы. Определить их - необходимая основа для понимания учебного материала. Ключевыми являются те слова и предложения, которые несут основной смысловой и эмоциональный заряд теста, раскрывают его главную мысль. Выделение ключевых слов, фраз в тексте сопровождается активной мыслительной работой, поскольку выявляются взаимные связи, зависимости, причины следствия, устанавливается сходство и различие с уже известным материалом, выясняется правдоподобие и реальность излагаемых суждений и фактов. Поиск собственных ответов на вопросы, заданные самому себе в ходе работы с текстом, последующее их сравнение с реальным содержанием текста вырабатывают навыки и умение самостоятельно анализировать, обобщать, выделять главное.Понимание главного может произойти как результат логических рассуждений либо одномоментно, как озарение.
Результатом активной мыслительной работы с текстом становится не только более высокий уровень знаний, но и развитие интеллектуальных способностей. Умение выделять главную мысль великий чешский педагог Я.А. Коменский считал основой интеллектуальной культуры человека.
Конспектирование - это такая обработка материала, которая приводит к его сокращению без существенных смысловых потерь. Сокращение происходит разными способами. Это может быть как отбрасывание слов, содержащих второстепенную информацию, так и перевод текста на свой язык, его переформулирование с попутным сокращением.Конспектирование включает несколько этапов работы: отбор из предлагаемой информации самой существенной; перевод отобранной информации на свой язык с попутным сокращением; запись этого сокращенного, "сжатого" текста.
Влияние умственных нагрузок на активность учащихся
Умственная активность в процессе усвоения знаний способствует расширению кругозора учащегося, побуждает к поиску новых источников информации. Успешное достижение каких-либо промежуточных целей способствует получению положительно окрашенных эмоциональных переживаний радости, подъема, удовлетворения и уверенности. Активизируется собственная деятельность по поиску внутренних резервов активности за счет дополнительных физических нагрузок. Умелое сочетание умственных и физических нагрузок способствует целостному развитию личности.Вместе с тем пресыщение учебой, вызванное нагрузкой и большим временем учебы, может привести к снижению мотивации к обучению, утрате интереса к избранной профессии, к увеличению психологических нагрузок, ускорению процессов умственного, эмоционального и физического истощения. Это может отражаться на интеллектуальной, эмоциональной, волевой, поведенческой сферах личности учащегося.
Трактовка понятий к сочинениям ОГЭ - 2015 
из Открытого банка заданий ФИПИ
                         

Взаимовыручка 
Взаимовыручка - взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком-либо деле, поддержка. 
Внутренний мир человека
Внешний мир человека - это его социальная жизнь, а внутренний мир – это некое психическое пространство, в котором помещается вся духовная жизнь личности. Внутренний мир обеспечен нашими мыслями, эмоциями, переживаниями, чувствами.
Выбор  
Выбор – главный этап процесса принятия решения, состоящий в отборе одного варианта из нескольких возможных. Шекспир был прав, подчеркивая исключительную важность таких моментов в жизни: "Быть или не быть, вот в чем вопрос...". Человек часто оказывается в  ситуации выбора:  профессии, института, любимого человека и друзей, мировоззрения… Ему приходится отдавать предпочтение одним ценностям и нормам, отвергая другие.
Доброта
Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.
Драгоценные книги
Драгоценными можно считать те книги, которые становятся путеводной звездой читателя, на всю жизнь определяют его идеалы, формируют его мировоззрение,  укрепляют фундамент духовной жизни человека.
Дружба
Дружба –  бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. 
Жизненные ценности
Жизненные ценности – это набор крайне важных для человека аспектов, которые служат эталонами  в его жизни  и определяют его действия. Для кого-то важны материальные ценности: деньги, предметы роскоши, власть. А для других приоритетное место имеют духовные ценности: долг, честь, патриотизм, здоровье, творческое саморазвитие... Жизненные ценности не возникают за один день, они накапливаются с детства, формируются социумом и следуют за человеком всю его жизнь. 
Любовь
Любовь – это глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.
Материнская любовь
Материнская любовь – это наиболее трудная форма любви, самая сильная, постоянная и бескорыстная. Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен. Материнская любовь считается высшим  видом  любви и наиболее священной  изо  всех эмоциональных связей.
Настоящее искусство
Искусство – это образное осмысление действительности, выражение мира в художественном образе. Произведения настоящего искусства побуждают думать и чувствовать, влияют на состояние человеческой души.
Неуверенность в себе
Неуверенный в себе человек имеет низкую самооценку. У него отсутствует  вера в себя, свои силы, свои возможности. Такие люди  беспокоятся о том, что подумают о них другие, и заранее ориентированы на разочарование и недоверие. Неуверенность в себе мешает человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение. Ему приходится подстраиваться под других людей и принимать решения, полагаясь на их советы, не принимая в учет собственную точку зрения.
Нравственный выбор 
Нравственный выбор – это ситуация, в которой человеку приходится принимать или не принимать трудные для себя решения во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями: готов ли я пожертвовать ради другого своим комфортом и удовольствием? Нравственный выбор  является точным показателем, каковы морально-этические установки человека в отношениях с окружающим миром. 
Сила духа
Сила духа – одно из главных качеств, делающего человека сильным. Сила духа складывается из формирования воли, стойкости, упорства. О сильных, мужественных и стойких людях говорят, что они сделаны из железа:
Гвозди бы делать из этих людей –
Крепче бы не было в мире гвоздей. 
(Николай Тихонов)
Эффективным средством обучения и развития инновационной системы, как исследовательская деятельность, является открытие новых знаний и способов деятельности, углубление и систематизация изученного; поиск нового составляет основу для развития воли, внимания, памяти, воображения и мышления.
Использованная литература
1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
2.Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках // Обучение русскому языку в школе: Учебн. пособие / Под ред. Е.А. Быстровой. М., 2014.
3.Маранцман В.Г. Эволюция читателя – школьника // Проблемы методики преподавания литературы: Учебное пособие. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1987.
4.Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ // Исследовательская работа школьников, 20013, № 4.