ТК урока Видо-жанровые особенности русской народной волшебной сказки «Подземные царства»
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе ОС «Гармония», учитель Попова О.А.
Тема Видо-жанровые особенности русской народной волшебной сказки «Подземные царства»
Цели
Создание условий для выявления видо-жанровых особенностей народной волшебной сказки.
Планируемые результаты Личностные результаты: - Формировать нравственно-этические ориентиры. Развивать эмпатию. Формировать способность к личностной децентрации.
Метапредметные результаты
- Регулятивные УУД: Принимать и выполнять поставленную учебную задачу.
- Познавательные УУД: Ориентироваться в тексте произведения. Прогнозировать характер произведения перед чтением.
Анализировать произведение с целью характеристики персонажа. Анализировать произведение с целью определения темы. Анализировать произведение для определения идеи произведения. Анализировать произведение для наблюдения над художественными особенностями произведения. Анализировать произведение для наблюдения над особенностями построения волшебной сказки. Анализировать произведение с целью подбора иллюстрации.
- Коммуникативные УУД: - Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Формировать навыки сотрудничества. Составлять рассказ по картине.
Предметные результаты
Формировать навык чтения, прежде всего осмысленность. Формировать воссоздающее и творческое воображение. Прогнозировать предстоящее чтение. Расширять словарный запас. Характеризовать персонаж. Определять тему. Выявлять идею произведения. Наблюдать над использованием языковых средств выразительности в художественно организованной речи. Наблюдать над особенностями построения народной волшебной сказки. Соотносить иллюстрацию с эпизодом произведения. Озаглавливать эпизод. Иллюстрировать прочитанное. Составлять рассказ по картине.
Основные понятия Идея произведения, авторский замысел, содержание
Межпредметные связи Русский язык, литературное чтение
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Учебник «Любимые страницы», 3 класс. О.В.Кубасова
Тетрадь к учебнику «Любимые страницы», 3 класс, О.В.Кубасова
Учебная презентация
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая
Ход урока
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; уточнение типа урока; уточнение тематические рамки. Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.
Организует учащихся.
Уточняет тематические рамки. Психологический настрой на урок Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)
Цели: формулирование темы урока учащимися;
- организация постановки цели урока учащимися, отработка навыка чтения через прием жужжащего чтения С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. Организует формулирование темы урока учащимися
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися - С произведениями какого раздела мы работаем?
- Можно ли по заглавию догадаться о том, каким будет иной мир в этой сказке?
Строить предложения при ответе на вопросы. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
III. Актуализация знаний, проверка домашнего задания (10 мин)
Цель: проведение вступительной беседы, предположения учащихся Участвуют в беседе
Организует актуализацию знаний, способ прогнозирования содержания по названию произведения Строить высказывания, представлять свои работы Ориентироваться в тексте; анализировать произведение. (Познавательные УУД).
Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.
(Коммуникативные УУД)
IV. Работа над содержанием прочитанного (27 мин.)
Цели: знакомство с содержанием сказки, обсуждение прочитанного; Читают молча и вслух.
Отвечают на вопросы к произведению.
Расширяют словарный запас.
Характеризуют персонаж.
Определяют тему текста.
Определяют идею произведения.
Наблюдают над использованием языковых средств выразительности в художественно организованной речи.
Наблюдают над особенностями построения народной волшебной сказки.
Соотносят иллюстрацию с эпизодом произведения.
Озаглавливают эпизод.
Иллюстрируют прочитанное.
Составляют рассказ по картине.
Организует учащихся на восприятие произведения.
Проводит работу над усвоением содержания прочитанного
Организует игру «Я - режиссер!» Подготовительная работа
1) Читай слитно.
2) Читай внимательно.
3) Объяснение выражений.
4) Чтение слов-сносок
Первичное восприятие текста
Чтение сказки про себя
Анализ и обсуждение прочитанного
- Каков иной мир в этой сказке?
- Какая беда стряслась однажды в королевстве царя Гороха?
- Почему на поиски отправился самый младший сын царя Гороха?
- Где Иван-царевич встретился с колпицами? Как помогли ему в поисках матери колпицы?
- Как Иван-царевич оказался в подземелье? Сколько длился его путь туда?
- Что говорили о Вороне Вороновиче царевны-дочери?
- Какие царства посетил Иван-царевич? Назовите по порядку.
- Что советовала Ивану-царевичу каждая из царевен?
- Как же Ивану-царевичу удалось победить Ворона Вороновича и спасти мать?
- Как поступили братья по отношению к Ивану-царевичу? Почему они так поступили?
- Как Иван-царевич все-таки смог увидеть вольный свет?
- Что узнал Иван-царевич о своих братьях? Об отце и матери? О царевне золотого царства?
- Как Ивану-царевичу удалось обхитрить царя?
- Можно ли сказать, что это сказка о любви? Кого любит главный герой? Ради кого он идет на тяжкие испытания?
Игра «Я – режиссер!».
– Представьте себе, ребята, что вы – режиссеры театра и вам нужно разбить сказку на сценические действия, сюжетные картины.
В ходе творческого поиска ученики определяют, что в сказке 6 сценических действий:
1) Беда в королевстве царя Гороха.
2) Встреча с колпицами.
3) Иван-царевич и подземелье.
4) Встреча Ивана-царевича с матерью.
5) Победа Ивана-царевича над Вороном Вороновичем.
6) Иван и царевна золотого царства.
- Формировать навык чтения, прежде всего осмысленность.
- Формировать воссоздающее и творческое воображение.
- Прогнозировать предстоящее чтение.
- Расширять словарный запас.
- Характеризовать персонаж.
- Определять тему.
- Выявлять идею произведения.
- Наблюдать над использованием языковых средств выразительности в художественно организованной речи.
- Наблюдать над особенностями построения народной волшебной сказки.
- Соотносить иллюстрацию с эпизодом произведения.
- Озаглавливать эпизод.
- Иллюстрировать прочитанное.
- Составлять рассказ по картине.
Анализировать произведение с целью определения мотивации персонажей. Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. Анализировать произведение с целью определения личного отношения к персонажам (Познавательные УУД)
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (3 мин)
Цели: Оценивание качества своей работы на уроке. Оценивают свою работу на уроке Организует рефлексию, выставляет отметки за урок.
Дает инструкцию по домашнему заданию. – Вспомните название раздела учебника, который мы с вами изучали.
– Почему сказка «Подземные царства» размещена на страницах этого раздела? Как вы думаете, в чем заключается главная мысль этой сказки?
– Какие еще произведения мы читали в этом разделе? Какие вам особенно запомнились? Чем?
Викторина по произведениям раздела
1) «…Ее стерегут птицы Лжи. Пестрые, яркие, они кружатся в воздухе и поют прекрасными голосами. Не прикасайся к ним, не обольщайся их красотой. Возьми только маленькую белую птичку…». («Птица-Правда». Испанская сказка.)
2) «Одна маленькая девочка всегда говорила своей маме: «Подай, принеси!». («Лекарство». В. Осеева.)
3) «…Надо и впредь так же поступать – исполнять приказания и придерживаться правил, которые существуют. Но все это надо делать с умом…». («Золотые слова». М. Зощенко.)
4) «…Это ведь не простые часы. Их надо заводить каждый час! Иначе случится большое несчастье!..». («Сказка о часах». Л. Петрушевская.)
ДОМА: ТПО с. 38-40 Подводить итоги своей деятельности на уроке Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).