Как учить общению ребенка с нарушением зрения (Рекомендации родителям)
Заместитель директора по УР
учитель начальных классов
В.Г. Вонсович
Как учить общению ребенка с нарушением зрения
(Рекомендации родителям)
Многие школьники с нарушенным зрением испытывают значительные трудности в общении с окружающими.Это затягивает период их адаптации к школьной жизни. Если такой ребенок не получает своевременно необходимую помощь взрослого, то постепенно у него формируется неадекватное, не соответствующее происходящему вокруг него, поведение.
Семья является для ребенка своеобразным трамплином, образцом и мерилом в его последующей жизни.
Родителям необходимо как можно больше времени проводить вместе с ребенком. Занимаясь какими-то домашними делами, в процессе выполнения общего дела, родители также имеют возможность не только научить ребенка конкретным действиям (предлагая ему делать то, что доступно), но и наладить с ним очень хороший эмоциональный контакт.
Родителям необходимо чаще ходить со своим ребенком на прогулки в лес, парк и не только с целью отдыха и оздоровления, но и развития его наблюдательности, познавательного интереса к явлениям, происходящим в природе. Вместе выучите стихотворение, прочитайте рассказ или сказку о данном времени года, о жизни животных, растений; загадайте ребенку загадки и учите находить отгадки в окружающей природе. Учить ребенка внимательно рассматривать все, что его окружает, улавливать звуки, запахи, узнавать деревья и кусты, их плоды, листья с помощью зрения и на ощупь, воспринимать все изменения, происходящие вокруг него.
Все, что вы видите, наблюдаете, обсудите вместе с ребенком, выскажите свое восхищение красотой природы, ее разнообразием. Опишите свои восприятия (зрительные, слуховые, обонятельные и др.), предложите ребенку рассказать о том, что чувствует и как воспринимает он. Такие прогулки обогатят ребенка яркими впечатлениями, конкретными представлениями об окружающем мире, расширят его чувственный опыт. Развивайте речь своего ребенка – учите его правильно называть окружающие предметы и действия с ними, четко проговаривать слова, грамотно строить фразы, говорить спокойно, не повышая без необходимости голоса. Обращайте внимание ребенка на интонации, выразительность речи, на то, как в речи можно передать свое настроение, отношение к тому, с кем общаешься, к поступкам этого человека. Объясните ребенку, что нужно уметь дополнять свою речь соответствующей мимикой и жестами, уместными в каждом конкретном случае. Продемонстрируйте это ребенку.
Правильная, красивая, хорошо развитая речь, а также умение вовремя улыбнуться, кивнуть головой, повернуться к тому, с кем общаешься лицом, внимательно смотреть и слушать – привлекут к нему окружающих, будут способствовать общительности ребенка, придадут ему уверенности в себе.
Активно участвуйте в играх, досуге своего ребенка, проявляйте доброжелательную заинтересованность в том, что он делает, при необходимости - помогайте. Организуйте жизнь своей семьи так, чтобы у вашего ребенка были строго определенные постоянные обязанности. Например, ребенок сам застилает постель, наводит порядок на своем столе, в шкафу с игрушками и книгами, в комнате, накрывает на стол, убирает и моет посуду после еды и т.д. Обязательно похвалите ребенка, отметьте то, что он делает хорошо. Поощряйте хорошие поступки ребенка, его старание.
Посещая вместе со своим ребенком театр, выставки, музеи, показывайте и объясняйте все, что ему непонятно, незнакомо, то, что он не может воспринять (из-за отсутствия зрения) или увидеть или хорошо рассмотреть(из-за низкого зрения). Задавайте ребенку вопросы, ответы на которые помогут ему выразить свои впечатления, а вам уточнить полученные им представления. Посмотрите вместе с ребенком его любимый фильм, почитайте книгу, которая ему нравится. Прокомментируйте их содержание, обратите внимание ребенка на положительные или отрицательные поступки героев, дайте их оценку. Предложите ребенку охарактеризовать кого-то из героев, вспомнить похожую ситуацию из своего жизненного опыта или из жизни своих друзей. Это очень важная сторона ваших взаимоотношений. Это будет способствовать развитию его коммуникативных способностей.
Обязательно приобщайте ребенка к своей жизни. На доступном его пониманию уровне рассказывайте о своей работе, своих делах, об успехах, проблемах. Предоставляйте ребенку возможность высказать свое мнение, поделиться своими впечатлениями. Чтобы вашего ребенка с удовольствием принимали окружающие, необходимо научить его аккуратно, красиво есть.
Учите своего ребенка вести себя дома, в гостях, в общественных местах в соответствии с этическими нормами: не быть назойливым при общении с окружающими, внимательно, не перебивая слушать других, спрашивать разрешения взять что-либо, не принадлежащее тебе, возвращать на место те предметы, которые брал, благодарить окружающих за помощь.
Своими поступками, поведением демонстрируйте ребенку образец доброжелательного, заботливого отношения к своим близким людям, друзьям. Например, напомните, что скоро день рождения бабушки, обсудите, какой подарок ей бабушке, как лучше поздравить и т.п.
Учите своего ребенка считаться с интересами и желаниями друзей, членов своей семьи (например, сделать так, как приятно твоему другу или гостю, а не только тебе).
Воспитанные у вашего ребенка определенные качества личности (о которых мы говорили выше) помогут ему в дальнейшем легче вступать в контакт с окружающими, располагать их к себе, приобретать друзей, быть уверенным в себе и самостоятельным, успешно адаптироваться к условиям современной жизни.
13PAGE 15
13PAGE 14415
Заголовок 115