Сценарий познавательной программы для детей старшего школьного возраста «То был России клич…» (к истории государственного гимна России)
КОНКУРС
«Овеянные славою флаг наш и герб»
Сценарий познавательной программы для детей старшего школьного возраста
«То был России клич»
(к истории государственного гимна России)
Жанр: историческая экскурсия
Автор: Стальмахович И.П., заместитель директора по воспитательной работе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Зерновое Черемховского района Иркутской области.
Место проведения: актовый зал школы.
Оформление: на задней части сцены название программы «То был Росси клич», российские герб, флаг, текст гимна Российской Федерации (крупно), компьютер, экран на сцене, столики для историка и поэтов, у сцены – трибуна с правой стороны, с левой – кресло в бархатном чехле, столик со свечами, пианино – чуть в центре. Эпиграф на занавесе. «Национальные гимны вернее всего отражают характер нации».
Участники: учащиеся 8-х, 9-х, 11-х классов в роли экскурсоводов, историка, музыкантов, Г.Р.Державина, А.С.Пушкина, революционера, поэтов, хор учителей и учащихся, вокальная группа.
Звучит гимн России (без слов)
Выходят два экскурсовода:
1 экскурсовод: Сегодняшняя наша программа посвящается истории государственного гимна России. Мы совершим с вами путешествие, экскурсию от хоралов и виватных кантов до современного символа российской государственности.
2 экскурсовод: «Гимн» - слово греческого происхождения, оно означает «торжественную, хвалебную песнь». Как же зародились гимны? Давайте проведем заочную экскурсию по странам Европы.
1 экскурсовод: Мы в Древней Греции. Пение гимнов хором сопровождалось игрой на кифаре, а нередко и танцами. В гимнах люди обращались к богам. Восхваляли, излагали мифы о них, просили о помощи. До нас дошли тексты гимнов, автором которых считается великий Гомер. В греческой мифологии существовала даже муза гимнов – Полигимния.
(на экран проецируются изображения храмов Эллады, Гомера, Полигимнии)
2 экскурсовод: В Германии у протестантов роль гимна играл хорал Мартина Лютера «Господь – твердыня наша». Католики и протестанты пели свои гимны под звуки органа.
(портрет М.Лютера – на экране)
1экскурсовод: Первый национальный гимн появился в Нидерландах. Это была революционная песня в честь Вильгельма Оранского, возглавившего в середине XVI века борьбу за освобождение страны от испанского владычества.
( на экране – портрет В.Оранского)
2экскурсовод: Заглянем в Англию середины 18 века. В 1745 году в Лондоне впервые была исполнена мелодия «Боже, храни короля», послужившая прообразом многих европейских гимнов. Этот гимн прославляет государя и призывает на него Божье благоговение.
( На экране – изображение Вестминстерского дворца)
1 экскрсовод: В 1792 году офицер Руже де Лиль создал «Боевую песнь Рейнской армии», ставшую государственным гимном Франции. С ней марсельские добровольцы шли на штурм королевского дворца в Париже, поэтому в народе песня получила название «Марсельеза» - это официальный гимн Франции и ныне.
( Изображения Версальского дворца, эпизоды французской революции – на экране)
2 экскурсовод: В Древней Руси торжественные церемонии всегда проходили под церковные песнопения. В эпоху Петра I зазвучали торжественные канты – светские гимны. Празднование побед сопровождалось виватными кантами, среди которых были такие, как «Виват, Россия, именем преславна» и «Радуйся, российский орле двоеглавый». При Петре I появился также военный марш, который стал первым национальным гимном России.
(На экране появляется портрет Петра I,
звучит в записи преображенский марш без слов,
выходят 2 учащихся в форме трубача и барабанщика Преображенского полка)
Трубач: Наш Преображенский полк стойко сражался в Северную войну, не раз на деле доказывая преданность свою престолу и Родине. Сам Пётр служил в полку нашем.
Барабанщик: Конечно, преображенцам мужества и смелости не занимать стать, но нужно было что-нибудь, что помогало бы отважным воинам сплачиваться перед лицом врага, устремляться в штыковую атаку, торжественно ходить на парадах. Наш преображенский полк насчитывал 40 музыкантов – флейтистов, барабанщиков, трубачей.
