Проект урока на ьему Железы внутренней секреции (8 класс)


ПРОЕКТ УРОКА
ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ
Акуловская В.Ф.-учитель биологии КГУ «Гимназия №3»
Содержание
I. Введение
1.Краткое обоснование проекта_______________________________3
2.Цели и задачи проекта_____________________________________4
3.Ожидаемые результаты_______________________________________4
II. Основное содержание проекта
1. Теоретическое обоснование_______________________________ ___5
2.Описание продукта проектирования____________________________8
III. Планирование деятельности по реализации проекта_____________10
IV. Критерии оценки эффективности проекта_____________________11
V. Риски проекта_____________________________________________11
VI. Глоссарий________________________________________________11
VII. Список используемых источников___________________________14
VIII. Приложения
Приложение 1_______________________________________________15
Приложение 2_______________________________________________16
Приложение 3________________________________________________17
Приложение 4_______________________________________________18
Приложение 5 _______________________________________________19



«Страшная это опасность - безделье за партой. Это развращает человека, морально калечит и ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником - в сфере мысли.» (В.А. Сухомлинский)
I. Введение
1.Краткое обоснование проекта
В учебной программе, разработанной в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 г. № 1080курс биологии основного среднего образования направлен на изучение разделов «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». Содержание и структура курса обеспечивают достижения базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от организменного уровня биосистем к надорганизменному и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах. На изучение раздела «Согласованность функций систем органов в организме человека. Гуморальная регуляция систем» в содержании курса биологии 8 класса предусматривается 3 часа, при этом в данном разделе два урока посвящены изучению строения и функций эндокринных желез, выделяемым ими гормонам и заболеваниям, вызванным нарушениями работы желез внутренней секреции. Однако практика показывает, что при проверке знаний по данной теме учащиеся часто путают эндокринные железы с экзокринными, не понимают сущность гуморальной регуляции, назначение и особенности желез внутренней секреции, испытывают трудности в названии болезней эндокринной системы. Анализ проблемы привел к мысли о том, что пассивное обучение, когда ученик только воспринимает информацию, данную ему учителем, когда изучение теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой и часто ответы в учебниках на вопрос «Как?» преобладают над ответами «Почему?», тогда возникает противоречие, которое можно преодолеть с помощью изменения форм и методов проведения уроков по данной теме. Желая изменить сложившуюся ситуацию, привлечь детей к самостоятельному поиску информации, к чтению, к творческому подходу при выполнении заданий, формированию своего собственного мнения по теме и применению своих знаний на практике, надо включать в учебно-воспитательный процесс активные и интерактивные методы обучения. Идея проекта заключается в том, что необходимо изменить методику подхода к изучению проектной темы и перейти от пассивных методов обучения к активным.


2.Цели и задачи проекта
Цель проекта: разработка современной модели урока на основе использования активных методов обучения.
Задачи проекта:
Изучить содержание теории активных методов обучения в сравнении с пассивными.
Составить план современного урока по теме «Железы внутренней секреции.» Апробировать модель разработанного урока.
3.Ожидаемые результаты
1.На основе анализа психолого-педагогической литературы изучено содержание теории активных методов обучения
2. Составлен план современного урока по теме проекта и проведена экспертиза разработанного плана.
3. Модель разработанного урока прошла апробацию.
II. Основное содержание проекта
1. Теоретическое обоснование
Современный урок биологии строится с использованием различных методических приемов, методик и новых технологий. Но по-прежнему актуальной для учебного процесса остается проблема активизации деятельности ученика на уроке, когда каждый учащийся смог бы продемонстрировать свои способности, принять участие в обсуждении материала, ответить на вопросы.
Я.Голант в середине XX в. выделял активную и пассивную модели обучения в зависимости от участия учеников в учебной деятельности [5]. Рассмотрим особенности данных методов обучения.
