Методическая разработка Игра — как средство воспитания, обучения и развития личности в волейболе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮТЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА
г. Сафоново
Игра - как средство воспитания,
обучения и развития личности в волейболе
методическая разработка
Материал подготовила
тренер-преподаватель
Ланченкова Н.В.
г. Сафоново
2015 год.
Содержание.
I. Введение - 2 с.II. Основная часть: - 3 - 24 с.
1. Развитие отечественной теории и методики игр - 3 - 52. Воспитательное, образовательное и оздоровительное значение игр - 5 - 6
3. Классификация подвижных игр - 6-7 с.
4. Педагогическая характеристика подвижных игр и методика их
проведения - 7 - 10 с.
5. Игры в занятиях с волейболистами - 10 - 24 с.
III. Описание опыта - 24 - 26 с.IV. Заключение - 26 - 27 с.V. Список литературы - 28 с.1.
Введение.
Среди большого многообразия средств физического воспитания играм принадлежит особое место. Их значение выходит далеко за рамки тех представлений. с которыми мы обычно подходим к оценки средств физического воспитания.
Игра - один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения.
В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребенка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их и создают радость успеха, создают хорошее настроение.
Поскольку детская игра - явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, ее функции разнообразны:
- обучающая функция позволяет решать конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие функции также для нравственно-эстетического воспитания детей.
- развивающая функция заключается в развитии ребенка, коррекции того, сто в ней заложено и проявлено;
- воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранять нежелательные проявления в характере своих воспитанников;
- коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность;
- развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребенка необходимыми и яркими впечатлениями, создает благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребенком.
-психическая функция состоит в развитии творческих способностей детей;
- релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребенка.
2.
Основная часть.
Развитие отечественной теории и методики игр.
Русская педагогическая мысль издавна проявляла большой интерес к играм. В развитие теории и практики использования игр в народном образовании внесли свой крупный вклад такие выдающиеся мыслители, как Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, В.Г. Белинский, Д.И. Писарев. Они высоко ценили народные игры и видели в них мощное средство нравственного воспитания личности. Этой же точки зрения придерживался и виднейший русский педагог К.Д. Ушинский. Он подчеркивал важность широкого сочетания обучения с игрой.
Эту мысль в дальнейшем развил оформил в научно обоснованную систему виднейший ученый П.Ф. Лесгафт. Одним из первых он дал теоретическое обоснование игр как средства физического воспитания. Игру он считал упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. П.Ф. Лесгафт подчеркивал качественные особенности игры, требующей от играющих сознательности действий и умения управлять своими движениями. Требования к играющим формируют характер. Все это, по мнению П.Ф. Лесгафта, способствует воспитанию гармонически развитой, творчески мыслящей личности. П.Ф. Лесгафт собрал. систематизировал и классифицировал огромное количество игр. Он создал оригинальную методику преподавания игр, в основу которой была положена активность и
самостоятельность играющих. Будучи убежден, что игры воспитывают не сами по себе, Лесгафт исключительно большую роль отводил руководителю - педагогу.
Труды П.Ф. Лесгафта внесли фундаментальный вклад в создание отечественной прогрессивной системы физического, и в особенности теории и методики игр. В своих основных положениях его идеи не потеряли своего значения и в наши дни.
В последующие годы эти идеи продолжали развивать многие ученые. И.М. Сеченов в своем труде "Рефлексы головного мозга" показал прямую зависимость между игровыми движениями младенца и формированием процесса мышления, познанием внешнего мира. Е.А. Покровский подчеркивал. что игры содействуют не только укреплению и развитию внешней телесной силы, но не менее того и образованию ума. Поэтому они, считал он, должны занять значительное место в режиме дня школьника. а врачи должны специально изучать их как "отдельную отрасль педиатрии".
3.
Особенно интенсивно вопросы научного обоснования теории и методики игр разрабатывали советские ученые, и в первую очередь В.В Гориневский, В.Г. Марц, Л.В. Былеева, В.Г. Яковлев, М.В. Лейкина. Благодаря их работам подвижные игры получили полное признание как средство всестороннего физического воспитания детей, наиболее доступное и соответствующее особенностям их анатомо-физиологического и психологического развития.
Воспитательное значение игр нашло свое полное раскрытие в идеях Н.К. Крупской и А.С. Макаренко. Главная ценность игры и ее специфическое отличие состоит в том, что она представляет собой коллективную деятельность и, следовательно. учит общественным отношениям.
Чтобы воспитать детей дисциплинированными, инициативными, настоящими коллективистами. нужно шире использовать игры. Совместные действия помогают познать себя, понять друг друга и укрепить дружбу между ребятами. Большое значение Н.К Крупская придавала отбору. Н.К. Крупская рекомендовала руководителям хорошо изучить используемую игру, обеспечить в ней условия для самостоятельной инициативы и учитывать возрастные особенности, чтобы правильно дозировать нагрузку.
С именем выдающегося советского педагога А.С. Макаренко связано дальнейшее развитие теории и практики использования игр в воспитательной работе с детьми. Именно он возвысил роль игровой деятельности в формировании личности, поставив ее в один ряд с трудовой, учебной и общественной деятельностью. Разработав стройную систему использования разнообразных игр (подвижных, спортивных, военизированных), он дал в руки педагогов самый эффективный метод воспитания навыков общественного поведения. Особенно велико значение выдвинутого им принципа сочетания труда и игры. Игра, по мнению А.С. Макаренко. тот же труд. "Она приучает человека к тем физическим и психологическим условиям, которые необходимы для работы".
Поэтому качества, приобретаемые в игре, легко и незаметно переходят в привычку, если игры детей постоянно чередуются с посильным трудом. Подтвержденная практическим опытом работы плодотворность такого направления позволила А.С. Макаренко заключить, сто "воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре".
4.
Воспитательное, образовательное, оздоровительное значение подвижных игр.
1. Подвижные игры имеют чрезвычайно большое значение в развитии целого комплекса физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Большинство игр требует от участников быстроты - быстрее убежать, догнать, мгновенно реагировать на различные сигналы. Постоянно меняющаяся обстановка в игре требует от участников быстрого перехода от одних действий к другим, способствует воспитанию ловкости. Игры со скоростно-силовой направленностью укрепляют силу. Воспитанию выносливости способствуют игры с частыми повторениями напряженных движений с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии. Игры с частыми изменениями направления движения развивают гибкость.
2. Подвижные игры носят в большинстве своем коллективный характер и тем самым воспитывают чувства товарищества, солидарности и ответственности. Они помогают развитию самосознания в связи с возникающими в процессе игры самыми разнообразными задачами, требующими своевременной оценки ситуации, принятия решения и его выполнения.
3. Правила игры способствуют воспитанию дисциплинированности, честности, выдержки.
4. Детские подвижные игры способствуют развитию творческого воображения. Они приучают к наблюдательности, логическому мышлению. В зависимости от роли играющего развиваются организаторские способности.
5. Образовательное значение имеют подвижные игры, по двигательной структуре родственные отдельным видам спорта. Они направлены на совершенствование и закрепление разученных предварительно технических и тактических приемов различных видов спорта.
6. В играх развивается способность правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и точно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке.