Трубач: Каждый полк гордился своим маршем, но особую известность приобрел наш, Преображенский, ставший главным военным маршем России.
(Раздаётся звук трубы и дробь барабана, переходящие в марш)
Барабанщик: В 1805 году офицер Преображенского полка С.Н.Марин написал слова к музыке марша.
(на экране – портрет С.Н.Марина)
Этот славный гвардеец участвовал в войнах с Наполеоном. В битве при Аустерлице он был тяжело ранен и получил золотую шпагу за храбрость.
Трубач: О, это был удивительный марш, бодрый и призывный, под этот марш русская армия в 1814 году вступила в Париж.
(Звучит марш, трубач и барабанщик декламируют под его звуки)
Барабанщик: Пойдём, братцы, за границу
Бить Отечества врагов.
Вспомним матушку – царицу,
Вспомним век её каков!
Трубач: Славный век Екатерины
Нам напомнит каждый шаг;
Те поля, леса, долины,
Где бежал от русских враг
(Уходят маршем под звуки трубы и дробь барабана. Затемнение. Зажигаются свечи в канделябре на столике у кресла. В атласном шлафроке появляется учащийся, исполняющий роль Г.Р.Державина в преклонном возрасте.)
Державин: (садится в кресло) Стар я стал, немощен. Часто воспоминаю, что в жизни моей было. Много чего. Взлёты и падения, хвала и хула государей, встречи и расставанья. Но особенно ярко помнится апрель 1791 года, день бала, коий дан был сподвижником великой государыни Екатерины Григорием Потёмкиным в честь взятия русскими войсками в декабре 1790 гола под водительством паки храброго А.Суворова крепости турецкой неприступной – Измаила.
(на экране – портреты Екатерины II. Г.Потёмкина, А.Суворова, батальные сцены)
Державин: Помню глаза у присутствующих заблестели от слёз в тот момент, как 300 певцов и музыкантов грянули марш-полонез «Гром победы, раздавайся» при появлении императрицы. Слёзы эти святые были, в них гордость за своё Отечество была, упоение победой слышалось. Горд я, что вирши мои так хорошо на музыку Козловского легли Да, есть что вспомнить (погружается в дрёму – воспоминание)
(На экране – портрет молодого Г.Р.Державина. С правой стороны выстраивается вокальная группа учителей, звучит в их исполнении «Гром победы, раздавайся»)
Гром победы раздавайся!
Веселися, храбрый росс!
Звучной славой украшайся
Магомета ты потрёс!
Воды быстрые Дуная
Уж в руках теперь у нас;
Храбрость россов почитая,
Тавр под нами и Кавказ.
Уж не могут орды Крыма
Ныне рушить их покой;
Гордость низится Селима,
И бледнеет он с луной.
Стон Синая раздаётся
Днесь в подсолнечной везде;
Зависть и вражда метётся
И терзается в себе.
Мы ликуем славы звуки,
Чтоб враги могли узреть,
Что свои готовы руки
В край вселенной мы простреть.
Зри, премудрая царица!
Зри, великая жена!
Что твой взгляд, твоя десница –
Наш закон, душа одна.
Зри на блещущи соборы,
Зри на сей прекрасный строй;
Всех сердца тобой и взоры
Оживляются одной.
Припев: Славься сим, Екатерина!
Славься, нежная к нам мать!
(Вокальная группа уходит, Державин тушит свечи и тоже уходит, вспыхивает свет, из-за столика на сцене поднимается учащийся в роли историка, выходит к трибуне)
Историк: (в мантии) В конце 18 века в Россию проникло из Европы религиозно-этическое движение масонства. Масоны ставили своей задачей создание тайной всемирной организации с целью объединения человечества в религиозном братском союзе. В годы правления Александра I масонство было запрещено, однако целая плеяда деятелей культуры оказалась причастной к нему. Среди них были и создатели духовного гимна «Коль славен наш Господь в Сионе» - поэт М.М.Херасков и композитор Д.С.Бортнянский.
