Урока-практикума по теме «Изучение нового жанра — эссе» на примере рассказа Темные аллеи И.А. Бунина
Евстафьевой Марии
Конспект урока-практикума по теме «Изучение нового жанра - эссе»
Тема урока-практикума: Сочинение-эссе на литературную тему.
Цель урока-практикума: по истечении урока ученики узнают, что такое эссе, поймут его отличительные признаки и будут готовы к написанию сочинения на литературную тему в жанре эссе.
Задачи урока-практикума:
показать особенности жанра эссе,
рассмотреть примеры использования жанра эссе в произведениях художественной литературы,
подготовить учащихся к написанию сочинения-эссе на литературную тему.
Оборудование: презентация к уроку (компьютер, проектор), тексты: «Легкое дыхание» Бунина И.А., пример эссе, критерии оценки;
Термины: эссе, тема, идея, цитата.
План урока:
1.Вступительное слово. Организационный момент. (2 мин.)
2. Словарная работа. (2 мин.)
3.История создания текста. (3 мин.)
4.Первичное знакомство с текстом. (10 мин.)
5.Лекция с элементами беседы. Рассуждение по тексту. Вопросы. (15 мин.)
6.Ознакомление с примером эссе. (7 мин.)
7.Этап узнавания нового. Определение термина «эссе». (5 мин.)
8.Изучение структуры эссе. (3 мин.)
9.Концентрация внимания на важных пунктах. (2 мин.)
10.Признаки эссе. (5 мин.)
11.Знакомство с правилами написания эссе. (5 мин.)
12.Критерии оценивания эссе. (8 мин.)
13.Анализ приведенного эссе на основе полученных знаний. (14 мин.)
14.Вывод. Рефлексия. Заключение.(3 мин.)
15. Тест – контроль по изученному материалу. (5 мин.)
16.Домашнее задание. (1 мин.)
Ход урока-практикума.
Вступительное слово. Организационный момент.
Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена. Эта фраза, как никакая другая, наиболее подходит к сборнику рассказов Бунина «Темные аллеи».
Темой нашего сегодняшнего урока будет изучение проблематики и философского характера любви в произведении Бунина.
Основной же целью является анализ произведения и изложение своих мыслей по этому поводу в виде сочинения. Однако, это не обычное сочинение. Это сочинение – эссе. Есть несколько принципиально важных отличительных признаков эссе от обычного сочинения, но об этом мы поговорим позже, а сейчас давайте конкретизируем поставленные перед нами задачи:
Цели урока:
Четкая формулировка термина «эссе».
Отличительные признаки данного жанра.
Написание сочинения на литературную тему в жанре эссе.
Задачи урока:
Показать особенности жанра эссе.
Рассмотреть написание эссе по произведению И. Бунина «Темные аллеи».
Подготовить учащихся к написанию сочинения-эссе на литературную тему.
Словарная работа.
Цитата -
Тема -
Идея -
Эссе – определение мы выведем из наших рассуждений по ходу урока.
История создания текста.
Книга рассказов "Темные аллеи" собиралась восемь лет, с 1937 по 1945 год. Семидесятилетний Бунин, убеленный сединами вечный юноша, знаменитый русский писатель, выписывает из "Войны и мира" Льва Толстого: "Любовь не понимает смерти. Любовь есть жизнь", - слова, которые могут служить эпиграфом, сквозной темой и камертоном "Темных аллей".
Откуда название "Темные аллеи"? Бунин вспоминал, что однажды ему в руки попала книга стихов поэта Огарева, где в стихотворении "Обыкновенная повесть" он наткнулся на строки: « Кругом шиповник алый цвел, Стояла темных лип аллея» Эти строки вызвали в душе Ивана Андреевича воспоминания о русской осени, ненастье, старом военном... Вослед воспоминаниям родился рассказ, который Бунин назвал словами, взятыми из стихотворения: "Темные аллеи".
Бунин работал над книгой запоем. Эта работа спасала его душу и сознание от хаоса и ужаса мира. В этом царстве ненависти он собственноручно воздвигал храм любви.
И, наконец, запись в дневнике 9 мая 1944 года: "Час ночи. Встал из-за стола - осталось дописать несколько страниц "Чистого понедельника"... Господи, продли мои силы для моей одинокой бедной жизни в этой красоте и работе.
Так на закате своих дней совершает Бунин свой одинокий подвиг... А его книга "Темные аллеи" стала той неотъемлемой частью русской и мировой литературы.
Первичное знакомство с текстом.
Иван Бунин
ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ
В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом, тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами. На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьезный и темноликий, с редкой смоляной бородой, похожий на старинного разбойника, а в тарантасе стройный старик военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый.
Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.
- Налево, ваше превосходительство, - грубо крикнул с козел кучер, и он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел в сенцы, потом в горницу налево.
В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом; ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи; из-за печной заслонки сладко пахло щами - разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом.
Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове - седые волосы его с начесами на висках к углам глаз слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы:
- Эй, кто там!
Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой.
