Рабочая программа и календарно тематическое планирование по внеурочной деятельности Творческая мастерская, 1 класс

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская» разработана на основе авторской программы Просняковой Т.Н. в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта 2-го поколения на основе следующих нормативных документов: «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. В.А..Горский:под редакцией В.А.Горского- 2-е изд.-М: Просвещение, 2011. Стандарты II поколения). Программа предназначена для учащихся 1,3,4 классов.

Общая характеристика курса

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций, уважительного отношения к труду.
Занятия внеурочной деятельности «Творческая мастерская» строятся на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования различных материалов. Это помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, гибкости мышления .Важное направление в содержании программы «Творческая мастерская» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника.
Наряду с реализацией концепции духовно нравственного воспитания, программа «Творческая мастерская» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
-интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
-формирование информационной грамотности;
-развитие коммуникативной компетентности;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа синтеза, обобщения установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся , воспитание у них интереса к различным видам деятельности ,получение и развитие определенных профессиональных навыков .Вместе с тем учитывается посильность выполнения объектов труда для учащихся соответствующего возраста.
Цели:
-формирование художественной культуры личности;
-обеспечение дополнительных знаний по технологии
Задачи:
-развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха в том или ином виде искусства;
-овладение базовыми приемами ручного труда с использованием различных приспособлений и инструментов

Место внеурочной деятельности в учебном плане

Рабочая программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская» составлена для учащихся 1-4 общеобразовательных классов согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений РФ .На изучение курса «Творческая мастерская» отводится в 1-х классах 1 час в неделю,33 часа в год. Занятия проводятся во внеурочное время

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Данная программа развивает также интеллектуально- творческий потенциал учащихся.
Особое внимание при изучении курса уделяется духовно- нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма – через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия – привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий;
- творческого отношения к учению, труду, жизни;
- бережного отношения к природе, окружающей среде;
- ценностного отношения к здоровью.

Содержание курса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»

Раздел 1.Введение.1 час.
Введение. Беседа о декоративно прикладном творчестве. Знакомство прикладным творчеством. Материалы и инструменты для работы. Техника безопасного труда(1 час).
Раздел 2.Аппликация и моделирование 16 часов.
Тема 1.Аппликация из природных материалов на картоне. Многообразие материалов и сферы их применения. Последовательность выполнения работы Практическая работа «Осенний лес» (4 часа).
Тема 2.Аппликация из геометрических фигур. Понятие о шаблонах, правила пользования шаблонами. Практическая работа с шаблонами – выполнение аппликации из геометрических фигур(4 часа).
Тема 3.Аппликация из пуговиц. Использование пуговиц в качестве декоративного материла для аппликации. Практическая работа «Пуговичные цветы» (2часа).
Тема 4.Мозаика из бисера и пайеток.(2 часа).
Тема 5.Выпуклая аппликация. Коллективная работа (4 часа).
Раздел 3.Работа с пластическими материалами 16 часов.
Тема 1.Знакомсво с выразительными возможностями пластилина инструменты и приспособления для лепки. Технология лепки объемных фигур. Практическая работа «Луговые цветы».(2 часа)
Тема 2.Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе. Практическая работа «Ёжик из еловой шишки»(2 часа).
Тема 3.Обратная мозаика на прозрачной основе(2часа)
Тема 4.Складывание из прямоугольника(2 часа).
Тема 5.Складывание гармошкой. Практическая работа «Бабочки» (2часа).
Тема 6.Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги. Практическая работа «Собачка или птичка» (2 часа).
Тема 7.Практическая работа «Мои любимые животные». Работа с пластилином (2 часа).
Тема8.Заключительное занятие. Подведение итогов. Игры, загадки, конкурсы.(2 часа).


Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»

Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности ,включающая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;
-интерес к новым видам прикладного, к новым способам самовыражения;
-адекватное понимание причин успешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
-выражение познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научиться:
-принимать и сохранять творческую задачу;
-учитывать этапы работы;
-планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
-Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
-допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия своего партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать разные мнения и обосновывать разные свою позицию;
-владеть монологической и диалогической формой и речи;
-Осуществлять контроль и оказывать и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные действия учащихся
Обучающийся научиться:
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез;
-проводить сравнение;
-устанавливать причинно- следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать;
-устанавливать аналогии.
В результате занятий по программе «Творческая мастерская» учащиеся получат возможность:
-развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление ,конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
-расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
-познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
-познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов;
-создавать полезные и практичные изделия;
-совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
-оказывать посильную помощь в оформлении своего класса, школы, своего жилища;
-достичь оптимального для каждого уровня развития;
-сформировать систему универсальных учебных действий;
-сформировать навыки работы с информацией.


Учебно - методическое обеспечение

1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/В.А.Горский, А.А. Тимофеев ,Д.В. Смирнов и др.; под редакцией В.А. Горского.-2-е изд.-М.: Просвещение,2011
2.Дополнительные материалы с сайта Страна мастеров [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Специфическое сопровождение (оборудование)
-индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае индивидуальной работы;
-инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами и ножницы с острыми концами в чехле, иглы в игольнице, нитковдеватель, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы с клеем и красками;
-материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: бумага (писчая, гофрированная, цветная, бумажные салфетки ) картон (обычный, цветной, гофрированный), ткань(однотонная, с печатным рисунком , канва),нитки (катушечные, мулине, ирис, пряжа),текстильные материалы(тесьма , сутаж),пластилин, природные материалы, пуговицы, «бросовый» материал(банки, крышки ,картонные коробочки).

15