Методическая рекомендация для молодых специалистов на тему: Методы и приёмы в структуре урока.


Методы и приёмы в структуре урока.
В достижении целей и задач урока при оптимальном процессе обучения большую роль играют методы обучения. Они обеспечивают каждому ученику доступный для него уровень усвоения знаний и способов деятельности: дают возможность воспитывать его и развивать. Используемые учителем методы влияют на соблюдение норм времени, которые предусмотрены программой на изучение темы, и обуславливают время . требуемое на выполнение домашнего задания. Всё это свидетельствует о том, что эффективность и результативность проведённых уроков зависят от правильного выбора методов обучения и их оптимального сочетания.
Выбор метода обучения может быть обоснован тогда, когда учитель может привести убедительные аргументы в его защиту. Для этого он должен знать, какие методы используются на уроке, почему выбраны именно они и какой предполагается получить результат.
В методической литературе метод обучения рассматривают как сумму приёмов или как способ деятельности, который используется учителем в совместной работе с учащимися.Метод как способ деятельности имеет определённую структуру. О методе говорят в том случае, когда учитель выделяет цель деятельности и учащиеся осознают её; осуществляется система действий ( приёмов) по реализации данной цели; выбираются средства. Которыми работают ученик и учитель; намечается предполагаемый результат. Таким образом, метод- это система целенаправленных осознанных учителем последовательных действий,организующих познавательную и практическую деятельность ученика.
Если в какой-то части( этапе) урока учитель решает не одну. А несколько познавательно-содержательных задач . то он может использовать и несколько методов с учётом особенностей своего предмета. И при выборе метода обучения учителю необходимо представлять как же проявиться взаимосвязь на протяжении всего урока т.к выбор метода зависит и от конкретного содержания материала, особенностей изучаемого предмета и личностных характеристик учеников.
Выбор метода обусловлен не только содержанием материала, но и познавательными возможностями ученика. которые частично отражены в цели урока. Так как уровень усвоения учитель определяет. Исходя из возрастных возможностей учащихся. Интерес к учебной деятельности и его стимулирование обусловлены не только познавательными потребностями, но и осознанием практической ценности получаемых знаний, учётом личностных интересов учеников. Это требует разнообразия форм работы и видов деятельности школьников.
Если рассмотреть на примере предмет физики: в системе школьного образования учебного предмета является интеллектуальное развитие школьников.
На уроках физики успешно можно развивать такие компоненты мышления, как логичность, доказательность, целостность восприятия, гибкость и самостоятельность, способность к оценочным действиям.
Результативность урока зависит не столько от деятельности учителя, сколько от активности учеников, их приобщение к получению знаний.
Совместное сотрудничество учителя и учеников на уроке эффективно лишь в том случае, если учитель может управлять работой последних, то есть умеет правильно выделить и донести до них цель деятельности, умело организовать и направить труд учеников, спланировать результат их работы.
Таким образом, для решения поставленных целей и задач урока учителю необходимо не только тщательно проводить отбор материала. Но и продумывать его построение; использовать разнообразные методы и приёмы обучения; умело организовывать деятельность учащихся. Развитию интеллекта, воли, эмоций, познавательного интереса, мышления и творчества – всё это обеспечивает меньший расход времени в формировании необходимых черт личности ученика, что соответствует требованиям оптимизации учебного процесса.