Урок открытия нового знания «Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]»


МБОУ «Бубинская СОШ»
Предмет: Обучение грамоте
УМК «Школа России»
Класс: 1а
Тип урока : урок открытия нового знания.
Технология деятельностного метода
Учитель: Марина Ильинична Шаламова
Технологическая карта урока
Тема Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]
Цель:
Задачи: Создать условия для ознакомления со звуками [г],[ г*] и буквами Г, г
1. Дать представление о буквах Г, г, звуках [Г], [Г’]2. Формировать навыки чтения слов с изученной буквой, развивать фонематический слух, внимание, речь, мышление.3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, эстетические чувства, любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Планируемые результаты: Предметные. Обучающийся получит возможность научится:
давать характеристику согласным звукам;
узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
читать слова с изученными буквами;
группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков;
классифицировать предметы по общему признаку;
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
Оценка
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике;
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;
формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
работа в группах
Личностные УУД:
принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока;
формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
внутренняя позиция школьника;
учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
Межпредметные связи Окружающий мир
Ресурсы:
- основные
-дополнительные -Горецкий Азбука. Учебник для 1-го класса. Часть 1. Стр. 119
-светофоры (для самооценки)
- презентация
- карточки букв и слогов
- атлас – определитель «От земли до неба»
- муляжи грибов
- фото грибов
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Технология проведения Ход урока УУД
1. Мотивация к учебной деятельности Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
-Сегодня у нас много гостей и мы, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.
-Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей!
Всех знакомых, незнакомых
И серьезных, и веселых!
- улыбнулись гостям
- друг другу
-мне
- Пожелаем друг другу успеха
«Я желаю тебе сегодня добра
Ты желаешь мне сегодня добра
Если будет трудно, Я тебе помогу»
- Я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку знаний выше. Успеха и удачи вам!
Регулятивные УУД:
-организовывать своё рабочее место под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
-умение слушать и понимать речь других.
-умение принимать друг друга
Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к предмету,
-формирование интереса (мотивации к учению).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цели:
- организовать повторение и закрепление полученных ранее знаний
Чтоб красиво говорить надо с язычком дружить.
Поэтому начинаем урок с артикуляционной гимнастики
(подготовительная работа : развитие артикуляционного аппарата)
«Улыбка»
«Часики»
«Качели»
«Лошадка»
Чтобы иметь знания, понадобятся терпение и старание. А чтобы работать быстро и ловко, для ума нужна тренировка.
- Посмотрите на буквы.
Н У М Б О Д Ы С Т З П Г А
На какие группы можно их разделить?
(гласные, согласные; звонкие, глухие; парные непарные)
- Осталась одна буква (Г?)
- К какой группе ее отнести?
Регулятивные УУД:
-осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном,
-уметь высказывать своё предположение). Уметь оформлять мысли в устной форме.
Познавательные УУД:
-группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков,
-сравнивать, находить общее и различие.
Коммуникативные УУД:
-соблюдать простейшие нормы речевого этикета,
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные УУД:
-проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе урока.
3. Постановка учебной задачи
Цели :проговорить цели урока, но который предстоит ответить - Какую цель сегодня поставим себе на уроке?
(Познакомиться с новыми звуками г-гь, буквами Гг, читать слоги, слова, тексты с этой буквой) У каждого своя цель. (Кто не знает букву- познакомится, кто знает тот узнает характеристику звуков)
Регулятивные УУД:
-определение темы и цель урока под руководством учителя.
Личностные УУД:
- выражение своих мыслей
- познавательная мотивация
Коммуникативные УУД:
- Выражение своих мыслей
4. Открытие нового знания
Цели:-решение учебной задачи и обсуждение проекта ее решения
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи;
- В какой последовательности мы будем изучать новую букву?
(звук – буква – слог - слово)
Отгадайте загадку:
«Под березой у дорожкиКто стоит среди травы?Ножка есть, но нет сапожек,Шляпка есть – нет головы».Что это? (гриб) 
- Произнесем слово «гриб»
- Какой звук слышим в начале слова? (Г)
- Дадим ему характеристику
- Понаблюдаем где находится язык, когда произносим звук (Г)? (заднеязычный)
(согл., звонкий, твердый)
-Гриб растет рядом с пнем, (дерево и гриб дружат, помогают друг другу расти, а как мы узнаем на уроках окружающего мира.)
-Если на пень посмотреть, то можно узнать сколько лет было дереву. Это можно узнать по годовым кольцам. Сколько колец, столько лет дереву
- А на что похожи кольца? (на круги)
- Скажем по слогам слово «КРУГИ»
- Назовите первый слог? (КРУ)
- второй (ГИ)
- Какой первый звук в слоге «ги»?[г’]
-Что можете про него сказать? (согласный,звонкий, мягкий)
Знакомство с буквой
- Кто знает какой буквой обозначаются звуки г-гь? «буквой «гэ» (Показ буквы).
Ассоциативное сравнение
- Пофантазируйте, на что похожа буква Г?
-Букву на плече носил
На лугу траву косил
- Сконструируйте букву Г из палочек
- Покажите рукой, телом
Определение места буквы на ленте букв
- Давайте подумаем, а есть ли друг у звука (Г) ?- Докажите (сравнение артикуляции и произнесение без голосаЗвук (Г) звонкий звук (К) – глухой; парные Коммуникативные УУД:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
- формулирование и аргументация своего мнения
-отвечать на простые вопросы учителя.
