Организация работы над ошибками на уроках русского языка.



Организация работы над ошибками
на уроках русского языка.

Из опыта работы учителя начальных классов О.В.Поповой.

Проблема применения обобщающих моделей-алгоритмов для развития орфографической зоркости не нова. Проведенные исследования по данному вопросу и опыт школьного преподавания русского языка показали, что грамотное использование алгоритмических предписаний в значительной степени обеспечивает целенаправленную организацию мыслительной деятельности учащихся в процессе применения правил, учит логике рассуждения, способствует более четкой дифференциации взаимосмешиваемых явлений при изучении нового материала.
Так, при изучении общих понятий и общих подходов к решению более частных орфографических явлений используются алгоритмы поиска (нежесткие обобщенные предписания), цель которых – опознать, найти точку применения правила. Например, алгоритм поиска для обоснования большинства морфологических написаний может выглядеть так:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Особенность данного алгоритма, как видно, в том, что он не связан с изучением какой-либо одной орфографической темы или правила. Такая орфографическая памятка пригодна для выявления отдельных групп буквенных написаний, отражающих логику науки о языке. Она дает лишь общее направление в организации поисковой деятельности при выборе правил правописания и очень эффективна на первых этапах формирования обобщений наиболее высокого уровня, а кроме того, позволяет учащимся с самого начала изучения материала значительно сокращать зону поисковой деятельности и время, необходимое для формирования умений и навыков.
Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. На основе общего алгоритма я разработала памятку-модель для обучающихся 2-4 классов “Работа над ошибками” . Приёмы самостоятельной работы учащегося над своими ошибками могут быть самыми разнообразными. Полезной формой работы над ошибками является цифровое обозначение орфограмм. Каждое правило в памятке-модели “Работа над ошибками” имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запоминать. Цифровое обозначение орфограмм с целью исправления ошибок может использоваться дифференцированно с учетом индивидуальных особенностей, уровня отработанности орфограммы. На первом этапе выписываю номер орфограммы-ошибки на полях тетради, затем только отмечаю место ошибки, а тип орфограммы дети определяют уже самостоятельно. Алгоритм выполнения работы над ошибками активизирует мыслительную деятельность школьников, формирует у них умение сознательно применять изученные правила.











Памятка для работы над ошибками
Орфограмма.
Алгоритм выполнения работы над ошибками.
Пример.

1.Пропуск, замена перестановка букв.
Напиши слово 3 раза, подчеркни букву.
весна весна весна

2. Мягкий знак- показатель мягкости.
Напиши слово 3 раза, подчеркни ь.
кольцо кольцо кольцо

3.Имена собственные.
Запиши слово правильно, подчеркни орфограмму.
город Выкса

4.Гласные после шипящих и ц.

Выдели часть слова с орфограммой, объясни написание.
машина
ключ ом
чёрный-ч[и] рнеть

5.Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН.
Запиши слово правильно 3 раза, подчеркни орфограмму.
тучка тучка тучка

6.Правописание предлогов.
Объясни написание, выдели предлог.
в лес- в густой лес

7.Разделительный Ь и
разделительный Ъ.
Выдели часть слова с орфограммой, объясни написание.

семья
подъезд

8. Проверяемые безударные гласные в корне.
Запиши проверочное слово, подчеркни орфограмму.

гора - горы

9.Непроверяемые написания.
Запиши слово правильно 3 раза, подчеркни орфограмму.
собака собака собака

10.Парные согласные в корне.
Запиши проверочное слово, подчеркни орфограмму.
шубка- шуба

11.Двойные согласные.
Выдели часть слова с орфограммой, объясни написание.
ванна
рассвет
сонный

12. Непроизносимые согласные в корне.
Объясни написание, подчеркни орфограмму.
лестница- сл. слово
поздний- опоздать

13.Мягкий знак после шипящих.
Определи часть речи, объясни написание.
ночь- сущ. ж.р.
идешь- гл. 2 л.

14.Безударные окончания имен существительных.
Определи склонение, падеж им. сущ., объясни написание окончания.
( о чем?) о скрипке- 1 скл., П.п., о земле

15.Безударные окончания имен прилагательных.
Объясни написание окончания по вопросу.
озером (каким?) глубоким

16.Безударные личные окончания глаголов.
Определи спряжение глагола, объясни написание окончания.
писать ( не искл., I спр.)- пишет

17.НЕ с глаголами.
Запиши слово правильно, подчеркни орфограмму.
не пишет- гл.

18.Правописание приставок.
Определи часть речи, объясни написание.
записал- гл.

19.Правописание суффиксов.
Определи часть речи, объясни написание.
Ключик- ключика( сущ.)
Замочек-замочка (сущ.)


20.Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Запиши предложение, объясни расстановку знаков препинания.
В саду росли яблони, груши
сливы.

21.Знаки препинания в сложном предложении.
Запиши предложение, объясни расстановку знаков препинания.
Лето пролетело, и

наступил учебный год.



и



15