Метадическая разработка классного часа

Классный час "Планета Толерантности"

Цели:
-Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном и интолерантном поведении.
Задачи:
- Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
- Воспитывать чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
- Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре общения между людьми;
- Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.
Предварительная работа: проводится анкетирование среди учащихся.


ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Начинаем с просмотра ролика о Толерантности

-Здравствуйте ребята!
Мы с вами в течение этого года очень активно занимаемся проблемой толерантности в нашей школе. В рамках этой деятельности мы с вами сотрудничаем с центром «Забота», с центром социальной помощи семьи и детям, опекаем ветерана труда. Оформляли стенды в школе «Толерантность – путь к успеху».
А сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы толерантности, в нашем коллективе, в нашей школе.

Немного предыстории:
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день Толерантности. Этот праздник был учрежден еще в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Не всем, может быть, знакомо слово Толерантность, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный, культурный человек – это не только образованный человек, но человек обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими, это – толерантный человек.
Мы живем в современном, развитом мире, с постоянно движущимся вперед прогрессом. Когда техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, проще, спокойнее, добрее. Но все чаще и чаще мы слышим слова: агрессия, жестокость, насилие, непонимание.
Все чаще эти понятия применимы к современной молодежи. И самое страшное это происходит не где-то и не с кем-то, а рядом с нами и среди нас.
Все чаще и чаще мы слышим не совсем понятное для нас слово – толерантность и призыв быть «Толерантной личностью», а в противовес можно услышать «Толерантность – это слабость!». Давайте же разберем кто прав, в чем суть понятия ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Что - же это за слово такое? Нуждается ли наше общество в толерантной личности?
(ответы ребят)

-Спасибо, ребята. Давайте посмотрим, какое толкование слову Толерантность дают разные языки мира.

Французский – отношение, при котором допускается, что другие могут действовать, думать иначе, нежели ты сам;
Испанский – способность признавать отличные от собственных идеи или мнения;
Английский – готовность быть терпимым, снисходительным;
Китайский – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
Арабский – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
Русский – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо)

На кануне вам была предложены тесты, давайте посмотрим, их результаты:

1. «Проявляешь ли ты толерантность?»:
У 84% высокий уровень проявления толерантности.
Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира. И мы надеемся, что это чувство ты пронесешь через всю свою жизнь.
У 16% средний уровень толерантности.
Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность, и у тебя хорошее воображение. Надеемся, что эти качества помогут тебе стать, более толерантным.

2. Тест толерантность:
23% высокий уровень:
У вас твёрдые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею. Вы критичны к себе, не считаете своё мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.
77% средний уровень:
Вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения. Но вы, безусловно, можете вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.
И можно сделать вывод, что вам еще есть чему поучиться.

Давайте вместе попытаемся определить, а какими качествами должен обладать «Толерантный человек» читаем высказывание о человеке и выбираем те качества, которые присущи для толерантного человека:
- Уважение мнения других
- Доброжелательность
- Желание что-нибудь делать вместе
- Понимание и принятие
- Чуткость
- Снисходительность
- Доверие
- Гуманизм
- Любознательность
- Готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается
- Признание права каждого быть самим собой
- Непонимание
- Игнорирование
- Эгоизм
- Нетерпимость
- Пренебрежение
- Раздражительность
- Равнодушие
- Цинизм
- Агрессивность

Спасибо за работу!

Конечно – же, все мы разные, но все мы имеем право на свою индивидуальность. На принятие, понимание, уважение нас такими, какие мы есть.
Мне хочется, чтобы вы послушали по этому поводу, очень замечательные строчки.
«Молитва о встрече»
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать моим надеждам.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – это прекрасно!
А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь.

Еще я хотела бы вам прочитать одну легенду:

Много ли мы знаем про гусей? Они громко крякают и больно щипаются. А еще они летят клином на юг.
А вы знаете, что гусь выбирает себе пару на всю жизнь? И если одна половинка погибает, другая никогда не выбирает себе новую пару и в скором времени тоже умирает.
А когда они летят клином, то способны пролететь на 71 % больше, чем поодиночке. Клин разбивает сопротивление ветра, как вертолет, и сложнее всего тому, кто летит впереди. Если первый устал – он отправляется в конец, и его незамедлительно подменяют. Так они постоянно меняют вожака. И каждый из гусей бывает в этой роли. Если один из гусей заболевает или устает и опускается ниже, еще двое опускаются с ним и остаются до тех пор, пока тот не наберется достаточно сил.
Вы слышали, как кричат гуси, когда клин медленно плывет в горизонт? Это они подбадривают того, кто летит впереди, и точно знают, что их будут также подбадривать, когда они окажутся на его месте.

После чтения идёт обсуждение.
Про что этот рассказ для вас? Давайте попробуем ответить на него.

Кадетство – образ жизни, это большая семья, в которой все на виду: радость и горе, хорошее и плохое.

Жизнь гусей – это метафора отношений в семье, в коллективе, в том числе и в нашем коллективе кадетском.

Так порой хочется чувствовать себя в такой «гусиной стае», где есть защищенность, забота, верность. Особенно когда за все, что есть в жизни – работа, дом, дети, материальное благополучие, отвечаем только мы. А так происходит потому, что мы боимся отдать часть ответственности, или потому, что те, кто рядом, не очень стремятся разделять ее с нами. Часто ли нас, «летящих впереди», поддерживают, не забывают ли о нас, когда мы устали и отстаем? Как окружающие относятся к нашим победам, к тому, что нам удалось вырваться вперед? Разделяют с нами радость или воспринимают наши достижения как собственное поражение? Для того чтобы была возможность лететь вперед, важно иметь надежный «тыл», в то же время роли «летящего впереди» и «прикрывающего» обязательно должны меняться.
Как мы ведем себя, когда кто-то оступается, ошибается? Мы «спускаемся с ним вниз», чтобы поддержать или попытаться разобраться, что случилось? Или нам легче выгнать его из «стаи»?

Ребята, давайте вместе попытаемся определить, а какими качествами должен обладать «Толерантный коллектив» читаем высказывание о коллективе и выбираем те качества, которые присущи для толерантного коллектива:
- Умение внимательно слушать и слышать
- Стремление разобраться в сложившейся ситуации
- Обзывание
- Совет, предложение
- Обвинение, упрек
- Похвала, согласие
- Приказ, указание
- Подбадривание
- Благожелательность
- Отстранение
- Утешение
- Чтение нотаций
- Уважение
- Осуждение, критика
- Поддержка
- Перебивание, неумение слушать
- Игнорирование
- Угрозы

Ну вот, мы и выяснили, какими качествами должен обладать Толерантный коллектив.

Хотелось бы остановиться еще на одном стихотворении:
Чтение стихотворения Э. Асадова «Разные свойства».

Заяц труслив, но труслив оттого,
Что вынужден жить в тревоге,
Что нету могучих клыков у него,
А всё спасение – ноги.
Волк жаден скорее всего потому,
Что редко бывает сытым,
А зол оттого, что, наверно, ему
Не хочется быть убитым.
Лисица хитрит и дурачит всех
Тоже не без причины:
Чуть зазевалась – и всё! Твой мех
Уже лежит в магазине.
Щука жестоко собратьев жрёт,
Но сделайте мирными воды,
Она кверху брюхом тотчас всплывёт
По всем законам природы.
Меняет окраску хамелеон
Бессовестно и умело.
- Пусть буду двуличным, - решает он. –
Зато абсолютно целым.
Деревья глушат друг друга затем,
Что жизни им нет без света,
А в поле, где солнца хватает всем,
Друг к другу полны привета.
Змея премерзко среди травы
Ползает, пресмыкается.
Она б, может, встала, но ей, увы,
Ноги не полагаются
Те жизнь защищают. А эти – мех.
Тот бьётся за лучик света.
А вот – человек. Он сильнее всех!
Ему-то зачем всё это?

Как вам кажется, почему человек использует в общении все эти повадки: хитрость, агрессию, двуличие, трусость?
(ответы учащихся)
Давайте вернемся к тем свойствам, которые остались у нас за списком понятия толерантный человек и толерантный коллектив:
- Нетерпимость
-Унижение человеческого достоинства. – Агрессивность. - Нарушение прав человека.
- Равнодушие и т.д.

Вот мы с вами и подошли к обратной стороне медали:
Интолерантность – это обратная сторона толерантности.

К сожалению, часто в отношениях со сверстниками, с одноклассниками, педагогами и окружающими нас людьми мы проявляем несдержанность, иногда агрессию. Где-то даже не осознанно. Потом осознаем, анализируем, пытаемся сгладить конфликт, извиниться. Но достаточно ли этого чтобы все встало на свои места, как было? Давайте посмотрим одну притчу. (видео)

Понятен ли вам смысл этой притчи? В чем он?

Мы поговорили сегодня о толерантности!
Не о той, о которой так много пишут и говорят: к другим нациям, странам и народам. А о той, которая рядом с нами по отношению к близкому человеку, к другу к товарищу, к соседу по парте. К тому, кто проходит мимо нас каждый день.
И надеюсь что, услышав определение: Толерантность – это слабость, вы найдете в себе силы этому возразить, сказав, что толерантность это когда я:

- Имею право на счастье и доброе отношение в своем классе и школе. Это значит, что никто не будет надо мной смеяться, что меня не будут игнорировать и обижать.
-Я имею право быть самим собой в классе и школе. Это значит, что никто не будет ко мне относиться несправедливо из-за того, что я толстый или худой, быстрый или медлительный, мальчик или девочка.
-Я имею право на безопасность в классе и в школе. Это значит, что меня никто не будет бить, толкать и унижать.
-Я имею право слушать и быть услышанным. Это значит, что никто здесь не будет кричать, и мое мнение и желание будут учитывать при планировании совместных действий.
-Я имею право познавать себя. Это значит, что я смогу свободно выражать свои чувства и мнения, и меня не будут прерывать или наказывать.

Вот что значит быть толерантным для нас!
А начать нужно конечно с себя!
« В мире нет плохих людей, есть люди на которых нам не хватило душевного тепла!»
(видео клип про дружбу)

Спасибо за внимание!








13PAGE 15


13PAGE 14215