Познавательные УУД:
-понимать информацию, представленную в виде схем, производить простые логические действия (анализ).
- осознанное построение речевого высказывания
-выстраивать логическую цепь рассуждений
Личностные УУД:
-осознанное построение высказывания
- осознание ответственности за общее дело
- стремление к эффективной работе
Регулятивные УУД:
-осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном
- познавательная инициатива
- самостоятельность
5. Первичное закрепление с проговариванием внешней речи.

Цель:
- организоватьусвоение учениками нового
Чтение слогов с букой Г
Слоги на доске
-Читаем хором все слоги
- На какие группы можно разделить слоги?
- Прочитайте слоги с твердым звуком (Г)
- Теперь прочитайте слоги с мягким звуком (Гь)
- Докажите!
- Игра «Составление слов из слогов»
Работа в группах
Гагри на ля бы Ге
-Какие слова написаны с заглавной буквы?
- Почему? (имена людей пишутся с заглавной буквы)
ФИЗМИНУТКА
Дети утром рано встали,За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)Приседали, приседали,Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)На пеньке растут опята,Наклонитесь к ним, ребята,Наклоняйся, раз-два-три,И в лукошко набери! (Наклоны.)Вон на дереве орех.Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)Если хочешь дотянуться,Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)Три часа в лесу бродили,Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)Утомил всех долгий путь —Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.) Коммуникативные УУД:
-уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе.
-отвечать на простые вопросы учителя;
-читать и понимать прочитанное
-слушать и понимать речь других.
-участвовать в диалоге
Познавательные УУД:
-производить простые логические действия;
-понимать информацию, представленную в виде текста.
-наблюдать и делать простые выводы
Регулятивные УУД:
-контроль, коррекция, оценка
Личностные УУД:
- осознание ответственности за общее дело
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
1)Продуктивное чтение по учебнику.
-Работа с учебником. Стр. 119
- Посмотрите на иллюстрацию и предположите о чем текст.
Хотите узнать точно, о чем текст?
- Посчитайте сколько букв Г в тексте (7) (Не читающие дети)
-Самостоятельное чтение жужжащее.
-Чтение вслух по предложениям.
Работа по тексту
- Куда отправились дети?
- Как зовут детей?
- Что дети делали в лесу?- Какие грибы в корзине у Гали?
- Что это за гриб БОРОВИК?
(Боровик или белый гриб, он не темнеет ни при варке, ни при сушке. Растут в бору поэтому и БОРОВИК)
- Какие грибы собрал Гена? (поганки)
- Что за грибы поганки? (несъедобные грибы)
(Мухомор – опасный несъедобный гриб, его не любят многие насекомые в т.ч. мухи (мух- морит, губит, отравляет)
А можно ли уничтожать несъедобные грибы?
(Нет, потому что они для людей ядовиты, а для животных, таких как лось, являются лекарством)
-Давайте запомним правило
НЕ СБИВАЙ ГРИБЫ НОГАМИ!!!
- Какой заголовок можно придумать к этому тексту? (Грибы.За грибами)
- Много разных грибов растет в лесу.
- Где можно узнать о грибах? (энциклопедия, интернет, атлас – определитель))Работа в группах
- Сейчас вам нужно будет определить гриб с помощью атласа определителя, а затем найти его название среди букв.
(дети получают фото грибов и муляжи)
Одна группа читает статью в газете про грибы
- О каком лесном сюрпризе прочитали?
(в середине ноября , люди в лесу нашли лисички)
1гр и 2 гр. БЕЛПОДОСИНОВИКЛИСЯ
3гр и 4 гр. ЛИСПОДБЕРЕЗОВИКБЕЛ
5гр. БЕЛЫЛИСИЧКИОПЯ
- Сейчас попробуем объяснить название этих грибов
Я в красной шляпе, словно гном
Я под осиной выбрал дом? (подосиновик)
- Почему гриб так называется? Мы его называем –красноголовикСеренькие шапки, рябенькие ножки. Под березой растут. Как их зовут? (подберезовики)
- Почему так называется гриб? (обабок)
Растут в лесу сестрички, рыжие … (лисички). 
- По цвету похожи на кого? Коммуникативные УУД:
-отвечать на простые вопросы учителя;
-читать и понимать прочитанное.
-слушать и понимать речь других.
-участвовать в диалоге
- формулирование и аргументация своего мнения
-уметь оформлять свои мысли в устной речи
-сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе.
Регулятивные УУД:
-оценка деятельности одноклассников
-осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном
Познавательные УУД:
-наблюдать и делать простые выводы.
-определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию.
- самостоятельно выполнять задания.
Личностные УУД:
-оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм.
8. Рефлексия. Оценивание.
Цели:
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- Давайте вспомним какую цель ставили себе на урок?
- Достигли цели?
- Что узнали о звуках и букве?
- Что было интересно
- Оцените свою работу на уроке?
Зеленый- я могу читать слова с новой буквой
Желтый – я могу, но не уверен (а), есть затруднения
Красный- нужна помощь
- Оцените работу класса
- Молодцы! Спасибо за дружную работу на уроке
- А теперь прочитайте, что же вас ждет сейчас, только ветер унес некоторые буквы.
П . Р . М . НА
Коммуникативные УУД:
-выражение своих мыслей
- формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений
Регулятивные УУД:
-уметь проговаривать последовательность действий на уроке
-уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Личностные УУД:
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Познавательные УУД:
-рефлексия способов и условий действий