7. Игры на местности ведут к образованию навыков, необходимых туристу, следопыту.
8. Игры с предметами (мячами, обручами, булавами) способствуют повышению кожно-тактильной и мышечно-двигательной чувствительности, совершенствованию двигательных функций рук и пальцев (особенно необходимы для детей младшего возраста).
5.
9. Подвижные игры повышают функциональную деятельность, оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма, вовлекают в динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность подвижность в суставах.
10. Под влиянием движений в игре активизируются все стороны обмена веществ (углеводный. белковый, жировой, минеральный). Мышечная работа стимулирует функции желез внутренней секреции. Игры оказывают благотворительное влияние на нервную систему, что достигается оптимальными нагрузками и правильной организацией процесса игры.
11. Широкое использование подвижных игр способствует снижению гиподинамии, так как компенсирует дефицит двигательной активности.
Как правило, оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи решаются только в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей.
Классификация подвижных игр.
По характеру организации играющих подвижные игры принято делить на:
- некомандные ( без водящего, с водящим) в которых каждый участник, соблюдая правила, борется за одного себя, вся игровая деятельность направлена на личное совершенствование в игре, на достижение собственного превосходства.
Главное значение в этом случае приобретает личная инициатива и умение целесообразно использовать свои силы и возможности. Правил обычно немного; они просты (действуя, не мешай друг другу, не допускай грубости); нет большой сложности в игровой деятельности, Присутствует в игре момент личного соревнования.
- переходные и командные, в которых участник игры отстаивает в первую очередь свой интерес, но иногда по личному желанию, помогает другому участнику игры. В ряде случаев играющие вступают в сотрудничество друг с другом для достижения цели. Соревновательный момент выражается более ярко. Здесь оценивается личный результат и коллективное поведение.
- командные, которые характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов, интересам всей команды. Команды равны по числу играющих и условиями игры. В этих играх лучше выявляются силы играющих, их сознательность,
6.
быстрота и т. п., в них развиваются и совершенствуются навыки коллективного поведения.
В целом подвижные игры подразделяются:
1. По степени сложности их содержания: от самых простых к более сложным.
2. По возрасту играющих (для детей дошкольного возраста, школьного возраста, взрослые игры).3. По преимущественным двигательным действиям, входящим в игру:
- имитационные (подражательные действия);
- игры с элементами общеразвивающих упражнений,
- с перебежками;
- с мячом (метание в цель, бросок и ловля мяча);
- с палками и другими предметами;
- с ориентировкой (по звуковым и зрительным сигналам);
- с сопротивлением соперника.
4. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (сила, выносливость, ловкость, гибкость, быстрота5. По взаимоотношениям играющих:
- без непосредственного соприкосновения с противником;
- с ограниченным вступлением в соприкосновение с соперником;
- с непосредственной борьбой соперников.
6. По характеру моторной деятельности: игры большой, средней подвижности и малоподвижные.
7. По месту проведения с учетом сезона: в помещении, на снегу, на льду, летние, зимние.
8. По педагогическим задачам: на быстроту реакции, на быстроту реакции в условиях выбора сигнала и действия, на запоминание, на ориентировку в пространстве.Педагогическая характеристика подвижных игр
и методика их проведения.
Подвижные игры как средство физического воспитания отличаются рядом особенностей, Наиболее характерные из них - это активность и самостоятельность играющих, коллективность действий и непрерывно
меняющиеся условия деятельности.
Деятельность играющих подчинена правилам игры, регламентирующим их поведение и отношения. Правила облегчают выбор тактики действий и руководство игрой. 7.
Методика проведения подвижных игр определяется целями и задачами, которые решают с их помощью. всестороннее воспитание и гармоничное развитие занимающихся может быть достигнуто только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения подвижным играм. Ведущая роль в этом принадлежит преподавателю.
Организуя обучение преподаватель должен стремиться:
- воспитывать у занимающихся высокие морально-волевые качества;
- укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому
развитию;
- содействовать формированию жизненно важных двигательных навыков и
умений.
Важное условие успешной игровой деятельности - ясность понимания содержания и правил игры. И здесь главная роль принадлежит наглядности объяснения. Краткое, образное объяснение сюжета игры при необходимости дополняют показом отдельных приемов и действий. Объяснив главное, преподаватель начинает игру. Эта первая попытка позволяет ему проверить, как поняли игру дети. Если необходимо, то ее сразу же останавливают для дополнительных разъяснений. В других случаях остановка делается для введения мелких правил и исправления ошибок играющих. Объяснять сразу все содержание сложной игры неправильно. Лучше проводить объяснение в несколько этапов:
1 - й этап - ознакомление с игрой (название, сюжет, основные правила);
2 - й этап - дальнейшее изучение правил:
3 - й этап - внесение изменений в содержание и правила игры.
Обучение детей подвижным играм - это организованная система, обеспечивающая полное и качественное овладение комплексом необходимых игр. Основное требование к такой системе - постепенность в усложнении изучаемых образцов.
Обучение детей целесообразно начинать с простых некомандных игр. Затем нужно перейти к переходным играм и завершить сложными командными играми. Трудность игровых действий нарастает с усложнением отношений между играющими.
Таким образом. процесс проведения игр делится на две взаимосвязанные фазы: создание предпосылок (сюда входит овладение игровыми действиями) и непосредственно проведение игры.
8.
Практическая деятельность тренера в любом случае складывается из нескольких элементов (выбор игры, подготовка места и инвентаря, организация играющих, объяснение, руководство, подведение итогов).
Выбор игры. Подготовка к проведению игры начинается с ее выбора. При этом важно учесть состав группы, форму предстоящего занятия и место проведения. Далеко не всякая игра подходит для любого количества играющих, для каждой существует оптимальное число участников.
Подготовка места и инвентаря. Хорошая подготовка повышает эмоциональное состояние занимающихся, вызывает желание быстрее начать игру.
Организация играющих. От нее во многом зависит ход игры. Сюда входит расстановка при объяснении, определение водящих, капитанов и помощников, распределение по командам.
Объяснение. Объяснять игру лучше в том построении, из которого она будет начинаться.
Не следует затягивать объяснение. Дети с нетерпением ожидают начала игры и с трудом выслушивают преподавателя. Рассказывать нужно живо и образно.
Руководство игрой, бесспорно, самый трудный и вместе с тем решающий момент работы преподавателя. Только правильное управление ходом игры обеспечивает достижение планируемых педагогических результата.
В руководство игрой входит несколько элементов: наблюдение за действиями участников и коллективов, исправление ошибок, указание правильного способа индивидуальных и коллективных действий, пресечение проявлений индивидуализма, грубости и прочего неправильного отношения к товарищам, регулирование нагрузки, стимулирование необходимого уровня соревнования на протяжении всех игр. Именно в руководстве проявляется мастерство педагога. Оно целиком основывается на его умении видеть и понимать ход игры.
Одна из важных задач преподавателя - дозирование нагрузки в игре. Из-за высокой эмоциональности игры дети не могут контролировать свое состояние. В результате легко может возникнуть перевозбуждение и утомление. При появлении выраженных симптомов усталости (пассивность. нарушение точности и контролируемости действий, побледнение и т. п.) необходимо снизить нагрузку. Регулировать ее можно различными методами: сокращением длительности игры, введением перерывов,
9.