Пассивная модель обучения
Ученик выступает в роли «объекта» обучения, должен усвоить и воссоздать материал, переданный нему учителем, текстом учебника и т.п. - источником правильных знаний. К соответствующим методам обучения относятся методы, при которых ученики лишь слушают и смотрят (лекция-монолог, чтение, объяснение, демонстрация и воспроизведение во время опроса учеников). Ученики, как правило, не общаются между собою и не выполняют каких-то творческих задач.
2. Активная модель обучения
Активное обучение - это постоянное взаимодействие между учителем и учеником в процессе обучения с использованием таких форм, которые обеспечивают реализацию внутреннего механизма саморазвития обучающихся, тем самым, повышая качество учения и контроль самостоятельной работы обучающихся[8] .
Цель активного обучения - развивать коммуникативные, управленческие навыки учащихся, формировать у учеников такие качества, как терпимость, уважение к иному, отличающемуся от своего мнению, способствовать развитию мотивации ученика к изучению нового.
Суть этой модели обучения в том, что учебный процесс происходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учеников. Это сообучение, взаимообучение (коллективное, групповое, обучение в сотрудничества), где и ученик и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют и осуществляют.
Организация активного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использования ролевых игр, общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации. Оно эффективно содействует формированию навыков и умений, выработке ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, дает возможность педагогу стать настоящим лидером детского коллектива.
Как правило, современная система обучения ожидает от учителя охвата большого объема информации и ориентирована на «знание» и «понимание». Это подталкивает педагога на использование в основном пассивного обучения. Раньше использование пассивных методов было оправданно. Учитель имел возможность передать весь объем известной к тому времени информации по любому предмету ученику. В современном мире ситуация изменилась. Сильные и слабые стороны пассивного и активного обучения можно подать в виде таблицы сравнительного анализа этих форм обучения .Таблица 1. Сравнительный анализ пассивного и активного обучения [10]
Критерии сравнения Пассивная модель Активная модель
1. Объем информации Большой объем информации можно подать за короткое время в структурированном виде большому количеству учеников. Высокий уровень представления информации. Большое количество учеников, которые могут одновременно получать информацию.
2. Уровень усвоения знаний и результаты обучения (знания, знания и привычки, жизненная :компетенция) Как правило, ориентирована на уровень знания и понимания, развитие умения слушать, записывать, конспектировать большое количество информации и умения воссоздавать ее. Ориентирована на развитие широкого спектра познавательных умений и навыков. Предусматривает возможность развития социальной и гражданской компетентности учеников по всем предметам. Расширение познавательных возможностей учеников в соискании, анализе и применении информации из разных источников. Возможность перенесения полученных умений, навыков и способов деятельности на разные предметы и внешкольную жизнь.
3. % усвоения Как правило, невысокийКак правило, высокий.
4. Контроль над процессом обучения Учитель хорошо контролирует объем и глубину изучения, время и ход обучения. Результаты работы учеников предусмотрены. Обратная связь учителя с учениками отсутствует. Возможность сотрудничества учителя с каждым из учеников в отдельности. Постоянная обратная связь учителя с учениками.
5. Роль личности педагога Непосредственный влияние учителя (или автора учебных материалов) на учеников. Личные качества педагога остаются «в тени», он выступает как «источник» званий. Педагог сильнее раскрывается перед учениками, выступает как организатор, консультант. Обеспечение возможности демократического и равноправного партнерства между учителем и учениками и в ученическом коллективе
6. Роль учеников Относительно пассивна; ученики не принимают важных решений относительно процесса обучения. Ученики принимают важные решения относительно процесса обучения, имеют возможность общения и развития коммуникативных умений и навыков. Объединение разнообразных видов деятельности учеников.
7. Источник мотивации обучения Внешнее (оценки, педагог, родители, общество). Объединение внешних (оценки, педагог, родители, общество) и глубокая внутренняя мотивация (интерес самого ученика).
Как видно, активные формы работы имеют ряд преимуществ:
за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больше;
высокая результативность в усвоении знаний и формировании умений;
формируется умение сотрудничать;
формируются мотивы обучения, развиваются гуманные отношения между детьми;
развивается учебная деятельность (планирование, рефлексия, контроль, самоконтроль).
