Рабочая программа по немецкому языку для профильных классов физико-математического и социально-экономического
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Немецкий язык
для профильных классов
физико-математический и социально-экономический
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для учащихся 2-х лет обучения в профильных классах, изучающих немецкий язык как общеобразовательную дисциплину.
Основой программы для определения содержания и обучающих стратегий личностного и социокультурного развития учащихся служит коммуникативно-деятельностный подход к школьному образованию.
Он заключается в том, что коммуникативно-ориентированное обучение немецкому языку как средству международного общения в контексте диалога культур отражает ценностно-ориентационные потребности учащихся, связанные с познанием национальных особенностей страны изучаемого языка, образа и стиля жизни зарубежных сверстников, характера взаимоотношений с окружающим миром и представителями других наций.
Целевая установка, отбор формируемых коммуникативных умений, выбор тем, ситуаций и сфер общения соответствует требованиям Государственной программы по иностранным языкам для общеобразовательной школы.
Задачами обучения являются:
- овладение речевыми навыками в опосредованной (на основе учебного
материала) и в непосредственной (активное использование языковых и речевых средств в ситуации общения) формах;
- обогащение новыми страноведческими, культуроведческими и социокультурными знаниями о странах изучаемого языка (и в первую очередь о Германии);
- воспитание и развитие коммуникативно-ориентированной личности, способной участвовать в межкультурной коммуникации.
Изучение немецкого языка в профильных классах рассчитано на 4 полугодия. В конце полугодий проводятся контрольные работы. Предусмотрен текущий контроль и контроль в конце изучения каждой темы.
По учебному плану на изучение немецкого языка в физико-математическом классе отводится 204 часа, в социально-экономическом 272 часа.
Основные цели обучения по данной программе
Воспитательная:
- формирование уважения к языку и культуре носителей языка;
- воспитание коммуникативно-речевого такта, коммуникабельности в общении со сверстниками и взрослыми;
-воспитание активности в решении коммуникативных и познавательно-поисковых задач;
Приобщение к самостоятельному выполнению заданий, работе со справочной литературой, зарубежными источниками информации.
Образовательная:
- ознакомление со стилем и образом жизни зарубежных сверстников;
- формирование готовности к осмыслению социокультурных особенностей страны изучаемого языка;
- культуроведческое обогащение за счёт сведений о культурных ценностях и культурной жизни народов стран изучаемого языка;
- приобщение к активному участию в диалоге культур.
Развивающая:
- развитие языковых способностей и устойчивого интереса к изучению немецкого языка;
- развитие потребности в самообразовании;
- развитие интеллектуальных способностей (память, мышление, воля, эмоции и т.д.);
- развитие общеучебных умений (работа с учебником, сборником упражнений, книгой для чтения, справочной литературой, словарём).
Практическая:
- формирование коммуникативных умений и речевых навыков, обеспечивающих познавательно-коммуникативные потребности учащихся старших классов;
- обучение иноязычному общению в контексте диалога культур;
- обучение этике дискуссионного общения и этике межличностного общения;
- формирование умений анализировать и сравнивать сведения и факты родной и иноязычной культуры.
В конечном итоге предполагается достижение коммуникативной компетенции (определённый уровень языковых, страноведческих и социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение).
Компонентный состав коммуникативной компетенции
Лингвистическая компетенция -
Речевая
Компетенция -
Страноведческая компетенция -
Социокультурная компетенция -
уровень владения языковыми средствами, процессами порождения и распознавания текста.
уровень владения навыками общения на изученном лексико-грамматическом материале.
уровень владения знаниями об исторических, географических и национальных особенностях страны изучаемого языка.
уровень владения знаниями:
а) об образе, стиле, уровне жизни народа страны изучаемого языка;
б) о национально-культурных традициях;
в) о речевом этике.
Развитие видов речевой деятельности.
Учебные материалы составляют основу для развития основных видов речевой деятельности: говорения, аудирования, чтения, письма в русле коммуникативно-ориентированной методики.
Говорение.
Обучение общению в старших классах строится с ориентацией на аутентичные (или приближённые к ним) ситуации общения в школе, семье, в общественных местах. При этом основное внимание уделяется развитию этики общения на межличностном и межкультурном уровнях.
Аудирование.
Аудирование как вид речевой деятельности осуществляется на основе аутентичных текстов различного жанра (интервью, обмен мнениями, диалог-беседа и т.д.).
Чтение
Чтение как вид речевой деятельности развивается на основе аутентичных текстов разного жанра, имеющих коммуникативную и личностно-ориентированную направленность.
