Презентация Использование здоровьесберегающих технологий в структуре урока для младших школьников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 198»«Использование здоровьесберегающих технологий в структуре урока для младших школьников»Выполнила Бернацкая Татьяна Викторовна,учитель нач. классов, I кв. категория
Здоровьесберегающие образовательные технологии – основа здоровьесберегающей педагогикиПо словам профессора Н.К.Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Основные приоритеты для педагогики оздоровления следующие: Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей.Индивидуально - дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Современная общеобразовательная школа не улучшает здоровья детей. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70 % детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями.В этих условиях внедрение в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников.И хотя, традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Всё это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий;обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояния переутомления.
Целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий.
Задачи:Воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни. Внедрение в работу школы рекомендаций, приёмов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой. Оптимальное возрастное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной системы и других органов и систем.Реализация всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель, стремящийся дать ученику старт счастливой жизни.
Здоровьесберегающий урок должен:воспитывать;стимулировать у детей желание жить и быть здоровыми;учить ощущать радость от каждого прожитого дня;показывать, что жизнь – это прекрасно;вызывать позитивную самооценку.
Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом вопросов здоровьесбережения. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее полученными знаниями и умениями.Активизация развития всех сфер личности учащихся. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр и т.д.).Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности с учётом состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока. Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и контроль каждого урока с учётом особенностей развития учащихся.
Рациональная организация урока: строгая дозировка учебной нагрузки;построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);благоприятный эмоциональный настрой.
Элементы здоровьесберегающего урока:положительный эмоциональный настройснимает страх, создает ситуацию успеха.
Разминка для губ, языкаснимает напряжение органов артикуляции, развивает подвижность артикуляционного аппарата.
Пальчиковая гимнастика (самомассаж, пальчиковые игры, упражнения с предметами, упражнения с речевым сопровождением по методике А.П.Савиной )снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.
Кинезиологические пальчиковые упражнения -это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.
Кинезиологические упражнения:развивают мозолистое тело; повышают стрессоустойчивость;синхронизируют работу полушарий; улучшают мыслительную деятельность;способствуют улучшению памяти и внимания;облегчают процесс чтения и письма;повышают работоспособность.
ПароходПароход плывет по речке И пыхтит он, словно печка. ОчкиБабушка очки наделаИ внучонка разглядела.СтулНожки, спинка и сиденье - Вот вам стул на удивленье.
СтолУ стола четыре ножки,Сверху крышка, как ладошка.ГраблиЛистья падают в саду,Я их граблями смету.ШарикНадуваем быстро шарик.Он становится большой.Шарик лопнул, воздух вышел -Стал он тонкий и худой.
СобакаУ собаки острый носик,Есть и шейка, есть и хвостик.КолечкиКулачок - ладошка
ЛезгинкаКулак – ребро - ладонь
Ухо - носЛевой рукой взяться за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.ПереборКончик большого пальца левой руки соединить с кончиком указательного пальца правой руки, затем перекрестно коснуться кончиком большого пальца правой руки кончика указательного пальца левой руки и продолжить перекрестные касания со всеми пальцами.(«фонарики», «дом», «ёжик», «замок», «зайчик», «цепочка», «ножницы», «лошадка», «коза», «вилка», флажок», «рыбка»)
Требования к выполнению упражнений:точность;владение методикой;доброжелательная обстановка;не прерывать творческий процесс;ежедневное выполнение упражнений;выполнение комплекса в течение 45 – 65 дней;выполнение упражнений сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.
Дыхательная гимнастика ( по методике А.Н. Стрельниковой)помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей, улучшает ритмику организма, развивает самоконтроль и произвольность.
Гимнастика для глаз (методики В.Ф.Базарного, Е.А.Каралашвили)полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.
Физкультминутки, динамические паузы снимают напряжение общей моторики; влияют на деятельность мозга; активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы; улучшают кровоснабжение внутренних органов; работоспособность нервной системы.
«Гимнастика мозга» (по методике Р.А.Захаровой, И.В.Чупаха)помогает обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле, дают высокую умственную энергию: - упражнения, повышающие энергию тела;упражнения, растягивающие мышцы тела – освобождают от напряжения, помогают удерживать вертикальную позу и не сутулиться.
Смена видов деятельностиРазнообразие заданий: читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т.д., направленны на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости.
Игра, игровые ситуацииИгра - преобладающая форма деятельности у младших школьников, через которую ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Игры развивают воображение, способны оказать помощь учащимся с ограниченными возможностями здоровья, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.
Разные формы уроков:КВН, викторина, сказка, игра, урок-презентация, урок-путешествие позволяют как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребёнка
Наглядность способствует конкретизации изучаемого материала
Коррекционные игры и упражнения направлены на развитие психомоторики и сенсорных процессов
Гигиенические требования
Основные результаты работы по проблеме сохранения здоровья:Изучены индивидуальные и личностные психофизиологические особенности учащихся с целью дифференциации учебно-воспитательного процесса.Составлена индивидуальная комплексная программа с учётом основного заболевания и сопутствующих заболеваний, где отражается уровень развития психомоторики и сенсорных процессов, что позволяет более успешно организовывать индивидуальную коррекционно-развивающую работу с каждым учащимся, с учётом структуры дефекта, с опорой на сохранные психологические функции. Изучены и внедрены в образовательный процесс личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии, технология дифференцированного обучения.Обязательный учёт санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеурочной работы.На МО учителей начальных классов проведены семинары: - «Здоровьесберегающие подходы к обучению младших школьников с ДЦП»; - «Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии детей с ЦП»; - «Влияние кинезиологических упражнений на развитие младших школьников с ДЦП».
Основные результаты работы по проблеме сохранения здоровья:Обязательное обеспечение оптимального двигательного режима с учётом специфики заболевания. Разработаны комплексы физкультминуток и систематизированы по характеру основного воздействия на организм учащихся (по формам ДЦП). Разработана система специальных упражнений, активно влияющих на сохранение здоровья детей.Разработаны и проводятся уроки здоровья, внеклассные занятия по привитию и укреплению навыков ЗОЖ. Проводится мониторинг заболеваемости учащихся начальных классов.Регулярно проводятся беседы с родителями по профилактике различных заболеваний.В период учебного процесса регулярно проводятся логопедические и психокоррекционные занятия, занятия ЛФК, парафинотерапия, физиотерапевтические процедуры.
« Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто» Сократ Каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.
Ресурсы:http://yandex.ru/images/search?texthttp://zanud.ru/docs/index-1055224.htmhttp://zanud.ru/docs/index-1055224.htmlhttp://www.babyblog.ru/user/lenta/Nika190/8http://buratinocenter.3dn.ru/publ/artikuljacionnhttp://www.lapiworld.ru/index.phphttp://www.hrono.ru/proekty/bazarny/tehnologia.php