Методическая разработка по физике Интеграция предметов в школе во время предметных дней
Методическая разработка по предмету «Физика»
Тема «Интеграция предметов во время предметных дней в школе»
Автор Бедерштет Надежда Николаевна
Содержание
1. Обоснованность работы, актуальность темы
2. Роль курса физики в политехническом образовании
3. Значение, задачи и формы связи между учебными предметами
4. Интеграция физики с другими предметами
5. Предметные дни как способ интеграции
Обоснованность работы, актуальность темы
Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики.
Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.
Интеграция принадлежит к числу дидактических принципов и не будет преувеличением сказать о ней как о первой среди равных.
Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Интеграция или политехнизм должна отразиться на подборе материала и в физике, и в химии, и в обществоведении, и в естествознании. Нужна взаимная увязка этих дисциплин и увязка их с практической деятельностью.
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.
Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.
В-пятых,интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.
Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:
- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
- интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
Введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом.
Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения: во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире; во-вторых, это нахождение общего в предметных знаниях.
Интеграция - средство получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции, на обновление существующей узкой специализации в обучении и не заменить обучение классическим учебным предметам, а соединить получаемые знания в единую систему.
Интеграция должна способствовать созданию целостности мировосприятия - единства мира и человека, живущего в нём и познающего его, единство земли и космоса, природы и человека. В этом заключается общегуманистическая основа процесса - постановка в центр современного человека, с его местом и ролью в природной и социальной среде.
2. Роль курса физики в осуществлении политехнического образования.
Физика – научная основа техники. Поэтому физике как учебному предмету принадлежит ведущая роль в интеграционном обучении. Содержание учебного предмета физики предоставляет большие возможности для ознакомления учащихся с физическими принципами главных отраслей производства, с технологией многих процессов и организацией труда.
В современных условиях можно выделить такие ведущие отрасли техники, использующие закономерности физики в качестве своей научной базы, как энергетика, машиностроение, контрольно-измерительная техника, транспорт, связь. К физике имеют отношение также отдельные области технологии – обработка металлов давлением, излучением и др. Не следует забывать также об использовании физики в военном деле, специально выделяя время для рассмотрения военно-прикладных вопросов. Это имеет большое значение для военно-патриотического воспитания учащихся.
Отбор технического материала для уроков физики
Технические сведения должны знакомить учащихся с главными отраслями современной физики, тенденциями её развития, с сущностью наиболее важных технологических процессов, принципов действия приборов и установок.
Соответствующее место должен находить материал, знакомящий учащихся с предприятиями родного края, с окружающими щколу заводами, фабриками. Использование краеведческого материала – одно из действенных средств связи обучения с жизнью.
Нужно использовать и окружающий учащихся «бытовой» материал. Наука и техника сейчас глубоко проникли в жизнь и быт каждой семьи. С телевидением, интернетом, различными электроприборами, видами транспорта и связи дети в той или иной мере знакомятся с первых дней своей жизни. Этот материал ближе, доступнее учащимся. Он кроме того приучает видеть физику вокруг нас, является одним из средств связи обучения с жизнью и развивает у учащихся любознательность и любовь к физике.
Средства ознакомления учащихся с производственно-техническим материалом
1. Объяснение учителем различных практических применений физических явлений и законов.
2. демонстрация различных наглядных пособий, действующих моделей технических установок или же самих технических приборов и их деталей.
3. Демонстрация фильмов физико-технического содержания
4. Проведение производственных экскурсий
5. Организация самостоятельных наблюдений учащимися физических процессов
6. Решение задач с производственно-техническим содержанием
7. Лабораторные работы по изучению физических приборов и технических устройств и свойств материалов
8. Организация внеклассного чтения научно-технической литературы, что расширяет кругозор школьников, способствует выявлению их склонностей и интересов, оказывает помощь в выборе профессии.
9. Организация внеклассной работы в виде вечеров по физике в рамках «декады по физике» в школе. Такие вечера являются одним из наиболее увлекательных, любимых и распространенных видов внеклассной работы.
Профориентация учащихся
На уроках физики, уже начиная с 7 класса, может успешно проводиться профориентация учащихся. Одной из важных форм профессионального просвещения служат производственные экскурсии, на которых учащихся можно познакомить с трудом работников массовых профессий. Профессиональная ориентация молодежи приобретает в настоящее время особенно большое значение в связи с тем, что задача на сегодняшний день – привлечь школьников на предприятия родного края.
3. Значение, задачи и формы связи между учебными предметами
Современный этап развития науки характеризуется все возрастающей связью и взаимопроникновением наук, и особенно связью физики и математики с другими отраслями знаний. Так, например, наука бионика использует данные физики, биологии, психологии, математики и других наук для изучения живых организмов в целях решения инженерно-технических задач.
Межпредметные связи можно классифицировать по временному признаку и по содержанию. По временному признаку межпредметные связи делятся на предшествующие, сопутствующие и перспективные. По содержанию – на фактические, понятийные и теоретические. Для курса физики из временных связей особенно важны предшествующие связи с курсами природоведения и математики. В курсе 8 класса в связи с изучением строения атома важное значение приобретает связь с химией.
На занятиях по физике изучают материал, имеющий большое значение для многих дисциплин, и особенно для химии и биологии, которые используют физические теории, законы и методы исследования живой природы.Успех в осуществлении межпредметных связей зависит от слаженной работы всего преподавательского коллектива, от единых требований и стиля преподавания различных предметов. В осуществлении межпредметных связей можно выделить основные направления-
- согласование во времени изучения различных дисциплин с таким расчетом, чтобы изучение одних предметов способствовало подготовке учащихся к познанию других,
- преемственность научных понятий и выработка обобщенных умений и навыков,
- единство требований к усвоению знаний,
-широкое использование при изучении одного предмета знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися в процессе изучения других учебных дисциплин,
-устранение дублирование при изучении одних и тех же вопросов на уроках смежных дисциплин,
- раскрытие взаимосвязи явлений, изучаемых на уроках по различным предметам.
Способы осуществления межпредметных связей разнообразны, на первом этапе изучения физики это обращение к знаниям, приобретенным учащимися ранее по другим предметам, решение интегрированных задач, проведение экспериментальных работ с комплексным применением знаний, проведение экскурсий межпредметного характера.
.
В современных условиях образование не может оставаться в стороне от стремительных процессов научно-технического прогресса, усиления интегративных функций в развитии науки, техники, производства, политики. Наше общество находится в постоянном развитии и через систему образований выдвигает и реализует все новые требования к человеку, а, следовательно, и к качеству образования:
- к обучаемости, т.е. к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности,
- к интеллектуально-физическому развитию т.к. доступ к технологиям возможен только интеллектуально развитым людям,
- к способности мыслить и действовать творчески.
Многие из этих качеств можно развить, вводя в школах интегративные курсы, интегрированные уроки, используя компьютерные технологии, желание педагогов научить видеть мир целым, а не раздробленным на кусочки маленьких сведений и представлений, которые легко забываются и не находят применение в реальной окружающей действительности.
4. Интеграция физики с другими предметами
Физика и математика
Математические методы широко используются для обработки опытного материала, для разработки теорий. Важно стремиться к тому, чтобы одни и те же научные понятия получили бы согласованную трактовку, как например понятия пути, расстояния и т.д. Большое внимание нужно обращать на внедрение в физику современного математического языка. Изучение в курсе алгебры функциональных зависимостей между величинами и графиками функций дает учащимся хорошее представление о графиках движения, температуры и т.д. Учителям физики и математики надо объединить усилия по формированию прочных вычислительных навыков, изучению метрической системы мер, записи малых и больших величин с помощью степени числа 10, преобразованию формул в буквенном виде. Важной формой связи предметов является решение математических задач с физическим содержанием. Необходимо последовательно пользоваться одинаковой символикой.