Письмо.
Учитывая практическую значимость письменного речевого общения, письмо как вид речевой деятельности развивается на основе только аутентичного учебного материала.
Обучение фонетической, лексической и грамматической сторонам речи.
Для развития фонетических навыков учащимся предлагаются разнообразные по жанру аутентичные тексты, которые предъявляются трижды, что даёт возможность отрабатывать фонетику новых слов. Особое внимание уделяется интонации.
Овладение лексической стороной речи осуществляется с помощью разнообразных проблемных заданий с опорой на иллюстративный материал, а также в коммуникативно-ориентированных ситуациях межличностного общения.
В отношении грамматики немецкого языка, определённые теоретические и практические знания, как на данном этапе обучения важно не только расширить и углубить эти знания, сколько их систематизировать. В связи с этим представляется более целесообразным рассматривать не отдельно взятое грамматическое правило, как это делалось на предыдущих этапах, а сразу целый ряд грамматических явлений, функционально связанных между собой. Такой комплексный подход к повторению грамматического материала в большей степени позволит учащимся сознательно выбирать грамматические средства в зависимости от поставленной коммуникативной задачи.
Тематическое планирование.
Наименование разделов и тем
Количество учебных часов
для физико-математического класса
для социально-экономического класса
I. Jugendliche, wie geht’s?
1.1. Wer ist das?
1.2. Kinder-Eltern-Kontakte.
1.3. Die erste Liebe.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Итого:
220
272
Содержание учебного материала
I. Jugendliche, wie geht’s?
1.1. Wer ist das?
Языковой и речевой материал:
лексика - skeptisch, nachdenklich, zornig, zufrieden, glьcklich, heiter, aufmerksam, erstaunt,, wьtend, ьberrascht, mьde, entmutig
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· классификация имён прилагательных; - Partizip I. Образование и употребление в немецком языке причастия I.
Требования к знаниям и умениям:
- уметь описывать черты характера человека, ситуации с опорой на иллюстративный материал;
- уметь находить в тексте главную мысль;
- уметь выразить своё отношение к прочитанному, используя лексику и опорные слова;
- понимать общее содержание прочитанного;
- знать классификацию имён прилагательных;
- уметь найти в тексте причастие 1 и перевести его на русский язык.
1.2. Kinder-Eltern-Kontakte.
Языковой и речевой материал:
лексика – Die Generation, Probleme lцsen, etw. verbieten, erlauben, Verstдndnis fьr (A) haben, weggehen, sich um (A) kьmmern, Kontakte zwischen j-n verbessern, wie ein Kind behandeln, mit j-m wie mit einem Kind umgehen, mit j-m verbunden sein, mit j-m ьber etw. Offen reden
грамматика – Konjunktiv II.
Требования к умениям и знаниям:
- уметь высказывать своё мнение, опираясь на коллаж, иллюстрированный материал;
- уметь выразить своё отношение к прочитанному (или прослушанному) тексту, используя лексику темы и опорные слова;
- понимать общее содержание прочитанного;
- уметь находить в тексте главную мысль, ответы на поставленные вопросы;
- уметь находить в тексте Konjunktiv II и переводить его на русский язык, объяснить употребление Konjunktiv II в немецком языке;
- уметь коротко рассказать о своих проблемах с родителями.
1.3. Die erste Liebe.
Языковой и речевой материал:
лексика – die Liebe auf den ersten Blick, sich in j-n verliebt sein, liebevoll, herzinnig, Kontakte mit j-m aufnehmen, j-m vertrauen, fьr j-n eine Bedeutung haben, das menschliche Gefьhl, die Charaktereigenschaft, die Toleranz, tolerant.
грамматика – образование сложных существительных;
- местоимённые наречия (вопросительные и указательные);
- порядок слов в придаточном предложении.
Требования к умениям и знаниям:
- уметь комментировать содержание прочитанного;
- уметь высказывать своё мнение о прочитанном или прослушанном тексте;
- уметь обсуждать проблемы в заданных ситуациях общения с использованием новых лексических единиц, характерных для молодёжной среды;
- уметь понимать общее содержание прочитанного;
- уметь находить в тексте ответы на поставленные вопросы;
- уметь находить в тексте местоимённые наречия, объяснить их употребление, перевести их;
- знать порядок слов в придаточном предложении;
- знать особенности образования сложных имён существительных в немецком языке.
1.4. Familie.
Языковой и речевой материал:
лексика – das Idealbild von einer Familie, Karriere machen, die emotionale Stabilitдt, das Verhдltnis zu (D), das Vertrauen, das MiЯtrauen, die Beziehung, schimpfen, loben, ablehnen, fьr (A) sorgen, sich um (A) kьmmern.
