Урок математики в 1 классе Слагаемые. Сумма


Технологическая карта урока 
Предмет Математика
Класс 1
Тема Слагаемые. Сумма. (По программе «Школа России»)
Тип урока Урок открытия новых знаний
Время реализации урока 40 минут
Цели урока Познакомить с предметным смыслом действия сложения и названиями компонентов сложения.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: понятия слагаемые, сумма, сложение, равенство.
Уметь пользоваться этими математическими понятиями; находить значение суммы.
МетапредметныеЛичностные УУД:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
способность к самооценке своих действий.
Регулятивные УУД:
Способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка):- постановка учебной задачи;
- составление плана и последовательности действий;
- контроль и оценка своей деятельности.
Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии)
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выявление и формулирование познавательной цели;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
2.Универсальные логические действия:
анализ и синтез;
сравнение;
выведение следствий;
анализ истинности утверждений.
Коммуникативные:
умение слышать, слушать и понимать учителя;
согласованно выполнять совместную деятельность;
взаимно контролировать действия друг друга;
умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
План урока
Этапы урока Деятельность учителя
1. Мотивация к учебной деятельности. - Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Давайте улыбнемся друг другу, подарите  свои улыбки. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
- Ребята, а у нас на уроке гостья. Отгадайте её имя
Я старушка хоть куда:И умна и молода!Со мною моя крыска По имени Лариска!
- Министр образованияПрислал меня с заданием:Проверить тут, проверить там…И всем поставить двойки вам!Я экзамен проведу!Что не знаете, найду!Докажу, что зря старались – Лучше б в детсаду остались!
- Мы должны показать старухе Шапокляк, как хорошо умеем работать на уроке. Нашим неудачам она будет радоваться. А давайте сделаем так, чтобы она ушла от нас разочарованной. Для этого мы должны хорошо работать на уроке.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 1. Актуализация знаний
- Ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке?
- Что значит прибавить к числу 1? Вычесть из числа 1?
Игра «Волшебный мяч»
- Ой, ребята, у нас в классе случаются чудеса. К нам в окно залетел волшебный мячик. Давайте поиграем. Тому, кому мячик попадет в руки, должен назвать следующий пример на сложение или вычитание с числами 1 и 2. (Например: я кидаю мяч Владику и говорю: 1 + 1 = 2. Владик бросает мяч следующему и говорит: 2 + 1 = 3 и т.д. )- А как можно прибавить к числу 2, вычесть из числа 2?
Игра «Составь поезд»
А сейчас мы поиграем в игру. Нам нужно рассадить матрешек в поезд. (На доске поезд с пустыми вагончиками, отдельно матрешки с номерами.) Под каждым вагоном записан пример. Нужно решить примеры и рассадить матрешек по вагонам. (Обнаружится, что вагоны стоят не по порядку) Нужно расставить вагоны в порядке возрастания.

- Посчитаем в прямом и обратном порядке
- Что сейчас с вами повторили?
2. Минутка чистописания
- Отгадайте, написание каких цифр мы будем повторять?
Цифру эту угадай-ка!Она большая зазнавай-ка.Единицу сложишь с двойкой,И получишь цифру ...
Кто-то ночью старый стулСпинкой вниз перевернул.И теперь у нас в квартиреСтал он цифрою...
А теперь откройте свои тетради. Найдите образцы цифр 3 и 4. Пропишем их до конца строк. Но перед этим выполним пальчиковую гимнастику.
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!Этот пальчик для того, чтоб показывать его!Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
Хором: Я тетрадь свою открою и наклонно положу…
Возьмите простой карандаш и подчеркните самую красивую цифру 3, и самую красивую цифру 4.
3. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Яблоки в саду поспели,Мы отведать их успели три румяных, наливных,Два с кислинкой.Сколько их?
- Выполним рисунок в тетради, обозначая каждое яблоко кружочком.
- Составьте математическую запись
3+2=5
- Что это? (математическая запись, числовое равенство)
- А какое действие мы записали?