Для того чтобы преодолеть сложности применения отдельных активных форм надо помнить:
- Активные формы требуют определенного изменения всей жизни класса, а также значительного количества времени для подготовки как ученикам, так и педагогу. Надо начинать с постепенного включения элементов этой модели, если учитель или ученики с ними незнакомы. Как педагогу, так и ученикам надо привыкнуть к ним. Лучше старательно подготовить несколько занятий с использований активных форм в учебном году, чем часто проводить наспех подготовленные «игры» [6] .
- Можно провести с учениками особое «организационное занятие» и создать вместе с ними «правила работы в классе». Надо настроить учеников на старательную подготовку к активным формам.
- Для эффективного применения активных форм, в частности, для того чтобы охватить весь необходимый материал и глубоко его выучить, педагог должен старательно планировать свою работу, чтобы дать задачу ученикам для предыдущей подготовки.
Какие же методы обучения относятся к активным? Выбор того или иного метода на уроках биологии зависит от разных причин: цели занятия, опытности учеников, их знаний. К тому же названия многих активных методов весьма условны. Часто одно и то же название используется мною для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами: 
Мозговой штурм (критика исключается ,приветствуется свободный полет фантазии, идей должно быть много, комбинирование и совершенствование идей, отбор лучшего решения)
Творческие задания – исправить ошибки в научном тексте, придумать сказку на тему…; 
Групповая работа – решение занимательных биологических задач; 
Проблемное обучение; 
Соревнования – викторины; 
Интерактивная лекция; 
Ученик в роли учителя; 
Использование ИКТ; 
Проектный метод;
 Кубирование(описание объекта, явления; анализ составных частей; сравнение с другими, аналогичными; установление ассоциаций; аргументы «за» и «против»; как использовать)
Разноуровневая дифференциация;
Игра( предметная, сюжетная, ролевая, деловая, имитационная) [8].
Методикой активного обучения предусмотрено формирование учащихся в группы. Задания также можно выполнять индивидуально, в парах, и малых группах. При выполнении в более крупных группах, возможен переход на задания для всего класса (так называемая пирамида). Также для эффективности обучения можно размещать учащихся в классе по рядам, «подковой», парами и малыми группами. Необходимо учитывать особенности восприятия, которыми обладает каждый из учащихся, и включать в занятия разные виды деятельности, чтобы ученики могли и посмотреть, и подумать, и подвигаться. Тогда даже слабые ученики могут стать успешными, почувствовать, что они могут достигнуть победы. Также желательно, чтобы в группе был ученик, у которого в достаточной степени сформированы все сенсорные каналы. Целенаправленная и системная работа учителя позволит выделить к концу учебного года «активно действующую группу». В результате методически организованной работы в группах, учащиеся учатся слышать друг друга, помогать менее успешным в учебе. Важно обращать внимание на позитивные проявления в поведении учеников в группе: способность внимательно слушать друг друга, спокойно отстаивать свою точку зрения, принимать совместное решение. В ходе работы в группе, ученики испытывают эмоциональный подъем, ощущение сопричастности к общему делу. Это повышает интеллектуальную активность, снижает чувство напряженности, тревоги и беспокойства, которые часто возникают в условиях традиционной формы работы. Все это помогает уделять большое внимание использованию активных форм и организации учебного процесса.
Активные формы обучения действительно значительно повышают эффективность процесса восприятия учебной информации тогда, когда учащиеся:
- могут связать новый материал с предыдущим;
- заинтересованы в том, что делают;
- четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;
- имеют самостоятельность в работе;
- имеют возможность для развития нужных умений;
- обеспечены различными видами деятельности;
- имеют необходимую поддержку со стороны учителя;
- работают в подходящем для них темпе;
- понимают, когда и как будут оценены;
- могут оценить собственные успехи.
При реализации активных методов обучения важным является пребывание учеников и учителя в одном смысловом пространстве; совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т.е. включение в единое творческое пространство; согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи; совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач. 
2.Описание продукта проектирования
№ Основные цели и результаты обучения. Какие знания умения и понимания вы хотели бы сформировать в Ваших учениках по завершению серии последовательных уроков Активные формы работы (ГР, ПР, ИР,). Можете ли Вы использовать ИКТ для улучшения обучения Как вы будете использовать ОдОКак Вы будете вовлекать всех учеников в классе (талантливых, одаренных) Как вы установите, что все ученики научились тому, что Вы запланировали и ожидали от них.
1 Ученик должен узнать что такое гормоны, их значение в регуляции работы органов, сущность гуморальной регуляции, назначение и особенности желёз внутренней секреции.
Работа в парах
Стратегия «Подумай- в паре- поделись».
Задание 1.
Заполните рабочий лист по теме «Эндокринная система человека» (приложение №1)
на основании следующих заданий:
1/ составление мини-рассказа по плану;
2/ активно- продуктивное чтение (приложение №2) Стратегия «Светофор»
Узнают о значении гормонов в регуляции работы органов, сущность гуморальной регуляции, назначение и особенности желёз внутренней секреции.
Ответы на вопросы:
1. Какие вы узнали на этом уроке железы внутренней секреции?
2. Какие гормоны они выделяют?
2 Ученик должен применять знания о железах внутренней секреции для обоснования ведущей роли гипофиза
Работа в группах
Стратегия «Творчество»
Задание 2.
«Разработать сан бюллетень, памятку о профилактике болезней, вызванных недостаточной или гиперфункцией желез внуренней секреции.
1 гр- «памятка для учеников»; 2 гр- «памятка для родителей»; 3 гр- «Памятка для учителей» Стратегия «Голосование стикерами» А и В обсуждают, предлагают идеи, консультируют в вопросах о профилактике болезней жвс и ведущей роли гипофиза.
С- слушают, наблюдают, обсуждают данное задание. 1. Что произойдёт, если железы внутренней секреции перестанут нормально работать?
2. К каким последствиям может привести дефицит йода в организме взрослого человека, ребёнка?
3. Как вы думаете, можно ли назвать гипофиз «дирижером» и одновременно «солистом» эндокринного ансамбля?
3 Ученик должен размышлять о соблюдении норм поведения человека, способствующих нормальной работе желез внутренней секреции
Индивидуальная работа
Стратегия «Синквейн» .Задание 3. Напиши синквейн
на темы: «Гипофиз», «Щитовидная железа» (по выбору) Стратегия
«Фейерверк» А- размышляют, аргументируя о влиянии вредных привычек на работу гипофиза и щитовидной железы.
В,С- выражают мнение о недопустимости самолечения и использования гормональных препаратов без консультации врача- эндокринолога. Заболевания эндокринной системы влияют на физиологические функции всего организма или только на определенный орган?
III. Планирование деятельности по реализации проекта
Задача Действие Сроки Продукт
1. Изучить содержание теории активных методов обучения в сравнении с пассивными.
1.1.Подобрать учебно-методическую литературу по использованию активных методов обучения на уроках биологии
1.2.Провести литературный обзор по теме проекта, выделить ключевые моменты Август 2014год
Август 2014год
Список статей
Конспект, презентация
2.Составить план современного урока по теме «Железы внутренней секреции.»2.1.Разработать проект плана урока
2.2 Обсуждение проекта плана урока с коллегами 2.3.Экспертиза разработанного проекта плана урока
Сентябрь 2014 год
Сентябрь 2014 год
Сентябрь 2014 год Проект плана урока, презентация проекта на школьном МО
Отзывы коллег
Оценка проекта плана урока
3.Апробировать модель разработанного урока. 3.1 Обсуждение и распределение ролей
3.2 Проведение разработанного урока
3.3. Опрос учащихся
3.4. Обсуждение первоначального планирования.
3.5 Планирование модели урока с учетом рекомендаций и дополнений.