- Добро пожаловать, ваше превосходительство, - сказала она. - Покушать изволите или самовар прикажете?
Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:
- Самовар. Хозяйка тут или служишь?
- Хозяйка, ваше превосходительство.
- Сама, значит, держишь?
- Так точно. Сама.
- Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведешь дело?
- Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь жить. И хозяйствовать я люблю.
- Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.
Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.
- И чистоту люблю, - ответила она. - Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.
Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел.
- Надежда! Ты? - сказал он торопливо.
- Я, Николай Алексеевич, - ответила она.
- Боже мой, боже мой, - сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на нее. - Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?
- Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?
- Вроде этого... Боже мой, как странно!
- Что странно, сударь?
- Но все, все... Как ты не понимаешь!
Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:
- Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?
- Мне господа вскоре после вас вольную дали.
- А где жила потом?
- Долго рассказывать, сударь.
- Замужем, говоришь, не была?
- Нет, не была.
- Почему? При такой красоте, которую ты имела?
- Не могла я этого сделать.
- Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?
- Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.
Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал.
- Все проходит, мой друг, - забормотал он. - Любовь, молодость - все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? "Как о воде протекшей будешь вспоминать".
- Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело.
Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся:
- Ведь не могла же ты любить меня весь век!
- Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот... Поздно теперь укорять, а ведь правда, очень бессердечно вы меня бросили, - сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем. Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня - помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие "темные аллеи", - прибавила она с недоброй улыбкой.
- Ах, как хороша ты была! - сказал он, качая головой. - Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались?
- Помню, сударь. Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть.
- А! Все проходит. Все забывается.
- Все проходит, да не все забывается.
- Уходи, - сказал он, отворачиваясь и подходя к окну. - Уходи, пожалуйста.
И, вынув платок и прижав его к глазам, скороговоркой прибавил:
- Лишь бы бог меня простил. А ты, видно, простила.
Она подошла к двери и приостановилась:
- Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя. Ну, да что вспоминать, мертвых с погоста не носят.
- Да, да, не к чему, прикажи подавать лошадей, - ответил он, отходя от окна уже со строгим лицом. - Одно тебе скажу: никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно, - жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал, - пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести... Впрочем, все это тоже самая обыкновенная, пошлая история. Будь здорова, милый друг. Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни.
Она подошла и поцеловала у пего руку, он поцеловал у нее.
- Прикажи подавать...
Когда поехали дальше, он хмуро думал: "Да, как прелестна была! Волшебно прекрасна!" Со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда. "Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?"
К закату проглянуло бледное солнце. Кучер гнал рысцой, все меняя черные колеи, выбирая менее грязные и тоже что-то думал. Наконец сказал с серьезной грубостью:
- А она, ваше превосходительство, все глядела в окно, как мы уезжали. Верно, давно изволите знать ее?
- Давно, Клим.
- Баба - ума палата. И все, говорят, богатеет. Деньги в рост дает.
- Это ничего не значит.
- Как не значит! Кому ж не хочется получше пожить! Если с совестью давать, худого мало. И она, говорят, справедлива на это. Но крута! Не отдал вовремя - пеняй на себя.
- Да, да, пеняй на себя... Погоняй, пожалуйста, как бы не опоздать нам к поезду...
Низкое солнце желто светило на пустые поля, лошади ровно шлепали по лужам. Он глядел на мелькавшие подковы, сдвинув черные брови, и думал:
"Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные! "Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи..." Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?"
И, закрывая глаза, качал головой.
20 октября 1938
5.Лекция с элементами беседы. Рассуждение по тексту. Вопросы.
У Бунина был свой, отличный от других авторов, взгляд на любовь. Как бы сильно герои его произведений ни любили друг друга, как бы крепко они ни были привязаны друг другу, финал был одним и тем же – расставание или смерть. Бунин считал, что любовь похожа на вспышку: только она появилась, и вдруг ее уже нет. Но именно этим она, любовь, и прекрасна. С течением времени, любовь сменяется просто привязанностью, а привязанность превращается в быт. Этого лишены герои Бунина. Они переживают только вспышку и, насладившись ею, расстаются.
В рассказе «Темные аллеи» эту вспышку любви переживают Надежда и Николай Алексеевич, простая крестьянка и барин.
- Какие похожие истории вам известны?
- Чем они заканчивались?
- Почему у героев нет совместного будущего?
- Имели ли они право на свою любовь?
- Как сложились судьбы героев? (цитаты)
- Оцените поступок Н. А.
- Причины его дальнейшей неустроенности в жизни?
- Тема верности. Дайте характеристику поступку Надежды.
- Какие чувства вызывает Надежда?
- Какую роль социальное расслоение играло в те времена?
- А в наши дни?
- Какими словами Н.А. характеризует чувство любви? (цитата) (“Все проходит, мой друг... Любовь, молодость все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? “Как о воде протекшей будешь вспоминать”.)
- Насколько искренни слова Н.А.?
- Что значит любовь для Надежды? (цитата) (Надежда мудро отвечает постаревшему генералу: “Что кому Бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь другое дело”; «любить весь век», «отдала молодость, горячность».)
