Организация деятельности учащихся на уроках с использованием учебно-лабораторного оборудования


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа № 28 города Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области
Организация деятельности учащихся на уроках с использованием учебно-лабораторного оборудования
Учитель начальных классов
ГБОУ ООШ № 28 г. Сызрани
Ставропольцева А.В.
2015 годОбразование не стоит на месте. Современный ученик сегодня должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию личностному самоопределению, что заложено в новых образовательных Стандартах. Но прежде всего необходимо перестроиться самому педагогу.
Чтобы дать знания современным ученикам,  необходима новая  образовательная среда,  которая позволит обеспечить решение задач современного стандарта образования. Целью  формирования современной информационно – образовательной среды становится оптимизация образовательного процесса и  повышение качества образования. В старой программе активность учеников на уроке была минимальной. Весь процесс обучения, как правило, сводился к заучиванию учебного материала. В новых ФГОСах активности обучающихся отводится огромная роль. Познание через активность – вот один из «китов» новой школы. Моя задача – организовать активное изучение материала. С этой целью я использую УЛО.
Начиная работать с новым оборудованием, я столкнулась с большими трудностями. Тех знаний, что были получены на очных курсах , оказалось недостаточно. Приходилось изучать специальную литературу, совместными усилиями разбираться  в работе  полученной техники. Я и коллеги  обучали друг друга, делились опытом работы, проводили обучающие семинары. Кроме этого, пришлось поработать и самостоятельно.
Первый год работы по новым Стандартам показал, что учителю надо перестраиваться, так как в перспективе мы надеемся  получить нового ученика с качественными знаниями.
 Планируя свою урочную и внеурочную деятельность, я включаю в работу современное учебно-лабораторное оборудование такое, как ноутбук. Его   я использую  для поиска, сбора, обработки и хранения данных, при работе с системой контроля и мониторинга  качества знаний. Это и разработки уроков, и презентации к урокам, и иллюстративный материал, материалы для проведения классных часов, создание видеороликов. Чтобы иметь авторитет у школьников, Учителю нужно уверенно владеть компьютером и Интернетом. Наша Задача – догнать учеников в освоении Интернета и начать говорить с ними «на их языке».
Незаменимой в работе является Интерактивная доска – это доска огромных возможностей. Детям нравится работать с  интерактивными тренажёрами, используя электромагнитный маркер. Желающих работать у доски всегда большое количество, это, несомненно, оживляет урок, вызывает  огромный интерес. Работа с интерактивной доской не требует специальных навыков и знаний, поэтому даже «слабый» ребёнок быстро проявляет свою индивидуальность и осваивает материал. С помощью специального маркера учащиеся работают с изображением на экране: выделяют, подчёркивают, обводят, рисуют схемы.       Интерактивная доска позволяет   показывать слайды, видео, даёт возможность работать с рисунком, схемой, картиной; сохранять нанесённые изображения в виде файла, обмениваться ими по каналам связи.
А как показать то маленькое иди существующее в единственном экземпляре для всего класса? Бабочку, фрагмент географической или исторической карты, картину, так, чтобы на экране её со всеми подробностями увидела большая аудитория. Документ-камера на гибком штативе - будет для нас незаменимым помощником. Все что "видит" камера в реальном времени передается на экран. Можно показывать книги, картинки, наглядные опыты,  все что угодно...   Документ-камеру я использую практически на всех уроках - технологии, изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка при написании сочинений и изложений и др. предметах урочной и внеурочной деятельности.
Современный ученик сегодня должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию личностному самоопределению. Очень важно научить его общим, универсальным способам деятельности. С использованием цифрового микроскопа на уроках окружающего мира выполнение практических и лабораторных работ проходит на качественно новом уровне.
Интересна и результативна Система контроля и мониторинга качества знаний.  Ученикам  раздаются беспроводные пульты для ответа на вопросы педагога. В ходе занятия педагог задает вопросы, которые отображаются на экране, и обучающиеся отвечают на них простым нажатием на кнопки пульта. Результаты опроса сохраняются и отображаются в режиме реального времени. Я делаю распечатки результатов для родителей и провожу коррекционную работу в классе , а родители с учащимися устраняют пробелы в знаниях, путём повторения дома. .
Интересна работа на  Нетбуках. И в рабочей и игровой форме проходят занятия интеллектуального развития «Умники и умницы», тестирование, обмен информацией «учитель-ученик», демонстрация работ учащихся, и др.
Информации для проведения уроков в помощь учителю в Интернете огромное количество. Серия учебных пособий «Современные образовательные технологии. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе» – это первые помощники для учителя. Работая с этими пособиями, я нахожу электронный адрес к цифровому образовательному ресурсу практически к каждой теме урока любого предмета.
В рамках новых Стандартов авторы учебной программы Школа России предлагают электронные приложения к учебникам , которые дают уникальные дополнительные возможности. Использую их часто. Школьники в увлекательной игровой форме смогут выполнить различные творческие  и самостоятельные задания, предложенные в приложениях.  
Используя современное учебно–лабораторное оборудование, соответствующее новым Стандартам, урок становится более ярким,  насыщенным, интересным, разнообразным. У меня, как учителя появляется больше возможностей в выборе различных видов и форм деятельности на уроке. Но для более качественной организации работы хотелось бы иметь оборудование в своём классе.
В целом,  работа с учебно-лабораторным оборудованием,  позволяет оптимизировать образовательную среду и достичь планируемых результатов, заложенных в новых Стандартах.
        Сравнивая предыдущих первоклассников и сегодняшних,  наблюдаю повышение интеллектуального потенциала обучающихся, поэтому мы не можем учить детей по-старому.  В основе обучения должен лежать системно-деятельностный подход, обучающиеся должны иметь установку на получение результата. Необходимо реализовать  новую позицию учителя – содействие развитию, самостоятельному получению знаний. В моём классе -20 человек - во всех предметных олимпиадах и творческих конкурсах участвуют 17 человек и получают результаты.