Физика и химия
Эти предметы часто дополняют друг друга, так как одни и те же явления и процессы рассматривают с разных сторон. К числу важнейших из общих понятий относятся понятия вещества, массы, энергии, закон сохранения и превращения энергии и т.д. Взаимосвязь этих предметов особенно важна при изучении атомно-молекулярного строения вещества. Важные формы связи преподавания физики и химии – решение физико-химических и физико-химических задач, проведение комплексных экскурсий, совместных вечеров занимательной физики и химии, изготовление наглядных пособий, необходимых для изучения обоих предметов. Также нужно согласованное формирование практических навыков – обращение с лабораторным оборудованием, измерение, выполнение расчетов и т.д.
Физика и биология
Связь этих наук сейчас особенно расширилась, возникли такие науки, как биофизика, агрофизика, бионика. При изучении биологии учащиеся используют такие физические понятия, как теплота, свет, влажность, знакомятся с проявлениями свойств газов, жидкостей и твердых тел, получают возможность пользоваться различными приборами. Методы изучения физических явлений живой природы могут быть разными – иллюстративный материал, демонстрации, решение задач, комплексные опыты и лабораторные работы. Велика роль физики и химии в вопросах охраны природы – при ознакомлении учащихся с принципами производства раскрываются экономический и оздоровительно-гигиенический аспекты в единстве с юридически-правовыми вопросами охраны природы, дается понятие экологичности производства. Одним из важнейших средств воспитания у учащихся любовного и бережного отношения к природе и убеждения в необходимости её охраны являются экскурсии на природу, работа по озеленению, по охране птиц и животных.
Физика и гуманитарные предметы
Такие предметы, как история, литература, знакомят учащихся со многими вопросами общими и для физики, но освещают их с иных точек зрения. Это вопросы развития орудий труда, процесс развития производительных сил и отношений, развитие культуры, техники и науки, исторические характеристики эпох и выдающихся деятелей и т.д. Учащиеся узнают о работах ученых и изобретателях, сведения о жизни и открытиях великих физиков. Ряд тем курса физики можно изложить в историческом плане, использовать яркие исторические факты и высказывания ученых, решать задачи с историческим содержанием. Связь с литературой в использовании примеров из художественной и научно-популярной литературы или фольклора, образно описывающих то или иное физическое явление, образ ученого. С точки зрения физики можно рассматривать и оценивать описание тех или иных физических явлений.
5. Один из способов интеграции предметов – предметные дни физики в школе.
Цель этих дней – в яркой и увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные учениками на уроках, показать их широкое применение на практике, в жизни, помочь учащимся войти в мир новых научных и технических идей, зажечь учеников стремлением как можно больше узнать, понять. В процессе организации и проведения решается комплекс учебных и воспитательных задач. Обучающее значение предметных дней не исчерпывается тем, что учащиеся приобретут новые знания или углубят уже имеющиеся. Готовя доклады, сообщения, эксперимент, ученики развивают своё умение самостоятельно работать, творчески мыслить, критически осмысливать и отбирать материал. Знания не преподносятся им в готовом виде, они «добываются». Важное значение такие дни имеют для воспитания учащихся. Можно познакомить учащихся с выдающимися достижениями отечетвенной науки, техники и отдельных отраслей народного хозяйства; познакомить с биографиями ученых и изобретателей; показать, что большие научные открытия являются результатом огромного целеустремленного труда.
Огромное воспитательное воздействие на участников предметных дней оказывает сама подготовка к нему. Подготовка обычно начинается за 1,5-2 месяца с заседания актива учащихся. Намечается тема, выдается список рекомендуемой литературы, устраивается экскурсия на объекты, работа которых в той или иной мере связана с темой. Подготовка проходит одновременно по нескольким направлениям и делают её несколько групп: одна группа готовит сообщения, доклады, другая – опыты к докладам, треть – отвечает за подбор иллюстративного материала, пятая – выпускает газеты и т.д.
Желательно найти для проведения предметных дней своеобразную, интересную и увлекательную форму. Это могут быть небольшие красочные рассказы, инсценировки, организованный осмотр выставок под руководством учеников-экскурсоводов и т.д. Очень важно, чтобы присутствующие не остались простыми свидетелями происходящего, простыми слушателями, зрители должны стать активными участниками. Для этого сообщения желательно делать в форме непринужденной беседы со слушателями, демонстрируя опыты присутствующим предлагается их объяснить, проводятся викторины по темам.