Культура-это двигатель прогресса, основа жизни, синтез красоты, противовес агрессии и стресса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ларневская средняя общеобразовательная школа
это двигатель прогресса, основа жизни,
синтез красоты, противовес агрессии и стресса»
Разработала и провела
Филипченко Н.Н.
2014/2015 уч.год
Форма проведения -путешествие
Цели: 1. Формировать чувства гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2. Формировать чувства гордости за свою Родину, уважение к культурным и историческим памятникам своей малой Родины
3. Формировать понимание единства и разнообразия природы, культуры
4. Формировать освоение норм и правил поведения в социуме и в школьной жизни
Задачи: 1. Объяснить детям важность выбора темы года в России
2. Дать понятие термина «культура»
3. Объяснить детям, из каких частей состоит культура страны
4. Дать понятие, что значит быть культурным человеком
5. Познакомить с произведениями художников, архитекторов
Оборудование:
1. Мультимедийный комплекс
2. Презентация
3. Цитаты о культуре
4. Репродукции художников Эрмитажа
5. Выставка книг
6.диск В.Н. Лупоядов и др.«История и культура родного края»
Конспект урока
Этап урока Деятельноость учителя Деятельность учеников
Слайд 1
1. Орг. Момент
Слайд 3
2. Объявление темы урока.
«2014 год - год культуры в России»
Введение в тему.
Слайд 4
Основная часть
Слайд 5
Станция «Эрмитаж»
Слайд 6
Архитектура архитектор В. В. Растрелли, 1754—62 г.г
Слайд 7
«Коллекции Эрмитажа»
Слайд 8
«Станция литературная»
Слайд 9
Станция «Театральная»
Слайд 10
Станция «Музыкальная»
Слайд 11
Станция «Культура поведения»
Слайд 12
Заключение Поздравление с началом учебного года
Листья пролетают золотые,
Падают на крышу и асфальт,
И сегодня школьники России
На уроки весело спешат.
Поздравляю, новый год учебный,
Пусть успехов много принесет,
И звонок, словно сигнал победный,
Вас к вершинам знаний позовет!
Дорогие мои ученики! Лето пролетело одним ярким мгновением, сегодня уже сентябрь, впереди – новый учебный год… Хочу пожелать, чтобы весь предстоящий учебный год рассыпался навстречу каждому из нас тысячей ярких мгновений: звонков, уроков, переменок, школьных мероприятий, интересного общения… Пусть с Дня знаний начнется наш общий путь к знаниям в этом году. И пусть будет он интересным, увлекательным
Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 22 апреля 2013 года 2014 год объявлен Годом культуры в России, что свидетельствует об огромном значении культуры в жизни государства
Что обозначает слово «культура»?
Афоризм
Культура – это мера человечности в человеке.
Карл Маркс
Культура – это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, передаваемых последующим поколениям.
Культура – это то, что выделяет человеческое общество из животного мира.
Культура включает в себя материальную культуру – это то, что сотворил человек. Это и язык, история, образование, наука, искусство литература. Это всё, что способствует духовному развитию человека.
И нематериальную - это норма поведения, верования, обычаи.
Сегодны мы с вами отправимся в путешествие в страну, которая называется «Культура»
Каждый год мы начинали путешествие на разных видах транспорта. Прошлый год мы путешествовали на космических кораблях и воздушных шарах. А в этом году мы помчимся по трассе учебного года на гоночных машинах
Первая станция, на которую мы прибываем - это станция «Эрмитаж», Как вы считаете, что обозначает слово эрмитаж?
Синонимы:
зал, место уединения, музей, павильон
Но мы понимаем значение этого слова, как зимний дворец, в котором жили русские цари.
В этом году Эрмитажу исполняется 250 лет. Это Государственный в Санкт-Петербурге, художественный и культурно-исторический музей, один из крупнейших музеев мира.
Он занимает пять связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной. Архитектор В. В. Растрелли, 1754—62 г.г
В музеях Эрмитажа собрана огромная коллекция живописи.
