ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ БАСКЕТБОЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ.
МБОУ «Татарско-русская средняя общеобразовательная школа № 68 с углублённым изучением отдельных предметов»
ПРОГРАММА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И УКРЕПЛЕНИЯ
ЗДОРОВЬЯ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
БАСКЕТБОЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ.
Составитель:
Учитель физкультуры средней
школы №68 Хуртов С. Г.
Казань
Пояснительная записка
В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка. Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста в настоящее время должно осуществляться за счет улучшения взаимосвязи ее основных звеньев и, прежде всего, ее ключевой формы – урока физической культуры. Необходимо усилить акцент на воспитание положительных мотивов, интересов, привычки и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделять обучению школьников умениям самостоятельно заниматься, воспитанию убеждения в значимости занятий физкультурой. Содержание уроков строить так, чтобы удовлетворять наиболее актуальные потребности обучающихся в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности.
Предметом обучения физической культуре в школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Программа физической культуры и укрепления здоровья учащихся с углубленным изучением баскетбола рассчитана для категории учащихся, проявляющих интерес в более глубоком изучении спортивных игр, особенно раздела
«Баскетбол».
Цель изучения развитие двигательных качеств учащихся путем интенсификации учебных занятий и секционной работы с перспективой формирования интереса в занятиях физкультурой и спортом.
Задачи обучения:
- укрепление здоровья учащихся посредством интенсивных занятий (двигательными упражнениями, преимущественно спортивными играми);
- овладение основами знаний в области спортивных игр, освоение правил
техники и тактики игры, особенно в баскетболе;
- подготовка волевых, смелых дисциплинированных, обладающих высоким уровнем командной игровой подготовки и бойцовскими качествами
юных спортсменов по баскетболу;
- привитие стойкого интереса к занятиям баскетболом и приобретение необходимого соревновательного опыта;
- подготовка инструкторов-общественников по баскетболу и судей по спорту.
1 этап 5 класс апробация программы, изучение теоретических и практических навыков и формирование специализированного класса (группы) углубленного изучения физкультуры.
2 этап 6-7 классы развитие физических и двигательных умений и навыков игры в баскетбол приемами техники и тактики игры, расширение арсенала технических приемов и специальных физических способностей в решение тактических задач; налаживание взаимопонимания и сыгранности игроков; определение каждому учащемуся игровой функции в команде с учетом индивидуализации видов подготовки.
3 этап 8-9 классы уверенное владение техникой и тактикой игры в сложной соревновательной обстановке и соперничества; способность правильной оценки действий, игровой обстановки, взаимосвязи с партнерами и принятия мгновенного оптимального решения, выполнение нормативов 3 и 2 спортивных разрядов по баскетболу.
Годовой расчет часов по разделам программы.
№ п/п
Разделы программы
Классы (годы обучения)
Всего часов
5 кл. 1год
6 кл. 2год
7 кл. Згод
8кл. 4год
9кл. 5 год
1
Теоретические занятия
10
10
14
14
18
66
2
Двигательные умения и навыки, гимнастические упражнения
16
16
16
12
12
72
3
Легкоатлетические упражнения
20
18
12
12
12
74
4
Баскетбол
70
70
80
88
146
454
5
Волейбол
32
30
30
24
20
134
6
Футбол
32
30
32
32
34
160
7
Лыжная подготовка
14
12
14
14
16
70
8
Сдача нормативов
6
6
8
10
18
48
9
Участие в соревнованиях
6
18
30
30
84
10
Инструкторская и судейская практика
2
14
20
24
60
11
Медосмотр
4
4
4
6
10
28
12
Недельная нагрузка
6
6
8
8
10
38
Всего
204
204
252
252
340
1052
Примечание: недельная нагрузка строится из расчета трехразовых занятий в сетке часов учебного расписания, а остальное время в секционные занятия.
Содержание программы
5 класс-1 год обучения.
I. Теоретический раздел.
Физическая культура личности: понятие физической культуры личности и ее составляющие. Двигательный режим как условие формирования здоровья. Составные элементы двигательного режима .Влияние физических упражнений на увеличение работоспособности организма человека. Режим дня, правила составления и проведения комплекса утренней гимнастики. Костюм игрока, состав команды, продолжительность игры, начало и конец игры, мяч в игре, спорный мяч и спорный бросок. Вбрасывание мяча, замена игрока, штрафные броски. Результат игры, места занятий и инвентарь. Правила безопасности на занятиях физическими упражнениями. Дозировка и контроль на занятиях физкультурой.