изменением числа играющих, сокращением величины игровой площадки, изменением правил и сменой ролей играющих.
Заканчивать игру нужно своевременно. Затягивание ее может привести к потере интереса и утомлению играющих. Ранее и особенно внезапное окончание вызывает неудовлетворенность. Нужно стремиться, чтобы к этому моменту были достигнуты цели, поставленные перед игрой. Тогда она доставит удовольствие и вызовет у занимающихся желание повторить игру.
Обязательно организованно заканчивать игру. Остановив играющих, преподаватель подсчитывает результаты и объявляет победителей. После этого он проводит разбор игры. Оценивая результаты, он должен разобрать ошибки играющих. отметить положительные и отрицательные моменты в их игре и объяснить наиболее целесообразные способы игровой деятельности.
При этом полезно отметить лучших водящих, капитанов. судей. обратить внимание на нарушение дисциплины и порядка.
Игры в занятиях с волейболистами.
"Невод" - двое водящих - "рыбаки", остальные "рыбы", "Рыбаки" держась за руки (невод), ловят "рыбу", соединив вокруг нее руки. Пойманная "рыба" присоединяется к "рыбакам", Игра на время, выявляются лучшие "рыбаки" и наиболее ловкие "рыбы". "Метко в цель -1" - занимающиеся располагаются по кругу, в середине устанавливаются булавы, которые защищает водящий. Занимающиеся, перебрасывая друг другу волейбольный мяч, стараются выбрать момент и сбить булавы.
"Метко в цель -2" - игроки располагаются на лицевых линиях волейбольных площадок, в середине средней линии лежит набивной мяч. у каждого играющего в руках волейбольные мячи. Выполняя броски двумя руками из-за головы играющие стараются попасть в набивной мяч и перекатить его за лицевую линию противоположной команды.
"Салки"- в пределах волейбольной площадки все игроки передвигаются
приставными шагами на сильно согнутых ногах.
"Салки с падением" - игроки передвигаются в средней игровой стойке и выполняют падения при приближении "салки" к игроку.
"Салки в парах" - играющие делятся по парам и в течении определенного времени двигаются в низкой игровой стойке различными способами,
10.
стараясь коснуться икроножной мышцы своего партнера. Выигрывает тот, кто выполнит больше касаний.
"Море волнуется"- все игроки произвольно передвигаются по площадке. После фразы водящего: "В средней (высокой, низкой) стойке - замри", игроки принимают нужную стойку. Водящий оценивает правильность стойки.
"Совушка" - в углу волейбольной площадки кружком отмечают "гнездо", в которое ставится водящий.По сигналу тренера "утро" все бегают по площадке в высокой стойке, по сигналу "день" в средней, по сигналу "вечер" - в низкой. По сигналу "ночь" все мгновенно замирают в той стойке , которая оказалась к тому моменту. "Совушка" вылетает из "гнезда" и отбирает неправильно выполнивших задание.
"Воробьи и вороны" - игроки делятся на две команды. Одна условно называется - воробьи, вторая - вороны. Команды выстраиваются у средней линии площадки спиной друг к другу попарно. Тренер называет: "во-ро-бьи!" или "Во-ро-ны!" долго тянув слог "ро" и быстро произнося "бьи" или "ны". Названная команда быстро бежит за лицевую линию площадки, а их противники должны пятнать игроков, стоящих вместе с ними в паре. После каждого вызова ведется подсчет запятнанных игроков.
"Тропинка, горка, кочки, стожки" - игроки двух команд располагаются по кругу у лицевой линии волейбольной площадки.. и выполняют различные ОРУ, Тренер называет слово "тропинка" или (горка, кочки, стожки) и играющие бегут к линии нападения другой половины площадки и выстраивают тропинку или (горку, кочки, стожки). Команда получает очко за быстрое построение и возвращается на исходную позицию и игра продолжается.
"Удочка"- играющие располагаются по кругу диаметром до 3 метров. В центре круга водящий со скакалкой в руках. Водящий вращает над полом веревку, постепенно увеличивая скорость вращения и поднимая ее все выше и выше от пола. Игроки, следя за движением веревки, подпрыгивают, чтобы не задеть ее. Кто задевает веревку, выбывает из игры и становится водящим.
"Подвижная цель" - игроки располагаются по кругу и стараются попасть мячом в водящего, который, бегая по кругу, увертывается от мяча. Попадание засчитывается только тогда, когда мяч коснется ног водящего. Мячи, летящие выше ног, водящий может отбивать руками.
"Мяч среднему" - играющие образуют два (три) круга, в середине каждого круга стоят водящие с набивным мячом в руках. По сигналу водящие
11.
начинают поочередно бросать мяч своим игрокам и ловить. Получив мяч от последнего игрока, водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, игроки которой раньше закончили броски.
"Два мяча через сетку" - игра проводится четырьмя баскетбольными (или футбольными) мячами. Очко считается проигранным, если на одной стороне площадки окажутся все 4 мяча. Разыгрывается от 5 до 10 очков в зависимости от подготовленности занимающихся.
"Борьба за мяч" - игроки делятся на две команды. Игра начинается с того. что тренер подбрасывает мяч вверх, игроки стараются овладеть мячом и передавая его друг другу, не дать противнику. Игроки другой команды стараются отобрать мяч и, в свою очередь, держать его у себя, игра ведется на время или количества передач подряд.
" Мяч ловцу" - организуется по тому же принципу, что и игра "Борьба за мяч", только у лицевой линии в кругах стоят ловцы (один от команды), а возле них игроки противника (2-3 человека), которые стараются перехватить мяч. Задача состоит в том, чтобы передавая мяч друг другу, перебросить его своему ловцу. За пойманный мяч команда получает очко.
" Мячи через веревочку" - Игроки двух команд размещаются по обе стороны веревки, натянутой на высоте 2 м.. У игроков, стоящих в центре площадки, в руках волейбольные (набивные) мячи. По сигналу надо бросить мячи через веревку, Команда, проигрывает очко, если оба мяча оказались на ее стороне. Затем проводится игра четырьмя волейбольными мячами. Разыгрывается от 5 до 10 очков. В этой игре вводится расстановка игроков, как в игре в волейбол, а после розыгрыша каждого очка игроки совершают переход по направлению движения часовой стрелки.
"Передачи волейболистов" - игроки ставятся по кругу и способом верхней передачи отбивают мяч вверх друг другу. Игрок, допустивший падение мяча, получает штрафное очко. Побеждает игрок, не имеющий штрафных очков или сделавший меньше количество ошибок.
"Кто быстрее ?" - играют две команды по 6 - 8 человек. По сигналу игроки перебрасывают верхней или нижней передачей волейбольные мячи через сетку. Проигрывает команда на чьей стороне окажутся все мячи.
"Кто точнее?" - Перед игрой две команды выстраиваются в колонны по одному в 3 м. от баскетбольного щита, игроки обеих команд по очереди выполняют верхнюю передачу, стремясь попасть в щит, а затем уходят в конец своей колонны. Побеждает команда, больше попавшая в цель.
12.
