Конспект урока Умелые ручки Технология обработки ткани. Ручные швы


Конспект урока технологии. 5 класс
Тема: Технология обработки ткани. Ручные швы.
Урок «Умелые ручки»
Учитель: Саушкина Л.А.
Класс: 5А Дата: 18.11. 2013 г.
Учебник: Технология. Технология ведения дома. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. В. Синица, В. Д. Симоненко - М.: Вентана-Граф,2013.
Тип урока: Комбинированный (обобщение и систематизация изученного, освоение новых знаний).
Цели урока:
Обучающая - систематизировать и обобщить знания, закрепить практические умения, проверить знания по материаловедению.
Развивающая – способствовать развитию речи учащихся, развитию умения анализировать, сравнивать, критично оценивать свою работу, способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету, развитию самостоятельности.
Воспитательная – способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда; точности, аккуратности, экономного расхода материалов, умения планировать свою деятельность, воспитанию коммуникабельности.Оснащение урока: Компьютер, проектор, экран, магнитная доска, инструкционные карты, образцы ручных швов, образец игольницы.
Методы обучения: Наглядные, словесные, инструктаж, практическая работа.
Форма проведения: Игра – путешествие.
Планируемые результаты:
Ученик должен знать:       Ученик должен уметь:
смысл технологических понятий: шов, стежок, строчка, ручные швы;
правила безопасной работы при работе с иглами, булавками, ножницами;
вдевать нитку в иголку, завязывать
узелок на длинном конце нитки, правильно держать иголку, пользоваться наперстком;
выполнять прямые стежки и строчки:
сметочную, копировальную, строчку для образования сборки.
Формирование УУД
Личностные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты
умение применить свои знания на практике. Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре. Понимания понятия:
«стежок», «строчка», «шов», «петельный стежок».
Технология выполнения ручных стежков.
Влияние ручных швов на декоративную отделку изделий. Регулятивные: самостоятельно анализировать достижение цели на основе критериев, выдвинутых учителем.
Познавательные: Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.
Коммуникативные:  Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.
Технологическая карта урока
№ Этапы урока.
t, мин. Деятельность учителя Деятельность учащихся Ожидаемый результат
1.
Организационный момент.
3 мин.
Приветствие учащихся, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы урока, постановка цели и задач урока Записывают тему урока.
Создание эмоционального фона урока
2. Повторение ранее пройденного 5 мин. Проверяет, как учащиеся знают инструменты, применяемые для ручных работ Разгадывают загадки (в случае правильного ответа предмет появляется на экране) Актуализация знаний
3. Тестирование
10 мин.
Проверят ранее полученные знания учащихся по теме «Материаловедение» Учащиеся дают определение ткани, рассказывают, как и из чего ее делают, затем письменно в тетрадях отвечают на вопросы теста и проводят взаимопроверку Проверка ранее полученных знаний
4 Техника безопасности
3 мин.
Читают советы, появившиеся на экране и исправляют ошибки в правилах, устно. Переключение деятельности
5 Физкульт-минутка. Делают упражнения 6 Формирование новых умений и навыков.
10-15 мин.
Объясняет, какие бывают проекты ручные швы, их классификацию и технологию выполнения Записываю в тетради определения: шов, строчка, стежок, длина стежка и ширина шва, терминологию ручных работ Систематизация знаний о ручных стежках и строчках
7 Применение полученных навыков.
5 мин.
Просмотр слайда с игольницами, обсуждение технологии изготовления игольницы. 8 Практическая работа
30-35 мин. Для выполнения практической работы объясняет и показывает технологию выполнение стежков объясняет, как можно оформить работу. Ставит перед учащимися проблему – изменить форму игольницы. Обходит рабочие места учащихся. Следит за их работой, помогая им. Наблюдают за технологией выполнения стежков.
Решают проблемную ситуацию, какие применять виды стежков и как оформлять работу. Выполняют практическую работу.
Исправляют ошибки. Создание ситуации, при решении которой дети сами распределяют время и делают выбор
9 Подведение итогов урока
5 мин.
По окончании работы просит презентовать и оценить свои работы
Ставит оценку за работу на уроке.
Подводит итоги урока.
Оценивают свою работу и работу других учащихся, аргументируют оценку.