II. Двигательные умения и навыки.
1 .Гимнастические упражнения.
Общеразвивающие упражнения на гимнастической стенке. Упражнения в лазании: в три приема(канат). Акробатические упражнения: кувырки вперед и назад слитно: стойка на лопатках с опорой раками о пол; опускание из стойки на голове и руках в упор лежа. Опорный прыжок: ноги врозь (козел в ширину, высота 90-100см.). Упражнения в висах и упорах; подъем переворотом в упор толчком одной, махом другой ноги: соскок махом назад из упора (низкая перекладина); сед ноги врозь; сед на правом и левом бедре (брусья).
2. Легкоатлетические упражнении
Спортивная ходьба. Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание», метание малого мяча с четырех шагов способом «из-за спины через плечо». Низкий старт и стартовый разгон. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»
3.Спортивные игровые упражнения (баскетбол).
Основы знаний: возникновение и развитие баскетбола; соблюдение правил безопасности на уроках баскетбола; влияние занятий баскетболом на организм и личность занимающихся; терминология, техника и тактика игры. Правила соревнований: определение, команды, как играют с мячом; заброшенный мяч; когда это происходит и его цена: игрок за пределами, мяч за пределами площадки; передвижение; начало игры; результат игры. Умения и навыки: стойка игрока; перемещение приставными шагами боком, лицом и спиной вперед: остановки двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом ; комбинации из основных элементов техники передвижения: ловля передача мяча двумя руками от груди на месте; ловля и передача мяча одной рукой от плеча на месте; ведение мяча в высокой стойке на месте; ведение мяча в высокой стойке в движении, по прямой; ведение мяча в высокой стойке с изменением скорости; бросок мяча от груди двумя руками с места; бросок мяча двумя руками сверху; комбинации из основных элементов технике перемещений и владения мячом; подвижные игры, приближенные по содержанию к баскетболу; игра по упрощенным правилам мини-баскетбола.
4. Спортивные игровые упражнения (волейбол).
Упражнения без мяча; стойка волейболиста; имитация нападающего удара по мычу; передвижения и перемещения шагом, приставным шагом, двойным шагом, скрестным шагом, бегом, скачком, прыжком. Упражнения с мячом, подача нижняя прямая через сетку; подача верхняя прямая; прием мяча сверху двумя руками на месте; передача мяча в парах на месте и после перемещения.
5. Спортивные игровые упражнения (футбол).
Упражнения без мяча: бег змейкой и восьмеркой (с максимальной и изменяющейся скоростью передвижения); бег с чередованием передвижения лицом и спиной назад.
Упражнения с мячом: удары по мячу (по неподвижному и катящему внутренней стороны стопы, внешней частью подъема). Остановка мяча подошвой и внутренней стороной стопы.
6.Лыжная подготовка.
Повороты: махом на месте через лыжу вперед и через лыжу назад «упором», попеременный двухшажный ход; одновременный безшажный ход; подъем скользящим шагом, поворот в движении переступанием.
Ориентировочные количественные показатели двигательных действий
отлично
хорошо
удов
1
Бег 60 м.
9.8
10.4
11.1
2
Прыжки в длину с места
170
160
140
3
Метание м. мяча
36
29
21
4
Прыжки в длину с разбега
360
330
270
5
Ходьба на лыжах 2 км.
14.00
14.30
15.00
6 класс 2 год обучения.
I. Теоретический раздел.
Тема: физическое совершенство как результат использования
физкультуры. Физическое совершенство как результат занятий физическими упражнениями. Физические упражнения и физический труд, техника физических упражнений, естественные и аналитические физические упражнения: скоростно-силовые, требующие проявления выносливости, координации движений и т. д. Основы закаливания: сущность, значение, принципы. Воздушные и солнечные ванны, закаливание водой, их гигиенические условия, дозировка, контроль.
Правила организации и проведения соревнований.
Положения о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Обязанности игроков. Установка на предстоящую игру (на макете). Характеристика на команды соперника. Тактический план игры и задания отдельным игрокам. Общая оценка общая оценка игры и действий отдельных игроков. Вывод по игре.
II. Двигательные умения и навыки.
1. Гимнастические упражнения.