Октябрь 2014 год
Октябрь 2014 год(согласно КТП)
Октябрь 2014 год
Протокол
Зафиксированные наблюдения, продукты учебной деятельности
Анализ результатов опроса
Предложения, рекомендации и дополнения
Откорректированная модель урока
IV. Критерии оценки эффективности проекта 1.Удовлетворенность ученика уроком
2.Степень достижения норм учебной программы по предмету биология
V. Риски проекта
Риски Пути преодоления
1.Не все учащиеся умеют работать в группе 1.Начинать обучение работе в группе до проведения планируемого урока
2.Некоторые учащиеся займут позицию «стороннего наблюдателя» или «потребителя» информации, но никак не ее активного поставщика 2.Следить за психо-эмоциональным состоянием учащихся класса
3.Вероятность не уложиться во временные рамки урока 3.Привлечь учащихся к контроля за регламентом выполнения заданий

VI. Глоссарий
Государственный общеобразовательный стандарт образования - нормативный документ, способствующий проведению единой государственной политики в области образования, определяющий совокупность цели и задач, базового содержания образования, максимального объема учебной нагрузки, основных принципов организации процесса обучения и оценки качества знаний, ожидаемых результатов в виде ЗУН и сформированных ключевых компетентностей, правил и процедур государственного контроля качества образования. Компетенция- готовность эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
Метод проектов - является тем средством, которое позволяет отойти от традиций в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного набором готовых знаний.
Оценка- процесс соотнесения реально достигнутых результатов деятельности учащихся с запланированными целями.
Проект- это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Активность (от лат. activus - деятельный) - это психическое качество, черта характера человека выражающаяся в условной деятельности человека.
Синектика- модель группового решения проблем с помощью метафорического мышления
Дискуссия - метод обучения, который предусматривает организацию общей языковой деятельности с целью поиска эффективного решения определенной проблемы.
Кейс-метод. “Кейс” (случай) - это детализированные, контекстуальные, описательные доклады и сообщения о преподавании и учении
  Беседа - диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.    Дидактика - теория обучения, теоретическая и одновременно нормативно-прикладная отрасль педагогической науки. Выявляет закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений; определяет объем и структуру содержания образования; совершенствует метод и организационные формы обучений; изучает воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.  Дидактическая игра - коллективная, целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
  Дифференцированное обучение - обучение, предусматривающее индивидуальный подход к отдельным ученикам, группам учащихся в зависимости от степени их подготовленности к учебе и уровня развития познавательных способностей в целях овладения программным материалом.    Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.
    Коллектив - организованная группа людей, объединенных общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью.  Личность - человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, как существо общественное, формирующееся в совместной деятельности и общении.
    Методы обучения - способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач.
  Мотивы учения - система устойчивых побуждений, направленных на освоение, получение новых знаний и умений, определяющих позитивное отношение к учебе, а также ее предметную направленность и успешность.
  Обучение - это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.  Обучаемость - способность учащегося к усвоению определенного объема информации и ее использованию в практической деятельности. Педагогическое мастерство - совершенное владение педагогической технологией.Педагогическая технология - научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
 Технология обучения - это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании. Урок - форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.
 Учебная программа - нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому учебному предмету.
Учебный план - нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.Форма обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.  
VII. Список используемых источников
а) нормативные акты РК
1. Государственная программа развития образования в РК на 2011-2020года. Астана, 2010.
2. Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников.
3. Послание Президента РК Н.А.Назарбаева «Казахстанский путь -2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»
б) научно-методические издания
4. Байбородова, Л.В. Методика обучения биологии: Пособие для учителя [Текст] / Л.В. Байбородова, Т.В. Лаптева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 176с.
5. Голант Е. Я. Методы обучения в советской школе. М.,1957. - 360 с.
6. Кларин М. В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика, 2000. -№ 7.-С. 12-18.
7. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1975. - 152 с.
8. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии.- Москва, Просвещение.- 1989. Высоцская М.В. нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах - Изд. Учитель: Волгоград, 2004. 
9. Программа курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ РК. 2012г.
10. Пустохина О.А. Урок в современной школе - Изд. Учитель: Волгоград, 2009г.