"Карусель" - игроки располагаются по кругу. Один из игроков выполняет верхнюю передачу над собой и передвигается по кругу, следующий игрок ловит мяч в стойке выполняет верхнюю передачу и перемещается по кругу и т. д.
"Гонка мячей" - игроки делятся на две команды и стоят по кругу через одного, у двоих противников, находящихся друг против друга, набивные мячи. По сигналу игроки начинают передавать мяч по кругу влево или вправо, каждая команда старается, чтобы их мяч догнал другой.
"Эстафета у стены" - Игроки располагаются в колоннах по одному у стены. По сигналу первые в колоннах выполняют две передачи о стену и уходят в конец своей колонны, на их место выходят вторые игроки и т. д. Побеждает команда, дольше всех выполнявшая упражнение, Команда, допустившая потерю мяча, выбывает из игры.
"Два мяча через сетку" - в игре участвуют две команды по 6 человек. Расстановка игроков как в волейболе. После розыгрыша очка игроки делают переход, как при выигрыше подачи. Затем мячи вводятся в игру верхней передачей. Условия игры приближаются к волейболу еще больше, если мяч через сетку бросать вторым касанием. Игра в волейбол без подачи, мяч вводится в игру по сигналу верхней передачей из зоны 6.
" Передачи мяча" - Передачи в движении по кругу, в середине круга - 2-3 водящих.
"Охотники и утки" - одна команда (охотники) становятся по кругу, другая (утки) располагается в середине круга. "Охотники" стараются попасть волейбольным мячом в "уток", "утки" увертываются, кого заденет мяч, тот выходит из круга, Учитывается время, которое "охотники" затратили на то, чтобы "перестрелять" всех "уток". "Снайпер" - игроки двух команд находятся по обе стороны волейбольной площадки, напротив команд за лицевыми линиями располагаются запасные игроки, которые помогают своим командам высекать игроков соперника. Высекать игроков можно только бросками двумя руками из-за головы ниже пояса. Кого заденет мяч, тот уходит к своим запасным игрокам и помогает им. Игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останется ни одного играющего.
"Третий лишний" - Игроки парами стоят по кругу лицом к центру круга. Расстояние между парами 1-2 шага. Двое назначаются водящими. Один убегает, второй должен его запятнать. Убегающий имеет право встать перед
13.
игроком любой пары, тогда третий становится лишним (в паре, стоящий сзади) и является убегающим. Если второй запятнает первого, они меняются ролями.
"Вызов номеров" - игроки делятся на две команды и выстраиваются в шеренгу за лицевой. Каждая команда рассчитывается по порядку номеров, игроки запоминают свои номера. Таким образом, в той и другой командах имеются одинаковые номера. Тренер громко называет какой-либо номер, например первый. Первые номера бегут до противоположной лицевой линии и обратно. Команда, которой игрок прибежал первым, получает очко. Команда, набравшая большее количество очков, становится победителем.
"Эстафета у стены с поворотами" - игроки располагаются в колонны по одному у стены. По сигнал, первые игроки делают передачу над собой, затем о стену, поворачиваются на 360 градусов, принимают мяч и, направив его в стену, уходят в конец колонны. Вторые игроки принимают мяч, выполняют передачу над собой, второй передачей направляют мяч о стену. делают поворот на 360 градусов, принимают мяч и т. д. Выигравшей считается команда, у которой последний игрок первым поймал мяч от стены после поворота на 360 градусов и которая меньше допустила падений мяча на площадку.
"Эстафета для развития ловкости" - две - три команды с равным количеством игроков располагаются в колоннах в 3-4 м. от сетки. По сигналу, первый игрок колонны ударяет мячом об пол так, чтобы мяч, отскочив от пола, перелетел над сеткой на противоположную сторону, выбегает вперед, старается поймать перелетевший мяч и бежит к своей команде, передает мяч следующему игроку. Побеждает команда, которая первой закончит эстафету.
"Бой петухов" - игроки делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в шеренгу по одному. По сигналу тренера игроки, прыгая на одной ноге и держа скрестно руки перед грудью. стремятся толчками плеч нарушить равновесие своего партнера. Игрок, коснувшийся площадки второй ногой, проигрывает. Побеждает команда. набравшая большее количество очков.
"Эстафета на руках" - первый становится в положение упор лежа. Второй берет первого за голеностопные суставы. По сигналу тренера они перемещаются до средней линии и обратно. Затем уже на руках идет второй, которого за ноги держит первый, и т. д. (упражнение требует 14.
предварительной хорошей подготовки мышц верхнего плечевого пояса).
"Пионербол с элементами волейбола" - игроки ловят мяч и делают передачи со своего набрасывания. Играть в три касания.
"Подай и попади" - игроки двух команд, располагаются на лицевой линии волейбольной площадки. У каждой команды по 5 мячей. По сигналу игроки обеих команд поочередно выполняют по пять подач, стремясь попасть в пределы площадки. Игроки обеих команд, ожидающие очереди на подачу, собирают мячи и отдают их подающим. Побеждает команда, у которой больше попаданий в площадку.
"Эстафета с передачей мячей" - две команды с равным количеством игроков располагаются во встречных колоннах на расстоянии 8 метров. По сигналу, первый игрок колонны ударяет мяч об пол, а сам перемещается в конец встречной колонны. Первый игрок встречной колонны выбегает вперед, принимает отскочивший мяч от пола и передает его двумя руками сверху в обратном направлении на второго игрока и т. д. Игра проводится на время. Побеждает команда, допустившая меньшее количество ошибок в передачах.
"Свеча" - на площадке чертят круг диаметром 1 м. Игроки располагаются в колонну по одному. Каждый игрок по очереди входит в круг и выполняет 10 передач над собой. Каждая передача должна быть не менее чем на 2 метра выше роста игрока. Штрафные очки получают за недостаточную высоту передач и за выход за линию круга. По окончании игры победителем объявляется тот, у кого меньше штрафных очков.
"Догони мяч" - игроки делятся на группы по 8 человек. Каждая группа играет самостоятельно. Водящий берет мяч, становится позади шеренги и бросает мяч через головы игроков вперед - вверх. Игроки, увидев мяч, стараются не дать ему упасть. подбивая его вверх двумя руками снизу. Кому это не удается. тот становится водящим и игра возобновляется.
"Не пропусти мяч"- игроки в парах располагаются с противоположных сторон сетки. Один, 10 раз подряд по низкой траектории стремиться перебросить мяч через сетку, другой двумя руками в прыжке преграждает путь мячу (блокирует). Затем игроки меняются ролями. Побеждает тот, кто больше сумел преградить путь мячу на свою сторону.
"Лапта волейболиста" - (упрощенные правила) по сигналу , первый игрок бросает мяч через сетку, игроки противоположной команды ловят его и разыгрывают выполняя между собой верхние передачи. Подающий быстро 15.
обегает волейбольную площадку и возвращается на свое место. Как только игрок вернулся на свое место подачи, розыгрыш мяча прекращается и т. д.
Побеждает команда выполнившая большее количество передач.
"Перестрелка" - через сетку с мячами. Игроки двух команд располагаются произвольно на своих площадках. У каждой команды 3 мяча. По сигналу, игроки перебрасывают мячи через сетку на сторону соперника. Выигрывает команда на чьей стороне не осталось мячей. Игра продолжается до 5 побед.
"Передал - выйди" - игроки в парах на расстоянии 4 м. друг от друга из-за лицевой линии передают мяч двумя руками сверху в движении, перемещаясь приставными шагами к противоположной линии и обратно. Побеждает пара, которая меньше потеряет мяч.
"Баскетбол" - две команды играют в баскетбол, но ведение мяча осуществляется волейбольной передачей. Побеждает команда, попавшая большее число в баскетбольный щит.
"Волейбольная лапта" - играют две команды, одна из которых падающая, другая - принимающая по правилам игры в волейбол. По сигналу, первый игрок подает мяч через сетку на сторону противника, а сам быстро бежит вокруг волейбольной площадки за лицевую линию и возвращается на свое место. Игроки противоположной команды принимают мяч и разыгрывают его между собой, стараясь сделать больше передач за то время. пока игрок подающей команды бежит по кругу. Как только игрок пересечет лицевую линию своего поля, розыгрыш мяча прекращается. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки подающей команды не выполнят перебежку. После этого подсчитывается общее количество передач. Команды меняются ролями, За каждую неудачную подачу команде соперников начисляются 10 очков, за нарушение при обегании площадки - 5 очков, за касание мячом пола во время передач вычитается 3 очка, столько же за передачи между одними и теми же игроками.
"Пионербол с элементами волейбола" - мяч вводится в игру броском одной рукой сверху. соперники ловят мяч двумя руками снизу и передают мяч в зону 3. Игрок зоны 3 выполняет верхнюю передачу мяча в зону 4 или в зону 2, откуда осуществляется верхняя передача через сетку на сторону соперника.
"Коснись, но не ошибись" - игроки одной команды располагаются на гимнастической скамейке вдоль сетки и выставляют ладони над ней. Игроки другой команды выстраиваются в колонну в зоне 4, По сигналу, они
16.
передвигаются в зону 3 приставными шагами, одновременно выпрыгивая, они стараются коснуться ладоней соперников, выставленных над сеткой, а затем следуют в конец колонны. Игрок коснувшийся ладоней соперника, получает 1 очко (при касании сетки, во время блокирования очко снимается. После трехкратного выполнения задания команды меняются местами. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
"Вертушка" - на площадке чертят два круга диаметром 4 м. на расстоянии 5 м один от одного. Между кругами лежит шнур, концы которого на 10 см. не доходят до окружностей. Игроки каждой команды располагаются в своих кругах по окружности, лежа на животе, на равном расстоянии друг от друга, ногами к центру. Капитаны команд располагаются лицом друг к другу напротив шнура. По первому сигналу играющие принимают положение упора лежа, по второму сигналу они начинают передвигаться вправо на руках по кругу. Побеждает команда, чьи игроки первыми обойдут весь круг, вернуться в исходное положение и капитан которой вытянет шнур.
" Бег раков" - играющие строятся, как для встречной эстафеты. Линии старта - финиша отмечаются на расстоянии 8 - 10 м. друг от друга. Направляющие колонн первой группы садятся на пол за линией старта, опираясь о пол руками сзади. По сигналу они устремляются вперед. перебирая руками и ногами. Направляющей встречной колонны стартует лишь тогда, когда его партнер пересечет линию старта. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки в колоннах не поменяются ролями.
"Эстафета "пингвинов"" - участники строятся как и в предыдущей игре. Направляющие первой группы зажимают между ногами (выше коленей) волейбольный или набивной мяч. По сигналу направляющие начинают продвигаться вперед и, достигнув противоположной линии старта, передают мячи направляющим встречных колонн. Так действуют все игроки.. Если мяч упал на землю. его нужно подобрать, зажать ногами и снова продолжать игру. Игроки, закончившие пробежку, встают в конец своей колонны. Выигрывает команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.
"Эстафета с кувырками" - игроки каждой команды строятся за общей линией старта в колонну по одному. Перед каждой колонной на расстоянии 9- 10 м. кладут гимнастический мат и в 5-6 м. от него ставят стул. По сигналу вперед выбегает направляющий с волейбольным мячом, кладет его в 3-4 м. от линии старта, делает кувырок на мате, добегает до стула, обегает его, возвращается назад спиной вперед, делает на мате кувырок назад.
17.
Поднявшись, он продолжает бег спиной вперед с таким расчетом, чтобы пяткой выполнить удар по мячу. Как только мяч пересечет линию старта, его подбирает очередной игрок, который должен повторить упражнение, выполнявшееся направляющим. Побеждает команда,. игроки которой быстрее выполнят задание.
"Передача с попаданием в корзину" - игра проводится на баскетбольной площадке. Игроки каждой команды выстраиваются в колонне перед разными щитами около линии штрафного броска. Первые номера с мячом становятся в размеченный на полу круге на расстоянии 7-9 м. справа и слева от своей команды. По сигналу игрок, стоящий в круге, набрасывает мяч партнеру, стоящему во главе колонны. Тот точной передачей сверху должен направить мяч в кольцо. Затем он подбирает мяч, независимо от того, попал он в цель или нет, и бежит в круг. Игрок, который там стоял, после броска становится в конец колонны. Игрок, стоящий в круге, набрасывает мяч очередному игроку своей команды, а сам после этого направляется в конец ее. Игра заканчивается, когда все игроки побудут в роли набрасывающего. Команд, игроки которой раньше закончат эстафету, получают два очка. Кроме того, еще два очка начисляется ей за каждое попадание мяча в корзину. В конечном итоге выигрывает команда . игроки которой наберут большее количество очков.
"Эстафета с передачей" - игроки каждой команды строятся за линией старта в колонну по одному. По сигналу тренера направляющие каждой колонны начинают продвигаться вперед, выполняя над головой передачи двумя руками сверху, В 2-3 м. от стены каждый игрок делает три нижних передачи в стену и возвращается обратно, выполняя верхние передачи над головой. делает передачу второму номеру своей команды, и эстафета продолжается. Выигрывает команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.
"Попади в свободное место" - на волейбольной площадке две равные команды. Игроки одной команды поочередно, выполняя правильно разбег, в прыжке бросают теннисные мячи, стараясь попасть в участок площадки, на котором нет соперников. Члены второй команды стремятся поймать мяч. После 10-15 бросков команды меняются местами и ролями. Выигрывает та команда, игроки которой поймают больше мячей.
" Отбей мяч" - участники делятся на две равные команды и выстраиваются друг против друга на боковых линиях волейбольной площадки. По сигналу крайний справа игрок делает верхнюю передачу над собой и выполняет
18.
нападающий удар в направлении игрока противоположной команды, стоящего на другой половине волейбольной площадки. Последний должен отбить мяч на противоположную сторону. Его ловит следующий участник и выполняет нападающий удар, стоящему напротив. Так продолжается до тех пор, пока очередь не дойдет до крайнего игрока. После этого команды меняются ролями. Побеждает команда, игроки которой отобьют большее количество мячей.