Для дворца производились закупки за границей крупных частных коллекций картин. Наряду с картинами в собрание поступали коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, произведения западноевропейского декоративно - прикладного искусства, глиптики, монеты и медали. В XIX в. в Эрмитаж стали поступать и материалы археологических раскопок, а также случайные находки, составившие, в частности, основу знаменитой скифской коллекции. Но в Эрмитаже хранится одна из самых крупных коллекций – это коллекция книг
Афоризм
Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение. Культурный человек – это человек, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным
А. Моруа
Следующая станция «Литературная». Это один из видов искусства. Литература помогает воспитать культурного человека. Она развивает умение слушать и вопрошать, соглашаться и сомневаться, удивляться и восхищаться, спорить и убеждать. Она воспитывает культурного человека.
Вспомните, книги, каких авторов вы прочитали летом?
Чему научили вас эти авторы?
Подумайте над высказыванием Бертрана Рассела
Афоризм
Способность умно наполнить свободное время есть высшая степень личной культуры
Бертран Рассел
Следующая станция «Театральная»
Часто ли вы ходите в театр? Может быть, дома, кто то устраивает театральные представления? Театр бывает драматическим, оперы и балета.
Театр утверждает идеалы добра и справедливости, даёт надежду в самые тяжелые часы. В театре среди людей, собравшихся на театральное представление, возможно, все: смех и слезы, горе и радость, нескрываемое негодование и буйный восторг, печаль и счастье, ирония и недоверие, презрение и сочувствие, настороженная тишина и громогласное одобрение, — словом, все богатства эмоциональных проявлений и потрясений души человеческой. Кафедрой добра называл театр Гоголь. «Зеркалом человеческой жизни, примером нравов, образцом истины» называл театр бессмертный творец «Дон Кихота» Сервантес.
Физкультминутка
Афоризм
Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой…
Д. С. Лихачёв
Культура это не только изделия созданные человеком, - это норма поведения, верования, обычаи.
Просмотрев интересный спектакль, посетив выставку художников в музее, прослушав великолепную музыку, мы бежим в гардероб, расталкивая всех на своём пути.
Вытаскивая тетради из портфеля, мы видим, что они все мятые. Открыв тетрадь, замечаем грязь и небрежное написание
В столовой мы держим вилку в кулаке, а другую руку под коленкой, вспоминаем про нож, когда нам напомнят.
Проходя мимо взрослых, мы увлечённо болтаем с другом, забывая поздороваться.
Мы только что окунулись в культуру, но можно ли нас
назвать культурным человеком?
Живя в обществе, человек должен понимать, какие действия общество дозволяет, а какие нет. Только при этом условии в повседневной жизни будет порядок. Только так можно определить, какого именно поведения мы имеем право требовать от других, а другие от нас.
Такие ожидания и есть нормы. Нормы – это правила поведения, ожидания, регулирующие взаимодействия между людьми, указывающие на дозволенное и недозволенное поведение в определенных ситуациях., Они предписывают нам, что мы “должны”, что нам “следует” и чего мы “не должны” или чего нам “не следует” делать.
Культура дает возможность ориентироваться в социальном мире, так как снабжает человека системой “указателей” – запретов, поощрений.
В заключении нашего первого урока давайте ещё раз повторим, что же есть культура?
Культура – это двигатель прогресса, основа жизни, это синтез красоты, противовес агрессии и стресса. Это зерно прекрасного на ниве красоты. Ответы детей на вопрос.
Как вы понимаете, что такое культура?
Высказывания детей. Дети, которые посещали Эрмитаж, делятся впечатлениями.
Работа по группам.
Дети собирают разрезанные картинки в одно целое и определяют произведение и автора
Высказывание детей о прочитанных книгах.
Высказывания детей о просмотренных спектаклях. Впечатления.
.
Дети выполняют упражнения под музыку
Повторение правил поведения в гимназии
Высказывания детей
Высказывания детей