11. Ярошенко О.Г. Групповая учебная деятельность школьников: теория и методика. К.: Партнер, 1997. - 193 с.


Приложение 1
VIII. Приложения
Задание. 1.Установить основные группы гормонов, биологические свойства и общую функцию.
Заполните Рабочий лист в строках приложение 1.
2. Составьте аргументированный мини- рассказ по плану: 1. Сформулируйте определение «гормоны»
2. Опишите основные функции гормонов.
3. Перечислите свойства.
4. Вывод.
Источники информации: 1. учебник Алимкулова Р., «Биология. Человек. 8 класс» стр .41-42 2. дополнительная информация (активно- продуктивныое чтение).
Дополнительная информация
114300100330 Основной задачей желез внутренней секреции является продукция и выделение в кровоток биологически активных веществ – гормонов. Эндокринная система регулирует обменные процессы организма, рост и развитие организма, обеспечивая постоянство внутренней среды (гомеостаз) и нормальное течение всех биохимических процессов.
5029200483235 Гормоны обладают высокой биологической активностью, например 1 г инсулина способен понизить уровень сахара в крови у 125 тыс. кроликов.
Некоторые гормоны действуют только лишь на определённые органы-мишени, другие влияют на строго определённый тип обменных процессов.
Все гормоны влияют на органы и ткани, расположенные вдали от места образования гормонов, так выработка гипофизом тиреотропина влияет и на обмен, на рост тканей, на деятельность нервной системы, на деятельность щитовидной железы.
Задание 1. Выясните особенности механизма действия различных групп гормонов. Приложение 2
Заполните Рабочий лист в строках для приложения 2 .
2. Составьте аргументированный мини- рассказ по плану: 1. Название группы гормонов.
2. Механизм действия гормонов данной группы (с чем взаимодействуют).
3. Примеры гормонов, характерные для каждой группы.
Источники информации: 1. учебник Алимкулова Р., «Биология. Человек. 8 класс» стр .41-42 2. дополнительная информация (активно- продуктивныое чтение).
Дополнительная информация
0199390 Исходя из химического строения, гормоны делят на три группы. К первой группе относят пептидные и белковые гормоны. Среди белковых гормонов имеются как простые белки (инсулин, глюкагон, соматотропин, пролактин и др.).. Вторая группа — производные аминокислот — гормоны, адреналин, норадреналин. Третью группу составляют стероидные гормоны, которые являются производными холестерина.
Гормоны служат химическими посредниками, переносящими соответствующую информацию (сигнал) в определенное место — клеткам - мишеням соответствующей ткани; что обеспечивается наличием у этих клеток высокоспецифических рецепторов — особых белков, с которыми связывается гормон (у каждого гормона свой рецептор). Ответ клеток на действие гормонов различной химической природы осуществляется по-разному.
Стероидные гормоны проникают внутрь клетки и связываются со специфическими рецепторами цитоплазмы клеток с образованием гормон-рецепторного комплекса. Остальные гормоны взаимодействуют с рецепторами, находящимися на цитоплазматической мембране клеток-мишеней. Пример нарушения работы паращитовидной железы: повышенная выработка кальцитонина вызывает «вымывание» кальция из костей – возникает так называемый декальциноз скелета. Кости становятся непрочными, сначала очень гибкими, потом ломкими, возникают множественные переломы. На ранних стадиях резко возрастает подвижность суставов, больные могут принимать неестественные позы, закладывать ноги за голову, скручиваться спиралью.
Приложение 3
Задание. 1. Охарактеризуйте железы организма человека (гипофиз, гипоталамус, щитовидная) ,которые отвечают за выработку гормонов.
2. Заполните на рабочем листе, соответствующие графы в таблице для приложения 3.
3. Составь аргументированный мини-рассказ по плану: 1. Название железы
2. Виды вырабатываемых гормонов.
3. Влияние гормона на организм
Источники информации: 1 учебник Алимкулова Р., «Биология. Человек. 8 класс» стр .44-46 2. дополнительная информация (активно- продуктивныое чтение).