"Передачи в движении" - занимающиеся в двух колоннах по одному выстраиваются за лицевой линией. Первые игроки из каждой команды по сигналу тренера перемещаются к сетке, выполняя передачи мяча двумя руками сверху над собой; дойдя до сетки, бросают в нее мяч и принимают его снизу двумя руками. Возвращаясь к своей колонне, игроки выполняют передачи мяча двумя руками снизу. Затем тоже делают вторые игроки и т. д. За каждое падение мяча на пол команде засчитывается штрафное очко. Победившей считается команда, имеющая меньше штрафных очков.
"Спираль" - Занимающиеся располагаются в двух колоннах в затылок друг другу. Первые игроки в колоннах держат в руках по мячу. По свистку тренера первый передает мяч верхней передачей за голову второму и поворачивается кругом, второй делает тоже и т. д.. Когда мяч доходит до последнего в колонне, он одну передачу делает над собой, поворачивается кругом и передает мяч за голову предпоследнему и т. д. Выигравшей считается команда, у которой игрок, начавший игру, получил мяч первым. "Через сетку" - игра проводится на волейбольной площадке с натянутой сеткой. Играющие делятся на 2-3 команды, каждая из которых делится на две группы, располагающиеся на разных сторонах площадки друг против друга лицом к сетке, в колонны по одному. Головные игроки стоят на линии нападения. По сигналу эти игроки, стоящие на правой стороне площадки, передают двумя руками сверху через сетку партнерам, а сами бегут в коней своей колонны. То же выполняют на противоположной стороне. Команда, допустившая ошибку в передаче, прекращает игру. Побеждает команда, которая дольше других выполняла передачи.
Вызов номеров" - игра проводится в двух командах. Играющие в каждой команде рассчитываются по порядку номеров и, запомнив свои номера, становятся в круг. Один игрок с мячом стоит в центре круга. По сигналу тренера он начинает выполнять передачи мяча над собой. После 3-5 передачи этот игрок, назвав чей-либо номер, бежит из круга. Игрок, чей
19.
номер был назван, должен вбежать в круг и, не дав мячу упасть на пол, продолжить передачу мяча над собой. Игра длится 3 мин. Побеждает команда, у которой было меньше потерь мяча.
Обстрел чужого поля" - на боковых линиях волейбольной площадки один напротив другого чертятся круги диаметром 2 м.. В кругах располагаются игроки, которые. поочередно выполняют передачу мяча двумя руками сверху или снизу, стараясь попасть в противоположный круг. Если мяч летит мимо круга, игрок может на принимать его. В таком случае соперник получает штрафное очко. Игра длится 5 мин. Побеждает команда, имеющая меньшее число штрафных очков.
"Кто точнее" - перед игрой две команды выстраиваются в колонны по одному в 5 м. от стены. На стене в 3 м. от пола нарисованы квадраты 2х2 м.. Игроки обеих команд по очереди выполняют удары по мячу (тренер показывает способ удара), стремясь попасть в квадрат, а затем уходят в коней колонны. Побеждает команда больше раз попавшая в квадрат.
"Сумей передать и подать" - команды соревнуются в передачах мяча в стену и подачах на точность. Играющие выстраиваются в две колонны в 3 м. от стенки. По сигналу тренера первые номера выполняют по 10 передач двумя руками сверху (снизу) в стенку, после чего бегут к своим площадкам и подают по 3 подачи. Как только первый игрок из колонны закончил подавать, немедленно начинает передачу в стенку второй игрок и т. д. Игроки, ожидающие очереди, собирают мячи и доставляют их партнерам к месту подачи. За правильно выполненную передачу начисляется очко, за подачу - 3 очка. Побеждает команда, набравшая больше очков.
"Снайперы" - команды располагаются в шеренгах на лицевых линиях. Каждый игрок обеих команд по очереди выполняет по 5 подач, стремясь набрать больше очков, которые начисляются за попадание в квадрат. Цифра в квадрате соответствует количеству начисляемых очков. Побеждает команда, набравшая больше очков. При ошибках переподавать мяч не разрешается.
"Сумей принять" - игроки в парах располагаются на боковых линиях один против другого. По команде тренера игроки, стоящие на одной боковой линии, посылают мячи верхней прямой подачей на своих партнеров. а те стремятся принять мяч и отправить его в обратном направлении. Каждый выполняет по 10 подач. затем игроки меняются ролями. Побеждает тот, кто
больше принял мячей без ошибок.
20.
Кто лучше?" - три игрока располагаются на задней линии в зонах 5, 6, 1. Каждый из них принимает по десять сильных подач. За прием мяча начисляются очки6 2 - рем с ошибкой; 3 - прием без технической ошибки; 4 - прием без ошибки с доведением мяча в зону нападения; 5 - дана хорошая передача сразу на удар. После десяти подач игроки меняются зонами. В конце объявляется победитель, набравший наибольшую сумму очков.
"Подвижная цель" - игроки, стоя за кругом, стараются попасть волейбольным мячом в водящего, бегающего внутри круга. Мяч посылают в круг ударом одной руки, как при нападающем ударе. Промахнувшийся меняется местами в водящим.
"Кто точнее?" - игроки двух команд располагаются в колоннах в зоне 4. в зоне 3. по одному игроку из каждой команды с теннисными мячами. По два игрока каждой команды располагаются за лицевыми линиями своих площадок. Игра длится 8 мин.. Игрок зоны 3 бросает теннисный мяч игроку зоны 4. тот после 3 шагов разбега к сетке прыгает вверх и. имитируя нападающий удар. перебрасывает мяч через сетку, стремясь попасть в площадку соперника. После выполнения броска игрок зоны 4 переходит в зону 3, а игрок зоны 3 уходит за лицевую линию для того, чтобы взять мяч и доставить в зону 3. Игрок, стоящий за лицевой линией пристраивается в конец колонны. Выигрывает команда, большее число раз попавшая в пределы площадки.
"Огонь по крепости" - две команды, по 6 - 8 человек в каждой, соревнуются в точности нападающих ударов. На обеих половинах площадки в зонах 5 установлено по 3 крепости (каждая крепость состоит из 3 связанных между собой гимнастических палок). Игроки каждой команды выполняют нападающие удары мячом из зоны 4 с передачи из зоны 3. Команда, раньше разрушившая крепости или в условленное время затратившая меньше ударов на поражение равного количества целей, считается победительницей.
"Удары с прицелом" - команды располагаются в колоннах на боковых линиях зон 4. Игроки поочередно выполняют нападающие удары мячом с передачи из зоны 3 в квадраты, обозначенные цифрой. Команде начисляются очки соответственно цифре, указанной в квадрате. Побеждает команда, набравшая больше очков за 10 мин. При нападении из зоны 2 цифры в квадратах меняют. Меняют также цифры по усмотрению тренера при нападении из зоны 3. Если игру проводят с новичками, то игрока,
21.
выполняющего передачу для нападающего удара, постоянно меняют, в других случаях в передачах участвует любой игрок.
"Бомбардиры" - игроки одной команды поочередно выполняют нападающие удары мячом из зоны 4 с передачи из зоны 3. Игроки другой команды пытаются защитить свое поле. Если "бомбардир" попал в площадку и защитники не коснулись мяча, то он получает 3 очка; если защитники коснулись мяча, но не приняли его, то нападающий получает 2 очка; если же защитники приняли мяч, то нападающий получает 1 очко. Длится игра 10 мин. Одна команда нападает (5 мин.), затем команды меняются местами.
