Урок для 5 класса по русскому языку «Морфемика. Морфемы»
Урок по теме:
«Морфемика. Морфемы».
Учитель: Зуева Олеся Ивановна
Задачи урока:
Образовательные:
•уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”, ” основа “;
•составить совместно с учащимися алгоритм разбора слов по составу;
•научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
Развивающие:
•развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
•развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
•развивать умение работать с текстом;
•развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
•создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
•воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
•воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
•воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Оборудование:
Мультимедиапроектор, компьютер, экран.
Листы с рабочими материалами для учащихся.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Ребята, начать наш сегодняшний урок я хотела бы со стихотворения С. Острового "Первородство".
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
- Извини меня! -
Это значит:
- Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
- Береги меня!
Это значит:
- Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня! -
Это значит:
- Спрячь меня под своим щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.
Как вы поняли это стихотворение? Да, действительно, каждое слово удивительно, если присмотреться к нему внимательно. Этим мы и будем сегодня заниматься. Запишите в тетрадях число, классная работа. Оставьте строчку для темы урока.
Эпиграф: (на доске)
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье,
Может каждый грамотей Делать слово из частей
Ребята, сегодня мы побываем на удивительном острове, название которого узнаем и запишем. На этом острове живут части слова. Как они называются? Морфемы: корень, приставка суффиксы и окончание.
Морфемы изучаются в разделе науки о языке, который называется морфемика.) Сформулируйте тему урока, запишите. (Морфема. Морфемика).
На нашем острове одни морфемы свободно гуляют по острову, а другие нет. Почему? Они связаны в слова. Запишите слово укротительница, выделите в нем все морфемы. Что необычного вы заметили в этом слове? (несколько суффиксов). Назовите еще несколько слов с несколькими суффиксами.
Цель нашего урока ? Цель урока формулируют дети ( познакомиться с морфемами и их значением, с наукой, изучающей данный раздел языка - морфемикой)
3. ЗНАЧЕНИЯ МОРФЕМ.
- Ребята, вы, наверное, задавали себе вопрос: “И зачем это мы делим слова на части, если они, эти морфемы, сами по себе ничего не значат?”
Приехал, зайка, ноготок, огородник, волосок, колхозник, улыбка, пришил.
Прочитайте слова. Объедините их попарно. Добавьте ещё по одному-два слова по этим же признакам.
Приехал, пришил – это глаголы. В обоих словах приставка при-.
- Какое значение имеет морфема при-?
Зайка, улыбка – это имена существительные. У них одинаковый суффикс –к-.
Какое смысловое значение имеет суффикс –к-?
ноготок, волосок. Это тоже имена существительные. В словах одинаковая морфема суффикс –ок-. Он имеет уменьшительное значение.
- Кто расскажет о последней паре слов?
Дачник, колхозник. Это имена существительные. В словах одинаковая морфема суффикс –ник-. Он обозначает род деятельности человека.
- Какой вывод вы можете сделать по поводу морфем? (Каждая морфема имеет своё значение).
Физкульминутка.
Дыхательное упражнение.
«Рубка дров» - встаньте прямо, ноги шире плеч. Руки опущены, пальцы сцеплены в замок. Поднимите руки вверх, вдохните, прогнитесь назад. Затем, резко выдыхая со звуком «ха», наклонитесь, опустите руки, как при ударе топором, между ног и тут же поднимите их вверх. Повторите 5–10 раз.
Внимание! Очень важно, чтобы звук «ха» был результатом резкого выдоха, шел из грудной клетки.
Упражнение для отдыха глаз.
«Снежинка» - нарисуйте глазами снежинку. Повторить 4-5 раз.4. Алгоритм разбора слова по составу (морфемный разбор).
Давайте попробуем составить алгоритм разбора слова по составу. Что мы должны сделать, чтобы выделить все морфемы в слове? Разбираем слова: стекло– стекло (учащийся выходит к доске).
Стекло. Сначала необходимо определить часть речи, если глагол – то корень-тек-, а если существительное, то корень – стекл-.
Затем необходимо выделить окончание и основу слова (неизменямую часть слова).
После ищем корень слова путем подбора однокоренных слов: стекло (глагол) – течь, потекло, утечка или стекло (сущ) – стеклышко, стекольный.
После корня находим приставки и суффиксы, определяя то значение, которое они привносят в слово.
5. Омонимичные корни.
В стихотворении найти слова с корнем –вод- . Можно ли эти слова считать однокоренными? (Устно)
Дождик льет – кругом вода,
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода.
От бегущих быстрых вод
Задрожал водопровод,
Протекает небосвод –
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
А. Яшин
Ребята определяют корень -вод-вод- с разным значением. Даем название явлению – омонимичные корни (омонимы – слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению, например, лисички-лисички).
6. Формы слова и однокоренные слова.
Закрепляем однокоренные слова и формы одного и того же слова:
На доске записаны слова. Задание: распределить в два столбика, первый - где однокоренные слова, а второй - где формы одного слова:
Лес, лесник, лесной, леса, лесничий, леснику, лесочек, лесного, лесничего, лесок, лесочек. В формах одного и того же слова выделите окончание, а в однокоренных словах – морфему, которой они отличаются.
Ребята, чем отличаются слова в разных столбиках? (учащиеся делают выводы).
7. Итог урока.
- Что нового узнали сегодня на уроке? С какими терминами познакомились?
- Скажите, что такое морфемы и что такое морфемика.
Домашнее задание. На выбор:
1. Напишите сказку про приключения морфем на острове Морфемика.
2. Упражнение № 110 стр.40