Урок Хранить чуткость к человеческому страданию
Тема « Хранить чуткость к человеческому страданию»
(по произведению В. Короленко «Дети подземелья»).
Цели:
образовательная: обобщение и систематизации знаний и способов деятельности по анализу художественного произведения;
развивающая: создание условий для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
воспитательная: формирование навыков эмпатии и толерантности.
оборудование: системный блок, проектор, экран; набор карточек для индивидуальной работы учащихся, учебник литературы.
Ход урока.
1. – Я очень рада, что мы сегодня будем работать вместе.
У нас все обязательно получится.
- Я прочту стихотворение, а вы послушаете и постараетесь понять, о чем пойдет речь на уроке.
Оглянись-ка вокруг,
Ты увидишь вдруг
Синеву и бездонность неба. учитель читает стихотворение
Добротой поделись,
Теплотой поделись,
Пусть последним кусочком хлеба.
Мир велик и богат,
Он в душе у тебя,
Не пройди мимо слез и страданий.
Нет ненужных затрат,И вокруг всех любя,
Ты придешь к исполненью желаний.
- Так о чем же будем говорить на уроке? О доброте, помощи
ближним, о способности
сочувствовать другим.
- Вы правы. Тема нашего урока «Хранить
чуткость к человеческому страданию». тема появляется
на экране
- На уроке, опираясь на рассказ
В.Короленко «Дети подземелья», мы будем думать,
размышлять, фантазировать, оценивать поступки героев.
2. Основной этап
- Давайте обратимся к тексту и прочитаем финальную читает один ученик
сцену рассказа на стр. 86 от слов «только одна
могила» до конца
- Молодец, хорошо прочитал! (оценка)
- Кто знает, что обозначает слово «обет»? обет – обещание
- Вот какое толкование этого слова в
словаре С.И. Ожегова:
Обет ( высокого стиля) - торжественное
обещание, обязательство.
Например, дать, произнести обет.
- Почему автор использует слово высоко стиля? Автор подчеркивает
Почему не говорит просто: «Дети дали обещания»?
значимость обещаний для
героев.
- Как вы думаете, почему эта сцена происходит
у могилы Маруси? смерть этой девочки
Обратитесь к уже прочитанному фрагменту. разрушила стену
Найдите ту деталь, которая подскажет, что в семье непонимания между
Васи сложились дружеские отношения. отцом и Васей.
- Кому давали обещания герои? Марусе, друг другу, но
главное, самим себе.
- Предположите, какие обеты могли давать Вася и Соня?
Обоснуйте свои ответы (предположения) быть честными, добрыми
людьми. Всегда помогать
и защищать бедных,
бездомных. Ценить
дружбу. Всегда помнить
Марусю, смерть которой
объединила семью судьи.
Стать счастливыми.
- Мне очень нравятся ваши предположения.
-Сразу вспомнились слова А.П. Чехова:
«За дверью счастливого человека должен
стоять кто-нибудь с молоточком. Постоянно
стучать и напоминать, что есть несчастные» слайд
- Подумайте, какой предмет мог быть таким
«молоточком» для героев?
- Продолжите фразу, возможно! сказанную
героями через много лет:
«Каждый раз, гладя на ____________________,
я вновь возвращаюсь в далекое детство, и у меня
появляется обновленное чувство «поступать
как должно».
- Как вы считаете, какой предмет, увезенный
из города, мог хранить каждый из героев?
Почему? Можете обратиться к тексту. Осенние цветы, серый
камень, фото, кукла.
- Как, на ваш взгляд, могла сложиться
судьба этих детей? Какой жизненный путь
они избрали? Кем могли стать? Врач, учитель, воспитатель,
судья, писатель и др.
- Предлагаю вам продолжить
работу самостоятельно и подготовить рассказ о том,
кем стали Вася или Соня во взрослой самостоятельная работа
жизни, подтверждая свой выбор словами
из текста.
Во время работы вы можете пользоваться
«карточками –помощниками» и учебниками.
Работайте 4 минуты.
- Давайте послушаем ваши рассказы.
- Замечательно, а какой отрывок текста
наводит тебя на мысль о том, что Вася
или Соня стали именно
1р – врач, стр. 43,85;
2р – повар, стр.65;
3р – судья, стр.69-70
- Откройте стр. 32, прочитайте
отрывок со слов «въезжая в город». читает учитель
- Каким перед нами предстает город в этом отрывке?
- Предположите, кем могли стать герои,
чтобы облик города изменился?
- Если позволите, я хотела бы высказать
свое предположение. Мне кажется, что
Вася мог посвятить себя заботе о бедных,
обездоленных детях, создавая приюты,
чтобы как можно меньше было детей,
лишенных родительской заботы, душевного
тепла, крова над головой, пищи.
- Что объединяет людей
этих профессий? Умение чувствовать чужую
боль. Стремление прийти на
помощь. Сострадание.
Милосердие.
3. Итог урока.
- К сожалению, проблема нечастных детей демонстрация видеоряда
актуальна и в наши дни.
- Много детей, судьба которых похожа на судьбу Валека и Маруси. Мы не можем проходить мимо горя таких людей, отвергать их, делать вид, что ничего не замечаем. В последнее время проблемам детства уделяется особое внимание. Недаром 2007 год объявлен годом ребенка, а 2008 – годом семьи.
- А чем каждый из нас может помочь им?
- А если нет возможности помочь материально?
- А вы в своей жизни помогали нуждающимся?
- Мы живем в такое время, когда в мире
много жесткости, насилия, злобы, бессердечия,
когда кажется, что черствеет душа.
Мы зачастую забываем о тех, кто окружает
нас, кто нуждается в нас. Но если уже
сегодня вы помогаете кому-то, то уже
никогда не пройдете мимо чужих страданий.
4. Домашнее задание.
- Поразмышляйте над вопросом дома и дайте аргументированный ответ в форме рассказа, рисунка, письма или в любой другой форме по вашему выбору.
Это и будет вашим домашним заданием.
- А я хочу закончить урок словами Рудаки
Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви,
Жизнь – это море из благих деяний,
Построй корабль и по волнам плыви.
- Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать!