Методические рекомендации к требованию современного урока ФГОС 2 поколения


Методические рекомендации к современному уроку
Основные требования к деятельности учащихся и учителя:
- системность (не эпизодичное включение, а целенаправленная работа);
- комплексность (освоение всего объема учебного материала через деятельностный подход);
- мотивирующий характер (способствует возникновению устойчивого интереса).
Современные требования к обучающимся:
- выработка норм и правил взаимодействия.
- умение видеть цели и формулировать задачи.
-установление процедур, определение механизмов деятельности, ориентация на ожидаемые результаты.
Составление плана урока
Формы описания занятия:
1. Последовательность этапов в текстовом формате (вводная часть, основная и итоговая).
2. Табличный формат с соотнесением этапа занятия с деятельностью учителя и учеников, результатов работы, форм отчета и контроля).3. Смешанная структура (текстовая и графическая с приложениями, ссылками, выделением в рамки наиболее важного).
Традиционные элементы структуры урока
1. Изучение нового материала.
2. Закрепление пройденного.
3. Контроль и оценка знаний.
4. Домашнее задание.
5. Обобщение и систематизация знаний
(учебник «Педагогика. Под ред. П.И.Пидкасистого)БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ (линейная модель)
Вводная часть занятия
1. Организационный блок
2. Мотивационный блок
Основная часть занятия
3. Информационный блок
4. Аналитический (практический) блок
Заключительная (итоговая) часть занятия
5. Оценочный блок
6. Рефлексивный блок
Вводная часть занятия
Организационный блоквключает:
- цель
- задачи
- планируемые результаты
Формулирование цели урока
Ответ на вопрос: «Зачем? Ради чего?»;
Тема урока формулируется в виде отглагольного существительного или глагола (развитие, становление, осознание, воспитание, понимание, самореализация, мотивация, взаимодействие, сотрудничество, расширение кругозора).Алгоритм формулирования цели урока:
ОТГЛАГОЛЬНОЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (ГЛАГОЛ) + ЦЕННОСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ + СВЯЗКА (при использовании, на примере, при рассмотрении, на материалах и т.п.) + ЛОКАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ.
Примеры формулирования целей урока
- Понимание школьниками причинно-следственных связей при изучении вопросов…
- Приобретение учащимися опыта логического мышления при решении задач…
- Развитие самостоятельности учащихся при работе с…
- Воспитание уважения к историческому прошлому страны на примере…
- Формирование речевой культуры школьников при…
Задачи в структуре занятия
Отражают процесс работы на каждом этапе занятия!
Отвечают на вопрос: «Что сделать?»
Могут быть разными:
- дидактическими (обучающими)
- рефлексивными
- организационными
- ценностными и др.
Задачи в структуре занятия имеют комплексный характер (включают систему заданий);
формулируются с помощью глаголов:
(объяснить, получить информацию, обобщить, узнать, сравнить, сопоставить, обсудить, приобрести опыт, использовать знания, оценить и т.п.)Планируемые результаты связаны с целями и задачами иделятся на:
- предметные,
- метапредметные- личностные
и формулируются от учащихся («В результате занятия учащиеся смогут…»);
формулируются и обсуждаются вместе с учащимися;
необходимо возвращение к ним в конце занятия (рефлексия).
Примеры формулирования планируемых результатов
В результате проведения занятия учащиеся смогут:
- давать определение понятиям (формулировать),
- называть не менее 4-х характеристик явления,
- приводить не менее 3-х примеров по теме (событию),
- назвать не менее 3-х причин события,
- сформулировать аргументы или контраргументы по вопросу,
- сформулировать не менее 3-х вопросов разных видов по теме,
- нарисовать (изобразить), сделать схему, заполнить сравнительную таблицу,
- раскрыть на примерах (показывать, объяснить),
- воспроизводить информацию,
- занять позицию или высказать собственное мнение,
- сделать выбор, сформировать отношение.
Формулирование темы занятия
Описательный подход: временной отрезок (хронологический период), процесс, событие, название произведения (закона, теоремы), акцент на определенную область (направление). Проблемный подход: противоречие, конфликт, неоконченное предложение.
Оценочный (субъективный) подход: оценочная характеристика, вывод, тезис (защищаемая гипотеза).
Формальный подход: стандартная формулировка (из существующей практики), нормативное требование (на государственном или региональном уровнях).
Творческий подход: образ, оригинальная цитата, ассоциативная характеристика и т.п.
Мотивационный блокМотивация – совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают человека к активности.
Инструменты: проблемный вопрос, спец. приемы (образ, ключевое слово, парадокс, курьез и т.д.)Приемы создания мотивации
Использование зрительного образа (рисунок, график, карикатура, символ, фотография и т.п.) Работа с понятием (смысловой ряд терминов, пропущенные слова, образ понятия, «лишнее» понятие).
Рассмотрение текстов или отрывков (межпредметные связи, определение проблемы, выделение идей, заглавие и т.п.).
Проведение игры (подготовленной или спонтанной).
Обсуждение высказываний (афоризмов, пословиц, мудрых мыслей).
Ответы на загадки и проблемные вопросы (для индивидуальной работы или проведения мозгового штурма).
Изучение предметов материальной культуры и быта.
Нестандартное поведение (провокации, оригинальность).
Использование видео и мультимедийных ресурсов.
Основная часть урока
Работа с информацией.
Требования:
- логическая последовательность (наличие пунктов плана и их развертывание).
- доступность терминологии и уровня сложности возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
- разнообразие структурирования информации (не только текстовый, но и графический, электронный, видео или аудио форматы).
- сочетание теоретических положений с иллюстрирующими примерами.
- дедуктивный (от частного к общему) или индуктивный (от общего к частному) способ подачи.
Стратегии в работе с информацией:
- репродуктивная;
- модифицирующая (системная);
- креативная.
Планируемые результаты работы с информацией:
- умение грамотно формулировать запрос и использовать эффективные приемы поиска;
- организация, передача и хранение информации;
- установление причинно-следственных связей и зависимостей на основе информации;
- выстраивание умозаключений;
- принятие решений на основе полученной информации;
- получение опыта критического отношения к информации
- использование терминологии
- получение (поиск) информации из разных источников и разными способами.
- отделение значимого от второстепенного, объективного от субъективного (фактов от мнений), правдивой информации от ложной.
- перевод информации из текстового формата в наглядно-символическую форму (таблицы, графики, схемы, диаграммы, карты и т.п.).
- коммуникация и сотрудничество в процессе взаимодействия по получению информации
- ориентация в информационном пространстве.
Заключительный (итоговый) блок
Оценочный блок
Виды оценки:
Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика)
Самооценка
ВзаимооцениваниеЭкспертиза
Принципы оценивания
индивидуальность (дифференцированность);
объективность (критериальность);
открытость (понятность процедуры, обсуждаемость),
результативность (целеполагание),
конкретность;
тактичность (вежливость,деликатность)
мотивационная функция (оценка должна мотивировать учащихся).
Рефлексивный блок
Виды рефлексии:
- Отношение к произошедшему;
- Выделение трудностей
- Присвоение опыта
Синквейн по теме занятия:
____________________________
(существительное, основное понятие, общая тема)
______________ ________________
(два глагола)
__________ ____________ _________
(три прилагательных)
_________________________________
(основная мысль – предложение, фраза)
____________________
(ключевое слово, вывод)
Итак, основные характеристики образования с позиции ФГОС второго поколения:
результативное;
- деятельностное;
- компетентностное;
- проектное;
- универсальное;
- системное;
- мотивирующее;
- развивающее (открытое);
- рефлексивное;
- конструктивное;
- индивидуальное;
- многовариантное
… ______________
Все указанные характеристики во многом определяют своеобразие новой образовательной парадигмы и предполагают эффективность ее использования в ходе достижения планируемых результатов.