Умение оценивать свою работу и работу других Развитие навыков контроля, умение находить допущенные ошибки.
Ход урока:
Этап урока, время Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент.
3 мин.
Сл.1 Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы урока, постановка цели и задач урока.
Сл.2 Сегодняшний урок – это путешествие в волшебную страну с целью знакомства с ручными стежками и строчками. По пути в волшебную страну вы вспомните, чему научились на уроках технологии в начальной школе и в 5 классе.
В предстоящем путешествии нам поможет карта. В начале нашего путешествия мы побываем в доме Храброго Портняжки, затем нам придется заглянуть в небольшой городок на Ярмарку. По дороге нам попадется замок Почемучки и Загадочный дом, побываем мы в гостях у госпожи Белошвейки. И в конце нашего пути мы остановимся во дворце у Золушки. Записывают тему урока.
II.
Повторение ранее пройденного 5 мин.
Сл.3 Первая остановка – дом «Храброго портняжки».
В доме храброго портняжки мы с вами видим много интересных вещей: в углу комнаты стоит манекен / используется для проверки правильности изготовления изделий/. Рядом стоит гладильная доска с утюгом /это рабочее место для выполнения влажно-тепловой обработки/. На столе стоит швейная машинка /предназначена она для сшивания тканей, выполнения декоративных строчек/ и шкатулка для инструментов. Какие именно инструменты лежат в шкатулке мы узнаем, отгадав загадки.
1. Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижет.
Ножницы служат для разрезания ткани, подрезания нитей.
2.Барыня – княгиня
Весь мир нарядила,
А сама нагая ходит.
Иглы применяют для ручного шитья. Изготавливают их из стали.
3. Идет судья в суд,
Его пятеро несут,
Туда идет бодро,
А от туда – вяло
Нитки – основной материал для соединения деталей одежды. Нитки бывают хлопчатобумажные, шелковые, смешанные. Различаются нитки по номерам.
4. Идет свинья из Питера-
Вся истыкана.
На одной яме
Сто ям с ямой.
Наперсток нужен для проталкивания иглы в ткань и предохранения при этом пальцев от укола ушком иглы.
5. Контур вырезать поможет,
Из картона сделан он.
Круглый может быть, квадратный;
Называется …..
Шаблон нам понадобится для правильного раскроя деталей, нанесения контрольных знаков на ткани.
6. Обвилась вокруг меня,
Словно узенькая змейка.
Все измерила она –
Не угольник, не линейка
Сантиметровая лента применяется для снятия марок с фигуры человека, измерения деталей изделия, ткани.
7. Он рисует не в тетрадке,
А на тканом лоскутке.
А его родной братишка
Пишет буквы на доске
Все таки чего-то не хватает на столе у храброго портняжки? Разгадывают загадки (в случае правильного ответа предмет появляется на экране)
/Ножницы/
/Иголка/
/Нитка/
/Наперсток/
/Шаблон/
/Сантиметро-вая лента/
/Портновский мелок/
/Ткань/
Тестирование
10 мин.
Сл.4 Работая, храбрый портняжка использует различные ткани. Почему-то сегодня их не оказалось у него на столе, наверное, закончились.
Поэтому нам с вами придется поехать в город на Ярмарку, где мы подберем с вами ткани. Ребята, а как мы найдем на ярмарке ткань?
Что собой представляет ткань?
Из чего ткут ткани?
Что такое хлопок? Лен?
Что относится к отделке ткани?
Какими бывают ткани?
На экране появляются образцы ткани
Вроде бы разобрались с тканями и можем продолжить свой путь. Но вот Почемучка, который живет в доме на окраине города, ни за что не хочет отпускать вас, пока вы не ответите на все его вопросы.
Сл.5 На экране появляются тестовые задания:
Задание 1: Дано схематичное изображение структуры ткани. Что означают позиции 1- /кромка/, 2 - /нить основы/, 3 - /нить утка/.

  Сл.6 Выбери правильный ответ:
1. Ткань изготавливают на фабрике:
  а) швейной, б) ткацкой, в) прядильной.
2 Ровницу получают из волокон путем:
  а) разрыхления, б) расчесывания, в) вытягивания.