Дополнительная информация
Важнейшей железой эндокринной системы организма человека является гипофиз. В нем образуются гормоны, стимулирующие функции других эндокринных желез. Так, в гипофизе вырабатываются гормоны, стимулирующие синтез и секрецию гормонов щитовидной железы (тиреотропин), а также гормон роста (соматотропин)
Гипоталамус, в ответ на информационные сигналы нейрогормоны, поступающие в гипофиз и через него оказывающие свое регулирующее воздействие на деятельность желез внутренней секреции.
11430090170 Гормон щитовидной железы (тироксин) в своем составе имеет йод, регулируют обмен веществ, усиливают окислительные процессы в клетках и расщепление гликогена в печени, влияют на рост, развитие и дифференцировку тканей, а также на деятельность нервной системы
Мозговым слоем надпочечников вырабатываются гормоны адреналин и норадреналин. Поступление этих гормонов в кровь вызывает учащенное сердцебиение, сужение кровеносных сосудов (кроме сосудов сердца и головного мозга), повышение артериального давления, усиление расщепления гликогена в клетках печени и мышц до глюкозы, угнетение перистальтики кишечника, расслабление мускулатуры бронхов, повышение возбудимости рецепторов сетчатки, слухового и вестибулярного аппаратов.

Приложение 4
Задание. 1. Выясните, какие гормоны вырабатывают железы внутренней секреции, и, каковы последствия
нарушения работы желез,
Заполните на рабочем листе, соответствующие графы в таблице для приложения 4..
2. Составьте аргументированный мини- рассказ по плану: 1. Название железы и синтезируемые гормоны.
2. Последствие недостатка гормона.. 3. Последствия переизбытка гормона.
Источники информации: 1 учебник Алимкулова Р., «Биология. Человек. 8 класс» стр .43-45 2. дополнительная информация (активно- продуктивныое чтение) . Дополнительная информация:
044450 Гипофиз. При недостаточной секреции - гипофункции - соматотропина у ребенка тормозится рост и развивается заболевание гипофизарная карликовость при избытке (гиперфункции) гормона, наоборот, развивается гигантизм. Повышенная секреция соматотропина у взрослого вызывает болезнь акромегалию. Тиреотропин стимулирует деятельность щитовидной железы. При избытке тиреотропина – базедова болезнь
Гипоталамус вырабатывает регуляторные гормоны (нейрогормоны), поступающие в гипофиз и через него оказывающие свое регулирующее воздействие на деятельность желез внутренней секреции.
Щитовидная железа, вырабатывает тироксин, в своем составе имеет йод, поступление которого с водой и пищей является необходимым условием ее нормального функционирования. При избытке тироксина развивается базедова болезнь. Ее основные признаки: разрастание ткани железы (зоб), пучеглазие, учащенное сердцебиение, повышенная возбудимость нервной системы, повышение обмена веществ, потеря веса.
Гипофункция щитовидной железы у взрослого человека приводит к развитию микседемы (слизистый отек), Гипофункция железы в детском возрасте вызывает задержку роста и развитие карликовости, а также резкое отставание умственного развития (кретинизм).
Приложение 5
Рабочий лист по теме: «Эндокринная система человека. Железы внутренней секреции».

Гормоны – биологически активные вещества, вырабатываемые в организме, и оказывающие целенаправленное влияние на деятельность органов и тканей.
Приложение 1. Функции гормонов: ____________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Свойства гормонов: ____________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2. Основные группы гормонов: 1________________________________ 2_____________________________ 3__________________________________
2 Механизмы действия различных ________________________________ ______________________________ ____________________________________
групп гормонов _________________________________ ______________________________ _____________________________________
Приложение 3 «Железы внутренней секреции» приложение 4
1. Название железы
2. Вырабатываемые гормоны 3. Влияние 4. Нарушения действия желез
Недостаток гормона Избыток гомона
……….….......функция ………….функция
Гипофиз Гипоталамус Щитовидная железа