Статья Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
Развитие орфографической зоркости учащихся
на уроках русского языка в начальной школе
В настоящее время отмечают, что за последние 10-15 лет заметно снизилась орфографическая и пунктуационная грамотность, общая речевая культура обучающихся.
Проблема поиска путей совершенствования орфографической зоркости учащихся актуальны как никогда, и совершенствование орфографической зоркости на уроках русского языка возможно при определенных условиях:
формирование устойчивого интереса к русскому языку;
использование серии практических заданий при условии состязательности их выполнения;
разработка дидактических упражнений с учетом индивидуального подхода;
использование коллективной познавательной деятельности на уроках русского языка.
Как показали исследования, наиболее существенную роль в формировании положительного отношения учащегося к учению играет связь последнего с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения материала, организация поисковой познавательной деятельности. Использование проблемности в обучении позволяет поднимать учащегося на новый, более высокий уровень познавательной деятельности, активизируя в ней творческий элемент.
И что самое главное: то правило, которое ребенок вывел сам, рассуждая, доказывая, порой ошибаясь, он запомнит гораздо лучше, чем то, которое он прочитал в учебнике. А для формирования орфографической зоркости это важно.
Зачастую учащиеся, прекрасно зная правила, допускают ошибки, потому что не видят случаев их применения, т.е. не видят опознавательных признаков орфограмм. Отсюда следует вывод, что необходима практическая направленность в обучении русскому языку. Уроки должны быть уплотненными, проводить их надо в темпе, успевать повторять только что пройденный материал. Важно так организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания. Особенно пристальный контроль следует установить за слабоуспевающими учениками, которым необходимо оказывать повседневную помощь в работе на уроках русского языка.
Орфографическая грамотность учащегося проявляется в устойчивых навыках грамотного письма, формирование которых требует от учителя использования многочисленных и разнообразных методов, приемов и видов работ на всех этапах обучения.
Навыки грамотного письма должны быть автоматизированными, устойчивыми и гибкими. Наиболее эффективными видами работ являются следующие:
восприятие орфографии на слух;
проговаривание заучиваемой орфограммы;
повторяемость работы над изучаемой орфограммой, ее регулярность;
опора на механизм аналогии (аналогия с образцом) при выборе орфограммы;
контроль за безошибочным выбором форм - профилактика ошибок;
использование речевых упражнений, где это возможно.
Первым условием формирования орфографических навыков является изучение орфографических правил. Поэтому с особой тщательностью необходимо продумывать, как лучше донести до учеников то или иное орфографическое правило.
Большую роль в формировании орфографических навыков и развитии орфографической зоркости играет письмо с проговариванием. Здесь работает и механическая память, и непроизвольное запоминание. Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного и способствует предотвращению ошибок.
При письме с проговариванием проводится и индивидуальная работа. Ученику предлагается слово с трудной именно для него орфограммой; сильным учащимся даются слова с непроверяемыми орфограммами.
При закреплении умения обучающихся видеть орфограммы, а также развивать способности обосновывать выбор орфограмм, классифицировать их при подчеркнутом внимании к морфемам, я использую следующую систему упражнений:
- списывание недеформированного связного текста с предварительным анализом правописания определенных слов.
Сознательное списывание, являясь одним из приемов обучения грамотному письму, формирует языковое мышление учащегося, интерес к слову и к целым высказываниям. Недеформированные тексты развивают у школьников способность видеть орфограммы.
В деформированных текстах внимание учащихся сосредотачивается на пропущенных буквах, и когда они работают с недеформированным текстом (написание диктантов, изложений, сочинений и т.п.), то испытывают серьезные затруднения в нахождении орфограмм.
- Выборочное письмо. В ходе выполнения этих упражнений внимание учащихся акцентируется прежде всего на правописании слов с орфограммами и формируется умение распознавать эти орфограммы в связных текстах.
- Задания по классификации орфограмм. В ходе выполнения упражнений с такими заданиями формируется дифференцированный подход к орфограммам.
- Составление словосочетаний и предложений (а для сильных учащихся - небольших рассказов) с опорой на данные слова.
- Подбор собственных примеров. Это поможет учащимся сделать шаг от оперирования «чужими» материалами к использованию в речи своих примеров.
- Графическое объяснение (обоснование) написанного. Такие упражнения необходимы как звено, связывающее теорию с практикой.
- Разбор слова по составу. Основной акцент в таких упражнения делается на отработку умения обнаруживать орфограммы в значимой части слова, классифицировать их, обосновывать написанное, определять вид орфограммы на слух.
- Подбор однокоренных слов. С помощью данных упражнений обрабатывается умение объяснять написание гласных и согласных в корне.
- Определение морфологических признаков, от которых зависит написание.
Целесообразно проводить на каждом уроке словарную работу и комментированное письмо.
При проведении словарной работы могут быть использованы упражнения, включающие задания разного типа.
Комментированное письмо позволяет установить прочность усвоения материала, т.к. процесс письма сопровождается необходимыми пояснениями.
Практикую различные виды комментирования: полное (в этом случае разбирается правописание каждого слова) и выборочное (анализируются только некоторые орфограммы, указанные учителем).
Немаловажную роль в развитии орфографической зоркости учащихся играет своевременный контроль, который позволяет выявить пробелы в знаниях учащихся и скорректировать их, контроль текущий и итоговый.
Текущий контроль может проводиться в разных формах: самостоятельная работа учащихся, диктант «Проверь себя», тест, работа с привлечением перфокарт. Применение перфокарт, как и других видов, дает возможность учителю на данном же уроке устанавливать степень усвоения учащимися нового материала или пробелы в изученном ранее.
По сравнению с традиционными формами проверки тесты позволяют существенно увеличить объем проверяемого материала. Поэтому я практикую как промежуточные тесты (по темам курса), так и итоговые (по разделам и всему курсу).
После проведения контрольных диктантов обязателен их анализ, где учащиеся под руководством учителя проводят работу над ошибками, причем повторение проходит по определенной системе (орфограммы группируются, учащиеся подбирают свои примеры, графически их обозначают).
Большое внимание уделяю работе со словами с непроверяемыми или трудно проверяемыми орфограммами. Это так называемые словарные слова, а также те, которые требуют запоминания и с которыми учащиеся могут встретиться в контрольном диктанте, в творческой работе. Они записываются в «Словарик» и заучиваются наизусть.
Многолетние наблюдения учителей начальных классов показывают, что уровень орфографической грамотности учащихся удается повысить, если с первого года обучения в начальной школе целенаправленно проводить работу по орфографии с ориентацией (на каждом этапе) на формирование определенной системы базовых знаний, умений и навыков.
Главным в изучении русского языка и для учителя, и для ученика становится совместный поиск, попытка осознать тот внутренний смысл, который есть в любом языковом явлении. И главное - стремление понять, почему и зачем в языке существуют такие закономерности. А это необходимо прежде всего для того, чтобы научиться управлять и владеть своей речью, чтобы не просто слушать, а слышать и чувствовать язык другого человека.
Фроликова А.В.,
учитель начальных классов
МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа»