Внеклассное мероприятие Путешествие в страну занимательной Грамматики
Дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну занимательной Грамматики, в царство Королевы Грамматики. Мы поблагодарим ее за все те знания, что вы приобрели. Путь будет долгим и я думаю, если вы постараетесь интересным. Всякие трудности предстоят нам на пути, но с нами будут наши верные помощники – наши знания.
- Посмотрите, какой славный паровозик ожидает нас!
(На доске вывешивается веселый паровозик). Ребята встают со своих мест, становятся друг за другом, кладут руки на плечи друг другу впереди стоящим и имитируют движения.
ПЕСНЯ
Мы едем, едем, едем
В далекие края.
И много интересного
Узнаем вновь, друзья.
А солнце ярко светит,
И радостно всем нам.
Мы станем чуть умнее,
Все беды пополам.
Припев:
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
Все слова исправим вдруг!
Точки, запятые, знаки дорогие,
Орфограммы, сочетания –
- Где вы, интересные задания?
Начинаем путешествие. Приветствие команд и капитанов.
Первая команда
И пусть острей кипит борьба
Сильней соревнование
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Вторая команда
Мы отвечаем дружно
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
1. Первый наш конкурс и станция Разминка.
«Угадай название нашей команды»
Название нашей команды означает название предмета, отвечает на вопрос «кто? что?», в предложении является подлежащим.
Название нашей команды обозначает действие предмета, отвечает на вопрос «что делать? что делает?», в предложении чаще всего бывает сказуемым.
Названия команд вывешиваются на доску.
Наше жюри будет оценивать наше путешествие по станциям.
2. Мы приближаемся к станции «Алфавит».
Буквы строго встали в ряд,
Будто на линейке,
Каждый знает свое место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво
По порядку, посмотри!
Ну а ты теперь сумеешь
Повторить все 33?
Это задание для наших болельщиков.
- Ребята, назовите весь алфавит, но не по порядку, а слушая мои задания.
- Какие гласные знаете? Сколько их?
- Какие согласные? Сколько их?
- Что вы знаете о согласных? Какими они могут быть? (Они могут быть парными, звонкими, глухими, твердыми, мягкими).
Если слышишь парный звук
Будь внимателен, мой друг,
Парный сразу проверяй
Слово смело изменяй
«Зуб» на «зубы», «лед» на «льды»
Будешь грамотным и ты!
Действительно, ребята, парными! Найдите пару для согласной и вставьте нужную букву.
горо-д-т ландыш-ж
поез-д-т дорож-ш-ка
ду-б-п сказ-с-ка
Молодцы, ребята, знаете буквы, не забывайте их. А то они такие хитрые! Так и хотят нас запутать. А теперь следующее задание на этой станции.
Прочитайте слова, составив их из букв каждой строки.
1 команда у к в ы б (буквы)
и с л г о (слоги)
2 команда а в о л с (слова)
в з у и к (звуки)
Теперь мы с вами путешественники, прибыли на станцию, которая называется «Буквостихотворово», где живут буквы-озорницы. Они любят играть в прятки. Разрешите им поиграть с вами, и мы все вместе поищем озорные буквы. Отвечаем по очереди начиная с команды «Имя существительное».
1. Эта буква широка
И похожа на жука. (Ж)
2. На эту букву посмотри
Она совсем как цифра 3. (З)
3. Вот два столба наискосок
А между ними – поясок
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква(А)
4. Ты с этой буквою знаком
Стоят два колышка рядком.
А между ними – поясок
Натянутый наискосок. (И)
5. В этой букве нет угла
До того она кругла.
До того она кругла
Укатиться бы могла. (О)
6. Села мышка в уголок
Съела бублика кусок. (С)
Вот как здорово вы отгадали буквы, а теперь задание посложнее.
Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла
Буква озорница,
Очень странные дела начали твориться.
Закричал охотник: «Ой»
Двери (звери) гонятся за мной.
На виду у детворы
Крысу (крышу) красят маляры.
Врач напомнил дяде Мише:
-Не забудьте об одном
Обязательно примите 10 цапель (капель)перед сном.
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).
Куклу выронив из рук
Маша мчится к маме
-Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами.
Говорят один чудак,
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом)
На пожелтевшую траву
Роняет лев (лес) свою листву.
Лежит лентяй на раскладушке
Грызет, похрустывая, пушки (сушки).
Мы справились со всеми заданиями на этой станции , отправляемся дальше, наше путешествие продолжается. Что вы знаете о согласных? ит, но не по порядку, а слушая мои задания. другу впереди стоящим и имитируют движения.
Следующая станция «Почтовая».Ребята, как вы думаете, почему эта станция называется «Почтовая»?
На этой станции всегда много писем, почтовых отправлений. Люди живут в разных городах и странах, скучают и не всегда могут встретиться друг с другом. И вы можете писать письма своим родным и близким. Но для этого нужно научиться писать красиво и грамотно.
Ты лети, письмо скорей
От моих больших друзей
Буквы учимся писать
Чтоб друзей не забывать.
Ребята, на этой станции нас ожидает письмо от Незнайки. Незнайка допустил множество ошибок, давайте ему поможем эти ошибки найти и исправить.
Мы прощаемся со станцией «Почтовая».
Следующая станция «Лесная».На полянке сидит Ёжик.
Здравствуй, Ёжик! Почему ты такой печальный?
Под ольхой в тени ветвей
Я созвал своих друзей.
Усадил их всех на кочку,
Дал росы им по глоточку.
Но внезапно за бугром
Громкий-громкий грянул гром.
Гости все свалились с кочки,
Разлетелись на кусочки.
Вам не сложно угадать?
Помогите их собрать!
мед дя сук
бар ли ведь яц
тел за са
Следующее задание на этой станции такое, вам необходимо составить предложения с этими словами так, чтобы в конце предложений стояли разные знаки препинания.
Ребята, а какие знаки препинаний вам знакомы? Расставьте эти знаки препинания в предложения, прочитайте с нужной интонацией.
Медведь ловил рыбу
Догонит лиса зайца
Дятел, дятел, прилетай,
Червяков моих съедай
Ну что же, ёжик, нам пора, а тебя ждут новые друзья. Как можно много увидеть и услышать вокруг. А вот и новая станция «Антонимово».
У нас что ни слово – Антонимы. А что это за слова? (ответы детей). Точно, тогда вам не трудно будет отыскать их в моем стихотворении.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок – высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко.
А теленок – озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыпленок – тем, что очень велико и тяжело.
А котенку все равно:
Кислое – зачем оно?
- Что вы! – шепчет червячок
Сладкий у него бочок.
Молодцы, ребята! Вы все слова услышали и назвали. Значит, вы были очень внимательными. Мы прощаемся с этой станцией, а наш путь продолжается.
Следующая станция «Двойники». А знаете почему она так называется?
Есть на свете много слов,
Разные, преразные
Ну, а есть слова такие-
Просто одинаковые.
Близнецы, не близнецы-
Буквы в них такие же,
Только разные они-
Это сразу видно же!
На медведя вы, сосна,
Шишку бросили со сна,
А на нас, а на нас
Уронили ананас!
Что за странные слова?
Разберешься в них едва.
Да, ребята, есть слова, которые пишутся одинаково, но обозначают разные понятия. Эти слова называются многозначными. Если слова произносят нечетко, то может получится так как у наших мальчиков.
Сценка «Несуразные вещи».
- Здравствуй!
- Привет!
- Что ты несешь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел
- Что не сумел?
- Отстань.
- Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?
- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет
- Ну, если жена добудет, так зачем ты несешь?
- Какая жена? Это у Мишки жена-то? Ну ты и шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
- Вот оно что
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
- Тамарка?
