Презентация Формирование здоровья в учреждении дополнительного образования
Формирование культуры здоровья у субъектов образовательного процесса в Областном детском экологическом центре Здоровье по определению И.И. Брехмана, рассматривается как «физическая, социальная, психическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой, с самим собой» Здоровье человека является интегральным критерием состояния окружающей среды Экологическое образование является важнейшим компонентом профилактической работы по формированию, сохранению и укреплению здоровья населения. В этой связи в ГОУ ДОД «Областной детский экологический центр» (ОДЭЦ) предпринимаются различные меры и используются следующие типы технологий:Здоровьесберегающие технологииТехнологии обучения здоровью и воспитание культуры здорового образа жизниКонтроль состояния здоровья обучающихся Педагогу принадлежит большая роль в формировании культуры здоровья и приобщению детей к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Безусловно, только заинтересованный учитель (педагог) и коллектив единомышленников, на собственном опыте познавшие ценность ЗОЖ, целенаправленной работы над своим здоровьем, могут в полной мере передать знания обучающимся и создать в образовательном учреждении здоровую среду и условия обучения. Немного о понятиях Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков (формулировка Всемирной организации здравоохранения).Компоненты здоровья (по Попову С.В.):соматическое здоровье (текущее состояние органов и систем организма человека); физическое здоровье (уровень роста и развития органов и систем организма); психическое здоровье (состояние психической сферы); нравственное здоровье (комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности). Критерии здоровья для соматического и физического здоровья – я могу для психического – я хочу для нравственного – я должен Факторы, влияющие на здоровье (по данным Всемирной организации здравоохранения) Генетические факторы (15 – 20%)Состояние окружающей среды (20 – 25%)Медицинское обеспечение (10 – 15%)Условия и образ жизни (50 - 55%) Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни». Факторы, влияющие на сохранение и укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни у субъектов образовательного процесса Центра Экологически чистая территория, на которой выращивается большое количество хвойных и древесных культур, кустарников (плодово-ягодных, декоративных), травянистых растений (цветочно-декоративных, дикорастущих) Хвойные культуры Центра Древесные культуры Центра Травянистые растения Факторы, влияющие на сохранение и укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни у субъектов образовательного процесса Центра Практическая работа с природными объектами на полях учебно-опытных участков, в оранжерее, в «зелёных» классахПроведение занятий на полях учебно-опытных участков, в оранжерее, в «зелёных» классах Участие в экологических природоохранных акциях Факторы, влияющие на сохранение и укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни у субъектов образовательного процесса Центра Занятость физическим трудом на полях учебно-опытных участков как форма реализации оптимальной физической активности и устранения гиподинамии Факторы, влияющие на сохранение и укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни у субъектов образовательного процесса Центра Экскурсионная и экспедиционная деятельность в рамках учебной программы Факторы, влияющие на сохранение и укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни у субъектов образовательного процесса Центра Массовые мероприятия с использованием игровых и спортивных программ;Регулярное проведение культурно-оздоровительных программ для детей и их родителей «День здоровья» с участием педагогов Особым условием формирования здоровья в нашем учреждении является общение с природой По утверждению С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина взаимодействие с миром природы обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который может осуществлять следующие функции:Психофизиологическую функцию. Взаимодействие с животными и растениями могут снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом.Психотерапевтическую функцию. Взаимодействие людей с животными и растениями могут существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.Эстетическую функцию. Взаимодействие с миром природы способствует эстетическому развитию личности, предоставляет широкий набор условий и возможностей для удовлетворения ее эстетических потребностей.Познавательную функцию. Взаимодействие с миром природы может удовлетворять познавательные потребности личности, способствовать ее интеллектуальному развитию.Функцию общения. Одна из важнейших функций, которую могут осуществлять животные, и даже растения в процессе взаимодействия с ними человека, функция партнеров общения. Таким образом, в ОДЭЦ создана модель экологически комфортной образовательной среды, способствующая формированию культуры здоровья и здорового образа жизни субъектов педагогического процесса. «В своей жизни каждый человек идет особым путем, но счастливым может быть только тот, кто живет просто, питается чисто, мыслит искренно и доброжелательно, уважает и ценит духовные богатства, любит и бережет природу, знает, что такое справедливость и доброта» (И.И. Литвина «Три пользы»). СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!