(На экране – портреты М.М.Хераскова и Д.С.Бортнянского)
Историк: Михаил Матвеевич Херасков в течение нескольких десятилетий возглавлял Московский университет, писал оды, лирические стихотворения, пьесы, поэмы. Дмитрий Степанович Бортнянский – великий мастер духовной музыки, его мелодии и сегодня звучат в храмах. Но духовная песнь «Коль славен наш Господь в Сионе» стала вершиной их творчества. Гимн привлекал сердца людей прежде всего необычайно искренним обращением к Богу, он звучал во время церковных праздников и ежевечерне в армии, а в русской эмиграции служил знаком духовного единения русских людей.
(Вокруг пианино выстраивается вокальная группа, партию на пианино исполняет учитель музыки, историк возвращается на сцену за столик. Звучит гимн «Коль славен наш Господь в Сионе»)
Коль славен наш Господь в Сионе,
Не может изъяснить язык.
Велик он в небесах на троне,
В былинках на земли велик.
Везде, Господь везде ты славен,
Во дни, в ноши сияньем равен.
Тебя Твой агнец златорунный
В себе изображает нам;
Псалтырью мы десятиструнной
Тебе приносим фимиам.
Прими от нас благодаренье,
Как благовонное куренье.
Ты солнцем смертных освещаешь,
Ты любишь, Боже, нас как чад,
Ты нас трапезой насыщаешь
И зиждешь нам в Сионе град.
Ты грешных, Боже, посещаешь
И плотию твоей питаешь.
О Боже, во твое селенье
Да внидут наши голоса,
И взыдет наше умиленье
К Тебе, как утрення роса!
Тебе в сердцах алтарь поставим,
Тебе, Господь, поём и славим.
(Вокальная группа уходит. Выходит учащийся в роли А.С.Пушкина, читает)
А.С.Пушкин – лицеист: Боже, царя храни!
Славному долги дни
Дай нам земли!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю,
Всех утешителю,-
Всё ниспошли!
(Садится за столик, быстро пишет пером на бумаге, встаёт, вновь читает)
А.С.Пушкин: Там громкою славою
Сильной Державою
Мир он покрыл;
Здесь безмятежною,
Синью надёжною,
Благостью нежною
Нас осенил.
Брани в ужасный час
Мощно хранила нас
Верная длань -
Глас умиления,
Благодарения,
Сердца стремления -
Вот наша дань!
19 октября 1816 года на торжественной церемонии, посвященной годовщине Царскосельского лицея вновь прозвучал гимн моего учителя В.А.Жуковского «Молитва русских», коий я рискнул дополнить двумя куплетами. Александр I распорядился исполнять «Молитву» полковым оркестрам при встрече императора. Так в 1816 году гимн приобрёл официальный характер. Мой текст в этом качестве никогда не исполнялся, а окончательный вид гимн приобрёл в1833 году благодаря офицеру и композитору А.К.Львову.
(На экране – портреты В.А.Жуковского и А.Ф.Львова)
Львов оставил богатое творческое наследие, но самым известным его произведением стала музыка к гимну «Боже, царя храни». Гимн Львова звучал везде – и в армии, и при дворе императора, и во время гражданских торжеств, вызывая рукоплескания и крики «ура». Это есть мужественный, спокойный, пламенный напев.
(Пушкин уходит, на сцену поднимается хор учащихся и учителей, исполняется «Боже, царя храни».
Боже, царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу нам!
Царствуй на страх врагам,
Царь православный!
Боже, царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли, дай на земли!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю,
Всех утешителю -
Всё ниспошли!
Перводержавную
Русь православную,
Боже, царя, царя храни!
Царство ей стройное,
В силе спокойное,
Всё ж недостойное
Прочь отжени!
О провидение,
Нам ниспошли, нам ниспошли!
К благу стремление,
Счастье, смирение,
В скорби терпение
Дай на земли!
(Хор уходит. Звучит запись «Марсельезы», затихает, на фоне музыки на середине сцены появляется учащийся в роли Революционера, читает)
Революционер: Отречемся от старого мира!
Отряхнём его прах с наших ног!
Нам враждебны златые кумиры;
Ненавистен нам царский чертог!
Мы пойдём в ряды страждущих братий,
Мы к голодному люду пойдем;
С ним пошлем мы злодеям прокляться,
На борьбу мы его позовём.
Вставай, подымайся, рабочий народ!
Вставай на врагов, брат голодный!
Раздайся, крик мести народной!
Вперёд!