грамматика – спряжение модальных глаголов в настоящем и прошедшем времени.
Требования к умениям и знаниям:
- уметь делать сообщение по заданной проблеме;
- уметь предвосхищать события и факты;
- уметь запрашивать информацию и реагировать на неё;
- уметь выражать собственную позицию и делать выводы;
- уметь комментировать содержание прочитанного;
- уметь высказывать своё отношение к прочитанному или прослушанному тексту;
- знать спряжение модальных глаголов в настоящем и прошедшем времени.
II. Bundeslдnder, was Neues?
2.1. Nation.
Языковой и речевой материал:
лексика – die Nation, die Gastfreundschaft, Rьcksicht auf j-n nehmen, Respekt vor j-m haben, groЯzьgig, geduldig, flexible, tolerant, gleichgьltig, hilfsbereit, zuverlдssig, offen, herzlich, rьcksichtsvoll, direkt.
грамматика – степени сравнения имён прилагательных;
- выбор союзов wenn или als в сложном придаточном предложении;
- употребление инфинитива с частицей zu и без неё.
Требования к умениям и знаниям:
- уметь выражать своё мнение по проблеме;
- уметь рассказывать о своих впечатлениях с использованием опорного материала;
- уметь расспрашивать и рассказывать о национальных героях;
- уметь комментировать и выражать своё мнение о прочитанном или прослушанном тексте;
- знать степени сравнения имён прилагательных, уметь их образовывать;
- уметь объяснить употребление союза als или wenn в сложном придаточном предложении;
- уметь находить и объяснять употребление инфинитива с zu и без zu.
2.2. Auslдnder.
Языковой и речевой материал:
лексика – die Auslдnder, die Auslдnderin, der Einheimische, der Aussiedler, der Asylbewerbe
·r, der Asylant, das Asyl, um Asyl bitten, Asyl erhalten, der Gastarbeiter, der Fremdarbeiter, der auslдndische Arbeitnehmer, der|die Arbeitgeber|in, der|die Arbeitnehmer|in, die Beziehung, die Bevцlkerung, die Gesellschaft, sozial, demokratisch, sich kьmmern um (A), sorgen fьr (A).
грамматика – сочинительные союзы bald bald, sowohl als auch;
- кондиционалис I.
Требования к умениям и знаниям:
- уметь прогнозировать и оценивать ситуацию;
- уметь сравнивать и обсуждать факты с опорой на данные статистики;
- уметь рассказывать о людях и событиях;
- уметь выражать собственное мнение по поводу прочитанного или прослушанного текста;
- уметь находить главную мысль текста, ответы на вопросы в тексте;
- уметь объяснить употребление в немецком языке двойных союзов bald bald, sowohl als auch;
- знать об образовании и употреблении в немецком языке кондиционалиса I, уметь находить его в тексте, переводить на русский язык.
2.3. Цkologie.
Языковой и речевой материал:
лексика – Die Naturverschmutzung, die Umweltverschmutzung, die Luftverschmutzung, die Wasserverschmutzung, verschmutzt sein, Tiere und Pflanzen, das Ozonloch, die Umwelt verдndern, etwas fьr den Naturschutz tun, natьrliche Land- schaften zerstцren.
грамматика – конструкция haben/sein + zu + Infinitiv.
Требования к умениям и знаниям:
- уметь выражать своё мнение по проблеме;
- уметь прогнозировать и оценивать ситуацию;
- уметь сравнивать и обсуждать факты с опорой на данные статистики;
-уметь комментировать и выражать своё мнение о прочитанном или прослушанном тексте;
- уметь объяснить употребление конструкция haben/sein + zu + Infinitiv;
III. Kreativ Kultur erleben.
3.1. Literatur.
Языковой и речевой материал:
лексика – die schцne Literatur, der Roman/der Briefroman/der Kriminalroman, das Drama, die Erzдhlung, das Essay, das Mдrchen, die Tragцdie, das Gedicht, die Gedichtsammlung, das Buch befasst sich mit Problemen/Themen, sprachlich verstдndlich sein, spannend, die gehobene/schцne Sprache.
грамматика – конструкция haben/sein + zu + Infinitiv
Требования к умениям и знаниям:
- уметь коротко рассказать о творчестве рассмотренных представителей (поэтов, писателей), немецкой, австрийской и швейцарской литературы;
- уметь выразить своё отношение к прочитанному;
- уметь находить в тексте главную мысль; анализировать прочитанное;
- уметь предвосхищать дальнейшее содержание прочитанного.
