Статья «Развитие речи дошкольников посредством организации двигательной активности».
Статья «Развитие речи дошкольников посредством организации двигательной активности».
Мехрякова Т. И., учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 34», г. Кунгур, Пермский край
Современная система образования ставит перед педагогами цель - воспитать всесторонне развитого человека, но ребёнок уже в дошкольном возрасте испытывает вредное воздействие гиподинамии. По мнению психологов, маленький ребёнок деятель. Деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Поэтому, повышая эффективность образовательного процесса, полезно включать подвижные игры, которые способствуют развитию речи дошкольников.
Проводя подвижную игру, нужно стремиться к тому, чтобы дошкольники достигали игровую цель. Это возможно только при хорошем усвоении детьми программного материала. Именно в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале. Один из важных моментов успешности обучения в ходе подвижных игр заинтересованность в них самих детей, поэтому все они должны проводиться живо, эмоционально, непринужденно. При выборе игры необходимо учитывать тему, которую дошкольники изучают на данный момент. Подвижные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения, повышают результативность работы педагога. Предлагаю несколько подвижных игр, которые использую в своей практике.
Игра «Живая стрелка»
Цель: закрепить умение определять в слове первый звук и давать ему характеристику, упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу.
Оборудование: картинки, сумка, нагрудник со стрелкой.
Ход игры. В центре круга находится дошкольник, изображающий стрелку. Рядом с ним на полу стоит сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:
Наша стрелка оживилась,
Быстро, быстро закружилась!
Сделай круг и обернись,
А теперь остановись!
«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот достает из сумки ведущего картинку, определяет первый звук и дает ему характеристику.
Игра «Кто быстрее перенесет предметы»
Цель: учить дифференцировать звонкие и глухие звуки, бегать в определенном направлении, совершенствовать координацию движений рук и ног.
Оборудование: 3 стола, игрушки.
Ход игры. Дети делятся на две команды. На один стол выкладываются игрушки, названия которых начинаются на звонкий или глухой звук. На другой стороне группы - два пустых стола. По сигналу команды начинают выполнять задание. Дети одной команды переносят только те предметы, названия которых начинаются на звонкие звуки, дети другой на глухие звуки. Когда последний ребенок команды перенесет предмет, взрослый вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания и определяет команду-победителя.
Игра «Месяцы и их последовательность».
Месяц к месяцу встает Каждый всех их назовет.
Цель: закрепить временные понятия в активном словаре ребенка.
Оборудование: мяч
Ход игры. Дети встают в круг. Взрослый с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март...». Вместо следующего месяца взрослый называет имя ребенка: «Маша!». Названный ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.
Игра «Кто кем был?»
Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были.
Цель: закрепить умение верно употреблять падежные окончания.
Оборудование: мяч
Ход игры. Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное. Ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект (цыпленок яйцом, лошадь жеребенком, дуб желудем, рыба икринкой.
Игра «Найди такое дерево»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами «с», «у», «на». Закрепить знания названий деревьев, упражнять в легком беге врассыпную и в определенном направлении.
Оборудование: большие картинки деревьев, листья деревьев, фанты.
Ход игры. Листья разбросаны на полу группы. Картинки деревьев расставлены в разных местах группы. Дети, изображая листья, бегают, кружатся, поют.
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят. (2 раза)
Птицы на юг улетают:
Гуси, грачи, журавли.
Вот и последняя стая
Крыльями машет вдали (2 раза)
(Слова М. Ивенсен, музыка М. Красева)
Дети приседают и берут листочки. Взрослый спрашивает у детей, с какого дерева они сорваны. Дети говорят: «С березы, с клена». Взрослый продолжает: «Раз, два, три к своему дереву беги». Дети бегут к тому дереву, на котором такие же листья, как у них в руках, и говорят: «Такие же листья у березы, у клена ». Затем взрослый говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Ребенок, стоящий у дуба, изображает дуб (поднимает руки с листочками кверху) и отвечает: «На дуб села, на елку улетела». «Ребенок-елка» вызывает другое дерево и т.д. Кто прозевает, получает фант. В конце игры дети с фантами выполняют задания.
Задания фантам:
назвать все деревья на картинках,
выделить из предложения предлоги т.д.
Предложенные подвижные игры способствуют развитию навыков звукового анализа, расширению словарного запаса, развитию грамматического строя речи. Их можно использовать как элемент НОД, как физкультурную минутку. Педагоги могут поиграть с детьми в вечерние часы, на прогулке, а также в свободное время.
15