Общеразвивающие упражнения на гимнастической скамейке упражнения в лазании: в два приема (канат). Акробатические упражнения: кувырок в сторону; горизонтальное равновесие на одной ноге с различным положением рук: «мост» поворот направо, налево в упор, стоя на колене и в упор присев.
Опорный прыжок: ноги врозь (козел в длину, высот) 100-120 см.) упражнения в висах и упорах: передвижение в висе, вис на согнутых ногах, подъем переворотом, толчком двумя, соскок из седа на бедре с поворотом на 90°, упор на предплечьях, упор передвижение в упоре, размахивание в упоре (брусья).
2. Легкоатлетические упражнения.
Старт и стартовый разгон в беге с умеренной интенсивностью. Бег по повороту. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Метание малого мяча на дальность с полного разбега (10-13 шагов). Кросс 1500 м.
3. Спортивные игровые упражнения (баскетбол).
Основы знаний: соблюдение правил безопасности на уроках баскетбола, терминология, техника и тактика игры.
Правила соревнований: вбрасывание: игрок в процессе броска; фолы; персональный фол; неспортивный фол; технический фол игроку. Умения и навыки: комбинации из основных элементов техники передвижений: ловля и передача мяча от груди двумя руками и одной рукой от плеча в движении. Ведение мяча в низкой стойке ш месте. Ведение мяча с изменением высоты отскока. Ведение мяча с изменением направления движения. Ведение мяча без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой: бросок мяча одной рукой с места; бросок мяча в движении одной рукой сверху после ведения; бросок мяча в движении одной рукой сверху после ловли; вырывание мяча; выбивание мяча; комбинации из основных элементов техники владения мячом ; комбинации из основных элементов техники перемещений и владения мячом; взаимодействие двух игроков «передай мяч и выйди». Тактика свободного нападения: позиционное нападение (5:0) без изменений позиций игроков; нападение быстрым прорывом (1:0); игра по упрощенным правилам мини-баскетбола. Двигательные способности: координационные способности; выносливость; спортивно-силовые способности; скоростные способности
4. Спортивно-игровые упражнения (волейбол).
Прием и передача мяча сверху двумя руками в парах на месте и после перемещения вперед. Имитация нападающего удара. Прием мяча снизу двумя руками на месте. Двухсторонняя игра по упрощенным правилам.
5. Спортивно-игровые упражнения (футбол).
Прием и передача мяча полуподъемом, подъемом с места и в движении. Жонглирование мяча головой, ногой. Отбор мяча выбиванием. Взаимодействия игроков в парах. Игра в защите, полузащите, нападении.
6. Лыжная подготовка.
Попеременный четерехшажный ход: коньковый ход с одновременным попеременным отталкиванием руками. Торможении упором. Бег на лыжах
2 км.
Ориентировочные количественные показатели двигательных действий
отлично
хорошо
удов
1
Бег 60 м.
9.8
10.4
11.1
2
Прыжки в длину с места
170
160
140
3
Метание м. мяча
36
29
21
4
Прыжки в длину с разбега
360
330
270
5
Ходьба на лыжах 2 км.
14.00
14.30
15.00
7 класс – 3 год обучения
I. Теоретический раздел
Тема 1: развитие физических качеств личности. Понятие о двигательных качествах человека. Силовые качества, скоростные качества, качества к выносливости, ловкости, гибкости. Определение понятий, средства и методы развития. Спортивная тренировка как процесс совершенствования функций организма. Утомление и переутомление. Способы контроля состояния организма.
Тема 2: короткий обзор состояния и развития баскетбола. Возникновение баскетбола и развитие его в Росси. Юношеские соревнования по баскетболу. Нормативы и требования к выполнению спортивных разрядов.
II. Двигательные умения и навыки.
1. Гимнастические упражнения.
Общеразвивающие упражнения с малыми, набивными мячами, скакалками,
гимнастическими палками, в лазании.
Упражнения в висах и упорах: подъем на согнутой ноге (низкая перекладина); размахивания в упоре на предплечьях, подъем махом назад из размахивания в упоре на предплечьях (брусья).
Акробатические упражнения: кувырок прыжком с разбега через препятствие
(козел, конь в ширину); стойка на голове и руках махом одной и толчком
другой; парные упражнения стойка ногами на бедрах партнера (лицом друг к другу и спиной к партнеру).