"Оборона крепости" - играющие становятся по кругу. В центре стоит крепость (треножник из трех гимнастических палок, связанных вверху веревкой). Внутри круга находится защитник "крепости". Стоящие по кругу бросают волейбольный мяч руками. Игрок, защищающий крепость должен отбить мяч двумя руками снизу. Игрок сбивший крепость становится защитником.
"Прими и передай" - играют две команды, одна поочередно нападает из зон 2 и 4 с передачи и зоны 3. а шесть игроков другой команды, расположившись в зонах. играют в защите. Игра длится 10 мин, затем команды меняются ролями. После 2 мин. игры защитники меняются зонами. Если защитник принял нападающий удар и послал мяч к сетке, то обороняющаяся команда получает 3 очка, Если мяч принят. но не доведен до сетки - 2 очка. Ели защитник не сыграл в защите. но пытался принять мяч и коснулся его - 1 очко. Разрешается выполнять и обманные удары. Побеждает команда, набравшая больше очков.
"Волейбол с надувными шарами" - игроки каждой команды размещаются на своей половине волейбольной площадки. У каждого игрока в руках надувной резиновый шар. Исходное положение - все игроки стоят вдоль линии нападения и по сигналу выполняют подачу произвольным способом. Задача участников обеих команд не допустить, чтобы шар коснулся пола на его площадке. Ошибкой также считается, если шар подан за пределы площадки. Касаться шара можно только один раз. После каждой ошибки подается сигнал, и игра начинается сначала. Выигрывает команда, игроки которой раньше наберут10 очков.
"Волейбольный теннис" - команды располагаются в шеренгах на лицевых линиях волейбольной площадки. По одному игроку от каждой команды подходят к сетки и становятся на линиях нападения своих площадок. Тренер
22.
перебрасывает мяч через сетку одному из игроков и они передают мяч друг другу верхней или нижней передачей перемещаясь по площадке различными способами. доставая мяч, до первой ошибки. Затем выходит следующая пара и т. д. За передачи без ошибок начисляется одно очко. Выигрывает команда, игроки которой наберут большее количество очков.
"Волейбол двумя мячами" - игроки располагаются на площадке так же, как в волейболе. По сигналу, с места подач, в игру вводятся одновременно два мяча. Игроки каждой команды стараются как можно быстрее переправить мяч на противоположную сторону площадки, по возможности в незащищенное место. Команда проигрывает очко, если два мяча одновременно коснулись ее половины площадки или игроков. После этого в каждой команде происходит смена подающих и мячи снова вводятся в игру. Партия заканчивается, когда одна из команд наберет 15 очков. Игра состоит из трех партий.
"Мяч своему игроку" - игроки располагаются на свих площадках. но один игрок (ловец) находится на половине противника и может занимать любое место на площадке. По сигналу одна из команд производит подачу. Игроки, принявшие мяч, разыгрывают его между собой и третьим касанием посылают через сетку, стараясь отдать своему "ловцу". Он перемещается по площадке, стремясь занять наиболее выгодную позицию. Если ему удалось поймать или мяч, его команда получает одно очко и производит новую подачу. Если мяч до "ловца" не дошел (перехвачен, ударился об пол) или бьющий игрок попал мячом в сетку, за пределы поля, то команда теряет подачу.
"Имитация блокирования" - команды располагаются в 1 м. от стены. на которой на высоте, соответствующей высоте сетки для данного возраста, проведена линия. Игроки поочередно по одному из каждой колонны подходят к стене, прыгают 5 раз, касаясь ладонью стены выше линии. Игрок, коснувшийся линии, прекращает прыгать и уходит в конец колонны. Побеждает команда, выполнившая большее количество "блоков".
"Кто быстрее и лучше?" - игроки двух команд располагаются на противоположных сторонах площадки в зоне 4 и поочередно перемещаются в зону 2 попутно имитируя блок в зоне 4, перемещение к линии нападения и касание ее. Затем имитируют блок в зоне 3, снова касаются рукой линии нападения и в заключении имитируют блок в зоне 2, после чего каждый игрок становится в конец своей колонны. Побеждает команда, раньше закончившая задание. 23.
"Соперники" - игроки располагаются в парах с противоположных сторон сетки. Один игрок подбрасывает мяч вверх и выполняет нападающий удар, другой стремится заблокировать его. После десяти ударов волейболисты меняются ролями. Побеждает тот, кто большее число раз сумел заблокировать мяч.
"Организуй оборону!" - две команды соревнуются в умении заблокировать нападающие удары. Игроки одной команды поочередно совершают 50 нападающих ударов из зоны 4. Соперники организуют индивидуальный блок, в котором поочередно (через 5 ударов) участвуют все игроки команды. Если мяч заблокирован и остался на стороне нападающих, то блокирующие получают 2 очка; если мяч перелетел на сторону обороняющейся команды, но коснулся блока, то она получает 1 очко. Не состоявшийся по вине атакующей команды нападающий удар засчитывается как выполненный. После выполнения установленного количества нападающих ударов команды меняются ролями. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
"Дружная семейка" - одна команда нападает, другая обороняется. Игроки нападающей команды располагаются в зонах 2,3 и 4. Блокирующие - по одному в зонах 2, 3 и 4; в их задачу входит организация группового блокирования. Нападающая команда удары выполняет из зон 2 и 3. Игрок, выполнивший нападающий удар из зоны 4, переходит в зону 2, и наоборот. Игроки блокирующей команды после 5 блоков уступают место партнерам. Игроки, не участвующие в блокировании, собирают мячи и отдают их нападающим. Каждая команда находится в роли блокирующей по 10 мин.
Побеждает команда. набравшая больше очков.
"Защитники" - вдоль боковой линии чертят круги диаметром 2 м.
Соревнуются в парах: один игрок располагается в круге и играет в защите. другой с расстояния 6 м. выполняет несильные удары одной рукой по мячу, стараясь попасть в круг соперника. Мяч разрешается отбивать не только руками, но и туловищем и ногами. Игроки выполняют по 20 ударов. затем меняются ролями. Если мяч попал в круг, то защитник получает штрафное очко. Побеждает тот, кто наберет меньше штрафных очков.
"Защити свою зону" - игра проводится между двумя командами. Шесть игроков одной команды располагаются в зонах и должны их защищать. Игроки другой команды поочередно нападают из зон 4 и 2 с передачи из зон 3. Можно применять и обманные удары. Игра длится 10 мин., затем
24.
команды меняются ролями. Задачи защитников - не дать мячу упасть в своей зоне. Разрешается отбивать мяч различными способами и частями тела. После двух минут игры защитники меняются зонами. При попадании мяча в одну из зон команде защитников засчитывается штрафное очко. Побеждает команда, имеющая меньше штрафных очков.
Опыт работы.
