Разработка урока русского языка в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО по теме «Правописание безударных гласных в корнях слов»


Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание безударных гласных в корнях слов»
учителя МКОУ Вальдиватская СОШ Карсунского района Шигаева Федора Александровича
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: Правописание безударных гласных в корнях слов
Авторы УМК: Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2012
Тип урока: изучение нового материала
Цели: 1) познакомить учащихся с правописанием безударных гласных в корнях слов;
2) развивать умения и навыки нахождения слов с безударными гласными в корнях;
3) воспитывать уважительное отношение к орфографическим нормам русского языка.
Планируемые результаты:
личностные: формирование адекватной позитивной оценки, самоуважения и взаимоуважения.
метапредметные:
регулятивные: планирование действий, направленных на решение поставленной задачи.познавательные: отрабатывание навыков поиска необходимой информации, закрепление умений нахождения слов с безударными гласными в корнях слов;
коммуникативные: умение аргументировать свое мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.предметные: научиться объяснять правописание слов с безударными гласными в корнях.
Понятия: орфограмма, безударные проверяемые и непроверяемые гласные, словарные слова.
Методы обучения: проблемно-поисковый, познавательный, практический, метод обобщения.
Методическое назначение ИКТ: развитие интереса, расширение познавательных потребностей обучаемых, повышение уровня визуализации изучаемого материала.
Этап урока Решаемые задачи Деятельность учителя (методы обучения) Деятельность учащихся (формы организации учебно-познавательной деятельности) Результат
1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Развить познавательные интересы учащихся, мотивировать на работу по изучению нового материала - Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас хочу пригласить совершить поход в осенний лес. Согласны? Тогда закройте глаза, представьте себе, что вы идете по осеннему лесу. Идёте не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышите свежим воздухом, разглядываете разноцветные листья.
Откройте глаза, посмотрите на доску. Что видите?
- Это дерево знаний.
Итак, мы пошли в поход, конечно же, не в настоящий, а в поход за знаниями. А это гораздо сложнее!
- Кто желает отправиться со мной в увлекательное путешествие, поднимите руку.
Хорошо! Я считаю, что у нас всё получится и в конце урока наше дерево преобразится.
Дети приветствуют учителя«Дерево знаний» (ожиданий)
- Дерево без листочков
(На доске прикреплено дерево, нарисованное на ватмане, без листочков.)
Учащиеся поднимают руки Развитие «Я - концепции»
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
2) этап актуализации и пробного учебного действия Развить познавательные интересы учащихся, работать над поиском разнообразных способов решения задач; учить формулировать проблему, принимать и сохранять учебную задачу; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения поставленных задач - Чтобы отправиться в путешествие, необходимо записать слова с пропущенными буквами.
(на доске слова: м_нута, об_жается, хр_зантема, п_хучий, м_лина, с_леный)- Ребята, где находятся пропущенные орфограммы?
- А теперь давайте запишем эти слова, распределив их в два столбика. По какому принципу их можно разделить? (учитель в слабом классе может напомнить, что в слове С_ЛЕНЫЙ гласная проверяется ударением, а в слове М_ЛИНА не проверяется, это словарное слово.
- по нашей записи сделаем вывод
- Вы, конечно, догадались, о чем пойдет речь на уроке?
- А чему мы должны будем научиться?
- а если мы не знаем, как проверить безударную гласную в корне, куда можно обратиться? Как называется такой словарь?
Рассмотрим форзац учебника.
- Какие из перечисленных правил вы уже знаете? А какие еще не изучили? - в корне словаУченики по одному выходят к доске и вставляют пропущенные буквы, выделяя корень и ставя ударение в словах.
Ученики записывают слова, распределяя их на группы и обозначают орфограмму.
- в одних словах безударные гласные в корне проверяются ударением, а в других нет, их нужно запомнить.
- о безударных гласных в корне слова- находить орфограмму в тексте и проверять ее
- Орфографический (если дети не знают, учитель называет словарь и показывает его в классе, при этом объясняя, как нужно им пользоваться).
Ученики рассматривают форзац и выбирают: с чередующимися гласными в корне они еще не знакомы
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Поиск разнообразных способов решения задач
Формулирование проблемы
Принятие и сохранение учебной задачи
Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач
3) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Учить навыкам поиска необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы, структурированию знаний, использованию речи для регуляции своего действия - Ребята, что мы должны сделать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова?
- как мы будет это делать? (можно подсказать, что есть два способа проверки)
Пользуясь образцом рассуждения на стр. 63-64 учебника, выполните устно упр. 134
Хр_брец – это … человек.