Опорный прыжок: согнув ноги (козел в ширину, высота 110-115 см.), боком
(конь в ширину, высота 110-115 см.).
2. Спортивно-игровые упражнения (баскетбол).
Основы знаний: соблюдение правил безопасности на уроках баскетбола: терминология, техника и тактика игры;
Правила соревнований: обоюдный фол, дисквалифицирующий фол; пять/шесть фолов игрока; штрафные броски; Умения и навыки: комбинация из освоенных элементов техники передвижений: ловля и передача мяча от груди двумя руками; ловля и передача мяча от плеча одной рукой; ловля и передача мяча в движении; ведение мяча в высокой и низкой стойке в движении по прямой; ведение мяча с изменением направления движения с пассивным сопротивлением защитника; ведение мяча ведущей и не ведущей рукой с пассивным сопротивлением защитника, бросок от груди двумя руками с места; бросок двумя руками сверху с места; бросок одной рукой с места; бросок одной рукой сверху после ведения; бросок в движении одной рукой сверху после ловли; перехват мяча. Комбинации из освоенных элементов техники перемещения и в владения мячом. Тактика свободного нападения; позиционное нападение (5:0), без изменений позиций игроков; нападение быстрым прорывом (1:0); нападение быстрым прорывом (2:1); взаимодействие двух игроков «отдать мяч и выйти»; игра по правилам мини-баскетбола.
Двигательные способности: координационные способности; выносливость; скоростные способности, скоростно-силовые способности
4. Спортивные игровые упражнения (волейбол).
Прием и передача мяча сверху, снизу через сетку; нижняя прямая подача. Передача мяча двумя руками в прыжке; взаимодействия игроков в передней линии нападения; одиночное блокирование в зонах 2 и 4: игра по основным правилам.
5. Спортивные упражнения (футбол).
Ведение мяча правой и левой ногой поочередно внутренней и внешней частью подъёма стопы. Ведение носком. Жонглирование мяча в движении. Передача мяча партнеру по вызову. Взаимодействие игроков в парах. Игра в защите, полузащите, нападении. Правила игры в мини-футбол по упрощенным правилам.
6. Лыжная подготовка.
Переходы с попеременного двухшажного на попеременный четырехшажный и с попеременного четырехшажного на попеременный двухшажный ход. Поворот упором. Прохождение дистанции 3 км.
Ориентировочные количественные показатели двигательных действий
отлично
хорошо
удов
1
Бег 60 м.
9.4
10.2
11.0
2
Прыжки в длину с места
180
160
140
3
Метание м. мяча
39
31
23
4
Прыжки в длину с разбега
380
350
290
5
Ходьба на лыжах 3 км.
15.30
16.00
17.00
8 класс – 4 год обучения
I. Теоретический раздел.
Тема №1. Возникновение и развитие физической культуры.
Возникновение физического воспитания в древнем мире и его взаимосвязь с
трудом, военным делом, культовыми обрядами и другими сторонами жизни
первобытного общества. Возникновение и развитие олимпийского движения
и его значение.
Тема №2. Основные тенденции развития физической культуры в
современном российском обществе. Формы физической культуры с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью, их цель и задачи. Место и значение физического развития в социокультурной жизни современного человека.
Спортивные игры как форма соревновательной деятельности и активного отдыха в структуре культурного образа жизни. Характеристика видов и разновидностей спортивных игр.
Тема №3. Организация и методика проведения урока баскетбола. Методы организации учащихся. Формирование основ знаний. Формирование двигательных умений и навыков. Средства и методы воспитания физических
качеств.
II. Двигательные умения и навыки.
1. Гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения: с гантелями (вес до 2х кг.). Упражнения в
весах и упорах: вис согнувшись, вис прогнувшись (брусья, перекладина), упор на руках, упор углом (брусья) упор ноги врозь (правой, левой). Соскок одноименным перемахом из упора ноги врозь (правой, левой) с поворотом
налево, направо на низкой перекладине; из виса силой, подъём переворотом в
упор; размахивания в висе (перекладина высокая), лазанье по канату с
помощью ног.
Акробатические упражнения: выход в стойку на руках махом одной, толчком
другой (помощью); переворот в сторону (колесо).
Опорный прыжок: ноги врозь с замахом (козёл в длину, высота 110-115 см.);
углом и боком с косого разбега (конь в длину, высота 110-115 см.).
2. Легкоатлетические упражнения.