- Ага.
- И – ничего, симпатичная?
- Красивая! Зеленая такая
- То есть как? У нее, что, волосы зеленые?
- У кого волосы зеленые?
- Да у Тамарки-то.
- Что-о?
- Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.
- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там нарисована арка! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.
- Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи!
- А ну тебя
- Да! Стой! Стой!
- Ну что еще?
- Привет передай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!
Продолжаем путешествие дальше, следующая станция «Занимательная».
1. Найдите одинаковые слова. Определите части речи выделенных слов в предложении.
- Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
- Снежное покрывало все поле покрывало.
- Ведро дало течь, и вода стала течь.
- Мы ели вкусное мороженое. Вокруг росли красивые ели.
2. Отгадай пословицу.
1) Свет, тьма (Ученье – свет, а неученье – тьма)
2) Труд, лень (Труд кормит, а лень портит)
3) Погибай выручай (Сам погибай, а товарища выручай)
4) Погонишься – не поймаешь (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь)
3. Закончи начатые пословицы, собери их из частей.
1 команда
Век живи(век учись).
Жизнь дана (на добрые дела).
Дружба – дружбой, а (служба – службой).
2 команда
Чужой ум хорошо, а (свой лучше).
Добрая слава лежит, а (дурная по свету бежит).
Маленькая дружба лучше (большой ссоры).
4. Конкурс «Кто больше найдет»
Из букв слова транспорт составьте как можно больше новых слов.
Побеждает та команда, которая назовет последнее слово. (Спорт, торт, рот, нос, спор, трос, сорт, порт, сор, рост, тост, пост, наст, ар, тон, нота, тропа).
5. Конкурс «Назови одним словом»
- Зарубить на носу (запомнить).
- Богатый человек (богач).
- В час по чайной ложке (медленно).
- Веселый человек (весельчак).
- Повесить нос (грустить).
- Сильный человек (силач).
6. Ребусы + грамматическая арифметика.
нота «до» + закрытые ценности в земле = ?
кабан – ан + лук = ?
ква + рак – ак + тира = ?
с + место стоянки судов = ?
череп – п + муха = ?
корь – ь + идол – л + р = ?
7. Загадки – шутки.
- Как записать четырьмя буквами «сухая трава»?
- Что можно видеть с закрытыми глазами?
- Какую ноту кладут в суп?
- Как из маленького хвостика сделать большой? (Убрать «ик», получится хвост)
- Можно ли превратить рыбу в человека? (Добавить «к» получится рыбак)
Появляется Королева Грамматика.
Здравствуйте, дорогие ребята, я за вами наблюдала во время вашего путешествия в свое волшебное зеркало. Какие же вы умные, сообразительные! Вы все выполняли правильно. Невозможно объехать все мое царство. Но то, что вы уже знаете – меня очень радует.
Спасибо, Грамматика,
Наука прекрасная!
За буквы, слова, предложения ясные.
Где трудное место в словах-
Ты же рядом
И с правилом четко подскажешь, как надо
Писать, говорить, размышлять
И трудиться-
Нам в жизни, Грамматика, все пригодится!
Подведение итогов жюри.
Наше путешествие завершено. Надеемся, что вы ничего не забудете после нашей сегодняшней встречи. Удачи Вам во всем!
Внеклассное мероприятие
по русскому языку
«Путешествие в страну занимательной Грамматики»
Учитель начальных классов
Ярцева О.М.
2014-2015 учебный год
Литература
1. Информационные технологии на уроках
О.В. Рыбъякова
Издательство «Учитель» 2009 г.
2. Занимательное азбуковедение
Составитель В.В. Волина
Издательство Москва «Просвещение» 1991 г.
3. Веселая грамматика
В.В. Волина
Издательство Москва «Просвещение» 1994 г.
4. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах
Н.Н. Ушаков
Издательство Москва «Просвещение» 2000 г.
15