Наша рабочая «Марсельеза» широко звучала в 1917 году, она стала по сути гимном новой России. Эта революционная французская песня стала гимном революционеров России после того, как видный народник П.Л.Лавров написал текст на русском языке, а её музыку обработал известный композитор А.К.Глазунов.
(Портреты П.Л.Лаврова и А.К.Глазунова – на экране)
Революционер: Но окончательно официальным гимном «Марсельеза» не стала, а в январе 1819 года делегаты III Всероссийского съезда советов стоя слушали новый гимн республики – «Интернационал»
(Звучит «Интернционал» в записи полностью, на его фоне идут кадры революционных событий, Революционер кратко рассказывает о песне)
Революционер: «Интернационал» был создан во Франции в 1871 году поэтом Э.Потье и композитором П.Дегейтером. Он стал международным гимном рабочего движения. На IV съезде РСДРП в 1906 году «Интернационал» был принят в качестве гимна российской социал-демократии. С 1918 это гимн РСФСР, а затем и СССР. «Интернационал» оставался гимном Союза до 1944 года.
(Революционер уходит, «Интернационал» продолжает звучать в записи на фоне кадров революции. На сцене за столиком сидят учащиеся в роли поэтов В.И.Лебедева-Кумача, С.И.Щипачева, С.В.Михалкова)
В.И.Лебедев – Кумач: В 1942 году глава нашей страны И.В.Сталин предложил создать новый гимн, который, в отличие от «Интернационала», носил бы национальные черты. Новый гимн должен был содействовать сплочению народа в защите Отечества от фашистских полчищ, звать к новым подвигам и свершениям. В общей сложности 40 композиторов и 50 поэтов представили свои варианты. Предпочтение было отдано тексту С.В.Михалкова, автором музыки был композитор А.В.Александров. Музыка создана ещё в 1939 на мои слова для «Гимна партии большевиков»
(На экране – фото В.И.Лебедева-Кумача с инициалами)
Лебедев-Кумач: Славой овеяна,
Волею спаяна,
Крепни и здравствуй во веки веков,
Партия Ленина,
Партия Сталина,
Мудрая партия большевиков!
С.П. Щипачев: С середины 1940-х годов развернулась работа над созданием гимнов всех союзных республик. В том числе, предполагалось создание гимна Российской Федерации. В качестве первоначального текста были взяты и мои строки:
В грозах окрепла Россия родная,
Смелый, могучий взрастила народ,
Правдой великой весь мир озаряя,
В силе и славе идёшь ты вперёд
(Портрет С.П.Щипачева – на экране)
С.В.Михалков: Со второй половины 1950-х годов гимн СССР стал исполняться без текста. В 1977 году когда страна принимала новую Конституцию, я внёс соответствующие поправки в текст гимна. Новая редакция текста и музыки гимна была утверждена 27 мая 1977 года.
(На экране – фото С.В.Михалкова. Звучит в записи 1 куплет и припев гимна, на его фоне кадры строительства БАМа, освоения целины, спортивных побед, старты космонавтов. На сцене выстраивается хор. Его солисты по очереди рассказывают).
Учитель: 23 ноября 1990 года на сессии Верховного совета РСФСР состоялось первое исполнение нового государственного гимна России, 27 ноября он был единогласно утверждён. Представлял он собой незавершенное музыкальное произведение великого русского композитора М.И. Глинки. Это был гимн без слов.
Ученик: К вопросу о гимне вернулись в 2000 году. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову, а музыка осталась от прежнего гимна, её автор-композитор и хоровой дирижер А.В.Александров.
Учитель: Государственный гимн Российской Федерации был утверждён Государственной Думой, а в декабре 2000 года указом президента России В.В.Путина. Так накануне нового века у России появился новый гимн.
Ученик: Гимн является официальным государственным символом. Он музыкально-поэтическое воплощение страны и её народа, и поэтому к нему должно быть самое уважительное отношение.
(Звучит гимн Российской Федерации в исполнении хора.
На его фоне – кадры современной жизни России)
13PAGE 15
13PAGE 14815
:Заголовок 1:Заголовок 2Ў:15т:Основной текст>Основной текст 2FОсновной текст 3BНижний колонтитул,Номер страницыTimes New Roman