Низкий старт на 60 см. Финиширование плечом. Эстафета встречная. Техника передачи эстафеты. Бег до 10-12 минут. Повторный и попеременный бег в отрезках 60-150 м. Спринт. Прыжки с места, тройной с места; опорные прыжки на высоте 115-125 см. Прыжки через скакалку. Подпрыгивание на высоту 80-90 см. Метание гранаты и других предметов в цель.
3. Спортивные игровые упражнения (баскетбол).
Основы знаний: соблюдение правил безопасности на уроках баскетбола. Терминология, техника, тактика.
Правила соревнований: спорный бросок; замены игроков. Умения и навыки: комбинации из освоенных элементов техники передвижений: ловля и передача мяча одной рукой от плеча; ловля и передача мяча в движении; ведение мяча с изменением направления движения; ведение мяча с изменением скорости; ведение мяча ведущей и неведущей рукой; бросок мяча от груди двумя руками; бросок мяча двумя руками сверху; бросок одной рукой с места; бросок мяча в движении одной рукой сверху после ведения; бросок мяча в движении одной рукой сверху после ловли; вырывание мяча: перехват мяча. Комбинации из освоенных элементов техники владения мячом. Комбинации из освоенных элементов техники перемещения и владения мячом. Тактика свободного попадания. Нападение быстрым прорывом (3:2). Взаимодействие двух игроков в «отдай мяч и выйди». Взаимодействие двух игроков в нападении через «заслон». Взаимодействие двух игроков в защите для противодействия «заслону». Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3 на одну корзину. Игра по упрощенным правилам баскетбола. Судейство. Кроме спортсменов разрядников по различным видам спорта в школе ведется целенаправленная работа по подготовке судей-общественников. На этих занятиях дети знакомятся с упрощенными правилами спортивных игр в частности баскетбола. В качестве практических навыков судейства служат обслуживание внутришкольных,а также межшкольных соревнований. После окончания соревнования проводится разбор судейства, где указываются как положительные стороны судейства, а также указываются их недостатки.
4. Спортивные и игровые упражнения (волейбол).
Техника передачи мяча сверху, снизу. Техника приема мяча сверху, снизу. Прямая верхняя подача. Прием мяча снизу после подачи. Взаимодействия игроков передней линии в направлении игроков задней линии в защите. Нападающий удар. Одиночное блокирование. Игры на различных покрытиях. Пляжный волейбол, пионербол. Игра по основным правилам.
5. Спортивные игровые упражнения (футбол).
Различные сочетания приемов техники ведения мяча с техникой владения мяча. Удары правой, левой ногой различными способами по катящемуся и летящему мячу с различными направлениями траекторий, скоростью. Остановка мяча грудью. Жонглирование ногой, головой на количество раз. Удары по воротам. Техника игры вратаря: ловля, отбивание, переводы мяча на месте и в движении, без падения и в падении. Игры по основным правилам.
6. Лыжная подготовка.
Попеременный, одновременный, коньковый ход. Переход с одного хода на другой. Спуски с поворотом. Преодоление крутых спусков в низкой стойке.
Прохождение дистанции 4 км.
Ориентировочные количественные показатели двигательных действий
отлично
хорошо
удов
1
Бег 60 м.
8.8
9.7
10.5
2
Прыжки в длину с места
190
170
150
3
Метание м. мяча
42
37
26
4
Прыжки в длину с разбега
410
370
310
5
Ходьба на лыжах 4 км.
24.00
26.30
28.00
9 класс – 5 год обучения
I. Теоретический раздел.
Тема №1. Возникновение и развитие физкультуры и спорта в России. Возникновение и развитие физкультуры и спорта в России. Роль физических упражнений в жизни и в быту привилегированных классов. Физическая подготовка в учебных заведениях и в армии. Возникновение и развитие спортивно-гимнастического движения. Становление и развитие российского спортивного движения. Спортивные достижения отечественных спортсменов в различных видах спорта. Физическое и спортивное движение в республике Татарстан.
Тема №2. Работоспособность и утомляемость организма. Физическая и умственная работоспособность, её связь с функциональным состоянием, физическим развитием и физической подготовленностью человека. Взаимосвязь физических и психических процессов во время занятий физическими упражнениями; понятия утомления и перенапряжения организма. Дозирование и контроль тренировочной нагрузки.
Роль физических упражнений в восстановлении энергетических затрат.