Упр. 135 выполните письменно, выбирая из скобок то слово, которое для данного слова является проверочным, затем обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга
- подобрать слово, в котором эта гласная будет стоять под ударением.
- подобрав однокоренное слово- изменив слово по числам например (В_ДА – ВОДЫ)
Учащиеся, пользуясь образцом, устно по цепочке выполняют упражнение
Учащиеся выполняют упражнение, затем обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга. Выбор слов из скобок затем обсуждается в классе Поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы
Структурирование знаний
Использование речи для регуляции своего действия
4) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Развивать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; структурировать знания;
поиска необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы - А теперь мы с вами разделимся на команды, и вы будете находиться в лесу одни. Помните правило и не делайте ошибок на своем пути.
Самостоятельная работа по группам, можно по рядам (10 минут)
1 группа учащихся работает индивидуально с тестовым материалом.
2 группа - распределяет слова по видам орфограмм в корне (карточки)
3 группа – ищет ошибки в тексте (текст на интерактивной доске)
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Структурирование знаний
Поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы
5) этап включения в систему знаний и повторения Развивать навыки диалогической речи, поиска разнообразных способов решения задач Учитель проводит с учащимися игру «Ты – мне, Я – тебе»: бросает мяч, называя слово с орфограммой, о которой говорилось на уроке. Учащиеся определяют, проверяемая или непроверяемая гласная в корне и в ответ называют либо проверочное слово, либо указывают, что оно словарное, т.е. гласная в корне не проверяется
Развитие «Я концепции» Владение диалогической формой речи Поиск разнообразных способов решения задач Структурирование знания
6) этап рефлексии учебной деятельности на уроке Организация рефлексии, самооценки личности, выявление уровня удовлетворенности учащихся учебным занятием - Вот и подходит к концу наше с вами путешествие в осенний лес. Обратите внимание, каждый раз входя в лес, вы будто заново открываете его красоту. Так и в учебе. Ваше желание чему-то научиться открывает для вас новые горизонты. А теперь настало время оживить наше дерево. Оцените свою работу та уроке: выберите листочек подходящего цвета и напишите на нем, чему вы научились на уроке, что понравилось или нет.
- Посмотрите, какое пышное деревце у нас получилось! Это действительно Дерево Знаний, и оживить его нам удалось с помощью вашей работы на уроке.
- Итак, мы сегодня повторили и закрепили знания о правописании безударных гласных в корне. Где можно применить ваши знания?
- На самом деле, ребята, эту орфограмму можно встретить в любом тексте, так что надолго мы с ней прощаться не будет.
Домашнее задание: упр. 140 Анализируют работу на уроке через самооценку, выбирая листочки соответствующего цвета и затем прикрепляя их к веткам дерева.
(На краю стола каждого ученика прикреплены листочки трех цветов: желтые, зеленые, красные. На оборотной стороне каждого написано: Зеленые (Мне понравилось, что…)Желтые (Я узнал, что…Красные (Было скучно, неинтересно)
Ответы могут быть такими:- при работе с текстом- при написании сочинения и т.д.
Записывают домашнее задание
Развитие «Я - концепции» Самооценка личности
П Р И Л О Ж Е Н И Е К У Р О К У
1 группа
Выполнить тестовую работу.
1) Какое слово пишется не так, как произносится?
А) винтБ) весыВ) курс
2) В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?
А) в…сна, м…тельБ) к…тёнок, заб…жалВ) г…мнаст, к…рмить
5) Найди и подчеркни «третье лишнее» слово в каждом ряду.
А) уд…вление, по…вление, пл…сатьБ) к…рмить, н…чной, зап…хВ) ж…знь, ж…ри, ж…вотное
2 группа
Задание на распознавание видов орфограмм (на карточке).
Распределите данные ниже слова по видам орфограмм в корне.
Безударные проверяемые гласные в корне Безударные непроверяемые гласные в корне
В_дение, г_ризонт, г_дать, б_рабан, д_лить, п_мидор, п_ссажир, ст_р_на, з_л_той, д_ждливый, ук_зать, н_род, с_тира,
3 группа
Найдите ошибки в диктанте одного из учеников (на карточке или проецируется на экране)Выпишите эти слова в исправленном виде, обозначив орфограмму.
Как хорош лес поздней осинью! Ветра нет, в мягком воздухе разлит осенний запох. Тонкий туман стаит над желтыми палями. Сквозь бурые сучья диревьев билеет небо, на липах весят последние залотые листья.
А какой осенний, ясный, немножко халодный утром день! Береза вся залотая красиво рисуется на галубом небе. Осиновая роща вся свиркает. Свежий ветерок техонько шевелит и гонит упавшие листья.
( По И.С.Тургеневу)