3.2. Musik.
Языковой и речевой материал:
лексика – sich im Bereich der Musik gut/nicht besonders gut auskennen, die Musikrichtung, Volksmusik, Klassik, Pop, Rap, Jazz, Heavymetal, Techno, das Musikstьck, das Programmangebot, das Instrument, Musik komponieren, beim Publikum Erfolg haben, die Musik bewegt die Menschen.
грамматика –
Требования к умениям и знаниям:
- уметь рассказать о жизни и творчестве наиболее известных (рассмотренных) композиторов Германии, Австрии; дать оценку их творчеству;
- уметь назвать течения современной музыки;
- уметь выразить своё отношение к музыкальным произведениям;
- уметь рассказать о своих музыкальных предпочтениях, о роли музыки в твоей жизни;
- уметь находить в тексте главную мысль, ответы на поставленные вопросы.
3.3. Bildende Kunst.
Языковой и речевой материал:
лексика – die bildende Kunst, das Bild, das Gemдlde, die Grafik, die Zeichnung, die Plastik, die Landschaftsmalerei; das Stillleben, das Portrдt, betrachten, der Bildbetrachter, der Kьnstler, der Lieblingsmaler, die Ausstellung besuchen, in die Ausstellung gehen, die Gemдldegalerie, darstellen, wiedergeben, wirken, im Vordergrund, im Hintergrund, die Hauptfigur.
грамматика – союзы: entweder oder, sowohl als auch; einerseits andererseits.
Требования к умениям и знаниям:
- знать наиболее известных представителей в области изобразительного искусства, их произведения;
- уметь выразить своё отношение к предметам изобразительного искусства, обосновать его;
- уметь описать картину;
- уметь использовать в устной речи союзы: entweder oder, sowohl als auch; einerseits andererseits.
- уметь находить в тексте главную мысль;
- уметь извлекать необходимую информацию.
3.4. Filmkunst.
Языковой и речевой материал:
лексика – der Spielfilm, der Farbfilm, Regie fьhren, der Kameramann, der Hauptrolle spielen, einen Film sehen/drehen/produzieren, der Regisseur des Filmes, in der Hauptrolle, das Drehbuch zum Film schreiben, der Film lдuft in , in der Rubrik fьr dem Oscar nominiert werden.
грамматика – Partizip I, Partizip II.
Требования к умениям и знаниям:
- уметь выразить своё отношение по поводу того или иного фильма; по поводу игры актёров; работы режиссёра;
- уметь находить в тексте и правильно переводить на русский язык Partizip I и II;
- уметь рассказать о понравившемся фильме;
- уметь выразить своё отношение к прочитанному или прослушанному тексту; выразить собственную оценку события, факта;
- уметь извлекать из текста нужную информацию.
IV. Im Trend der Zeit.
4.1. Ferienjob.
Языковой и речевой материал:
лексика – einen Job mit etw. haben; als jobben, eine Anzeige aufgeben, Zeitungen austragen, einen Job finden /suchen/ ьbernehmen, das Taschengeld verdienen, /aufbessern/ ausgeben, das Geld reicht nicht aus, Kontakte mit j-m /einer Firma suchen/ finden.
грамматика – конструкция haben/sein + zu + Infinitiv.
Требования к умениям и знаниям:
- уметь выразить своё отношение по вопросу «Работа на каникулах», о реальности её получения в России;
- уметь вести беседу по проблеме в парной и коллективной работе;
- уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного и прослушанного текста;
- уметь выразить своё отношение и обоснование по поводу прочитанного и прослушанного текста;
- уметь использовать конструкцию haben/sein + zu + Infinitiv в устной речи.
4.2. Studium.
Языковой и речевой материал:
лексика – Schulprobleme haben, Lust auf Unterricht haben, Nachhilfe bekommen/geben, das Abitur bestehen, ablegen/ bestehen, immatrikuliert sein/werden studieren und promovieren, vom Schulunterricht etw. erwarten, die Erwartungen an den Schulunterricht, sich die Abschlussprьfungen vorbereitet, sich verwirklichen (in der Arbeit), Kenntnisse vertiefen und erweitern, die Eingangsprьfung/Abschlussprьfung, in der Eingangsprьfung durchfallen.
грамматика – Partizip I и II;
Требования к умениям и знаниям:
- уметь высказывать своё отношение к учебному процессу; высказываться о своих проблемах в школе;
- уметь образовывать причастия I и II; уметь находить их в тексте и правильно переводить их на русский язык;
- уметь выразить своё отношение к прочитанному тексту; выразить (своё отношение) собственную оценку события, факта;
- уметь извлекать нужную информацию.
