Рабочая программа по внеурочной деятельности Творческая мастерская 1 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Гармония» г. Можайска
Рег. №____
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол №___
руководитель ШМО
Коршунова И.В._______
от «___»______ 20___ СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Чекрышева О.А.____________
от «___»______ 20___ УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ
«Гармония» г. Можайска
______________________
Евтушенко Н.Н.
Приказ от _______ №____
Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Творческая мастерская»
Класс (ы) – 1а, 1б, 1в
Учитель: Матвиенко А. Н.

Срок реализации программы, учебный год : 2015- 2016гг.
Количество часов по учебному плану:
1 класс
в год 33
в неделю 1
Программа составлена на основеФедерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочую программу составила:
Матвиенко А.Н.
г. Можайск
2015Пояснительная записка
Нормативно – правовыми документами создания данной программы являются:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 20107. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
В наше время, в век автоматизации и компьютеризации, становится актуальной проблема сохранения и возрождения народных промыслов. Дополнительное образование имеет большой потенциал для пробуждения интереса детей к секретам старинных ремесел, к рукотворчеству через различные формы и методы обучения: кружковые занятия, экологические праздники, массовые мероприятия. Достижению этой цели способствует разработка новых программ образования и воспитания в объединениях по интересам в учреждениях дополнительного образования.
Процесс вторичного использования отходов легкой промышленности и природных материалов дает детям знания об основах экологических законов жизни. Известный американский эколог Барри Коммонер сформулировал 4 закона: «Все связано со всем», «Природа знает лучше», «Все надо куда-то девать», «За все надо платить». Знание этих законов позволяет ребенку научиться жить в гармонии с окружающей средой, испытывать радость творчества, пробуждает и развивает детскую фантазию.
Очень важно, что на занятиях идет воспитание осознанного отношения детей к природе и выработка практических навыков правильного, бережного природоиспользования, необходимых общетрудовых знаний и умений, способствующих развитию конструктивных и творческих способностей.
В программе делается основной упор на формирование экологической культуры и активной гражданской позиции в деле сохранения окружающей среды, что отвечает требованиям образования для устойчивого развития.
Цель программы: формирование нравственно-эстетического отношения к природе, освоение технологических приемов и способов работы с природными и со вторичными материалами, развитие склонностей и дарований учащихся к рукодельным работам.
Задачи программы:
совершенствование практических умений;
развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов;
развитие мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса;
расширение методов познания окружающей действительности;
формирование умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повтора образца до воплощения собственного замысла;
формирование умения планирование последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы; ознакомление с происхождением материалов, ручного ремесла, видов художественного творчества.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности и этапах проектирования.
Программа адресована младшим школьникам и рассчитана на 33 часа в год при занятиях один раз в неделю по 1 часа.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению:
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о творческом проекте.
Умеет:
1 год обучения:
использовать природный материал для изготовления различных сувениров, поделок;
имеет представление о вторичном использовании тканей, бумаги, нитей при работе с природным материалом.
- самостоятельно или с помощью учителя ориентироваться в задании на точное повторение образца;
У учащихся будут сформированы универсальные учебные действия:
1) личностные:
- понимание необходимости учения;
- приобщение детей к книге как главному средству интеллектуального и духовного развития;
- личностная саморефлексия, способность к саморазвитию.
2) регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности;
- составлять план выполнения задач;
- умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
- развивать творческие способности детей, художественный вкус, конструктивные умения, интерес к окружающему миру, к произведениям народных мастеров.
3) познавательные:
- ориентироваться в системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
- выстраивать логическую цепь рассуждений;
- использовать информацию в проектной деятельности.
- углубление знаний детей об использовании природного материала для создания художественных произведений; о свойствах различных материалов для изготовления поделок.
4) коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций:
- учиться критично относиться к собственному мнению.
Для оценки планируемых результатов освоения программы применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений воспитанников (метод анкетирования).
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала посредством творческих заданий (педагогическое наблюдение).
Итоговый контроль – индивидуальные и коллективные мини-проекты по декоративному оформлению изделий (анализ творческих продуктов детей). Для подведения итогов совместно с воспитанниками их работы просматриваются и анализируются, проводятся выставки творческих работ детей.
Для достижения и реализации поставленных целей и задач используются различные методы работы с детьми: беседа, рассказ, лекция.
Формы проведения занятий самые различные – урок-путешествие, сказка, викторина, интегрированное занятие, урок-конкурс и др.
Содержание учебной программы
В первом классе в силу возрастных особенностей ребёнку трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Основные виды заданий:
динамические – развитие мелкой моторики рук, физические упражнения (зарядка) с элементами актерского мастерства и развитие речевого аппарата;
познавательно-логические;
коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка.
Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребёнка.
Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов – язык, губы и т.п., так и на развитие мелкой моторики рук. Это упражнение «Разминка для лица», «Ловкие ладошки», задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и другие.
Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Формы занятий могут быть разнообразными – групповая, индивидуальная (при занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированная.
Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.Ценностные ориентиры содержания курса• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Методическое обеспечение
примерная рабочая программа курса;
поурочные разработки для учителя;
рабочие тетради для ученика.
Материально-техническое обеспечение
материалы для оформления и детского творчества;
наличие канцелярских принадлежностей – цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т.д.
Список литературы
Гвоздева Е., Плотникова Н. Волшебные лабиринты. – М.: Речь, 2011.
Гурьев А. Большая книга игр и головоломок для умного ребёнка. – М.: Ридерз Дайджест, 2006.
Надеждина В. Танграм. 1000 + 1 фигура. – Минск: Харвест, 2007.
Перельман Я. И. Веселые задачки и головоломки. – М.: АСТ, 2010.
Тюлле Эрве. Каляки-маляки. – М., 2012.
Федин С. В стране головоломок. Магические квадраты, игры со словами, числовые ребусы, кроссворды, лабиринты. – М.: Ридерз Дайджест, 2008.
Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
Содержание программы «Творческая мастерская»
(1-й год обучения)
Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: наблюдение, умение задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, объяснять и защищать свои идеи. Также занятия по проектной деятельности имеют акценты на формирование продуктов проектной деятельности, презентацию проектов.
Проект
Выполнение практической части, заданий и их последовательности. Практические задания по созданию заготовок и готовых изделий, по эстетическому оформлению изделий. Сбор и обработка информации. Совершенствование владения основными методами работы. Фиксация полученных знаний.
1. Введение в тему. Знакомство с задачами и планом работы кружка. Ознакомление с правилами поведения и требованиями к кружковцам. Уточнение расписания. Вводный инструктаж по технике безопасности труда. Инструменты и материалы, необходимые для работы.
2. Основы экологических законов жизни на примере вторичного использования различных материалов.
Экологические законы жизни Б.Коммонера. Поделки из остатков пряжи. Аппликации из ниток «Котенок». Игрушки из помпонов «Цыпленок», «Пингвин», «Совенок». Творческие работы из гофрированного картона. Аппликация «Корзина с цветами». Объемная коробка из старых открыток. Игрушки из спичечных коробок: «Лягушонок», «Собачка». Изготовление забавных игрушек из цветной бумаги и картона «Рыбка», «Птичка». Аппликация из цветной бумаги. Аппликация из лоскутов ткани.
3.Поделки из цветной бумаги.
Аппликация из цветной бумаги. Изготовление фигурок животных из цветной бумаги в технике оригами. Из истории оригами. Знакомство с базовыми формами. Квиллинг. Используемые материалы, необходимые инструменты. Элементы, наиболее часто используемые в работе. Различные композиции в технике квиллинг.
4. Мягкие игрушки из ткани и меха. Сырье, технология и методика их изготовления.
Биоразнообразие планеты. Источники получения меха и тканей. Натуральные и синтетические материалы. Пушные сокровища планеты.
Виды швов, отдельные технологические процессы.
Техника выполнения основных швов: петельного, «через край», стыковочного, «назад иголку». Правила раскроя, соединения деталей, оформление игрушек. Увеличение и уменьшение выкроек.
Изготовление кукол-пальчиков «Птичка», «Собачка», «Кошка» и
«Лягушка». Беседы об образе жизни животных, птиц.
Изготовление плоских игрушек: «Заяц», «Медведь».
Изготовление объемных игрушек: «Мячик», «Цыпленок», «Ёжик», «Мышка», «Кролик», «Слоненок», «Лягушка», «Обезьяна» и другие. Беседы об образе жизни животных, птиц.
5. Поделки из природного материала.
Природное богатство родного края. Творческие работы из соломки. Аппликация из круглой соломки. Аппликация из плоской соломки. Изготовление игрушек из скорлупы яйца. Мозаика из скорлупы яйца. Мозаика из семян, косточек. Творческие работы из скорлупы грецкого ореха. Поделки из глины. Аппликации из тополиного пуха, из цедры лимона. Выжигание по дереву. Украшения из кожи.
Представление результатов деятельности.
6. Заключительное занятие. Итоговый конкурс с организацией выставки творческих работ учащихся. Умение презентабельно представить работу и отвечать на незапланированные вопросы.
Программа «Творческая мастерская» в первый год предусматривает работу с отходами легкой промышленности: кожа, мех, ткани, пряжа и природным материалом: береста, соломка, скорлупа яиц, орехи, семена, глина, в процессе которой дети получают знания об основах экологических законов жизни.На занятиях объединения дети имеют возможность смастерить немало изящных и полезных изделий из остатков пряжи, ниток, лоскутов ткани, картона, цветной бумаги. Даря вторую жизнь различным материалам, дети испытывают радость творчества.
