СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Косенко А.В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №1» г. Воронеж
В настоящее время все большую популярность среди педагогов приобретает развивающее личностно ориентированное обучение и технология системно-деятельностного метода обучения. Они теснейшим образом связаны с ФГОС основного общего образования. Основные принципы такого обучения: принцип минимакса, принцип целостности окружающего мира, принцип вариативности, принцип деятельности, принцип научности, принцип психологической комфортности.
Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка мотивации. В педагогике и методике преподавания русского языка и литературы накоплен большой арсенал методов, направленных на формирование положительных мотивов учения. К методам эмоционального стимулирования относятся: создание ситуаций успеха в обучении, поощрение и порицание в обучении, использование игр и игровых форм организации учебной деятельности, постановка системы перспектив. К методам развития познавательного интереса относятся формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета, метод стимулирования занимательным содержанием, метод создания ситуаций творческого поиска.
В начале учебного года рассказываю учащимся о том, что предстоит им узнать нового на уроках русского языка и литературы, что они научатся делать, какими взрослыми и самостоятельными станут, какие задачи вскоре смогут решать. Таким образом, удается рассмотреть и проговорить перспективные цели нашего будущего взаимодействия, сформулировать их.
Перед каждым учителем стоят задачи: сделать урок радостным, познавательным и интересным и не только передать детям определенную сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше нового. Главное, с первой минуты урока увлечь учащихся, повести их за собой в прекрасный мир слов. Из большой проблемы воспитания интереса к изучению русского языка выделяю вопрос о подборе дидактического материала: детям далеко не безразлично, о чем будут дети говорить и писать на уроке. Стараюсь пробудить в детях стремление познать как можно больше, учу добывать знания самостоятельно из различных источников, чтобы никогда не угасало стремление учиться. Оказывается, заставить думать труднее, чем заставить делать. С этой целью использую проблемные задания:
Почему в односоставных определенно-личных предложениях не употребляется глагол прошедшего времени и форма 3-го лица настоящего времени?
Почему качественные прилагательные могут иметь степени сравнения (хотя их нет ни у относительных, ни у притяжательных)?
Широко использую игры – упражнения, позволяющие сделать трудную работу по усвоению родного языка более интересной и эффективной. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем словесности. Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание пяти и шестиклассников узнать новое о русском языке. Очень нравятся детям игры, в которых нужно найти слову пару, к синонимам подобрать антонимы, соединить части пословиц и поговорок, найти, какие слова спрятаны в длинных словах. Из букв слова «просто» можно составить до 23 слов: стопор, просто, просо, топор, сорт, торс, тост, пост и т.д. А сколько слов спряталось в буквах слова треугольник! Эти игры развивают аналитические способности, умение сопоставлять внешне сходные орфографические явления, повышают осознанность применения правил.
Игры со словами способствуют более прочному и осознанному усвоению изученного на уроке материала, содействуют развитию речи детей, совершенствуют у них навыки лингвистического анализа, повышают уровень языкового развития школьников, воспитывают у них интерес к предмету. Игровые моменты важны и для осуществления преемственности в работе по русскому языку между начальными и старшими классами.
Особое внимание уделяю развитию речи. Помогают в этом наблюдения за окружающей природой и написание статей или очерков о первом снеге, первой грозе, первых зеленых листочках, начале листопада. Дети наблюдают за природным явлением через окно или выйдя из школы во двор. Затем возвращаются в класс и свои наблюдения, размышления описывают в творческих работах.
Иногда темы для подобных сочинений ученики находят и предлагают сами. Они стараются все подмечать в природе, отбирают подходящие по смыслу строки из стихотворений известных поэтов, писателей. При этом важно научить искать дополнительную информацию в справочниках, календарях, энциклопедиях, Интернет и т.д. Формы проведения уроков могут быть разными: круглый стол, театральная гостиная, деловая игра, КВН, викторина, обсуждение телепередач и т.д. Комфортная обстановка, царящая на уроке, ободряет детей. Они не боятся спрашивать, уточнять, спорить, доказывать, искать ответы на интересующие их вопросы.
Литературе как школьному предмету присуща ведущая роль в гуманизации образования. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно людей за собой повести». Отсюда – ее главное направление, действенная функция и конечная цель: силами искусства слова в живой взаимосвязи всех средств воспитания растить маленького человека, будущего труженика, борца и творца нового. Все учителя знают, что главное в преподавании литературы – вовлечение учащихся в поиск знаний, организация их самостоятельной деятельности. Игровое освоение словаря художественного текста как обязательный элемент всей образовательной системы не только обеспечивает понимание читаемого, но имеет целый ряд важнейших последствий, без которых невозможно освоение предмета. Семантический анализ лексики приучает к внимательному, заинтересованному, подлинно «филологическому» отношению к слову вообще и к художественному, в частности, служит выработке стиля, пробуждает интерес к тайнам корнесловия, рождает творческое отношение к родному языку.Постоянное деятельное внимание к слову становится реальной предпосылкой глубокого и самостоятельного анализа в совместном интеллектуальном поиске учителя и ученика. И здесь очень важно помнить и использовать технологию системно-деятельностного метода в обучении.
Литература
Асмолова А.Г. Виды универсальных учебных действий//Как проектировать учебные действия в школе. От действия к мысли/ А.Г. Асмолов. М.-: Педагогика, 2010
Гутник, И.Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте/И.Ю.Гутник. СПб.: Книжный Дом, 2013