4.3. Beruf.
Языковой и речевой материал:
лексика –die Fдhigkeit, kommt es auf (A) an; die Stдrken, die Schwдchen, sich zu einem/fьr einen Beruf eignen; der Schulabschluss, die Realschule, das Gymnasium, eine Bewerbung um den Post schreiben, sich um eine Stellung bei einer Firma bewerben, eine Lehrstelle/ Arbeitsstelle finden, der Lebenslauf.
грамматика – конструкция haben/sein + zu + Infinitiv.
Требования к умениям и знаниям:
- уметь высказываться по поводу выбора своей профессии; уметь обосновать свой выбор;
- уметь рассказать о своих способностях, сравнивать их со способностями одноклассников;
- уметь рассказать о наиболее популярных профессиях в России и Германии;
- уметь использовать в устной речи конструкцию haben/sein + zu + Infinitiv;
- уметь выражать своё отношение к прочитанному или прослушанному тексту;
-уметь давать оценку событию, факту;
- уметь извлекать из текста нужную информацию.
Самостоятельная работа
В процессе самостоятельной работы по выполнению коммуникативно-ориентированных задач у учащихся развиваются следующие умения:
- общеучебные умения: умение сокращать текст и передавать его в устной форме; осуществлять тематический подбор лексики, составлять сообщения, делать краткие записи по проблеме; начинать поддерживать и завершать беседу; пользоваться двуязычным словарём и т.д;
- специальные учебные умения: умение сокращать текст и передавать его в устной форме; осуществлять тематический подбор лексики, составлять сообщения, делать краткие записи по проблеме; начинать, поддерживать и завершать беседу, пользоваться двуязычным словарём и т.д.;
- собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение.
Методические рекомендации
Методические рекомендации для преподавателей не должны рассматриваться как жёстко регламентированные. Они задают ориентиры, намечают основные направления в достижении целей. Преподаватель свободен в выборе технологии обучения.
При реализации данной программы желательно:
обеспечение высокой мотивации к изучению и использованию немецкого языка в разнообразных формах общения;
развитие коммуникативно-речевой и социокультурной компетенции у учащихся старших классов путём:
а) обучения осмысленному восприятию ценностно-значимой информации из области молодёжной культуры;
б) формирования сознательного подхода к овладению речевыми и языковыми средствами общения;
в) организации систематического повторения пройденного материала, наряду с усвоением новых языковых и речевых явлений;
г) целенаправленного формирования ценностно-ориентационных представлений о национально-культурной среде зарубежных сверстников;
д) сопоставления социокультурных особенностей своей страны и страны изучаемого языка.
Литература
Воронина Г.И., Карелина В.И. Немецкий язык, контакты. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012
Воронина Г.И. Немецкий язык, контакты. Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000
Гутрова Е.И., Сухова И.А. Немецкий сегодня и завтра. Книга для чтения к учебнику немецкого языка для IX-X классов школ с углубленным изучением немецкого языка.; - М.: Просвещение, 1996
Пассов Е.И., Царькова В.Б. Немецкий язык. Факультативный курс. Учебное пособие для 10-11 классов средней школы – М.: Просвещение, 1992
Райхштейн Л.Д., Вашунин В.С. Искусство: живопись скульптура, архитектура. Пособие по практике устной речи для студентов педагогических институтов, Ленинград, Просвещение, Ленинградское отделение, 1975
Яковлева Л.Н. Немецкая литература. Читаем вместе. Пособие для учащихся IX классов для школ с углубленным изучением немецкого языка; М. Просвещение, 1993
Книга для чтения к учебнику немецкого языка для 10-11 класса средней школы. Составители: Н.И. Гез, К.К. Мартенс, Г.А. Штегеман – М.: Просвещение, 1980
Путь к искусству. Книга для чтения на немецком языке в X классе средненй школы. Составила и обработала Рогачёва М.А., М. Просвещение, 1972
Великие музыканты. Составила: В.В. Савельева; «Высшая школа», 1975
Blick Mittelstufe Deutsch fьr Jugendliche und junge Erwachsene. Lehrbuch. Band 2. von A. Fischer – Mitziviris unter Mitarbeit von J. Barabas; Max Hueber Verlag 1999
Blick Mittelstufe Deutsch fьr Jugendliche und junge Erwachsene. Lehrbuch. Band 1. von A. Fischer – Mitziviris und Sylvia Janke-Papanikolaou; Max Hueber Verlag 1997