3 На ткацких фабриках работают:
  а) ровничницы, б) ткачихи, в) прядильщицы.
4 Хлопчатник бывает:
  а) белый, в) голубой.
б) розовый, г) красный.
5 Долевая нить идет вдоль кромки:
  а) да, б) нет.
6 Долевая нить при резком растяжении (хлопóк)
издает звонкий звук:
  а) да, б) нет.
7 Нить утка:
  а) короткая, в) непрочная,
б) гладкая, г) тонкая.
8 Укажите признаки, по которым можно определить нить основы:
  а) по звуку, б) по ворсу, в) по кромке,
г) по растяжимости, д) по качеству отделки.

Отвечают на вопросы устно. Ответы:
1. длинная широкая лента, полученная переплетением нитей основы и утка
2. из нитей льна, хлопка
3.хлопок – многолетнее растение, сырьем является цветочная коробочка в виде ватки.
лен – однолетнее растение, сырьем является стебель
4. отбеливание, крашение
5. с печатным рисунком, гладкокрашеная, пестротканая
Отвечают на вопросы теста письменно.
Техника безопасности
3 мин.
Сл.7 А это что за преграда встала на нашем пути? Что это за Загадочный дом и кто в нем живет? А живут здесь Вредные советы, почему же они так называются?
ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ТЕМ, КТО ЗАНИМАЕТСЯ РУКОДЕЛИЕМ.
1. Ножницы, иголки, булавки аккуратно разложи на всем своем рабочем месте - у тебя будет много-много друзей-помощников.
2. Нитки рви и кусай, не используй для этого драгоценные ножницы.
3. Обсуди во время работы все свои проблемы.
4. Если ты захотела отлучиться на минутку, непременно возьми с собой ножницы, чтобы не было скучно в пути.
5. Тупые ножницы, ржавые иглы - тебе верные друзья.
6. Если ты захотел оказать услугу, разомкни ножницы и смело тычь ими в руку просящего.
7. Чем больше предметов на твоем рабочем столе, тем им веселее, ты сразу найдешь нужную тебе вещь.
Ребята, будете ли вы выполнять в точности Вредные советы? Почему? Читают советы, появившиеся на экране и исправляют ошибки в правилах, устно.
3. Физкульт-минутка. Сл.8 (видео) 4. Формирование новых умений и навыков.
10-15 мин.
Сл.9 Наконец-то мы с вами добрались до Замка госпожи Белошвейки.
Дама она очень серьезная, любит, чтобы у нее было все аккуратно, как по линеечке: стежок к стежку, строчка к строчке. А вот какие бывают стежки и строчки она вам сейчас расскажет.
Шов – это место соединения деталей.
Строчка – это ряд повторяющихся стежков.
Стежок – переплетение ниток между проколами иглы.
Длина стежка – расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
Ширина шва – расстояние от среза до строчки.
Сл.10 Сметочные стежки служат для временного соединения деталей, для закрепления меловых линий и знаков, для образования сборок. Длина такого стежка может составлять от 0,5 до 3 см.
Копировальные стежки используются для перенесения очертания деталей с одного полотнища ткани на другое. Расстояние между уколами 0,3-0,5 см.
Петельный шов применяется для обработки сыпучих тканей. Строчка прокладывается слева направо. Плотность шва 2-3 стежка на 1 см. Длина 0,4-0,6 см.
Сл.11 Терминология ручных работ.
Сметать – соединить две или несколько деталей, а также два среза одной детали сметочной строчкой.
Приметать- соединить части деталей или мелкие детали с основной деталью сметочной строчкой.
Наметать – соединить две детали сметочной строчкой, наложив одну на другую.
Заметать – закрепить подогнутые детали сметочной строчкой.
Выметать – выправить края деталей и закрепить их сметочной строчкой.
Обметать – обработать срезы для предохранения их от осыпания. Записываю в тетради определения: шов, строчка, стежок, длина стежка и ширина шва.
Зарисовывают в тетради стежки.
Записывают в тетрадь терминологию ручных работ.
5.
Применение полученных навыков.
5 мин.
6.
Практическая работа
30-35 мин. Сл.12 В заключение нашего путешествия мы попадаем во Дворец к Золушке,
где ее помощники – веселые мышата устроили ателье по пошиву различных мелочей. Сегодня они демонстрируют нам различные игольницы.