- Тема прощения. Оценка поступка Надежды. (цитата) («Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя».)
- Какую роль в чувствах Н.А. сыграли слова кучера? (цитата)
- Сохранилась ли любовь Н.А. и Надежды?
Бунин утверждал, что любовь остается в сердце только тогда, когда влюбленных разлучают. Теряя друг друга физически, они сохраняют частичку души любимых в своем сердце.
- Что, по-вашему, есть любовь?
- Согласны ли вы с Буниным? (о расстоянии, о вспышке)
6.Ознакомление с примером эссе.
Раздать детям карточки с текстом эссе.
Проблема любви в рассказе И.А. Бунина "Темные аллеи"
Любовь- это самое светлое чувство, но, к сожалению, оно часто приносит нам страдания. Безответная любовь, разлука влюбленных людей или преграды, мешающие быть вместе. Например, различие в социальном статусе. Именно эта проблема затрагивается в произведении Бунина И.А. «Темные аллеи».
Вообще, Иван Алексеевич не новатор в данной области. Подобный конфликт создавался и будет создаваться разными писателями, поэтами, художниками, кинематографистами и прочими «художественными людьми» всех времен и народов. От картины Пукирева «Неравный брак» до современного мультфильма Бертона «Труп невесты». И это далеко не полный перечень. Что же заставляет прозаика вновь обратиться к «наболевшему»?
Автор раскрывает проблему социального расслоения на примере главных героев. В обществе того времени существовало жесткое правило, согласно которому брак между людьми различных сословий невозможен. Любовь между барином Николаем Алексеевичем и крестьянкой Надеждой возникла несмотря ни на что, но ей не суждено было стать счастливой. Николай Алексеевич оставил Надежду и остался несчастлив в личной жизни. Крестьянка Надежда пронесла свою любовь через всю жизнь и тоже осталась одна. Она не смогла простить его за причиненные страдания, так как он все же остался самым дорогим человеком в ее жизни. Николай Алексеевич обязан был следовать правилам, установленным в обществе, и не рискнул пойти против них. Ведь если бы он решился жениться на Надежде, то встретил бы непонимание и презрение окружающих. А бедной Надежде более ничего и не оставалось, как смириться со своей судьбой.
Светлые аллеи любви между барином и крестьянкой невозможны были в те времена, но эта проблема уже не личная, а общественная. В наше время союз между людьми из разных слоев уже вполне возможен, так как границы между социальными классами стали менее четкими. При определенных обстоятельствах барин может стать крестьянином, а крестьянка барыней, от происхождения так много уже не зависит.
В своем произведении Бунин И.А. хотел передать драматичность судеб героев, которые расстались, будучи влюбленными. Любовь в этом мире оказалась особенно хрупкой и обреченной. Однако, любовь героев осветила всю их жизнь и осталась в памяти обоих лучшими мгновениями. История драматичная и, в то же время, романтично-прекрасная.
7.Этап узнавания нового. Определение термина «эссе».
- Что же такое эссе? Давайте, запишем это определение.
Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.).
Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей
8.Изучение структуры эссе.
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:
мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).
мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А).
Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
вступление
тезис, аргументы
тезис, аргументы
тезис, аргументы
заключение.
9.Концентрация внимания на важных пунктах.
При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:
Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).
Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность.
10.Признаки эссе.
наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.
эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.
ярко выраженная позиция автора, субъективность, порой исповедальный характер произведений (Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.);
отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения (Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот".):
сравнительно небольшой объем произведения (Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе - от трех до семи страниц компьютерного текста).;
обращение к значительным философским, историческим, искусствоведческим, литературным проблемам.
11.Знакомство с правилами написания эссе.
Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.
Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.
Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.
В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с "Я хочу рассказать о...", а заканчивается "Я пришел к следующим выводам...", эссе - это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.
12.Критерии оценивания эссе.
1.Прежде всего, важно помнить, что эссе - жанр субъективный, поэтому и оценка его может быть субъективной.
2. Субъективность;
3.Навыки общения / письменной речи;
4.Индивидуальность, неповторимость;
5.Аргументированность, детали;
6.Наличие заголовка;
7.Логические связи, последовательность;
8.Художественность;
9.Детальное освещение одной выбранной проблемы.
13.Анализ приведенного эссе на основе полученных знаний.
- Внимательно посмотрите на лежащий перед вами текст эссе и произведите его подробный анализ по всем вышеперечисленным пунктам.
- Все ли критерии оценивания эссе учтены в данном тексте?
- Как его можно доработать?
14.Вывод. Рефлексия. Заключение.
- Что нового сегодня вы узнали? Чему научились в ходе этого урока?
Общий вывод.
15. Тест – контроль по изученному материалу.
- Сейчас мы напишем маленький тест и проверим, как вы усвоили полученные знания:
1. Эссе – это
2. Особенности жанра эссе.
16.Домашнее задание.
Написать эссе по рассказу И.А. Бунина «Легкое дыхание».
ЇђЗаголовок 215