Доклад: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии и во внеурочное время


Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии и во внеурочное время
У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть все. Арабская пословицаМы привыкли к формулам: беречь здоровье, укреплять здоровье, не вредить здоровью. Эти слова часто звучат на школьном уроке. Но чтобы они не остались лишь призывами или благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого ученика. Иными словами, здоровью нужно учить.

Здоровье школьников – залог успешного обучения
Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. Н.А. Семашко
Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека. динамично меняющееся состояние, характеризующееся высокими адаптационными возможностями организма, оптимальным функционированием систем и органов, а также гармоничными взаимоотношениями с природной средой и социумом.
большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые подвержены этим вредным привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями.
Ещё советский педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание чаще всего совершенно незаметное, и поддающееся лечению только, совместными усилиями матери, отца, врача и учителя.
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете)
число видов учебной деятельности Норма – 4-7 видов за урок
среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут
наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся
место и длительность применения ТСО
позы учащихся, чередование поз
физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке
наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
психологический климат на уроке;
наличие на уроке эмоциональных разрядок
Цель работы:
Способствовать формированию познавательного отношения к поддержанию, укреплению и развитию психического и физического здоровья, формировать понятие здоровый образ жизни.
Здоровье человека зависит на 50% - от образа жизни
на 25% - от состояния окружающей среды
на 15% - от наследственной программы
на 10% - от возможностей медицины
Цель здоровьесберегающей педагогики
обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья,
вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков,
необходимых для ведения здорового образа жизни,
воспитав у него культуру здоровья
Здоровьесберегающие технологии
которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности),
вариативности методов и форм обучения,
оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок,
обучении в малых группах,
использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации,
создании эмоционально благоприятной атмосферы,
формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”),
на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья
Для учителя очень важно правильно организовать урок
Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 40 минут.
В классах рекомендуется проведение физкультминуток на 4-ом уроке через 20 мин от его начала или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы умственного беспокойства). Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии
В своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса:
б) Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия, выбор способа действия).
активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь).
методы, направленные на самопознание, саморазвитие. (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценки).
Это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
Проведение физкультурных минуток.
дыхательная гимнастика
предупреждение утомления глаз
Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы
Работа по предупреждению утомления глаз. Дыхательная гимнастика.
Повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках.
Экологическое пространство
А) Проветривание помещений;
В) озеленение кабинета,
Г) освещение кабинета.
Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи.
Социализация личности ребенка.
Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового, нравственного воспитания.
- Взаимосвязь с медицинскими работниками школы.
Учитываю в работе показания медработников школы в листе здоровья школьников, веду разъяснительную работу с родителями по поводу профилактических прививок
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения
Мы привыкли к формулам: беречь здоровье, укреплять здоровье, не вредить здоровью. Эти слова часто звучат на школьном уроке. Но чтобы они не остались лишь призывами или благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого ученика. Иными словами, здоровью нужно учить.