Изготовление мягких игрушек – самоделок из отходов легкой промышленности – занятие исключительно творческое, способное пробуждать и развивать детскую фантазию. Вместе с тем рукоделие – важный компонент трудового обучения детей: занимаясь им, дети приобретают навыки шитья, работы с ножницами, клеем, развивают глазомер, объемное мышление, учатся терпению и настойчивости в достижении цели.
Большое внимание в программе уделяется изготовлению поделок из природных материалов: цветов и аппликаций из бересты, соломки, кожи, тополиного пуха, мозаики из семян овощей и косточек фруктов и т.д.
Очень важно, что на занятиях идет воспитание осознанного отношения детей к природе и выработка практических навыков правильного, бережного природоиспользования. В процессе изготовления предложенных изделий дети приобретают необходимые общетрудовые знания и умения, способствующие развитию конструктивных и творческих способностей
Учебно-тематический план
(1-й год обучения)
№ п/п ТЕМА Всего часов Теория Практика Массовые мероприятия Экскурсия
1. Введение в тему 2 2 - -
2. Основы экологических законов жизни на примере вторичного использования различных материалов. 11 2 10 -
3. Поделки из цветной бумаги. 6 1 5 - -
4. Пушные сокровища планеты. Мягкие игрушки из ткани и меха. Сырье, технология и методика их изготовления 4 1 3 - -
5. Поделки из природного материала 9 1 8 1 1
6. Заключительное занятие 1 - - - -
ИТОГО: 33 5 26 1 1
Календарно-тематическое планирование с указанием видов деятельности.
№ занятия Кол-во часов Тема занятия Основные виды учебной деятельности обуяающихся и развиваемые способности. Дата проведения
Введение в тему 2 часа
1 1 Вводный инструктаж по ТБ. Знакомство с задачами и планом работы. Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Вводный урок. 2 1 Правила поведения на занятиях. Инструменты, материалы. Рассказ детей о правилах безопасной работы. Основы экологических законов жизни на примере вторичного использования различных материалов. 11 часов.
3 1 Экологические законы жизни Б. Коммонера. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Урок-беседа. 4 1 Аппликация из ниток «Котик». Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Работа с нитками. 5 1 Игрушки из помпонов «Цыпленок», «Пингвин». Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Работа с нитками. 6 1 Игрушка из помпонов «Совенок». Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Работа с нитками. 7 1 Творческая работа из гофрированого картона «Ежик в лесу» Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Самостоятельное составление композиции. 8 1 Аппликация «Корзина с цветами». Творческая работа в технике рваной аппликации. 9 1 Объемная коробка из старых открыток. Совершенствование воображения. Вырезание из открык. 10 1 Игрушки из спичечных коробков «Лягушка», «Собачка». Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Конструирование из коробок. 11 1 Изготовление игрушек из цветной бумаги и картона «Рыбка», «Птичка». Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Работа с цветной бумагой. 12 1 Лоскутное шитье. История. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Работа с тканью. 13 1 Каллаж из цветной бумаги, ткани, ваты. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Работа с цветной бумагой. Поделки из цветной бумаги. 6 часов.
14 1 История оригами. Знакомство с базовыми формами. Изготовление объёмных поделок из бумаги. 15 1 Изготовление игрушек в технике оригами. Изготовление объёмных поделок из бумаги. 16 1 Изготовление игрушек в технике оригами. Изготовление объёмных поделок из бумаги. 17 1 Изготовление игрушек в технике оригами. Изготовление объёмных поделок из бумаги. 18 1 Квиллинг. Используемые материалы, необходимые инструменты. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Работа с бумагой. 19 1 Изготовление композиции в технике квиллинг. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Работа с бумагой. Пушные сокровища планеты. Мягкие игрушки из ткани и меха. Сырье, технология и методика их изготовления. 4 часа.
20 1 Биоразнообразие планеты. Виды швов. Правила раскроя. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Урок- беседа. 21 1 Изготовление кукол-пальчиков. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Работа с тканью. 22 1 Изготовление плоских игрушек. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Работа с тканью. 23 1 Изготовление объемных игрушек. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Работа с тканью. Поделки из природного материала. 9 часов.
24 1 Природное богатство родного края. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Урок-путешествие. 25 1 Творческие работы из соломы. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Работа с соломой. 26 1 Изготовление игрушек из скорлупы яиц. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Урок-путешествие. 27 1 Мозаика из скорлупы яиц. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Работа со скорлупой. 28 1 Мозаика из семян. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Работа с семенами. 29 1 Мозаика из косточек. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Работа с косточками. 30 1 Поделки из глины. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Работа с глиной. 31 1 Аппликация из тополиного пуха. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Работа с тополиным пухом. 32 1 Творческая работа из веточек. Творческая групповая работа по конструированию. Создание макета из простейших фигур. Заключительное занятие. 1 час.
33 1 Конкурс-выставка. Презентация работ. Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года. Самостоятельная защита проекта.