- Что такое «равенство»? (запись, в которой стоит знак «равно», левая и правая части равны)
- Как можно прочитать это числовое равенство? (1.к трем прибавить два  получится  пять; 2. Три увеличить на два получится пять; 3.три да ещё два будет пять).- Эту запись ещё можно прочитать используя термины. Прочитайте. (ответа нет)
- Почему не получается? (не хватает знаний)
- Каких знаний не хватает? (знаний математических терминов)
- Значит, какая цель урока? (познакомиться с новыми математическими  терминами, узнать как прочитать числовое равенства, используя математическую терминологию).
- Верно, будучи внимательными на уроке в конце – вы сможете обязательно прочесть это числовое равенство
- Давайте вместе сформулируем тему урока.
Тема нашего урока: Знакомство с названиями чисел при сложении.
3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения. - Какую цель ставим?
(Узнать как называются числа при сложении)
- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)
Физминутка (музыкальная)
5. Реализация построенного проекта. Подготовка к усвоению материала
- Что в этом выражении вам знакомо? (Числа 2, 3, знак +, =)
- в одной руке у меня три яблока, в другой – два.
- Что я сделала? (Соединила, сложила вместе)
Это действие с числами называется сложением
- Каким знаком обозначаем сложение?
Сложение обозначают знаком «+»
Знак “+” ставится между числами, которые складывали. Он показывает, что их нужно объединить, сложить.
-Объясните, как вы поняли, что такое “сложение”?
Два числа соединены действием сложения. Это выражение называется сумма.
У чисел 2 и 3 тоже есть своё название. Они называются слагаемыми.
(Вывешивается плакат с названиями компонентов сложения.)
Назовите 1слагаемое (3 )2 слагаемое (2).
- Каким числом можно обозначить количество всех кружков? Число 5 – значение суммы. Как получили пять?
3 + 2
- Как вы думаете, что значит “найти значение суммы”? (Выполнить действие сложения.)
- Кто запомнил, а как называются числа, которые мы складываем?
- Давайте прочитаем это выражение, используя слова первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.
«первое слагаемое – 2, второе слагаемое – 3, значение суммы – 5»
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. - Откройте учебники на стр. 86, найдите № 2. А теперь послушайте задание: прочитайте из этих выражений только те, которые называются суммой.
- Запишем эти выражения в тетрадь, найдём их значение.
- К доске …. (один – у доски, остальные в тетради)
- Итак, как называются числа, которые мы складываем?
- А как называется результат сложения?
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять –Все умеем мы считать. Раз! Подняться потянуться.Два! Согнуться, разогнуться.Три! В ладоши три хлопка,Головою три кивка.На четыре - руки шире.Пять - руками помахать. Шесть - за парту тихо сесть.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Найдите в учебнике на с.86 №1
Это задание вы будете выполнять самостоятельно. Что здесь нужно сделать? (Сложить числа и записать ответ, найти сумму чисел.)
- А теперь проверим вашу работу по образцу на доске.
- Кто не допустил ни одной ошибки, 1 ошибку, две ошибки?
8. Включение в систему знаний и повторение. А сейчас мы немного поиграем. Игра называется «Найди сумму». У нас в кабинете развешаны карточки с числами. У вас на партах лежат карточки с выражениями. Вы должны найти значение вашего выражения (посчитать) и подойти к той карточке в классе, где записан ваш ответ.
1+1 3+3 7+2
2+1 5+1
2+2 6+1
3+1 5+2
4+1 7+1
4+2 8+1
3+2 9+1
Если останется время, решить задачу на с. 87 №3
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Молодцы, ребята! Вы хорошо работали на уроке. Скажите, а кто работал лучше всех, а кто вообще не работал? Мы убедили Старуху Шапокляк, что умеем работать и много знаем? А давайте проверим, какое настроение у нашей гостьи. (вывешивается смайлик)
Наш урок к концу подходит,-С каким действием вы познакомились?-Как называется числа при сложении?-Как называется эта запись? (6 + 3 = 9)
- Чему научились?
Оцените свое настроение с помощью смайликов.
Урок окончен!