Современный волейбол характеризуется высокой двигательной актив -
ностью волейболистов. Эффективность подготовки волейболиста высокого класса зависит от высокого уровня развития общих физических качеств спортсмена: силы, быстроты, выносливости, координации, ловкости, гибкости; на базе которых развиваются специальные физические качества, необходимые для игры в волейбол: "взрывная сила", быстрота двигательной реакции, быстрота перемещения и прыгучесть, скоростная, скоростно-силовая, прыжковая и игровая выносливость, акробатическая и прыжковая ловкость. Освоение основных технический приемов в волейболе формирует новые
двигательные навыки и умения. Чем больше запас двигательных навыков и умений имеет юный спортсмен, тем успешнее он будет овладевать техникой игры. Наиболее эффективна игровая форма занятий.
Одним из основных средств развития физических качеств и обучения техническим приемам в волейболе являются подвижные игры.
Применение в учебно-тренировочном процессе таких игр, как "Невод", "Третий лишний", "Пятнашки" способствует развитию быстроты и ловкости.
Игра "Борьба за мяч" развивает у занимающихся чувства коллективизма, координацию движений, ловкость и быстроту. Для групп начальной подготовки и игроков низких спортивных разрядов передачи мяча в игре можно проводить по типу баскетбольных передач, а для команд высших спортивных разрядов мяч передается волейбольными передачами и естественно в игре происходит тренировка этих передач. Использование в этой игре двух мячей развивает сообразительность игроков в сложной игровой ситуации.
Подвижные игры: Воробьи и вороны", "День и ночь", "Горка, тропинка, кочки, стожки", "Вызов номеров" способствуют развитию быстроты ответных действий, ловкости. В этих играх способ перемещений может быть разным (бегом, приставными шагами. прыжками на одной или двух ногах).
24.
К играм воспитывающим решительность и смелость, развивающим скоростно-силовые качества и координацию движений можно отнести: "Бой петухов", "Эстафета на руках", "Вертушка", "Бег раков", "Гусеница".
Игры: "Охотники и утки", "Перестрелка", "Снайпер" способствуют развитию ловкости и быстроты, координации движений, скоростно-силовых качеств занимающихся.
Такие игры как "Удочка", "Зайцы в огороде", "Прыжки по кочкам" развивают внимание, правильную координацию движений, являются одним из методов тренировки прыгучести.
Для обучения юных спортсменов технике стоек и перемещений использую такие игры, как "Салки", "Салки в парах", "Море волнуется", "Совушка".
Технику верхних и нижних передач совершенствую в подвижных играх: "Передачи волейболистов", "Кто быстрее ?", "Кто точнее?", "Карусель", "Два мяча через сетку". "Свеча", "Эстафета у стены с поворотами", "Вертушка", "Догони мяч", "Спираль", "Волейбольный теннис" и многие другие.
К играм совершенствующим технику подач относятся: "Подай и попади", "Сумей передать и подать", "Снайперы", "Волейбольная лапта".
Для обучения и закрепления техники приема подач провожу следующие игры: "Сумей принять", "Кто лучше?", "Подвижная цель", "Прими и передай", "Бомбардиры", "Волейбольная лапта".
Технику нападающего удара совершенствую в играх: "Перестрелка", "Отбей мяч", "Попади в свободное место", "Подвижная цель", "Кто точнее?", "Огонь по крепости", "Удары с прицелом", "Бомбардиры".
Наиболее действенным средством нейтрализации нападающих ударов игроков соперника является блок. Блок - одно из основных средств защиты.
Для обучения занимающихся блокированию использую следующие игры: "Имитация блокирования", "Коснись, но не ошибись", "Не пропусти мяч", "Кто быстрее и лучше?", "Соперники", "Дружная команда", "Организуй оборону".
При обучении защитным действиям нужно определиться с системой игры, так как от этого зависит расположение защитников и страхующих игроков в обороняющейся команде.
Существует две системы защиты: "углом вперед" и "углом назад".
При защитных действиях по системе "углом вперед", когда игрок зоны 3 ставит блок, то игрок зоны 6 располагается в 2-2,5 м. от сетки и страхует блокирующего, а игроки зон 1, 2, 5 и 4 - защищаются. При групповом 25.
блокировании игрок зоны 6 страхует блокирующих, а игрок передней линии. не участвующий в блоке, например зоны 4, и игроки зон 1 и 5 играют в защите.
Система игры в защите "углом назад" способствует более результативному взаимодействию всех звеньев защищающейся команды, т.е. блокирующих со страхующими и принимающими нападающие удары. Эта система как бы усиливает защиту задней линии. где постоянно действуют не два, а три игрока. Страхует игрок передней линии. не участвующий в блоке.
Подвижные игры: "Оборона крепости", "Защитники", "Защити свою зону", "Прими и передай" можно использовать при обучении защитным действиям.
Заключение.
Игра имеет большое значение в системе физического, нравственного и эстетического воспитания спортсменов.
Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Недаром известный советский педагог и врач Е.А. Аркин называл их психическим витамином.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Играя, дети учатся применять свои навыки и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях, В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.
Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению. общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача тренера состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе и справедливости.. Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игры
26.
дисциплинируют детей, приучают их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.
В игре воспитывается интерес и уважение к труду.
Каждая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая.
Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности - учебной. Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детско-юношеской спортивной школы. В ней отражаются и развиваются знания и умения полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.
Применение названных игр при обучении спортивной игре в волейбол характерно разнообразным чередованием движений, быстрой сменой ситуаций, изменением интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели: действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей; преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы; постоянно следить за ходом игры; мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильное решение.
Вывод: подвижные игры способствуют воспитанию у учащихся чувства коллективизма; настойчивости, решительности, целеустремленности; внимания и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями; совершенствованию основных физических качеств и технических приемов; поэтому при использовании данной методической разработки тренерами -преподавателями в своей практике будут непременно достигнуты предполагаемые результаты:
1. Повысится уровень педагогического мастерства тренеров-преподавателей;
2. Повысится уровень организации и эффективности проведения учебно-тренировочных занятий;
3. Повысится качество и эффективность отбора в ДЮСШ на отделения волейбола;
4. Повысится интерес занимающихся к занятиям волейболом;
27.
Список литературы.
1. Железняк Ю.Д. "К мастерству в волейболе". - М, 1978 г. - 79 с.
2. Железняк Ю.Д. "Юный волейболист". - М, 1988 г. - 129 с.
3. Железняк Ю.Д. "Волейбол в школе". - М, 1989 г. - 131 с.
4. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. "Волейбол". - М, 1991 г. - 117 с.
5. Жуков М.Н. "Подвижные игры". - М, 2000 г. 160 с.
6. Портных Ю.И. "Спортивные и подвижные игры". - М, 1984 г. - 343 с.
7. Коротков И. М. "Подвижные игры в школе". - М, 1979 г. - 177 с.
8. Беляев А.В. "Волейбол", - М, 2000 г. - 65 с.
9. Беляев А.В., Савин М.В. "Волейбол". - М. Спорт Академ - Пресс, 2002 г.
10. Геллер Е.М. "Спортивные развлечения и игры". - Мн. 1971 г. - 62 с.
11. Клещев Ю., Фурманов А. "Юный волейболист". М. "ФиС" - 2001 г.
12. Беляев А.В., Савин М.В. "Волейбол". М., "ФиС", 2006 г.
13. Фурманов А.Г. "Подготовка волейболистов". Мн., "МЕТ", 2007 г.
14. Фурманов А.Г. "Волейбол". Мн. 2009 г. - 240 с.
28.