Наша задача на уроке состоит в том, чтобы научиться аккуратно выполнять изученные швы. Глядя на образцы игольниц, вы поймете, что в умелых руках эти незатейливые швы творят чудеса. И поможет нам в этом инструкционная карта, где рассказано в какой последовательности выполняются работы.
Ребята, а давайте и мы с вами попробуем сделать что-то оригинальное, используя только ручные стежки и строчки.
Сл.13 Изготовление игольницы.
Текущий инструктаж
Демонстрация приемов выполнения стежков.
Обход рабочих мест учащихся.
Проверка соблюдения ТБ при работе с иглой и ножницами.
Проверка соблюдения технологии и приёмов работы.
Индивидуальная работа с учащимися, помощь при работе.
Контроль за работой, выполняемой учащимися.
Просмотр слайда с игольницами, обсуждение технологии изготовления игольницы.
Наблюдают за технологией выполнения стежков.
Выполняют практическую работу.
Исправляют ошибки.
6.
Подведение итогов урока
5 мин.
Сл.14 Мы сегодня с вами проделали очень большую работу. Мне хочется узнать: где вы будете использовать ваши игольницы?
Что нового вы узнали за время нашего общения?
Как можно оформить ваши работы? Обсуждение.
Презентация и оценка выполненных работ. Ответы девочек.
Перечисление швов и строчек, которые использовались на уроке. Презентация работ
Домашнее задание.
1 мин. Я благодарю всех за сотрудничество и жду вас на следующее занятие, для этого нужно иметь при себе лоскутки ткани, нитки, иголки. ЛИТЕРАТУРА
1. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. В. Синица, В. Д. Симоненко .- М.: Вентана-Граф,2013.
2. Рабочая тетрадь по технологии - А. П. Тарасова, СПБ, ИД, М и М’’
3. Забавные поделки шаг за шагом. Н.В. Чен, М.В. Бедина, Клуб семейного досуга. Белгород, 2012.
Интернет ресурсы:
Форум домашнего мастера http://forum.domaste.ru/archive/index.php/t-1122.
Кройка и шитье. Ручные швы. | Иллюстрированные уроки... HYPERLINK "http://odensa-sama.ru/" \t "_blank" Odensa-Sama.ru› HYPERLINK "http://odensa-sama.ru/krojka-i-shite-ruchnye-shvy/" \t "_blank" krojka-i-shite-ruchnye-shvy/
HYPERLINK "http://www.cross-kpk.ru/ims/02908/%C1%E0%ED%EA_%EC%E5%F2%EE%E4%E8%F7%E5%F1%EA%E8%F5_%E8%E4%E5%E9%20%F2%E5%F5%ED%EE%EB%EE%E3%E8%FF/12_vneklass/02.htm" \t "_blank" Клуб веселых мастеров HYPERLINK "http://vsch-scola.narod.ru/" \t "_blank" vsch-scola.narod.ru› HYPERLINK "http://vsch-scola.narod.ru/metod/klub_masterov.html" \t "_blank" metod/klub_masterov.html
html HYPERLINK "http://www.openclass.ru/node/" http://www.openclass.ru/node/
http://www.rucodelnica.ru/lessons/pachwork/81http://easyen.ru/load/tekhnologija/5_klass/ruchnye_shvy/222-1-0-2017
Заместитель директора ГБОУ СОШ №1 Иванова Т. Н.
Инструкционная карта.
4114800-10160001. По лекалу вырезать из ткани круг диаметром 15см.
3429000280035001714500280035002.Разметить на ткани место выполнения копировального шва и выполнить копировальные стежки.
20574009906000
2971800358140001257300243840003. Разметить на ткани место выполнения и выполнить петельные стежки по контуру детали.
205740017716500171450017716500
4. Наметить на ткани место расположения сметочной строчки и проложить ее.
57150059563000285750048133000Отступая от края 1см. проложить мелкую сметочную строчку, стянуть ее, вложив предварительно заготовленный поролон или вату.
91440018986500
342900064135005. Хорошо закрепить место стягивания шва. У вас получилась забавная игольница – клоун. А оформить вы ее можете каждый на свой вкус (творческий уровень).