Урок русского языка на тему Правописание безударных гласных в корнях слов 3 класс



Конспект урока
Мехоношина Людмила Анатольевна
МБОУ «Кониплотническая СОШ»
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: Правописание безударных гласных в корнях слов
Тип урока: урок рефлексии
Цели урока:
Деятельностная цель: развивать умение находить орфограмму в тексте, графически обозначать ее, выбирать способ проверки; работать в группах, отбирать примеры и распределять их на группы

Содержательные: повторить и расширить знания по теме «Безударные гласные в корне слова»

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
- Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас хочу пригласить совершить поход в зимний лес. Согласны? Тогда закройте глаза, представьте себе, что вы идете по лесу. Идёте не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышите свежим воздухом, разглядываете убранство леса.
Откройте глаза, посмотрите на доску. Что видите?
- Это зимний лес.

Итак, мы пошли в поход, конечно же, не в настоящий, а в поход за знаниями. А это гораздо сложнее!

- Кто желает отправиться со мной в увлекательное путешествие, поднимите руку.
Хорошо! Я считаю, что у нас всё получится и в конце урока наш лес преобразится.

Дети приветствуют учителя








- Зимний лес








Учащиеся поднимают руки


Развитие «Я - концепции» Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

2) Этап актуализации и пробного учебного действия
- Чтобы отправиться в путешествие, необходимо в данные слова вставить пропущенные буквы с помощью сигнальных карточек
Мячи, снегирь, столовая, медведь, трава, яйцо, народ, кедровый, глядеть, корова, спешить, роса, альбом, слеза, хвалить, далёкий, сорока, горох.
(на слайде) Самооценка
- Ребята, где находятся пропущенные орфограммы?
- Кто допустил ошибки? Почему?


- А теперь давайте запишем эти слова, распределив их в два столбика. По какому принципу их можно разделить?
Как определить, есть ли в слове безударный гласный? (Связь с уроками информатики)

- По нашей записи сделаем вывод





- Вы, конечно, догадались, о чем пойдет речь на уроке?
- А чему мы должны будем научиться?

- А если мы не знаем, как проверить безударную гласную в корне, куда можно обратиться? Как называется такой словарь?







Ученики поднимают сигнальные карточки




- в корне слова




Ученики записывают слова, распределяя их на группы и обозначают орфограмму.

Проговаривают алгоритм (слайд)




- в одних словах безударные гласные в корне проверяются ударением, а в других нет, их нужно запомнить.
- о безударных гласных в корне слова
- находить орфограмму в тексте и проверять ее

- Орфографический
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Поиск разнообразных способов решения задач

Формулирование проблемы





















Принятие и сохранение учебной задачи








3) Этап локализации индивидуальных затруднений
- Ребята, что мы должны сделать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова?

- Как мы будет это делать? (можно подсказать, что есть два способа проверки)


Пользуясь алгоритмом, вставить пропущенные буквы (слайд)




- подобрать слово, в котором эта гласная будет стоять под ударением.


- подобрав однокоренное слово - изменив слово по числам например (В_ДА – ВОДЫ)


Учащиеся, пользуясь алгоритмом, выполняют упражнение, затем обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга. Выбор слов из скобок затем обсуждается в классе
Поиск необходимой информации для выполнения учебных действий с использованием учебной литературы

Структурирование знаний



Использование речи для регуляции своего действия

4) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
- А теперь мы с вами разделимся на команды, и вы будете находиться в лесу одни. Помните правило и не делайте ошибок на своем пути.






Проверка по слайдам

Самостоятельная работа по группам, (10 минут)
1 группа учащихся работает индивидуально с тестовым материалом.
2 группа - распределяет слова по видам орфограмм в корне (карточки)
3 группа – ищет ошибки в тексте (текст на карточке)

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Структурирование знаний
Поиск необходимой информации для выполнения учебных с использованием учебной литературы

5) Этап включения в систему знаний и повторения
Учитель проводит с учащимися игру «Ты – мне, Я – тебе»: бросает мяч, называя слово с орфограммой, о которой говорилось на уроке.
Учащиеся определяют, проверяемая или непроверяемая гласная в корне и в ответ называют либо проверочное слово, либо указывают, что оно словарное, т.е. гласная в корне не проверяется
Развитие «Я концепции» Владение диалогической формой речи
Писк разнообразных способов решения задач Структурирование знания

6) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
- Вот и подходит к концу наше с вами путешествие в лес. Обратите внимание, каждый раз входя в лес, вы будто заново открываете его красоту. Так и в учебе. Ваше желание чему-то научиться открывает для вас новые горизонты. А теперь настало время оживить наш лес. Оцените свою работу на уроке: выберите снежинку подходящего цвета и напишите на ней, чему вы научились на уроке, что понравилось или нет.









- Посмотрите, какой сказочный лес у нас получился! Это действительно Лес Знаний, и оживить его нам удалось с помощью вашей работы на уроке.
- Итак, мы сегодня повторили и закрепили знания о правописании безударных гласных в корне. Где можно применить ваши знания?


- На самом деле, ребята, эту орфограмму можно встретить в любом тексте, так что надолго мы с ней прощаться не будет.

Домашнее задание: составить для ребят словарный диктант по данной теме из 10 слов (Может быть и картинный)











Анализируют работу на уроке через самооценку, выбирая снежинки соответствующего цвета и затем прикрепляют их.

(На краю стола каждого ученика прикреплены снежинки трех цветов: желтые, зеленые, красные. На оборотной стороне каждого написано: Зеленые (У меня получилось Я поставлю себе оценку) Желтые ( У меня были ошибки, но я) Красные (У меня ещё плохо получается и мне надо)



Ответы могут быть такими: - при работе с текстом - при написании сочинения и т.д.






Записывают домашнее задание

Развитие «Я - концепции» Самооценка личности






















П Р И Л О Ж Е Н И Е К У Р О К У

1 группа
Выполнить тестовую работу.
1)Какое слово пишется не так, как произносится?
А) винт Б) весы В) курс
2) В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?
А) всна, мтель Б) ктёнок, забжал В) гмнаст, крмить
5) Найди и подчеркни «третье лишнее» слово в каждом ряду.
А) удвление, повление, плсать Б) крмить, нчной, запх В) рка, грбы, зрно





2 группа
Задание на распознавание видов орфограмм (на карточке).
Распределите данные ниже слова по видам орфограмм в корне.

Безударные проверяемые гласные в корне Безударные непроверяемые гласные в корне
К.лосья, г_ризонт, д.ревянный, б_рабан, д_лить, п_мидор, п_ссажир, стр_на, з_л_той, д_ждливый, ук_зать, н_род, б.рлога
3 группа
Найдите ошибки в диктанте одного из учеников (на карточке) Выпишите эти слова в исправленном виде, обозначив орфограмму.
Как хорош лес поздней осинью! Ветра нет, в мягком воздухе разлит осенний запох. Тонкий туман стаит над желтыми палями. Сквозь бурые сучья диревьев билеет небо, на липах весят последние залотые листья.
( По И.С.Тургеневу)







Выполнить тестовую работу.
1)Какое слово пишется не так, как произносится?
А) винт Б) весы В) курс
2) В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?
А) всна, мтель Б) ктёнок, забжал В) гмнаст, крмить
5) Найди и подчеркни «третье лишнее» слово в каждом ряду.
А) удвление, повление, плсать Б) крмить, нчной, запх В) жзнь, жри, жвотное

2 группа
Распределите данные ниже слова по видам орфограмм в корне.

Безударные проверяемые гласные в корне Безударные непроверяемые гласные в корне








К.лосья, г_ризонт, д.ревянный, б_рабан, д_лить, п_мидор, п_ссажир, стр_на, з_л_той, д_ждливый, ук_зать, н_род, б.рлога



3 группа
Найдите ошибки в диктанте одного из учеников
Выпишите эти слова в исправленном виде, обозначив орфограмму.
Как хорош лес поздней осинью! Ветра нет, в мягком воздухе разлит осенний запох. Тонкий туман стаит над желтыми палями. Сквозь бурые сучья диревьев билеет небо, на липах весят последние залотые листья.
( По И.С.Тургеневу)











15