II. Двигательные умения и навыки.
1. Гимнастические упражнения.Общеразвивающие и прикладные упражнения
упражнения в висах и упорах: подъём махом назад из размахивания в упоре
на руках, кувырок вперёд, согнувшись из седа ноги врозь, соскок махом назад из размахивания в упоре (брусья); размахивания изгибами и подтягиванием, соскок махом назад из размахивания в висе (перекладина высокая); лазание по канату без помощи ног.
Акробатические упражнения: стойка на руках толчком двумя (обозначить):
полет-кувырок; переворот влево и вправо.
Опорный прыжок: ноги врозь (козел в длину, высота 120 см.); ноги врозь последовательно через два снаряда (козел, высота 115 см.)
2. Легкоатлетические упражнения.
Медленный бег до 15 минут. Кросс в чередовании с ходьбой до 30 минут. Поворот. Повторный бег. Спринт. Прыжки в длину с места. Тройные и пятерные прыжки. Прыжки на возвышения до 90-100 см. Метание гранаты (500 гр.).
3. Спортивные игровые упражнения (баскетбол).
Основы знаний: соблюдение правил безопасности на уроках баскетбола, терминология, техника и тактика игры.
Правила соревнований: правило трех секунд; плотно опекаемый игрок; мяч, возвращенный в тыловую зону; правило восьми секунд; правило 24 секунд; фолы в особых ситуациях: когда период и игра заканчивается; фолы команды.
Умение и навыки: комбинации из освоенных элементов техники передвижения и владения мячом. Ловля и передача мяча от груди двумя руками. Ловля и передача мяча одной рукой в движении. Ведение мяча с изменением направления движения и скорости. Ведение мяча правой и левой рукой. Броски мяча одной рукой с места. Бросок мяча после ведения мяча правой и левой рукой. Бросок мяча в движении после передачи правой и левой рукой. Бросок мяча в прыжке одной рукой с места. Вырывание и выбивание мяч; накрывание и перехват мяча; подбор мяча под щитом; тактика свободного нападения; нападение быстрым прорывом (1:0, 2:1, 3:2). Взаимодействие двух игроков в нападении и в защите через «заслон». Взаимодействие трех игроков «тройка». Взаимодействие трех игроков «малая восьмерка». Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5, на одну корзину; индивидуальные действия в защите и нападении; групповые действия в нападении и в защите; командные действия в нападении и в защите; групповые действия в защите (подстраховка); командные действия в нападении (быстрый прорыв); командные действия в защите: личная, зонная, смешанная защита. Игра по правилам баскетбола.
Двигательные способности: координационные, скоростные, скоростно-силовые, выносливость.
4. Спортивные игровые упражнения (волейбол).
Прием мяча снизу после подачи. Прямая верхняя подачи. Передача мяча снизу после подачи. Прямая верхняя подача. Передача из зон 1-6-5 в зону 3-2 или 3-4, нападающий удар и блокирование.Сочетание перемещений и приёмов. Учебная игра по основным правилам.
5. Спортивные игровые упражнения (футбол).
Совершенствование различных приёмов техники ведения мяча с техникой владения мячом, изменяя направление и ритм движения, применяя финты и надежный контроль за мячом. Совершенствование техники удара по воротам и техники игры вратаря в мини-футбол. Учебно-тренировочная игра по основным правилам.
6. Лыжная подготовка.
Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. Одновременный одношажный ход, одновременный двухшажный ход. Переход с одновременного на попеременный ход. Коньковый ход. Спуски со склонов с поворотами. Спуски со склонов с торможением. Прохождение дистанции 5 км.
Ориентировочные количественные показатели двигательных действий
отлично
хорошо
удов
1
Бег 60 м.
8.4
9.2
10.0
2
Прыжки в длину с места
200
180
160
3
Метание м. мяча
45
40
31
4
Прыжки в длину с разбега
430
380
330
5
Ходьба на лыжах 5 км.
27.00
29.00
31.00
Содержание данной программы рассчитано на систему многоразовых занятий в неделю продолжительностью 60–90 минут, включая учебные уроки и секционные занятия. Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Использованная литература.
1.Программа по предмету «Физическая культура» для
общеобразовательных учреждений под редакцией Абзалова Р. А. /
Казань, 1996г.
2.Баскетбол в школе (А. А. Дулин 1996г.)
3.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2008);
4.Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.67);
15